Урок кубановедения Тема урока: «Основание Екатеринодара»

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Основание Екатеринодара».

Учитель истории МБОУ СОШ №6 Л.Р.Сасина

Дата проведения : 05.04.2016

Методическая разработка урока истории в 10 классе «Смутное время»

Цели и задачи урока:

1образовательные:

- познакомить учащихся с жизнью сраны в период Смутного времени ;

-Показать высокую гражданственность и патриотизм русского народа в период Смутного времени;

2. Развивающие.

-умение обобщать, анализировать, делать выводы.

-умение доказывать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

3. Воспитывающие.

-Сформулировать активную гражданскую позицию современного российского гражданина

-через анализ личности героев войны вырабатывать нравственные ориентиры на основе общечеловеческих ценностей.

-выработка личного отношения к происходящему в прошлом и настоящем.

-приобщение к русской истории

- разывивать умение защищать свою точку зрения.

- проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения,

- частично-поисковые задачи, которые используются для подведения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем.

-Воспитание гражданственности и патриотизма на героических примерах К.Минина и Д.Пожарского, чувства сопереживания и сообразности мышления;

-Формирование диалогичности исторического мышления, осознания себя как гражданина современного российского государства (для 10-х классов).

План урока:

  1. Краткое изложение исторических событий Смутного времени

  2. Защита мини- проектов учащимися по данной теме, связанных с историческими событиями;

  3. Работа в группах по индивидуальным заданиям для каждой группы;

  4. Рефлексия.

Оборудование:

  1. Мультимедийная аппаратура, экран, доска;

  2. Электронное учебное пособие: "Энциклопедия истории России. 862-1917 гг.", "Коминфо". ЗАО "Новый диск",

  3. Раздаточный материал: отрывки из исторических документов, цитаты участников событий, выдающихся историков и современных деятелей о событиях начала XVII в.

Основная форма организации деятельности учащихся на уроке - защита творчеких проектовгрупповая работа. Ученики класса разбиты на 4 творческие группы.

Структура урока

1.Вводная речь учителя о теме, целях, задачах урока .

2.Исторический рассказ о событиях Смутного времени, сопровождаемый показом слайдов: карта, тексты, портреты участников событий т.

3.Защита творческих проектов

4. Работа в группах.

5. Подведение итогов. Рефлексия

Ход урока

1. Вводная речь учителя.

На доске имеются следующие записи:

Смутное время (1598-1613) гг.

Периодизация царей Смутного времени:

1598-1605 гг. - Борис Годунов

1605 г. - Лжедмитрий I

1606-1610 гг. - Василий Шуйский

1610- 1612 гг. - "Семибоярщина"

1613 г. - Михаил Романов

Освободительная борьба:

1609-1611 гг. - оборона Смоленска

1611-1612 гг. - создание народного ополчения под предводительством

Кузьмы Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского и освобождение Москвы

2. Исторический рассказ

Сопровождается показом слайдов.

Причины Смутного времени коренились в самом строе Московского государства XVI века: 1) династический кризис;

2) тяжелое экономическое положение (1601-1602 гг. - голодные)

После смерти Ивана IV началась жестокая борьба за власть. Сначала царствовал его сын Федор Иванович, но фактически власть принадлежала царскому опричнику Борису Годунову, которого в 1598 г. Земский собор избрал на царство.

Защита проекта «Борис Годунов»

Защита проекта «Лжедмитрий I»

Защита проекта «Василий Шуйский»

Защита проекта "Семибоярщина":

Защита проекта «К.Минин и Д.Пожарский»

В 1613 г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова, племянника царя Федора Ивановича по женской линии.

3. Беседа с учащимися по заданиям на основе рассказанного материала:

Задание 1. Проблемные вопросы:

  • Почему стало возможным появление Лжедмитриев I , II, III?

  • Почему в Смутное время была сильная политическая неустойчивость?

  • Почему весь народ поднялся на борьбу с захватчиками?

Задание 2. Дайте оценку поведению

  • Бориса Годунова

  • Лжедмитрия I

  • Василия Шуйского

  • "Семибоярщины"

  • К.Минина и Д.Пожарского.

Задание 3. Вопросы по надписи на памятнике К.Минину и Д.Пожарскому ( аргументированные суждения):

  • Почему К. Минина назвали гражданином?

  • Почему "благодарная" Россия, а не от граждан России?

4. Работа в группах:

Учащиеся разбиваются на 4 группы, получают задания для каждой группы.

После обсуждения данного им задания (3-5 минут) каждая группа представляет ответ (3-5 минут).

Задание группе 1.

Гражданственность - это явление политико-правовое;

- это единство правовой и политической культур, в основе которого лежит нравственная культура.

В какие исторические периоды времени повышается гражданственность?

В чем гражданственность проявляется в наше время (для 10-х классов)?

Задание группе 2.

Гражданин обязан:

  • соблюдать Конституцию и др. нормативные акты;

  • платить налоги;

  • охранять природу, окружающую среду;

  • защищать Отечество;

  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Что можно сказать о гражданской ответственности (защищать Отечество) применительно к событиям Смутного времени XVII в.?

Что больше проявилось в создании народных ополчений Минина и Пожарского? Гражданская ответственность или гражданское чувство (для 10-х классов)?

Задание группе 3.

Гражданин - это человек со сформировавшейся правовой и политической культурой, и который при этом нравственно воспитан?

В чем проявилась нравственная культура гражданина К.Минина в период освобождения Москвы от поляков?

Призыв К.Минина - не искать личных выгод, а все отдать на общее дело - С.М.Соловьев назвал "подвигом нравственного очищения". Почему?

Что можно сказать о нравственной культуре гражданина нашего времени (для 10-х классов)?

Задание группе 4.

Гражданское общество - это социально-экономическое и культурное пространство, в котором свободные люди реализуют свои интересы.

Можно ли считать Смутное время историческим поворотом к гражданскому обществу?

Прав ли И.Е.Забелин, говоря: "Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно"? Прокомментируйте.

Как развивается гражданское общество на современном этапе

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель просит ответить учеников на следующие вопросы:

Какие факты, сведения, о которых Вы узнали на уроке, произвели на Вас наибольшее впечатление, заставили задуматься?

Чем понравилась (или не понравилась) работа в группе?

Какая информация кажется Вам наиболее достоверной, запоминающейся: изученная самостоятельно из исторических источников или прочитанная в книге?




© 2010-2022