Конспект урока истории Причины и начало Второй мировой войны

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Урок по всемирной истории в 11 классе


Тема I: Вторая мировая война (1939-1945г.г.)
Тема урока: Причины и начало Второй мировой войны.
События 1939-1941 г.г.

Цель: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны; дать характеристику ходу боевых действий в 1939-1941 г.г.; охарактеризовать основные битвы этого периода; закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умений рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях; воспитывать учащихся в духе патриотизма, национального сознания и достоинства.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Учебно-наглядные пособия и оборудование: учебник «Всеобщая истории» 11 класс (автор А.А.Улунян, Е.Ю.Сергеев, М. «Просвещение», 2014), Карты «Вторая мировая война», «Начало 2 мировой войны в Европе» ( сентябрь 1939 - июнь 1941 г.г.), иллюстрации «Начало 2 мировой войны», универсальные карточки-тесты закрепления и повторения учебного материала, кинофрагмент « 2-ая мировая война» I часть.


Основные понятия и термины: « блицкриг», агрессия, Вторая мировая война, оккупация, «Освободительный поход» Красной Армии, Тройственный пакт, «Зимняя война», планы операции «Вайс», «Везерские учения», «Грюн», « Морской лев», «Марита».

Основные даты: 1 сентября 1939 г. - начало Второй Мировой войны; ноябрь 1939 г. - присоединение Западной Украины и западной Белоруссии к СССР; ноябрь 1939 г. - март 1940 г.- война между СССР и Финляндией; июнь 1940 г. - присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР; август 1940 г. - присоединение Латвии, Литвы, Эстонии к СССР; 27 сентября 1940 г. - заключение Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией.

Ход урока:

1. Организационный момент:

  • подготовка рабочего места,

  • приветствие,

  • проверка отсутствующих,

  • проверка подготовки учащихся к уроку

2. Актуализация опорных знаний, умений и представлений учащихся.

  • Короткое вступительное слово учителя

Задание 1.

- Объяснить значение понятий: агрессия, оккупация, «блицкриг», Вторая мировая война, пакт Молотова - Риббентропа.

- Записать слова на доске;

- Составить рассказ из этих слов;

- Заслушать несколько учеников;

- Выслушать характеристику этих понятий, данную учителем;

- Сравниваем рассказы учеников с тем, что они услышали от учителя;

- Отмечаем лучшие ответы учеников, которые ближе всего к определениям учителя.

3. Мотивация учебной деятельности:

  • Вступительное слово учителя. Исторические факты.


Вступительное слово учителя:

История человечества знает великое множество войн. Но две из них по масштабам разрушений и человеческих потерь не имеют равных. Обе войны произошли в XX в., и в них принимали участие все крупные государства мира. Войны пришли из Германии; основные боевые действия; разворачивались в Европе.

Во Второй мировой войне принимало участие более 60 стран, на территории которых проживало более 80% населения земли. Боевые действия происходили в Европе, Азии, Африке, Океании на площади 22 млн. кв. км на просторах Мирового океана. За годы войны в армии воюющих государств было призвано 110 млн. чел.

По разным источникам на фронтах 2-ой мировой войны погибло от 50 до 65-67 млн. человек, 90 млн. были ранены или изувечены; около половины погибших составляло мирное население. Материальный ущерб достиг 4 трлн. долларов.

4. Объявление, представление темы и ожидаемых результатов;

- Объявление темы, задач и целей урока;

План урока:

- Причины, характер, периодизация Второй мировой войны;

- Начало Второй мировой войны. Боевые действия в 1939-1941г.г.


  1. Изучение нового материала:


1. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны.

А. Причины войны:

Методом «мозговой штурм» определить причины войны. Обобщение ответов учащихся.


Б. Характер войны; (рассказ учителя)

Агрессивные государства стремились к расширению собственных территорий, завоеванию рынков сбыта и источников сырья - то есть достижению мирового господства и установлению «нового порядка». Со стороны этих государств война носила захватнический характер.

Для стран, которые подверглись агрессии и были оккупированы, война была справедливой. Сложнее определить характер войны относительно СССР. В период с 17 сентября 1939 г. по 22 июня 1941 г. он сам выступал в роли агрессора, присоединив к себе значительные территории, к тому времени принадлежали Польше, Румынии, Финляндии, а также Прибалтийские государства /Эстония, Латвия, Литва/. Но после нападения Германии СССР вынес на себе основное бремя борьбы с фашистской Германией и для него война носила справедливый характер. Ее по праву назвали Великой Отечественной войной.

В. Периодизация Второй мировой войны.

Существует несколько вариантов периодизации Второй мировой войны.

Мы с вами запишем один из них:

I этап. 1 сентября 1939 г. - 19 ноября 1942 г. Стратегическая инициатива принадлежит агрессивным государствам. Германия, Италия, Япония и их союзники сумели завладеть значительными территориями в Европе, Азии, Океании.

I I этап. 19 ноября 1942 г. - 9 мая 1945 г. Стратегическая инициатива полностью переходит к странам Антигитлеровской коалиции, которая разгромила войска Германии и ее союзников в Европе и заставила их капитулировать.

I I I этап. 9 мая 1945г. - 2 сентября 1945 г. окончание войны на Тихом океане и разгром милитаристской Японии. Окончание Второй мировой войны.

6. Осмысление новых знаний и умений.

  • Просмотр кинофрагмента « Вторая мировая война» I часть.

  • Дискуссия по проблемному вопросу


Какое событие 1930-х годов, по вашему мнению, можно считать переломным на пути ко Второй мировой войне? Назовите событие, после которого война стала неизбежной. Аргументируйте свою точку зрения.

7. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на преобразующем и творческом уровне:

  • Историческая задача


Используя материалы учебника, отрывки из секретного дополнительного протокола к договору о ненападении между СССР и Германией, а также дополнительную информацию, сравните решения Мюнхенской конференции и подписание пакта Молотова-Риббентропа. Какими мотивами руководствовались участники этих соглашений, заключая договоренности с Германией? Достаточно ли веские обстоятельства вынуждали их принять подобные решения?

8. Подведение итогов урока:

  • Прояснить содержание изученного;

  • Сопоставьте реальные результаты с ожидаемыми;

  • Проанализировать, почему произошло так, а не иначе?

  • Сделать выводы;


Закрепить и откорректировать усвоение информации или соответствующих умений и навыков.

9. Инструктаж домашнего задания:

  • Проработать текст учебника - параграф 13, стр. 118-124.;

  • Выписать в тетрадь новые понятия и выучить них;

  • Подготовьте сообщения по темам:


«Разгром Франции», «Воздушная война над Англией», «Битва за Атлантику», «Фашистская агрессия на Балканах», «Советско-финская война», «Сотрудничество СССР и Германии в 1939-1941 г.г.», « Присоединение Прибалтики к СССР».



© 2010-2022