Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»









Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса.






Леонтьева Ирина Владимировна,

Преподаватель истории





623101, Свердловская область, город Первоуральск,

проспект Космонавтов, д. 1 (I корпус)



Содержание









Введение

Великий чешский педагог Ян Амос Каменский еще в 1657г. написавший свой бессмертный труд «Великая дидактика» призывал к тому, чтоб образование было всесторонним и практически полезным, влияла бы так на учащихся, чтобы они были подготовлены на все случаи жизни. Забота Каменского об охвате обучения всех людей нашла свое выражение в его работе, направленной на создание универсального метода обучения. Он говорил: «…если всеобщее образование молодежи организуется надлежащим образом, у всех будет хорошее начало для мыслей, желаний, стремлений, и, наконец, для работы».

Иоганн Генрих Песталоцци, творческий продолжатель дела Я.А. Коменского полагал, что воспитание нового человека возможно только при таком социальном строе, в котором ликвидируется эгоизм личности и социальных групп. Свой метод обучения Песталоцци назвал методом бедноты и в своем основном произведении «Как Гертруда учит своих детей» называл образование человека «искусством помощи природе», основной смысл его он видел в развитии самостоятельных сил ребенка, на активизации его возможностей.

С тех пор прошло более 300 лет, а система образования продолжает двигаться вперед, изобретая все более инновационные, универсальные и действенные методы обучения. При этом, как не странно, наиболее действенными методами зачастую продолжают оставаться те, что уже были опробованы давным-давно и не на одном поколении учащихся. И система дифференцированного обучения, разумеется, не нова, оно берет свои истоки с середины XIX века, когда обучение проходило при непосредственном взаимоотношении учителя и ученика, и было личностно ориентированным. В этом направлении работали такие выдающиеся ученые, как Л.С.Выготский, чья теория о зоне ближайшего развития легла в основу дифференциации. Н.А. Мечинская, Л.В.Занков и другие. Педагоги всегда говорили, и будут говорить о необходимости индивидуального подхода к детям, учета их склонностей и особенностей развития. Как говорил Дж. Брунер: «эффективное обучение возможно лишь тогда, когда оно предъявляет достаточно высокие требования к более способным, и не нарушает доверия и установки на учение у менее способных».

Сегодня ни для кого не секрет, что есть учащиеся которые достаточно быстро усваивают материал, и те кому на это требуется больше времени, кто-то обладает хорошо развитым логическим мышлением и хорошо усваивает предметы математического цикла, но не испытывает интереса к гуманитарным дисциплинам, а есть учащиеся с богатым воображением, образным мышлением, которые предпочитают гуманитарные науки, т.к точные даются им с трудом. Часто учащиеся не в состоянии освоить информацию в том объеме и в том темпе, которые предлагает педагог. Федеральные государственные стандарты нового поколения ориентированы не только на предметные, но и на и личностные результаты.

Как показывает опыт, методы наблюдения, регулярно проводимые срезы знаний в каждой группе выделяются 3 уровня учащихся:

1 уровень - это учащиеся, знающие «сверх программы»;

2 уровень - это учащиеся с хорошим уровнем знаний и умений;

3 уровень - это учащиеся с минимальным уровнем знаний и умений.

С помощью дифференцированных форм обучения и в частности разноуровневых карточек-заданий реализуются следующие цели:

Для 1 и 2 уровня:

• Расширение и углубление знаний, формирование умений решать задачи повышенной сложности;

• Развить устойчивый интерес к предмету, углубить представление о роли истории в жизни;

• Доведение учащихся до более высокого уровня усвоения знаний и развитие умения самостоятельной работы.

Для 3 уровня:

• Доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний и способов деятельности;

• Создание соответствующих условий для ликвидации пробелов, актуализации знаний и мотивации для изучения последующих тем;

• Формирование навыков учебного труда, умений самостоятельной работы.

В данной работе будут освещены одни из основных инструментов дифференцированного образования - разноуровневые карточки-здания и способы их использования.

Система работы с использованием карточек с разноуровневыми заданиями позволяет учителю не только добиться усвоения определенной суммы знаний, но и создания комфортной для обучающихся образовательной среды. Научить каждого - вот задача дифференцированного подхода к обучению, направленная на достижение обучающимися результатов, требования к которым заданы стандартом.

Сами карточки-задания возможно дифференцировать:

  • По объему учебного материала.

  • По уровню трудности.

  • По уровню творчества.

  • По характеру помощи.

А так же в данной работе представлены варианты использования разноуровневых карточек-заданий при индивидуальном, групповом, текущем и коллективном контроле.

При выборе заданий разного уровня сложности учащиеся ориентируются на цветовой сигнал карточки:Количество самих заданий в работе зависит, соответственно от уровня сложности, индивидуальных особенностей ученика и времени для самостоятельной работы.



2. Разноуровневые карточки-задания и способы их применения.

Применение карточек-заданий по уровню творчества.

Дифференциация по уровню творчества зависит от различия в познавательной деятельности учащихся. Для 3 группы - это репродуктивный уровень, т.е.- ответы на вопросы хорошо изученных тем. Воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу. Для 1 и 2 группы - это продуктивный уровень, т.е. применение знаний в новой, незнакомой ситуации, осуществление более сложных мыслительных действий, создание нового продукта.

Таким образом, в ходе изучения темы «Эпоха дворцовых переворотов» учащимся может быть предложено составление кластера или фишбоуна о периоде правления одного из правителей данной эпохи, либо о самой эпохе в целом.

Например:

Кластер по теме: «Правление Анны Иоанновны».Составьте кластер о периоде правления Анны Иоанновны. Печатными и рукописными материалами пользоваться запрещается*.

*В случае возникновения затруднений по самостоятельному составлению кластера можно воспользоваться конспектами из своей тетради, при этом учащийся теряет 1 балл и может претендовать на максимальную оценку «4».

В данном задании учащимся предлагается только сама форма отчетности - кластер. Подсказок о наполняемости не предлагается, давая возможность самим проявить свои творческие способности, а так же продемонстрировать умения логически грамотно излагать материал.Составьте кластер о периоде правления Анны Иоанновны. Отразите в ней особенности внутренней и внешней политики, развитие культуры в данный период. При выполнении данной работы можно пользоваться своими записями в тетради.

В данном задании учащимся дается подсказка относительно того, какие моменты правления должны быть отражены в работе (особенности внутренней и внешней политики, развитие культуры) кроме того работа упрощается тем, что учащийся получает право пользоваться своими записями, но при этом сохраняется творчество, давая возможность учащимся самостоятельно выстроить презентацию материала.Составьте кластер о периоде правления Анны Иоанновны.

Отразите в ней особенности внутренней и внешней политики, развитие культуры в данный период. При выполнении данной работы можно использовать учебник по истории либо пользоваться своими записями в тетради. В случае затруднений, подойдите к преподавателю за консультацией. Свои ответы запишите в следующую схему:






Фишбоун по теме: «Эпоха Дворцовых переворотов».Составьте фишбоун по теме «Эпоха дворцовых переворотов». Свой ответ оформите в схему:

Правители


Реформы

Применение карточек-заданий по уровню трудности.

Дифференциация по уровню трудности может быть представлена в 4 различных видах:

  • Усложнение материала.

Например:Прочитайте приведенный ниже текст о жизни и деятельности Петра II, составьте опорный конспект. Дайте свою оценку правлению Петра II.

Пётр II (1715-1730), российский император (с 1727 г.).

Родился 23 октября 1715 г. в Петербурге. Сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи Шарлотты Бланкенбургской-Вольфенбюттельской, внук императора Петра I.

По завещанию императрицы Екатерины I взошёл на престол в 12 лет. При нём правил Верховный тайный совет, состоявший из высочайших сановников империи. Члены совета А. И. Остерман, Д. М. Голицын и Долгорукие сумели арестовать и сослали всесильного прежде А. Д. Меншикова.

Наибольшим влиянием при Петре II обладали князья А. Г. и И. А. Долгорукие. Под влиянием этой старой боярской аристократии юный император объявил себя противником преобразований Петра I.

25 февраля 1728 г. Пётр был коронован в Успенском соборе Кремля. С весны 1728 г. резиденцией царя стал Лефортовский дворец. В Москву переехали двор и важнейшие государственные учреждения.

Пётр часто оставлял столицу, уезжая на охоту в подмосковные вотчины. 30 ноября 1729 г. в Лефортовском дворце состоялось обручение Петра с княжной Е. А. Долгорукой. (Вопрос о её возведении на престол в случае смерти мужа обсуждался 18 января 1730 г. в Головинском дворце Долгоруких во время болезни Петра.)

В январе 1730 г. молодой император простудился на охоте, у него обнаружилась оспа и на исходе месяца (29 января 1730 г.) он скончался в Москве. Похоронен в Архангельском соборе Кремля. С его смертью пресеклась мужская линия династии Романовых.Прочитайте приведенный ниже текст о жизни и деятельности Петра II составьте опорный конспект.

Пётр II (1715-1730), российский император (с 1727 г.).

Родился 23 октября 1715 г. в Петербурге. Сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи Шарлотты Бланкенбургской-Вольфенбюттельской, внук императора Петра I.

По завещанию императрицы Екатерины I взошёл на престол в 12 лет. При нём правил Верховный тайный совет, состоявший из высочайших сановников империи. Члены совета А. И. Остерман, Д. М. Голицын и Долгорукие сумели арестовать и сослали всесильного прежде А. Д. Меншикова.

Наибольшим влиянием при Петре II обладали князья А. Г. и И. А. Долгорукие. Под влиянием этой старой боярской аристократии юный император объявил себя противником преобразований Петра I.

25 февраля 1728 г. Пётр был коронован в Успенском соборе Кремля. С весны 1728 г. резиденцией царя стал Лефортовский дворец. В Москву переехали двор и важнейшие государственные учреждения.

Пётр часто оставлял столицу, уезжая на охоту в подмосковные вотчины. 30 ноября 1729 г. в Лефортовском дворце состоялось обручение Петра с княжной Е. А. Долгорукой. (Вопрос о её возведении на престол в случае смерти мужа обсуждался 18 января 1730 г. в Головинском дворце Долгоруких во время болезни Петра.)

В январе 1730 г. молодой император простудился на охоте, у него обнаружилась оспа и на исходе месяца (29 января 1730 г.) он скончался в Москве. Похоронен в Архангельском соборе Кремля. С его смертью пресеклась мужская линия династии Романовых.



Прочитайте приведенный ниже текст о жизни и деятельности Петра II приготовьте краткий пересказ прочитанного.

Пётр II (1715-1730), российский император (с 1727 г.).

Родился 23 октября 1715 г. в Петербурге. Сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи Шарлотты Бланкенбургской-Вольфенбюттельской, внук императора Петра I.

По завещанию императрицы Екатерины I взошёл на престол в 12 лет. При нём правил Верховный тайный совет, состоявший из высочайших сановников империи. Члены совета А. И. Остерман, Д. М. Голицын и Долгорукие сумели арестовать и сослали всесильного прежде А. Д. Меншикова.

Наибольшим влиянием при Петре II обладали князья А. Г. и И. А. Долгорукие. Под влиянием этой старой боярской аристократии юный император объявил себя противником преобразований Петра I.

25 февраля 1728 г. Пётр был коронован в Успенском соборе Кремля. С весны 1728 г. резиденцией царя стал Лефортовский дворец. В Москву переехали двор и важнейшие государственные учреждения.

Пётр часто оставлял столицу, уезжая на охоту в подмосковные вотчины. 30 ноября 1729 г. в Лефортовском дворце состоялось обручение Петра с княжной Е. А. Долгорукой. (Вопрос о её возведении на престол в случае смерти мужа обсуждался 18 января 1730 г. в Головинском дворце Долгоруких во время болезни Петра.)

В январе 1730 г. молодой император простудился на охоте, у него обнаружилась оспа и на исходе месяца (29 января 1730 г.) он скончался в Москве. Похоронен в Архангельском соборе Кремля. С его смертью пресеклась мужская линия династии Романовых.

  • Увеличение объема изучаемого или проверяемого материала.

Например:

Итоговая поверочная работа по теме «Эпоха Дворцового переворота» может выглядеть следующим образом:Правление кого из перечисленных монархов не относится к эпохе дворцовых переворотов?

1. Петр III

2. Екатерина II

3. Елизавета Петровна

4. Екатерина I

2.Законосовещательный орган, созданный при Екатерине I, назывался:

1)Сенатом

2)Верховным тайным советом

3)Советом министров

4)Государственной думой

3. Какое из представленных понятий относится к эпохе дворцовых переворотов в России?

1) «семибоярщина»

2) опричнина

3) «хованщина»

4) бироновщина

4. Где в царствование Елизаветы Петровны был открыт первый в России университет?

1) в Санкт-Петербурге 3) в Москве

2) в Кенигсберге 4) в Киеве

5. Отметьте причину дворцовых переворотов.

1)заинтересованность дворянства в расширении своих привилегий;

2)стремление иностранных держав усилить свое влияние на политику российских императоров;

3)неспособность правителей решать внутренние экономические проблемы;

4)недовольство высшего общества внешней политикой самодержцев.

6. Основной задачей внешней политики России во второй половине XVIII в. являлась(лось)

1) борьба за выход к Балтийскому морю

2) продвижение в Западную Сибирь

3) борьба за выход к Черному морю

4) завоевание колоний на Балканах

7. «Манифест о вольности дворянства»:

1) освободил дворян от обязательной службы государству

2) стирал грань между родовой и «новой» дворянской знатью

3) ликвидировал разницу между дворянским и боярским землевладением

4) сокращал срок дворянской службы на 25 лет

8. Итоги русско-турецких войн конца XVIII века.

1) протекторат России над Молдавией;

2) присоединение Закавказья;

3) присоединение Северного Причерноморья;

4) присоединение Крыма;

9. Прочтите отрывок из работы историка Е.В. Анисимова «Женщины на российском престоле» и укажите, о какой императрице в нем идет речь.

«В погоне за модой императрица всегда была первой. Современники пишут, что ______________ никогда не надевала одного и того же платья дважды - более того - меняла их по нескольку раз в день. Подтверждение того мы находим в описании пожара в Москве в 1753 году, когда во дворце сгорело четыре тысячи платьев императрицы. Воспитатель императора обнаружил в ее гардеробе 15 тысяч платьев, совсем не ношенных, два сундука шелковых чулок, несколько тысяч пар обуви и больше сотни неразрезанных кусков богатых французских материй».

1) Екатерина I 3) Елизавета Петровна

2) Екатерина II 4) Анна Иоанновна

10. Назовите не менее 3 причин проведения активной внешней политики Екатерины II. Приведите не менее 3 внешнеполитических мероприятий, проведенных ей и их значение для дальнейшего развития России.

11. Приведите не менее 3 положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими данную точку зрения. Эпоха дворцовых переворотов - это время упадка России.

12. Составьте политический портрет одного из правителей эпохи дворцовых переворотов.



  • Выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию.

  • Использование обратного задания, взамен прямого.

Применение карточек-заданий по объему учебного материала.

Необходимость такой дифференциации связана с разным темпом работы учащихся. Особенность данного метода в том, что в дополнение к основному учащиеся 1 и 2 уровня получают творческие или более трудные задания. Дополнительные задания могут быть не связаны с основным, но быть направлены на закрепление ранее изученного материала, либо представлены в заданиях игрового характера.

Например:Прочитайте §26 учебника (учебник история России 10 класс И.Л. Андреев, И.Н.Данилевский). Заполните соответствующую таблицу:



Прочитайте §26 учебника (учебник история России 10 класс И.Л. Андреев, И.Н.Данилевский). Заполните соответствующую таблицу:



Прочитайте §26 учебника (учебник история России 10 класс И.Л. Андреев, И.Н.Данилевский). Заполните соответствующую таблицу:



Перед вами текст с ошибками. Перепишите текст верно.

После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили ей кондиции. Кондиции были опубликованы во всех газетах. Елизавета не подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают выдвинутые условия. После этого она их подписала.

Применение карточек-заданий по характеру помощи.

Суть данного метода заключается в том, что с группой нет фронтальной работы, все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но те учащиеся, которые испытывают затруднения с выполнением задания, получают помощь в виде карточек-подсказок, плана либо наводящих вопросов педагога.

Например:Напишите биографический очерк, состоящий из 5-6 предложений о жизни и деятельности 2 представленных правителей на ваш выбор.

Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса.



Напишите биографический очерк, состоящий из 5-6 предложений о жизни и деятельности 2 представленных правителей на ваш выбор.

Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса.

Если у вас возникают затруднения при выполнении данного задания, вы можете обратиться к справочному материалу.

Справочный материал на «4»:

Алгоритм написания биографического очерка:

  1. Выберите правителя, о котором вам будет интересно написать очерк.

  2. Вспомните что вам известно об этом деятеле? Годы правления, реформы, как он пришел к власти.

  3. Акцентируйте внимание на характере своего героя, попробуйте проанализировать его поступки, дать им оценку.

  4. Изложите свои знания кратко, но максимально информативно.

Напишите биографический очерк, состоящий из 5-6 предложений о жизни и деятельности 2 представленных правителей на ваш выбор. Если у вас возникают затруднения при выполнении данного задания, вы можете обратиться к справочному материалу.

Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса.

Справочный материал на «3»:

Выполните задание по образцу:

(Имя правителя) правил с …. по…. гг. К власти пришел в результате….. В период своего правления опирался на …………… Так как…………………….. Основные направления деятельности были направлены на ………………………………. По характеру был человеком ……………. Потомкам он запомнился …………………

Применение карточек-заданий в коллективной деятельности.

Карточки-задания могут быть основой для создания различного рода конкурсов, соревнований, викторин и т.д.

Например:

Игра «Самый умный».

Ход игры:

  1. Преподаватель озвучивает условия игры, знакомит с игровым полем, который состоит из 30 ячеек. Каждая ячейка имеет свой цвет, который соответствует сложности вопроса: жёлтый цвет-1 балл, зеленый- 2 балла, красный 3 балла.

  2. Учащиеся делятся на 2 команды, каждая из которых придумывает название своей команды. Имена команд пишутся на доске, под названием которых осуществляется запись набранных участниками баллов.

  3. Учащиеся выстраиваются в ряд и по очереди участники каждой команды выбирают номер вопроса и отвечают на него. Использованная ячейка зачеркивается.

  4. В случае если ответ озвучен не правильно, право ответа переходит команде соперника.

  5. Выигрывает та команда, которая набрала больше всего баллов. За 1 место всем участникам команды-победителя выставляется оценка «5», проигравшим «4». А так же может быть представлена возможность индивидуально ответить на вопросы для получения оценки «отлично».

Карточки-вопросы.

Жёлтые карточки:3.

Кем приходится Елизавете Петровне Екатерина I ?

6.

Подписание тайных кондиций было условием прихода к власти … Кого?

7.

«Человек в железной маске» в истории Дворцовых переворотов.

10.

Данный правитель находился у власти всего 186 дней.

14.

Благодаря ее указу студенты получили возможность отмечать Татьянин день.


25.

Император-подросток правивший страной 3 года, умер от черной оспы.

28.

«Весёлая царица была … поёт и веселится, порядка только нет», - о ком так иронизировал А. К. Толстой.

24.

Чьё время правления позднее получило название «бироновщина»?

21.

В её честь был учрежден орден и назван город на Урале.

17.

В период ее правления в России впервые не применялась смертная казнь


Зеленые карточки:Выберите 1 неправильный ответ.

16.

Иван Антонович

а) большую часть жизни провёл в заключении;

б) внук Петра I;

в) за время своего правления не подписал ни одного указа;

г) стал императором по завещанию Анны Ивановны; д) единственный император, при жизни которого произошло три дворцовых переворота;

Выберите 1 неправильный ответ.

22.

Пётр III

а) был страстным поклонником германского императора Фридриха II;

б) освободил дворян от обязательной службы;

в) издал указ о свободе вероисповедания;

г) внук Петра I;

д) внучатый племянник шведского короля Карла XII;

д) отрёкся от престола и погиб в заключении;

Выберите 1 неправильный ответ.

23.

Елизавета Петровна

а) фактически отменила смертную казнь;

б) дочь Петра I и Екатерины I;

в) стала императрицей по завещанию Петра I,

г) умная, способная, но несколько легкомысленная женщина;

д) в период ее правления Россия участвовала в Семилетней войне.

Выберите 1 неправильный ответ.

29.

Пётр II

а) сын Петра I и Евдокии Лопухиной;

б) последний представитель династии Романовых по мужской линии;

в) умный, добрый, способный, но совершенно испорченный юноша;

г) умер от оспы в день своей свадьбы;

д)планировал перенести столицу обратно в Москву.

Выберите 1 неправильный ответ.

30.

Екатерина I

а) её настоящее имя - Марта Скавронская;

б) стала императрицей по завещанию Петра I;

в) была вдовой Петра I;

г) государственными делами практически не занималась;

д) Фактически вместо нее правил Верховный тайный совет.




Выберите 1 неправильный ответ.

1.

Анна Ивановна

а) малообразованная, грубая женщина;

б) перед занятием российского престола была вдовствующей герцогиней Курляндской;

в) племянница Петра I,

г) её десятилетнее правление считается одним из самых страшных периодов русской истории; д) стала императрицей на определённых условиях (кондициях), которые строго выполняла;

Выберите 1 неправильный ответ.

2.

Елизавета Петровна

а) после смерти в ее гардеробе осталось 15000 платьев

б) в период ее правления был построен Зимний дворец

в) последняя представительница династии Романовых по прямой женской линии

г) во время ее правления помещики получили право ссылать крестьян в Сибирь с зачётом их вместо рекрутов.

д) В годы ее правления Россия вела войну с Османской империей

Выберите 1 неправильный ответ.

8.

Анна Ивановна

а) Она отменила закон о единонаследии;

б) Ликвидировала Верховный Тайный совет;

в) Сократила срок служб до 25 лет;

г) Перенесла столицу Российской империи обратно в Москву.

д) Тратила огромные суммы на балы и маскарады.

Выберите 1 неправильный ответ.

9.

Пётр III

а) Издал манифест «О вольности дворянства»;

б) Ликвидировал Тайную канцелярию;

в) В период его правления прекратились преследования староверов;

г) Свел на «нет» успехи Семилетней войны;

д) Вел борьбу за выход к Балтийскому морю.

Выберите 1 неправильный ответ.

15.

Екатерина I

а) Подписала указ о экспедиции В. Беринга;

б) Является бабушкой Петра III;

в) Была открыта Академия наук;

г) Правила страной 3 года;

д) В ее честь учрежден орден Святой Екатерины;


Красные карточки:18.

В 1725 г. Петр I скончался, не успев сделать распоряжение о передаче власти наследнику. Кто мог претендовать на признание законным наследником императора?

Перечислите не менее трех претендентов на императорский трон.

12.

После смерти Петра I канцлер Г.И. Головин, Сенат и высшие сановники обсуждали, кому

передать трон: внуку Петра I или его жене Екатерине.

Почему создалась ситуация выбора

наследника? Укажите не менее трех причин

11.

25 ноября 1741 г. гвардия провозгласила императрицей Елизавету. Каким

образом она взошла на престол и почему?

Назовите не менее двух факторов. Что случилось со свергнутым правителем?

20.

Дайте определение термину «Фаворит». Назовите не менее 4 фаворитов эпохи дворцовых переворотов.

19.

Дайте определение термину «Бироновщина». Укажите верно хронологические рамки данного времени. Выделите не менее 2 причин введения в употребление данного термина.

26.

Дайте определение термину «Дворцовые перевороты». Назовите хронологические рамки данного периода. Выделите не менее 2 причин начала «Дворцовых переворотов».

4.

В январе 1730 г. Членами Верховного

тайного совета на российский престол была приглашена Анна Иоанновна. При этом было принято решение ограничить самодержавную власть императрицы рядом условий - «Кондициями».

Каковы были эти условия и почему попытка ограничения самодержавной власти не удалась?

5.

Прочтите отрывок из сочинения историка В. О. Ключевского и ответьте, чье царствование характеризует историк. "Это был грубый вызов русскому чувству национальной чести. Но немцы после десятилетнего господства, озлобившего русских, усевшись около русского престола, точно голодные кошки около горшка с кашей, и достаточно напитавшись, начали на сытом досуге грызть друг друга". Почему произошла данная ситуация в истории нашей страны? Назовите не менее 2 причин.

27.

«(Он) не достиг того возраста, когда определяется вполне личность человека, и едва ли история вправе произнести о нём какой-нибудь приговор… Смерть постигла его в то время, когда он находился во власти Долгоруковых; вероятно, если бы он остался жив, то Долгоруковых, по интригам каких-нибудь любимцев счастья, постигла бы судьба Меншикова».

О ком говорится в тексте? Кто такой Меншиков и что с ним случилось?

13.

Прочтите отрывок из сочинения историка А. Каменского и назовите императора, о котором идет речь. "В самом конце 1761 года на российский престол поднялся 35-летний человек - нервный, впечатлительный, невоздержанный в своих порывах и увлечениях. Он не знал и не любил страну, которой ему предстояло править, и ему в голову не приходило, что по отношению к этой стране у него есть какие-то обязанности, а ее народ - не просто толпа подданных. Вырвавшись из клетки, где его держали практически всю сознательную жизнь, он впервые ощутил себя императором, самодержцем с безграничной властью и упивался свободой, возможностью жить и царствовать по своему хотению".

Определите, о ком говорится в тексте. Назовите не менее 2 реформ, проводимых им в период правления.

Применение карточек-заданий в групповой деятельности.

Групповую деятельность на уроке истории так же легко можно организовать с использованием карточек - заданий.

Например:

Составление интеллект-карты по средствам карточек-заданий.

Ход работы:

  1. Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, каждая группа получает ватман, маркеры, ножницы, клей-карандаш.

  2. Учитель озвучивает цель работы - создание интеллект карты по средствам использования карточек-заданий.

  3. После организации рабочего пространства каждой группе выдаются конверты, содержащие карточки - задания по теме «Эпоха дворцовых переворотов». Выполняя по очереди каждое задание учащиеся составляют карту.

  4. На работу в группах учащимся отводится от 45 минут. После этого каждая группа презентует полученный результат.

Укажите верно, имя и годы правления представленных правителей. Разместите их на листе ватмана в соответствии с очередностью их правления.

Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса.Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса.

Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса.Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса.

Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса.Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса.

Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса.Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса.



Определите о ком, говорится в тексте, соотнесите с представленными правителями. Четвертая дочь царя Ивана V. В 1710 году была выдана замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма, овдовев через 2,5 месяца после свадьбы, осталась в Курляндии.

После смерти Петра II была приглашена в 1730 году на российский престол Верховным тайным советом, как монарх с ограниченными полномочиями в пользу аристократов - «верховников», но, при поддержке дворян, восстановила абсолютизм, распустив Верховный тайный совет.

Время её правления позднее получило название «бироновщина» по имени её фаворита Эрнста Бирона.

Первый представитель Ольденбургской ветви Романовых на русском престоле. C 1745 года - владетельный герцог Гольштейна.

После полугодового царствования свергнут в результате дворцового переворота, возведшего на престол его жену, и вскоре лишился жизни. Личность и деятельность его долгое время расценивались историками единодушно отрицательно, однако затем появился и более взвешенный подход, отмечающий ряд государственных заслуг императора. Во времена правления его жены за него выдавали себя многие самозванцы, самыми известными из которых были Емельян Пугачёв и Степан Малый.

Российский император из Брауншвейгской ветви династии Романовых с октября 1740 по ноябрь 1741, правнук Ивана V.

Формально царствовал первый год своей жизни при регентстве сперва Бирона, а затем собственной матери Анны Леопольдовны. Император-младенец был свергнут Елизаветой Петровной, провёл почти всю жизнь в одиночном заключении и уже в царствование Екатерины II был убит охраной в 23-летнем возрасте при попытке его освободить.

Внук Петра I, сын царевича Алексея Петровича и немецкой принцессы Софии, последний представитель рода Романовых по прямой мужской линии.

Вступил на престол 6 мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы.

Не успел проявить интереса к государственным делам и самостоятельно фактически не правил. Реальная власть в государстве находилась в руках Верховного тайного совета и в особенности фаворитов юного императора, сначала А. Д. Меншикова, после его свержения - Долгоруковых.

Императрица всероссийская. Родом из Литвы, дочь крестьянина Самуила Скавронского, была служанкой при детях пастора Глюка в Мариенбурге.

После встречи с первым императором династии приняла православие и новое имя. Правила страной после смерти своего мужа. В годы ее правления была организована экспедиция В. Беринга и учреждён орден Святого Александра Невского.

Празднование ее дня рождения совпадает с торжествами по случаю победы в Полтавской битве. Она отлично танцевала, обладала живым умом, находчивостью и сообразительностью. Ночью в день переворота вместе с Шуваловым, Воронцовым, и Лестоком, Пришла в казармы Преображенского полка. Она обратилась к солдатам и офицерам с речью: «Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мной!».





Соотнесите верно, правителя и проводимые им реформы. Свой ответ впишите в интеллект карту, не нарушая логики изложения материала.
  • Создание Верховного Тайного Совета;

  • Указ об уничтожении Тайной канцелярии;

  • Манифест о вольности дворянству;

  • Открытие Академии наук;

  • Переход от конфронтации к союзу с Пруссией;

  • Семилетняя война;

  • Основание Московского университета;

  • Создание Дворянского банка;

  • Столица была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву;

  • Столица была перенесена из Москвы в Санкт-Петербурга;

  • Была сокращена служба дворян до 25 лет.

  • Отмена указа о единонаследии.



Дополните интеллект - карту следующей информацией:
  • Отметьте причины и последствия Дворцовых переворотов;

  • Дайте свою оценку данному периоду в истории нашей страны.



Историческая пятиминутка с применением карточек-заданий.

Учитель веером держит в руках карточки задания с разными вопросами, каждый вытягивает по одному вопросу и сказу отвечает. Таким образом, вся группа настраивается на рабочий лад.

Индивидуальные карточки-задания.Заполните данную лестницу именами правителей и укажите годы их правления в соответствии с очередностью правления.

Разноуровневые карточки-задания по теме «Дворцовые перевороты» для студентов 1 курса.

  1. Отметьте не менее 3 последствий указа 1722 года.

  2. Соотнесите правителя и фаворита.


  1. Подумайте, как за период дворцовых переворотов изменились реформы в области:

  • Дворянской службы;

  • Крепостного права.

  1. Соотнесите имя исторического деятеля и его характеристику.


  1. Сформируйте своё отношение к личности Петра III, используя материал параграфа и текст документа:

«Он был упрям и вспыльчив, был слабого и хилого сложения…Он большей частью проявлял неверие... Его ум был ребяческим... Он приходил в отчаяние. Это часто с ним случалось. Он был труслив сердцем и слаб головой...»

«Общество чувствовало в действиях правительства шалость и каприз, отсутствие единства мысли и определённого направления. Всем было очевидно расстройство правительственного механизма. Всё это вызывало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах открыто и громко выражали недовольство, безо всякого опасения порицая государя»

«За время 186-дневного царствования, если судить по официальному «Полному собранию законов Российской империи», было принято 192 документа»





Заключение.

Требование учитывать индивидуальные особенности учащегося в процессе обучения - очень давняя традиция. Но, как известно «все новое - это хорошо забытое старое».

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

Разумеется, представленные варианты лишь малая часть того, каким образом, возможно, их использование на занятиях. Но т.к. карточки-задания это простой, доступный и эффективный метод контроля знаний учащихся и организации их познавательной деятельности, то предложенные варианты, безусловно, будут полезны.







Список литературы.

  1. Ян Амос Коменский «Великая дидактика». jorigami.ru/PP_corner/Classics/Komensky/Komensky_Yan_Amos_Velikaya_didakt_izbr.htm

  2. Валентин Кумарин « Педагогика стандартности, или почему детям плохо в школе». jorigami.ru/PP_corner/Classics/Kumarin/KUMARIN.htm

  3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. childpsy.ru/lib/books/id/8321.php

  4. Менчинская Н.А. «Психологические проблемы неуспеваемости школьников». childpsy.ru/lib/books/id/8240.php

  5. Оконь В. «Введение в общую дидактику». directmedia.ru/book_87980_Vvedenie_v_obschuyu_didaktiku/



© 2010-2022