Национально-освободительного движения 1916 года в Казахстане (9класс)

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема

Национально-освободительного движения 1916 года в Казахстане


Образовательная: определить причины, цель, движущие силы восстания, описать основные очаги восстания;

Развивающая: развивать дедуктивное, логическое мышление, монологическую речь, умение выстраивать причинно-следственные связи, умение аргументировать, анализировать ключевые эпизоды из различных исторических источников, отображающих «Национально-освободительное движение 1916 г.»;

Воспитательная: на примере исторического материала и судеб героев «Национально-освободительного движения 1916 г.» проследить трагедию народа и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитать патриотизм и активную жизненную позицию.

Ожидаемый результат

Учащиеся будут знать:

  • два центра восстания (А);

  • руководителей восстания (А);

  • основные события восстания 1916 года (А);

Учащиеся будут уметь:

  • показывать по карте основные центры восстания и места важных сражений (В);

  • составлять хронологическую таблицу «Ход национально-освободительного восстания 1916 года в Казахстане» (В);

  • определять причины поражения восстания;

  • определять историческое значение восстание (В);

  • сравнивать особенности двух очагов восстания 1916 года в Казахстане (С);

выражать свое отношение к деятельности восставших, а также царской администрации и карателей (С);

Методы:

Технология «критическое мышление».

Языковые цели (новые слова)

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

«национально-освободительное движение», «радикальная партия», «революционно-демократическая партия».

Тип урока:

Изучение нового материала.

Ключевые идеи:

Восстание 1916 г. занимает особое место в истории многовекового национально-освободительного движения казахского народа. Впервые после национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова восстание 1916 г. имело все казахский характер, охватив все регионы обширного края. Восстание имело антиколониальную и антиимпериалистическую направленность, классовый момент (борьба против феодальной верхушки аула) был второстепенным по сравнению с главной задачей восстания национального и политического освобождения народа.

Материальное обеспечение:

Ресурсы, оборудование,

Учебник М.Козыбаев, К.Нурпеис, К.Жукешев «История Казахстана» 9 класс, слайдовая презентация, карта «Национально-освободительное движение 1916 г.», портреты руководителей движения, картина «Национально-освободительное движение 1916 года».

Интерактивная доска, слайды, распечатанные исторические документы; учебники. тетради


Дифференциация на основе подготовки учащихся:

А- уровень знания и понимания;

В - уровень применения;

С - анализ, синтез, оценивание

2 психологический настрой.

2.Настроение на стикерах.

вызов

«Мозговой штурм». Знакомство со стихотворением:

Пою я про грозный шестнадцатый год,
И сразу припомнилось: в синих туманах
Пожар бушевал над родным Казахстаном,
И сразу я вспомнил, как смелый народ
Пошел на царя и на баев в поход,
Под знамя того, кто не трусил беды, -
Чапая казахского - Амангельды.
Джамбул Джабаев

Какова суть этого стихотворения? Какие события в истории Казахстана оно отражает? Можем ли мы понять события, которые произошли почти сто лет назад в нашей стране? Понять, что двигало тысячами людей? Попробуем понять, сумело ли человечество, принеся огромные жертвы, извлечь какие-либо уроки. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Тема нашего сегодняшнего урока - «Национально-освободительное движение 1916 г.». На сегодняшнем уроке мы попытаемся восстановить хронологию событий движения, особенности центров борьбы, результаты движения, выработать свою точку зрения на эти события.

2. Выполните задание, которое называется «Понятийное колесо». Ключевое понятие - восстание.

2.Актуализация знаний

8 мин

Предлагает выполнить задание 1. Соотнесите имена и высказывания.

Выполняют задание

Критерии успеха:

Каждый правильный ответ - 1 балл, максимально - 4 балла

От 0 до 4 баллов - «2»;

От 5 до 9 баллов - «3»;

От 10 до 13 баллов - «4»;

От 14 до 17 баллов - «5»

Предлагает выполнить задание 2. Определите кто принадлежал к либерально-демократической интеллигенции, а кто - к революционно демократической

Выполняют задание

Критерии успеха:

Каждый правильный ответ - 1 балл; максимально - 8 баллов

Предлагаетвыполнить задание 3. Найдите и исправьте ошибки

Ученики выполняют задание

Критерии успеха:

Каждый правильный ответ - 1 балл; максимально - 5 баллов.

3.Переход к изучению нового материала

3 мин

1.Обращает внимание учеников на план изучения восстания, составленный на предыдущем уроке и предлагает выяснить, какие вопросы из плана еще не были изучены и определить тему урока.

1.Работают с планом и определяют, с какими пунктами предстоит работать на уроке, определяют тему урока

2.Предлагает ученикам определить задачи урока

2.Определяют «критерии успеха»

4.Изучение нового материала

22 мин

1.Группе учеников учитель дал опережающее задание: Составить календарь основных событий в главных центрах восстания 1916 года в Казахстане. Учитель предлагает им познакомить класс с результатами своей работы.

1.Презентуют свою работу.

Опережающее задание было дано ученикам уровня «С» (сильные)

Одноклассники оценивают работы: «Сэндвич с похвалой»

2.Организует работу по сравнению Семиреченского и Тургайского центров восстания

2.Сравнивают Семиреченский и Тургайский центры восстания. Выявляют различия

Уровень «В» и «С»

Обратная связь «Светофор»

3.Организует работу учащихся с историческим документом: «Телеграмма командующего войсками казанского военного округа…»

Работают с историческим документом и отвечают на поставленные вопросы

Уровень «А» читают документ и могут сказать, о чем он.

Уровни «Б» и «С» отвечают на вопросы.

4. Учитель организует работу учащихся по группам:

1 группа: определить итоги движения 1916 года;

2 группа: определить причины поражения восстания 1916 года;

3 группа: определить историческое значение восстания 1916 года;

4 группа: работа с отрывком из статьи Турара Рыскулова «История борьбы за освобождение Востока»

Ученики выполняют задание, оформляют постеры и презентуют свою работу.

Дифференциация в группах в зависимости от способностей учеников (умеют рисовать, красиво писать, формулировать свои мысли, коммуникативные способности)

Обратная связь «Светофор»

5.Закрепление нового материала

7мин

Учитель предлагает вставить в предложения пропущенные слова.

Напишите 5-минутное эссе

Ученики вставляют пропущенные слова

Напишите 5-минутное эссе «Историческое значение восстания 1916 года».

Стратегия Закончите предложение»

«Эссе»

6. Домашнее задание

1 мин

Учитель объясняет домашнее задание

Ученики записывают домашнее здание

Уровень «А»: прочитать § 4; знать основные события восстания, называть руководителей восстания;

Уровень «В»; ответить на вопросы 1-3;

Уровень С: ответить на вопрос 4, по желанию написать эссе от имени участника или свидетеля восстания 1916 года.

7. Подведение итогов урока

2мин

Учитель подводит итоги урока, организует обратную связь; оценивает работу учеников.

Стратегия «Ветровое стекло»



ПРИЛОЖЕНИЕ

Задание 1. Соотнесите имена и высказывания:А.Бокейханов;

Т.Рыскулов;

А.Байтурсынов;

М.Дулатов.


  1. После 1899 г. этнические конфликты между казахами и русскими стали характерной чертой жизни в Степи.

  2. Казахи должны быть на фронте, наране с другими нациями, с орудием в руках защищать страну, а привлечение к «черной» работе считаем унизительным.

  3. Согласившись идти, джигиты пострадают меньше и не погибнут; сопротивление же повлечет огромные жертвы, кровопролитие.

  4. Государи воюют, а проливается кровь народа, разрушаются его хозяйства. Кто оправдает эти бесчинства?

Задание 2. Определите кто принадлежал к либерально-демократической интеллигенции, а кто - к революционно демократической:

  1. А.Бокейханов;

  2. Т.Рыскулов;

  3. Т.Бокин;

  4. С.Сейфуллин;

  5. А.Байтурсынов;

  6. М.Дулатов;

  7. С.Мендешев;

  8. А.Джангильдин.

Задание 3. Найдите и исправьте ошибки:

  1. XIX в. в истории Казахстана характеризуется его полным переходом в подданство Китая.

  2. В начале XX в. Казахстан стал одним из промышленных регионов общероссийского хозяйственного комплекса.

  3. Казахская либерально-демократическая интеллигенция примкнула к национально-освободительному движению.

  4. Казахская революционно-демократическая интеллигенция считала, что для казахского народа безопаснее выполнить царский указ.

  5. Причиной восстания 1916 г. cтал царский указ от 25 июня 1916 г.

  6. По своему характеру восстание 1916 г. было буржуазно-демократическим.

  7. Главной движущей силой восстания 1916 г. стали рабочие и городская беднота.

Алгоритм изучения восстания:

  1. Причины восстания.

  2. Цели восставших.

  3. Движущие силы.

  4. Ход восстания.

  5. Причины поражения восстания.

  6. Историческое значение восстания.

План изучения нового материала:

  1. Семиреченский центр восстания.

  2. Тургайский центр восстания.

  3. Итоги движения.

  4. Причины поражения.

  5. Историческое значение.

Предварительное задание: сравнить Семиреченский и Тургайский центры движения.Июль 1916 г. - Амангельды Имановв и Абдагафар Джанбосынов начали собирать разрозненные казахские отряды в единую армию.

Сентябрь 1916 г. - Тургайском уезде Амангельды Иманов создал большой повстанческий отряд.

Октябрь 1916 г. - в Тургайском и Иргизском уездах насчитывалось до 20 повстанческих отрядов по 2-3 тысячи человек.

Октябрь 1915 г. повстанцы осадили село Карабутак, атаковали карательный отряд районе озер Кожеколь и Татыр.

23 октября 1916 г. - 15 тыс. повстанце под командованием И.Иманова осадили город Тургай.

Ноябрь 1916 г. - число восставших достигло 50 тыс. человек. Повстанцы почти полностью парализовали местный колониальный аппарат

Экспедиционный корпус под командованием генерала Лаврентьева начал наступление с трех сторон - из Кустаная. Актюбинска и Челкара.

6 ноября 1916 г. - попытка взять штурмом Тургай до прихода карательных отрядов закончилась неудачей.

16 ноября 1916 г. - повстанцы районе почтовой станции Тонкойма атаковали карательный отряд. Каратели вступили в Тургай.

Вторая половина ноября 1916 г. - основная масса повстанцев сосредоточилась в Батпак-Каре и в песках Аккум. Из Самары выступила новая карательная экспедиция генерала Макарова.

30 ноября 1916 г. - около 6 тыс. повстанцев выступили на встречу отряду полковника фон Розена.

Начало 1917 г. - Амангельды возобновил антиколониальную борьбу.

22-24 февраля 1917 г. - последнее сражение с карателями в местности Дугал-Урпек.

20 июля 1916 г. - генерал А.Куропатскин назначен генерал-губернатором Туркестанского края.

16 июля 1916 г. - восставшими был убит волостной управитель Корамской волости.

3 августа 1916 г. - в долине реки Асы отряд повстанцев напал на отряд помощника уездного начальника Хлыновского.

6 августа 1916 г. - в урочище Самсы восставшие окружили карательный отряд.

8 августа 1916 г. на Аксуйском джайляу состоялся казахско-киргизский съезд.

11 августа 1916 г.более 5 тыс. повстанцев осадили каркаринскую ярмарку.

Сентябрь 1916 г. - крупное столкновение повстанцев с карательными отрядами в Лепсинском уезде.

Тургайский центр движения отличался централизацией власти, слаженной системой управления повстанческим движением.

Особенностью Семиреченского центра движения стали массовые выступления не только казахской части населения, но и представителей других национальностей (уйгуров, дунган)

Задание 4: прочитайте выдержки из документа и ответьте на вопросы «

Какие масштабы приняло повстанческое движение в Тургайском крае?

Как действовали повстанцы?

26 ноября 1916 г.

ТЕЛЕГРАММА КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ КАЗАНСКОГО

ВОЕННОГО ОКРУГА НАЧАЛЬНИКУ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА

О ТЯЖЕЛОМ ПОЛОЖЕНИИ КАРАТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА ЛАВРЕНТЬЕВА

Сообщаю следующие донесения ген. Лаврентьева:

«Отряд есаула Фролова, выступивший 19 ноября из Иргиза для за­нятия первого опорного пункта на ст. Балпан, утром 22 ноября имел столкновение с шайкой мятежников до четырех тыс. человек. По его сообщению, убито восемь казаков.

…При столкновении со скопищами мятежников отряд Фролова за 21 и 22 ноября выпустил 43 снаряда, роты выпустили 4300 патронов и сотни - 4000 патронов; пехота и казаки открыли огонь с 500 шагов. Киргизы приняли военный строй, колонны идут уступами, атакуют лавой; на от­дыхе охраняются заставами и разъездами, высылаемыми за 25 верст.

Об общей обстановке, в коей действует экспедиционный отряд, ген. Лаврентьев доносит следующее:

«Огромные расстояния, отсутствие жилищ, карт местности, про­довольствия, топлива, необходимость всегда иметь проводников сре­ди озер, барханов, камышей лишают наши войска подвижности. При общем числе кочевого населения Тургайской обл. 450 000 чел. число мятежников, по примерному подсчету мятежных волостей, достигает в Тургайском и Иргизском уу. до 50 тыс. аскеров. Пока они разброса­ны по волостям, но уже стремятся соединиться в огромном скопище, действуя против городов Тургая и Иргиза, Карабутака и линии желез­ной дороги. При огромной подвижности киргиз невозможно рассчи­тывать на скорый успех нанесением быстрых ударов».

….Шайки мятежников проявляют большую смелость, приближаясь к отряду на расстояние 500 шагов, несмотря на огонь наступающих рот и сотен,

…Возрастающий мятеж киргиз Тургайской обл. и распростране­ние его к западу от Ташкентской дороги, опасное положение этой дороги, целости которой угрожают киргизы, вызывают необходи­мость увеличить состав экспедиционного отряда, т.к. для охраны одной только Ташкентской дороги особый комитет при управле­нии ее признал необходимым назначить 884 чел. Вследствие этого командирование в Тургайскую обл. одного только третьего оче­редного казачьего полка с двумя пулеметными командами признаю совершенно недостаточным. Прошу во изменение телеграммы моей 22 ноября № 639 командировать три таких полка с тремя пулемет­ными командами и одну конную батарею.

3.Итоги движения:

Царизм осуществлял стратегию «выжженной земли» для дальнейшей колонизации Казахстана;

В 1916 г. численность коренного населения Казахстана сократилась на полмиллиона человек.

Задание 5: прочитайте отрывок из статьи Турара Рыскулова и сделайте вывод о действии царских карателей при подавлении восстания.


Из статьи Турара Рыскулова

«История борьбы за освобождение Востока»:

  • В результате карательных мер царской власти в Жетысуской области, по подсчетам самой царской администрации, убыль населения насчитывалась к началу 1917 г. в 30 процентах (включая бежавших в Западный Китай), а убыль в киргизском хозяйстве в регионах восстания исчислялась в 75 процентах всех хозяйств, не говоря о конфискованных и предложенных конфискации земельных площадях у кочевников. Так же жестоко были наказаны туркмены-йомуды и узбеки, поднявшие восстание в Ферганской области и Туркмении.

  • Не говоря об истреблениях и сожжениях целых аулов, кишлаков и количестве убитых за время карательных действий, к 1916 г. одних приговоренных судом к смерт­ной казни насчитывалось 347 человек, к каторжным рабо­там - 168, исправительным арестантским отделениям - 228 человек и тюремному заключению - 129 человек. Помимо этого у "бунтовщиков" конфисковывались иму­щество и земли.

4.Причины поражения:

Стихийность;

Недостаточная организованность;

Отсутствие связи между регионами;

С практически безоружным народом воевала регулярная армия империи;

Царские чиновники умело использовали межнациональные противоречия;

Не было единства в рядах национальной демократической интеллигенции;

Царскому правительству быстро удалось обезглавить движение.

5.Историческое значение:

Рост классового самосознания народа;

Тысячи участников восстания прошли школу вооруженной борьбы против царского самодержавия;

Была осознана общность национальных интересов;

Народ пробудился к активной политической деятельности, осознал себя силой, способной к вооруженной борьбе против колониальной экспансии царского самодержавия.

Народной движение представляло собой апогей освободительного движения за весь колониальный период.

Вставьте пропущенные слова

По воле восставшего народа во главе повстанцев Верненского уезда оказались ….

Восставшее население Семиречья откочевало в …

В Тургайской области повстанцы избрали сдвоим ханом…

Амангельды Иманов был избран …

Централизацией власти, слаженной системой управления повстанческим движением отличался … очаг восстания.

В 1916 г. численность коренного населения в Казахстане сократилась на ….

В Каркаре в тюрьме был отравлен один из вожаков повстанческого движения ….







1 ученик.

Земля закачалась под мрачным дворцом,
Врагов самодержца - рабочих ряды
Идут в наступленье с открытым лицом.
Их жаркие не остывают следы.
Бесценный народ мой! Пришла к нам напасть.

2 ученик.

И наши потеют горячие лбы.
Но не уничтожит нас царская власть,
Коль станем мы все под знамя борьбы.
Давайте ж, в кулак наши силы собрав,
Навстречу врагу оседлаем коней.
Бесправие, гнет и шакала-царя
Мы сбросим с себя и развеем их в прах! Акын Бзаубак

Учитель.

- Нам необходимо установить масштабы восстания, и более детально изучить материал об основных очагах движения. Звучит рассказ о Семиреченском центре восстания. СЛАЙД 15-17

1 ученик.

Мы не подчинимся приказу царя,
Он жесток, алчен, завистлив.
Объединимся, сыны бедняков, не подчинимся,
Мы стоим против богачей и беков.
Не боимся, не дрогнем перед врагом,
Будем биться, хотя бы кровь дошла до груди.

2 ученик.

Мы стали сарбазами, сели на коней,
Взяли сабли, наша цель - объединиться, в этом наша сила.
Мы дали клятву быть вместе со своим классом,
Достигнем свободы своими руками.
Сколько бы ни шла кровавая борьба,
Не устанем, не свернем с пути.
В стройном ряду, на конях,
Со стальными мечами в руках сарбазы сидят.
Наш руководитель Амангельды.
Да здравствует наше единство и трудящийся класс!







Приложение 33. Критерии оценивания группового задания.


Понимание задания

Я/мы продемонстрировали глубокое понимание сути задания и требований к его выполнению.

Я/мы продемонстрировали удовлетворительное понимание сути задания, даже несмотря на то, что некоторые второстепенные аспекты могли быть нами упущены или неверно истолкованы.

Я/мы продемонстрировали недостаточное понимание сути задания.

Я/мы продемонстрировали минимальное понимание сути задания.

Выполнение задания

Я/мы полностью выполнили задание, высказывая по ходу работы продуманные объяснения и предлагая различные гипотезы.

Я/мы выполнили задание.

Я/мы выполнили большую часть задания.

Я/мы попытались выполнить задание, но безуспешно.

Представление результатов

Я/мы доступно представляем идеи и результаты своей работы, поднимаем интересные и дискуссионные вопросы и делаем больше, чем от нас ожидают.

Я/мы доступно представляем результаты своей работы.

Я/мы стараемся представить свои идеи и результаты работы.

Я/мы не закончили исследование и/или не были способны представить свои идеи доступным способом.

Групповая работа

Мы продуктивно использовали все имеющееся у нас время. Каждый был вовлечен в работу и внес свой вклад в работу группы.

Большую часть времени мы продуктивно работали вместе. Обычно мы слушали друг друга и использовали идеи, предложенные членами группы.

Какую-то часть времени мы работали вместе. Вклады членов группы в выполнение задания не были равнозначными.

Мы практически не работали вместе, или же работа в группе была непродуктивной. Не каждый член группы внес свой вклад в работу.

Решение проблемы

Трудности не останавливали нас. Мы были активны и работали вместе над решением проблем.

Мы работали вместе, чтобы найти решение проблем

Наша групповая работа могла бы быть более продуктивной.

Некоторые члены группы работали больше других ИЛИ

Никто из членов группы не работал очень хорошо.




Лист наблюдения Lesson Study

Предмет Класс Дата

ФИО наблюдателя _______________________________________


Текущие достижения и критерии успеха

Опишите результаты в рамках конкретных аспектов, которые Вы ожидаете от учеников по окончании

урока?

Исследуемый ученик …………..............................................................................

Критерии успеха

Ученик овладеет навыками самостоятельной работы с текстом, выбор ключевых слов, анализ, синтез материала, умения делать выводы по разбираемым вопросам.

Этап серии уроков

Ответ /реакция/работа ученика

Комментарии

  1. Разминка

Вовлеченность в работу в группе

Участвовал:

  • активно

  • пассивно

  • с интересом


  1. Работа в парах. Повторение. Задай вопрос партнеру

Мотивация на выполнение задания

Как слушал задание:

  • внимательно

  • отвлекался

Быстро ли понял задание:

  • понял задание сразу

  • задавал уточняющие вопросы

  • совсем не понял

Время обдумывания :

  • сразу приступил к выполнению

  • долго обдумывал выполнение

  • консультировался с товарищами

  • давал разъяснения товарищам


  1. Задание 2

Работа в парах


  • Работал в сотрудничестве с партнером

  • Работал самостоятельно

  • Проявлял активность в обсуждении

  • Не желал участвовать в обсуждении


  1. Задание 3

Работа в группах

Степень активности при выполнении задания. Участвовал в работе:

  • активно

  • пассивно

  • после напоминания


  1. Итог / рефлексия

А) задай вопрос товарищу по новой теме

Проявлял активность

Был пассивен

Испытывал трудности при ответе на вопрос

Все понял

Есть вопросы

Ничего не понял

Примерные вопросы учащимся

Был ли урок полезен для тебя?

Был ли ты вовлечен в работу?

Что нового ты узнал?

Насколько тебе было легко / трудно использовать английский язык при работе в группе?

Что тебе мешало лучшему усвоению материала?

Что можно было бы изменить в уроке, чтобы ты достиг больших успехов?


Общее

кол-во баллов

Имя ученика

1. Руководители восстаний

Охарактеризованы:

-Тургайский центр

-Семиреченский цент

-Указаны на карте

Охарактеризованы

-указаны регионы +работа с картой

2.Вывод

Вывод сделан

-самостоятельно

-с помощью учителя

3.Характеристика итогов восстания

Указаны:

-итоги

-причины поражения

-историческое значение

4.Обсуждение

-самостоятельно

- с помощью учителя


Лист оценивания.









6

© 2010-2022