• Преподавателю
  • История
  • Методическая разработка урока и тестовые задания по истории по теме Отечественная война 1812 года

Методическая разработка урока и тестовые задания по истории по теме Отечественная война 1812 года

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Отечественная война 1812 года (8 класс).

Цели урока:

Обучающая:

  1. Определить причины, цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812 году.

  2. Охарактеризовать основные события войны.

  3. Раскрыть значение Бородинского сражения.

  4. Выявить роль Отечественной войны 1812 года в мировой истории.

Воспитывающая:

  1. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за славную историю нашего Отечества, формированию истинного патриотизма на примерах героизма россиян в Отечественной войне 1812 года.

Развивающая:

  1. Развитие мыслительных действий: выделение главного, сравнение, обобщение, доказательство и опровержение, объяснение, классификация понятий, выявление причинно-следственных связей.

  2. Развивать умения составлять плана - памятку войны на основе изученного, сравнивать и сопоставлять, обобщать информацию.

  3. Отработка навыков работы с картой, с документами, речевых умений.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  2. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  3. умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее познавательную ценность

  4. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  5. готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.

Личностные:

  1. осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и способность к определению своей гражданской позиции, уважение к культуре своего народа.

Метапредметные:

  1. способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

  2. владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  3. готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе

Средства обучения:

  • §4 учебника (авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина), рабочая тетрадь на печатной основе;

  • Интерактивные карты «Отечественная война 1812 года», «Бородинское сражение»;

  • атласы «История России XIX века»;

  • презентация «Партизанская война и народное ополчение», компьютер, мультимедийный проектор, экран;

  • раздаточные материал.

Методы обучения:

  • по дидактическим целям - усвоение дидактического материала;

  • по характеру деятельности учителя и обучающихся - изложение учителем нового материала и первичное закрепление обучающимися;

  • по характеру источника информации: словесный (беседа с классом), наглядный (работа с картой, учебником), практический (выполнение заданий по формированию УУД);

  • по уровню познавательной деятельности: объяснительно - иллюстративный (сообщения обучающихся, использование презентации, материалов компьютерного учебника), репродуктивный (работа по вопросам учебника, раздаточный материал), частично - поисковый (анализ документа, составление простого плана)

  • по дидактическим функциям - восприятие, осознание, частичное обобщение.

  • Логические метод обучения - дедуктивный (логический вывод по значению Отечественной войны 1812 года).

Тип урока: изучение нового материала, с использованием ИКТ.

Межпредметные связи: всеобщая история, литература.

Основные понятия: Отечественная война, ополчение, партизанское движение, генеральное сражение, мародерство, флеши, редуты, маневр, инфантерия, арьергард.

Основные даты и события:

1812 год: 12 июня - вторжение наполеоновской армии в Россию, 22 июля - соединение русских армий в Смоленске, 4-6 августа - Смоленское сражение, 8 августа - назначение Кутузова главнокомандующим, 24 августа - Шевардинский бой, 26 августа - Бородинское сражение,

1 сентября - Военный совет в Филях, 2 сентября - оставление Москвы французам, 2-6 сентября - Тарутинский маневр.

Выдающиеся личности: Александр I Павлович, Наполеон I Бонапарт, М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Н.Н. Раевский, М.И. Платов, Ф.П. Уваров, Даву, Мюрат, Ней.

Опережающее задание: подготовка ответов на вопросы §2, индивидуальное задание - подготовка сообщения.

Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка цели урока. Мотивация.

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление изученного материала.

  6. Составление плана - памятки.

  7. Подведение итогов урока.

  8. Рефлексия.

  9. Домашнее задание.

Особенность: В данном уроке присутствуют элементы «синтетического урока» (границы этапов размыты, одни этапы частично входят в состав других с целью повышения качества урока).

Структура урока:

  1. Организационный момент.

Музыка П Апостолов «Бородинский марш».

  1. Актуализация знаний. Ответы на вопросы с. 17.

1. Почему Россия вела войны против Франции в составе коалиций? (При ответе на этот вопрос вспомните материалы о внешней политике России в :конце XVIII в . , изученные вами в VII классе.) Каковы результаты этих войн?

2. Дайте общую оценку Тильзитс:ким соглашениям. В чем вы видите положительные последствия Тильзитских договоренностей для России и в чем - отрицательные?

3. Каким было международное положение России после заключения Тильзитского мира?

4. Оцените итоги русско-шведс:кой войны.

5. В чем вы видите главный итог русс:ко-турец:кой войны 1806- 1812 гг. ?

6. К каким последствиям привела русско-иранс:кая война 1804-1813 гг. ?


  1. Постановка цели урока. Мотивация.

- Что может объединят эти произведения литературы, художественного творчества, архитектурные и скульптурные памятники эпохи XIX века?

Работа с эпиграфом.

О Бородинском сражении: "Французы заслужили право быть победителями, но русские -непобедимы!" Наполеон Бонапарт.

- Как вы считаете, что означают эти слова?

- Почему мы называем войну 1812 года «Отечественной»? (освободительной, народной, оставила большой след в исторической памяти народа).

- Какая тема сегодняшнего урока?

- По ходу изучения нового материала мы будем работать по ленте времени, вопросам в учебнике (с. 31) и составлению опорного плана для упрощения подготовки домашнего задания.

- Запишите число, тему, ленту времени и слово «План».

  1. Изучение нового материала.

Интерактивная презентация.

1-2- Какой будет 1 пункт нашего плана? (причины) -

2-3- 1.Чем можно объяснить многонациональный состав армии Наполеона? -

Русский народ назвал нашествие «великой армии» нашествием «двунадесяти языков». Здесь были немцы, итальянцы, австрийцы, поляки, бельгийцы, голландцы и т. д.

5. Чем объяснялась популярность М. И. Кутузова в народе? (май 1812 года - победа в войне с Турцией). Это было стратегически важно, так как России было бы сложно воевать на 2 фронта.

3-4 - Какой будет 2 пункт нашего плана? (сотношение сил и планы сторон) -

- 2. Дайте сравнительный анализ военных планов сторон.

Методическая разработка урока и тестовые задания по истории по теме Отечественная война 1812 года

- Когда началась война? (24 - 30 июля) Это будет первая дата на нашей ленте времени.

4-5- Имена каких полководцев были упомянуты? (Фуль, Барклай - де - Толли, Багратион, Даву)

- На какие группы можно разделить эти фамилии? (русские и французы) Составим таблицу и допишем её.

5-6 - Когда произошло объединение двух армий? (3 августа) Это будет вторая дата на нашей ленте времени.

6-7 - Кто стал главнокомандующим русской армией? (генерал - фельдмаршал М.И. Кутузов). Лента времени - 8 августа

1. Прочитайте отрывок из воспоминаний современника и укажите главнокомандующего русской армией, о которой идёт речь.

«Назначение его главнокомандующим произвело его общий восторг и в войске, и в народе. <…> Петербург, Москва, Россия ожидали от него новой славы, новых побед. <…> На все приветствия опытный полководец отвечал: «Не победить, а дай Бог обмануть Наполеона!».

  1. М.Б. Барклай де Толли

  2. М.И. Кутузов

  3. П.И. Багратион

  4. П.Х. Витгенштейн


  1. Дайте оценку военно-организаторской деятельности Барклая де Толли в первые месяцы войны. В чем состояло значение Смоленского сражения?

Лента времени - Смоленское сражение - 16 - 18 августа.

Какой будет 3 пункт нашего плана? (Смоленское сражение).

7- 8 Лента времени - Бородинское сражение - 26 августа (7 сентября)

Переключаюсь на другую презентацию, помощь Андрея - стихи.

  1. Дайте военно-политическую оценку Бородинской битвы.

- Какой будет 4 пункт нашего плана?

Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите имя генерала - героя Отечественной войны 1812 года, о котором идёт речь в тексте.

«В Бородинском сражении армия генерала, составляя левое крыло боевого порядка русский войск, отразила все атаки армии Наполеона. В сражении осколок ядра раздробил генералу берцовую кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался…»

Ответ:______________________

Методическая разработка урока и тестовые задания по истории по теме Отечественная война 1812 года

8-9 - Работа по картине «В Филях».

9-10 -

Отрывок «ПОЖАР МОСКВЫ В 1812 ГОДУ» ШАТРОВМосква несчастная пылает,
Москва горит двенадцать дней;
Под шумным пламем истлевает
Несметное богатство в ней:
Все украшенья храмовые,
Сокровища их вековые,
Великолепия дворцов,
Чудесных редкостей собранья,
Все драгоценности ваянья,
Кистей искусных и резцов.

Работа со словарём - «мародеры».

Прочитайте отрывок из воспоминания и напишите название описанного манёвра.

«Определено было обойти Москву фланговым маршем, дабы занять Калужскую дорогу и прикрыть южные губернии , откуда мы могли получить подкрепление и продовольствие <…> Тогда как французам, ниоткуда не получавшим помощи, предстояли всякие трудности в сгоревшей столице».

Ответ: ______________________.

Лента времени - Тарутинский манёвр (14 сентября - 2 октября)

10-12 -Лента времени - Малоярославец - 24 октября

Переправа через Березину - 25-28 ноября.

Презентация - «Партизанское движение» - Добавить сканированную схему.

12-13 - Лента времени- 1 декабря - остатки армии перешли р Неман.


  1. Закрепление изученного материала.

Работа по плану, его завершение.

Индивидуальные задания.

  1. Составление плана - памятки.

  2. Подведение итогов урока.

В 1812 году Наполеон Бонапарт написал в своём дневнике: «…Я буду властелином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её». Через несколько лет «на острове Святой Елены в беседах с приближёнными он говорил: «Я должен был умереть в Москве! Тогда бы я имел величайшую славу, величайшую репутацию, какая только возможна»».

- О каком историческом событии идёт речь?

- Как оно повлияло на дальнейшую судьбу французского императора Наполеона Бонапарта? Обоснуй свой ответ.


  1. Рефлексия. Сердечки на стену.

  2. Домашнее задание: параграф 4 пересказ по плану, вопросы № 7,8; дополнительно - сообщение по полководцу.




Заключительное слово.

И. С. НИКИТИН

Отрывок.

РУСЬИ давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань,-
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

1851

Спасибо за внимание.



1. Установите соответствие между месяцами и событиями Отечественной войны 1812 года. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А) 16-18 августа

Б) 26 августа (7 сентября)

В) 24 октября

Г) 15 - 18 ноября

Д) 25-28 ноября

1) Тарутинский манёвр

2) Сражение под Малоярославцем

3) Смоленское сражение

4) Переправа через реку Березину

5) сражение под Красным

6) Бородинское сражение


А

Б

В

Г

Д


2. Установите соответствие между историческим событием и именами деятелей XIX века. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


А) 6 июля 1812 г. Манифест о формировании народного ополчения

Б) в августе 1812 года назначен царём главнокомандующим русской армии

В) после переправы через реку Березину покинул расположение войск

Г) Получил серьёзное ранение в Бородинском спажении, позднее скончался от гангрены.

1) М.И. Кутузов

2) П.И. Багратион

3) Барклай-де-Толли

4) Александр I

5) Наполеон

Ответ:

А

Б

В

Г


3. Расположите в хронологической последовательности событий войны с Наполеоном.

  1. Совет в Филях

  2. Битва при Аустерлице

  3. Сражение на р. Березина

  4. Битва за городом Смоленск

  5. Вступление войск Наполеона в Москву

Ответ:

4.Какие три из перечисленных ниже событий происходили во время Отечественной войны 1812 года?

  1. Оборона Севастополя

  2. Бородинское сражение

  3. Сражение под Лесной

  4. Брусиловский прорыв

  5. Тарутинский марш - манёвр

Сражение под Малоярославцем

Ответ:
© 2010-2022