- Преподавателю
- История
- Методическая разработка урока и тестовые задания по истории по теме Отечественная война 1812 года
Методическая разработка урока и тестовые задания по истории по теме Отечественная война 1812 года
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Даровских Т.М. |
Дата | 06.11.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Есть |
Тема урока: Отечественная война 1812 года (8 класс).
Цели урока:
Обучающая:
-
Определить причины, цели и характер войны России с наполеоновской Францией в 1812 году.
-
Охарактеризовать основные события войны.
-
Раскрыть значение Бородинского сражения.
-
Выявить роль Отечественной войны 1812 года в мировой истории.
Воспитывающая:
-
Способствовать воспитанию у обучающихся чувства гордости за славную историю нашего Отечества, формированию истинного патриотизма на примерах героизма россиян в Отечественной войне 1812 года.
Развивающая:
-
Развитие мыслительных действий: выделение главного, сравнение, обобщение, доказательство и опровержение, объяснение, классификация понятий, выявление причинно-следственных связей.
-
Развивать умения составлять плана - памятку войны на основе изученного, сравнивать и сопоставлять, обобщать информацию.
-
Отработка навыков работы с картой, с документами, речевых умений.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее познавательную ценность
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
Личностные:
-
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и способность к определению своей гражданской позиции, уважение к культуре своего народа.
Метапредметные:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
-
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе
Средства обучения:
-
§4 учебника (авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина), рабочая тетрадь на печатной основе;
-
Интерактивные карты «Отечественная война 1812 года», «Бородинское сражение»;
-
атласы «История России XIX века»;
-
презентация «Партизанская война и народное ополчение», компьютер, мультимедийный проектор, экран;
-
раздаточные материал.
Методы обучения:
-
по дидактическим целям - усвоение дидактического материала;
-
по характеру деятельности учителя и обучающихся - изложение учителем нового материала и первичное закрепление обучающимися;
-
по характеру источника информации: словесный (беседа с классом), наглядный (работа с картой, учебником), практический (выполнение заданий по формированию УУД);
-
по уровню познавательной деятельности: объяснительно - иллюстративный (сообщения обучающихся, использование презентации, материалов компьютерного учебника), репродуктивный (работа по вопросам учебника, раздаточный материал), частично - поисковый (анализ документа, составление простого плана)
-
по дидактическим функциям - восприятие, осознание, частичное обобщение.
-
Логические метод обучения - дедуктивный (логический вывод по значению Отечественной войны 1812 года).
Тип урока: изучение нового материала, с использованием ИКТ.
Межпредметные связи: всеобщая история, литература.
Основные понятия: Отечественная война, ополчение, партизанское движение, генеральное сражение, мародерство, флеши, редуты, маневр, инфантерия, арьергард.
Основные даты и события:
1812 год: 12 июня - вторжение наполеоновской армии в Россию, 22 июля - соединение русских армий в Смоленске, 4-6 августа - Смоленское сражение, 8 августа - назначение Кутузова главнокомандующим, 24 августа - Шевардинский бой, 26 августа - Бородинское сражение,
1 сентября - Военный совет в Филях, 2 сентября - оставление Москвы французам, 2-6 сентября - Тарутинский маневр.
Выдающиеся личности: Александр I Павлович, Наполеон I Бонапарт, М.И. Кутузов, М.Б. Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Н.Н. Раевский, М.И. Платов, Ф.П. Уваров, Даву, Мюрат, Ней.
Опережающее задание: подготовка ответов на вопросы §2, индивидуальное задание - подготовка сообщения.
Структура урока:
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний.
-
Постановка цели урока. Мотивация.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление изученного материала.
-
Составление плана - памятки.
-
Подведение итогов урока.
-
Рефлексия.
-
Домашнее задание.
Особенность: В данном уроке присутствуют элементы «синтетического урока» (границы этапов размыты, одни этапы частично входят в состав других с целью повышения качества урока).
Структура урока:
-
Организационный момент.
Музыка П Апостолов «Бородинский марш».
-
Актуализация знаний. Ответы на вопросы с. 17.
1. Почему Россия вела войны против Франции в составе коалиций? (При ответе на этот вопрос вспомните материалы о внешней политике России в :конце XVIII в . , изученные вами в VII классе.) Каковы результаты этих войн?
2. Дайте общую оценку Тильзитс:ким соглашениям. В чем вы видите положительные последствия Тильзитских договоренностей для России и в чем - отрицательные?
3. Каким было международное положение России после заключения Тильзитского мира?
4. Оцените итоги русско-шведс:кой войны.
5. В чем вы видите главный итог русс:ко-турец:кой войны 1806- 1812 гг. ?
6. К каким последствиям привела русско-иранс:кая война 1804-1813 гг. ?
-
Постановка цели урока. Мотивация.
- Что может объединят эти произведения литературы, художественного творчества, архитектурные и скульптурные памятники эпохи XIX века?
Работа с эпиграфом.
О Бородинском сражении: "Французы заслужили право быть победителями, но русские -непобедимы!" Наполеон Бонапарт.
- Как вы считаете, что означают эти слова?
- Почему мы называем войну 1812 года «Отечественной»? (освободительной, народной, оставила большой след в исторической памяти народа).
- Какая тема сегодняшнего урока?
- По ходу изучения нового материала мы будем работать по ленте времени, вопросам в учебнике (с. 31) и составлению опорного плана для упрощения подготовки домашнего задания.
- Запишите число, тему, ленту времени и слово «План».
-
Изучение нового материала.
Интерактивная презентация.
1-2- Какой будет 1 пункт нашего плана? (причины) -
2-3- 1.Чем можно объяснить многонациональный состав армии Наполеона? -
Русский народ назвал нашествие «великой армии» нашествием «двунадесяти языков». Здесь были немцы, итальянцы, австрийцы, поляки, бельгийцы, голландцы и т. д.
5. Чем объяснялась популярность М. И. Кутузова в народе? (май 1812 года - победа в войне с Турцией). Это было стратегически важно, так как России было бы сложно воевать на 2 фронта.
3-4 - Какой будет 2 пункт нашего плана? (сотношение сил и планы сторон) -
- 2. Дайте сравнительный анализ военных планов сторон.
- Когда началась война? (24 - 30 июля) Это будет первая дата на нашей ленте времени.
4-5- Имена каких полководцев были упомянуты? (Фуль, Барклай - де - Толли, Багратион, Даву)
- На какие группы можно разделить эти фамилии? (русские и французы) Составим таблицу и допишем её.
5-6 - Когда произошло объединение двух армий? (3 августа) Это будет вторая дата на нашей ленте времени.
6-7 - Кто стал главнокомандующим русской армией? (генерал - фельдмаршал М.И. Кутузов). Лента времени - 8 августа
1. Прочитайте отрывок из воспоминаний современника и укажите главнокомандующего русской армией, о которой идёт речь.
«Назначение его главнокомандующим произвело его общий восторг и в войске, и в народе. <…> Петербург, Москва, Россия ожидали от него новой славы, новых побед. <…> На все приветствия опытный полководец отвечал: «Не победить, а дай Бог обмануть Наполеона!».
-
М.Б. Барклай де Толли
-
М.И. Кутузов
-
П.И. Багратион
-
П.Х. Витгенштейн
-
Дайте оценку военно-организаторской деятельности Барклая де Толли в первые месяцы войны. В чем состояло значение Смоленского сражения?
Лента времени - Смоленское сражение - 16 - 18 августа.
Какой будет 3 пункт нашего плана? (Смоленское сражение).
7- 8 Лента времени - Бородинское сражение - 26 августа (7 сентября)
Переключаюсь на другую презентацию, помощь Андрея - стихи.
-
Дайте военно-политическую оценку Бородинской битвы.
- Какой будет 4 пункт нашего плана?
Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите имя генерала - героя Отечественной войны 1812 года, о котором идёт речь в тексте.
«В Бородинском сражении армия генерала, составляя левое крыло боевого порядка русский войск, отразила все атаки армии Наполеона. В сражении осколок ядра раздробил генералу берцовую кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался…»
Ответ:______________________
8-9 - Работа по картине «В Филях».
9-10 -
Отрывок «ПОЖАР МОСКВЫ В 1812 ГОДУ» ШАТРОВМосква несчастная пылает,
Москва горит двенадцать дней;
Под шумным пламем истлевает
Несметное богатство в ней:
Все украшенья храмовые,
Сокровища их вековые,
Великолепия дворцов,
Чудесных редкостей собранья,
Все драгоценности ваянья,
Кистей искусных и резцов.
Работа со словарём - «мародеры».
Прочитайте отрывок из воспоминания и напишите название описанного манёвра.
«Определено было обойти Москву фланговым маршем, дабы занять Калужскую дорогу и прикрыть южные губернии , откуда мы могли получить подкрепление и продовольствие <…> Тогда как французам, ниоткуда не получавшим помощи, предстояли всякие трудности в сгоревшей столице».
Ответ: ______________________.
Лента времени - Тарутинский манёвр (14 сентября - 2 октября)
10-12 -Лента времени - Малоярославец - 24 октября
Переправа через Березину - 25-28 ноября.
Презентация - «Партизанское движение» - Добавить сканированную схему.
12-13 - Лента времени- 1 декабря - остатки армии перешли р Неман.
-
Закрепление изученного материала.
Работа по плану, его завершение.
Индивидуальные задания.
-
Составление плана - памятки.
-
Подведение итогов урока.
В 1812 году Наполеон Бонапарт написал в своём дневнике: «…Я буду властелином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её». Через несколько лет «на острове Святой Елены в беседах с приближёнными он говорил: «Я должен был умереть в Москве! Тогда бы я имел величайшую славу, величайшую репутацию, какая только возможна»».
- О каком историческом событии идёт речь?
- Как оно повлияло на дальнейшую судьбу французского императора Наполеона Бонапарта? Обоснуй свой ответ.
-
Рефлексия. Сердечки на стену.
-
Домашнее задание: параграф 4 пересказ по плану, вопросы № 7,8; дополнительно - сообщение по полководцу.
Заключительное слово.
И. С. НИКИТИН
Отрывок.
РУСЬИ давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань,-
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.
И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
1851
Спасибо за внимание.
1. Установите соответствие между месяцами и событиями Отечественной войны 1812 года. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) 16-18 августа
Б) 26 августа (7 сентября)
В) 24 октября
Г) 15 - 18 ноября
Д) 25-28 ноября
1) Тарутинский манёвр
2) Сражение под Малоярославцем
3) Смоленское сражение
4) Переправа через реку Березину
5) сражение под Красным
6) Бородинское сражение
А
Б
В
Г
Д
2. Установите соответствие между историческим событием и именами деятелей XIX века. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) 6 июля 1812 г. Манифест о формировании народного ополчения
Б) в августе 1812 года назначен царём главнокомандующим русской армии
В) после переправы через реку Березину покинул расположение войск
Г) Получил серьёзное ранение в Бородинском спажении, позднее скончался от гангрены.
1) М.И. Кутузов
2) П.И. Багратион
3) Барклай-де-Толли
4) Александр I
5) Наполеон
Ответ:
А
Б
В
Г
3. Расположите в хронологической последовательности событий войны с Наполеоном.
-
Совет в Филях
-
Битва при Аустерлице
-
Сражение на р. Березина
-
Битва за городом Смоленск
-
Вступление войск Наполеона в Москву
- Ответ:
4.Какие три из перечисленных ниже событий происходили во время Отечественной войны 1812 года?
-
Оборона Севастополя
-
Бородинское сражение
-
Сражение под Лесной
-
Брусиловский прорыв
-
Тарутинский марш - манёвр
Сражение под Малоярославцем
- Ответ:
-