Внеклассное мероприятие по истории Знатоки истории

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исторический турнир «Знатоки истории»

Цели и задачи турнира:

1. Закрепить знания по истории России конца 16 начала 17 века, периода смуты и борьбы русского народа против польских и шведских интервентов.

  1. Развитие умения оперировать историческими знаниями, и применять их в нестандартных ситуациях, развитие логического мышления и речи учащихся.

  2. Развитие интеллектуальных возможностей школьников через элементы игры.

4. Воспитание патриотических чувств, уважения к героическим и трагическим страницам истории, гражданской позиции, национального самосознания у студентов колледжа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Ход мероприятия.

Ведущий.

Сегодня на нашем ежегодном турнире мы откроем книгу «История» на главе «Русь в конце 16 - начале 17 вв. Это время вошло в историю как Смутное. В 2013 году вся Россия будет отмечать 400-летие династии Романовых, а значит окончание Смутного времени. За этот период на Руси произошло огромное количество событий всем известных и мало известных; трагических и радостных, вызывающих чувство гордости и горечи.

Люди изучают историю не из простого любопытства, они пытаются разобраться в прошлом, чтобы понять настоящее и хоть немножко заглянуть в будущее.

Великий Цицерон говорил, «История свидетельница веков, факел истины, наставница жизни»

Я прошу вас поиграть сегодня от души, со спортивным азартом. Сражение сейчас начнется непростое:
Стремясь завоевать победу,
Вы копья будете ломать
Лишь в интеллектуальном поединке,
Вести который буду я - Семенычева Л.Н..
Роль зрителей - смотреть и слушать со вниманьем.
А чтоб турнир не превратился в драку,
А рыцари - в разбойников с большой дороги,
У нас есть строгий суд в составе........,

который может
В мгновенье ока первенство отнять
И передать достойному. Ну что же,
Ни пуха, ни пера! Сражайтесь честно,
И пусть сегодня победит сильнейший.
Итак, мы начинаем первый конкурс.

1 конкурс: Разминка (5-7 минут)

1. Назовите хронологические рамки смутного времени.

2.Что такое смута?

3.Кто занял русский трон после смерти Федора Иоановича и в каких родственных связях он состоял с царем?

4. Почему народ не принял Бориса Годунова как законного царя?

5.Кто такие самозванцы и почему они появляются в России?

2 конкурс «Домашнее задание». (20 минут)

Как гласит русская пословица "Где родился, там и пригодился». Конкурс презентаций «Край мой Бутурлинский»

3 конкурс «Приглашение на турнир»(5 минут)

Командам дается задание составить приглашение на турнир.

Например:

Чтобы в историческом турнире победить

Очень умным и любезным надо быть!

За щитами не скрываться!

Шпаги острой не бояться!

Приходите на турнир!

4 конкурс «По следам минувших лет»

Команды выполняют тест (5 минут)

1. В Смутное время на Руси правили

1) Василий Шуйский

2) Иван 3

3)Иван 4

4) Михаил Романов

2. Русский трон в 1605 году занял

1) Лжедмитрий1

2) Лжедмитрий 2

3) Минин и князь Пожарсий

4) Борис Годунов

3. Второе ополчение возглавил(и)

1) Василий Шуйский

2) Минин и Пожарский

3) Ляпунов

4)Иван Сусанин

4. Задачей Земского собора в 1513 году было

1) создание Судебника

2) избрание царя

3)присоединение Украины

4)созыв ополчения

5. Крестьянское восстание в Смутное время возглавил

1) С. Разин

2) Е. Пугачев

3) И. Болотников

6. Династию Романовых возглавил царь

1) Николай

2) Александр

3)Михаил

4) Павел

7. В Смутное время Тушинским вором называли

1) Владислава, которому присягнули москвичи

2) Сигизмунда, претендента на престол

3)Ивана, сына Марины Мнишек и Ивана Заруцкого

4)Лжедмитрия 2, оспаривавшего престол у Василия Шуйского

8. Всесословное собрание, существовавшее на Руси в 16-17 веках называлось

1) Боярская Дума

2) Стоглавый собор

3)Земский собор

4) земщина

9. Правление на Руси в Смутное время называлось

1) земщина

2) семибоярщина

3) Лжедмитровщина

10. Династия Романовых начала править

1) в 1613 году

2) в 1550 году

5 конкурс: «Картографы». (2-3 минуты)

Указать путь второго ополчения

6 конкурс: «Искатели». (7-8 минут)

Командам дается задание разгадать исторический кроссворд


Внеклассное мероприятие по истории Знатоки истории

По вертикали:
1. Авантюрист, самозванец, действовавший в период Смутного времени.
2. Город, противостоявший польским захватчикам 20 месяцев.
3. Село, где обосновался второй самозванец.
4. Польский магнат, чья дочь стала женой первого и второго самозванцев.
5. Князь, участник первого и руководитель второго ополчений.
6. Московский патриарх, призвавший соотечественников к сопротивлению и погибший в заточении в Москве от голода.
7. Земский староста, торговый человек, руководитель 2-го ополчения.
8. Страна, бывший союзник России, осуществлявшая интервенцию.
9. Боярин, заговорщик, царь, впервые присягнувший своим поданным.

По горизонтали:
10. Насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого.

7 конкурс: «Узнай историческую личность» (4-5 минут)

Указаны цитаты. Надо определить, кому они принадлежат или о ком они сказаны.

  1. «На престоле московских государей он был небывалым явлением. Богато одарённый, с бойким умом, легко разрешавшим в Боярской думе самые трудные вопросы. Он совершенно изменил порядок жизни старых московских государей.»

  2. По словам А. С. Пушкина: «…вчерашний раб, татарин». Вступая на престол, обещал: «Никто не будет в моём царстве нищ и беден»

  3. При вступлении на престол ему было за пятьдесят. Молодость свою провел при Иване Грозном и решительно ничем не выказал себя. Народный суд приговорил его к смерти, С терпением и мужеством пошел на казнь и, не ожидая спасения, бестрепетно сказал народу: "- Умираю за веру и правду!".

  4. "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших. Будем бить челом, чтоб кто-нибудь стал у нас начальником. Дело великое! ".

  5. Был холопом князя Телятевского. Сбежав в степь к казакам, он был захвачен в плен татарами и продан в рабство на галеры в Турцию. Освобождённый из неволи немцами, оказался в Венеции в Италии.

8 конкурс: «Галерия исторических портретов» (2-3 минуты)

  1. Лжедмитрий 2

  2. Дмитрий Пожарский

  3. Патриарх Гермоген

  4. Василий Шуйский

  5. Козьма Минин

Рефлексия (1-2 минуты)

  1. Мне понравилось потому, что

  2. Мне не понравилось потому, что

Ведущий: Вот и закончился наш турнир. И хочется закончить наш турнир словами

Все проходит. Остается Родина -
То, что не изменит никогда.
С ней живут, любя, страдая, радуясь.
Падая и поднимаясь ввысь…
И еще немало будет пройдено,
Коль зовут в грядущее пути.
Но светлей и чище чувства Родины
Людям никогда не обрести.

Вручение дипломов, памятных подарков.


Дополнительные вопросы.

1. Почему Лжедмитрий 1 был свергнут с престола и когда это произошло?

2. Почему царя Василия Шуйского называли в народе полуцарем?

3. Кем и с какой целью были приглашены шведы на русскую землю. За что шведам были отданы города : Ивангород, Ям, Орешек, Корелу, Копорье.

4. В чем заключался тайный договор бояр и польского короля Сигизмунда?

5. Когда москвичи «целовали крест» царевичу Владиславу и на каких условиях?







Литература.

  1. Внеклассная работа по истории / Авт. - сост. Р.Н. Чеброва, А.В. Бармин.- Саратов: Лицей, 2003.

  2. Н.И. Харьковская. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы. Викторины. Олимпиады. Ростов-на- Дону «Феникс», 2006

  3. Е.В. Симонова. Поурочные разработки по истории России, 6 класс. Издательство «Экзамен», М.: 2006






Ответы на исторический турнир «Знатоки истории».

1 конкурс: Разминка.

1. 1598 - 1613 г.г.

2. Умер последний законный царь из династии Рюриковичей - Федор Иоанович - 1598 г. .

3. Борис Годунов. Шурин царя ( брат жены Ирины царя Федора)

4. Бориса Годунова обвиняли в том, что он подослал убийц к царевичу Дмитрию и не был «законным царем».

5. Самозванцы - это люди, выдающие себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Появляются, потому что в народе жила такая легенда и тяжелое было время для народа, царь, которого не любили.

3 конкурс «Приглашение на турнир»

Например:

Чтобы в историческом турнире победить

Очень умным и любезным надо быть!

За щитами не скрываться!

Шпаги острой не бояться!

Приходите на турнир!

4 конкурс «По следам минувших лет»

1. 1

2. 1

3.2

4. 2

5. 1

6. 3

7. 4

8. 3

9. 2

10.1

5 конкурс: «Картографы»

Путь ополчения пролегал через Балахну, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Троице-Сергееву лавру и завершился в Москве.

6 конкурс: «Искатели»

  1. Лжедмитрий

  2. Смоленское

  3. Тушино

  4. Мнишек

  5. Пожарский

  6. Гермоген

  7. Минин

  8. Швеция

  9. Шуйский

  10. Интервенция

7 конкурс: «Узнай историческую личность»

  1. Лжедмитрий 1.

  2. Борис Годунов

  3. Василий Шуский

  4. К. Минин

  5. И. Болотников

8 конкурс: «Галерия исторических портретов»

  1. Лжедмитрий 2

  2. Дмитрий Пожарский

  3. Патриарх Гермоген

  4. Василий Шуйский

  5. Козьма Минин

Дополнительные вопросы

1. Лжедмитрий 1 был свергнут с престола, т.к. не выполнил свои обещания перед народом и русским дворянством; приблизил поляков, стал раздавать им русские земли. Вскоре после воцарения Лжедимитрия, им оказались недовольны, как поляки, так и москвичи. Поляки за то, что он и не думал исполнять обещания, данные польскому королю и папе римскому, а москвичи -- за то, что он вёл себя не так, как подобает русскому царю: в церковь не ходил, постов не соблюдал, кутил и пьянствовал. Правил он при помощи Басманова и нескольких поляков, без помощи знатной аристократии. Кроме этого, в Москву скоро приехала полька Марина Мнишек со своим отцом и Лжедимитрий на ней женился. На его свадьбу приехало много иностранцев, которых, за неимением гостиниц, разместили по частным домам. Вели они себя по отношению к москвичам плохо, москвичей же в день свадьбы даже не пустили во дворец. Это ещё больше настроило москвичей против самозванца.

2.Потому что он занял престол, пообещав править вместе с боярами.

3. Тушинский вор собрал большое войско, но царь Василий Шуйский тоже собрал большую рать во главе с талантливым русским полководцем, Михаилом Скопиным-Шуйским. Скопин заключил союз со Швецией и -- отдав шведам русские города Ивангород, Ям, Копорье, Орешек и Корелу -- получил от шведов помощь. Соединённое русско-шведское войско пришло к Москве и прогнало Тушинского вора, который убежал в Калугу.

  1. Ещё до свержения Шуйского поляки договорились с группой бояр о том, чтобы сын Сигизмунда, королевич Владислав, был бы выбран русским царём Земским Собором и боярской думой. Сигизмунд согласился и, как только Шуйский был свергнут, поляки потребовали воцарения Владислава.

  2. Бояре составили договор, по которому Владислав должен был стать православным и править государством при помощи бояр, созывая Земский Собор в особо важных случаях. Московское государство оставалось бы полностью независимым от Польши и сохраняло бы прежний государственный строй. Гетман Жолкевский, командовавший польскими войсками, согласился на эти требования и дал присягу за Владислава, а москвичи -- целовали крест Владиславу в августе 1610 г. После этого поляки прогнали Тушинского вора, а сами -- по желанию правящих бояр -- заняли московские крепости, Кремль и Китай-город.







Положение

о проведении районного исторического турнира

«Знатоки истории»

Цели и задачи турнира:

1. Закрепить знания по истории России конца 16 начала 17 века, периода смуты и борьбы русского народа против польских и шведских интервентов.

  1. Развитие умения оперировать историческими знаниями, и применять их в нестандартных ситуациях, развитие логического мышления и речи учащихся.

  2. Развитие интеллектуальных возможностей школьников через элементы игры.

  1. Воспитание патриотических чувств, уважения к героическим и трагическим страницам истории, гражданской позиции, национального самосознания у студентов колледжа.

Сроки проведения турнира

Районный исторический турнир учащихся «Знатоки истории» состоится в МБОУ Базинской ООШ «СКЦ»

Участники турнира

Для участия в историческом турнире приглашаются учащиеся 6 - 8 классов (команда в составе 2 - 3 человек).

Условия проведения турнира

Каждая команда должна представить на турнир «визитную карточку»:

  • название команды, девиз

Домашнее задание

Презентация «Край мой Бутурлинский»

Участники турнира должны знать:

  • даты и термины, относящиеся к периоду Смутного времени;

  • цитаты;

  • исторических деятелей данного периода;

  • события данного периода;

  • карту

Участники турнира должны уметь:

  • давать ответы на поставленные вопросы;

  • работать с исторической картой;

  • оперировать историческими датами и терминами;

  • охарактеризовать наиболее яркие личности, их роль в истории.









© 2010-2022