- Преподавателю
- История
- Разработка урока по истории на тему Перестройка в СССР
Разработка урока по истории на тему Перестройка в СССР
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лебедев А.В. |
Дата | 14.12.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема урока: «Перестройка» в СССР. (2 часа)
«У того, кто не сожалеет о разрушении СССР - нет сердца, у того, кто хочет его воссоздать - нет головы».
(В. Путин)
Цели урока:
Обучающая: обобщить знания о развитии страны в «застойный» период; подвести учащихся к пониманию объективных причин начала Перестройки; понять суть проводимых экономических и политических реформ, их непоследовательность и противоречивость.
Развивающая: умение работать с текстом учебника, раздаточным материалом (с документами, таблицами), терминологией.
Сравнивать и сопоставлять различные точки зрения и отношение к перестройке.
Воспитательная: учить трудолюбию и терпению в работе с документами, сообща работать над поставленной темой.
Оборудование: доска, тетрадь, учебник, словарь, документы, таблицы, сообщения уч-ся: «Дела» по коррупции 80-х гг.; «Авария на ЧАЭС»; «I съезд народных депутатов СССР». Программа «500 дней».
Основные понятия: «Перестройка», «Ускорение», «гласность», «многопартийность»,
Тип урока: открытие новых знаний.
План урока.
1. Оргмомент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изучение новой темы.
I. Предыстория «Перестройки» - правление Ю.Андропова и К.Черненко. II. Цели и содержание «Перестройки».
III. Неудавшийся НЭП - «Ускорение НТП».
IV. Политика гласности.
V. Демократизация и формирование многопартийности в СССР.
4. Закрепление - ТЕСТ
5. Подведение итогов, выставление оценок. Д/з.
Ход урока.
Оргмомент. (приветствие, учет отсутствующих)
Мотивация. Подводя итог 60-летнего правления Советской власти в СССР, можно привести старый анекдот того времени:
При Ленине было как в туннеле: кругом тьма, впереди свет.
При Сталине - как в автобусе: один рулит, половина сидит, остальные трясутся.
При Хрущеве - как в цирке: один говорит, все смеются.
При Брежневе - как в кино: все ждут конца сеанса.
10 ноября 1982г. самый «звездный» генсек умер, но АППАРАТ остался: «Мы бумажные, важные люди,
Мы и были и есть, мы и будем»
Страна в очередной раз встала перед альтернативой выбора ….. И выбрала - (уч-ся формулируют тему). Сегодня мы будем говорить о последнем десятилетии СССР. (запись темы в тетради)
Актуализация опорных знаний. (беседа + тест)
Проверка д/з.: Итак, период брежневского правления (1964 -1982гг.) в истории нашей страны получил название «застой». Часто связывают такое состояние советского общества прежде всего с субъективными факторами: личностью Брежнева и его партийного окружения. Справедливо ли такое утверждение? Ответ аргументируйте.
Ожидаемые ответы: в общественно-политической жизни СССР - «тихая реставрация» сталинизма; в 1977г Конституция СССР узаконила монополию КПСС на высшую власть (ст.6); свертывание критики; нарастание социальной апатии и усталости общества; разрыв между словом и делом; идеологический тупик «развитого социализма»; борьба с диссидентами.
В экономике - командно-административная система; господство Госплана; не конкурентная промышленность; тотальная государственная собственность на средства производства; хроническая бедность советских колхозов; обострение продовольственных проблем; импорт продовольствия из-за границы; тотальный дефицит товаров народного потребления породил «теневую экономику»; коррупция и «приписки» за несуществующую продукцию; снизилось жилищное строительство; милитаризация экономики и ВПК.
Во внешней политике - война в Афганистане; финансирование «дружественных» режимов почти на всех континентах планеты; подавление «Пражской весны» в 1968г.;
Таким образом ….? (налицо системный кризис власти)
У вас на партах лежат таблицы «Доходы и расходы государственного бюджета СССР 1970г, 1980г, 1982г.» внимательно изучите их.- Как менялась динамика расходов на финансирование народного хоз-ва? ( рост в 1980г и резкое падение в 1982г)
-Как менялась динамика расходов на образование? (12% в 1980г и 8% от всей суммы бюджета в 1982г)
-А теперь рассмотрим динамику военных расходов в СССР и США. (13,1% в СССР и 6,4% в США) О чем говорят эти цифры?
Выводы: страна имела профицитный бюджет, но жила не богато. Распоряжался бюджетом тот, кто его не зарабатывал. « … только в нашей стране каждый гражданин имеет право бесплатно лечиться, бесплатно учиться и бесплатно работать».
Объяснение нового материала «Предыстория перестройки».
В сознании наших людей укрепилось устойчивое мнение, что перестройку начал М.С.Горбачев, но это не так. Первым кто заговорил о перестройке, наведении правового порядка, социалистической законности и ускорении темпов экономического развития был Ю.В.Андропов. По роду своей должности он, как ни кто другой знал, что не так в стране.
Наша цель раскрыть реальные причины, методы и итоги «перестройки».
-
Правление Ю.В.Андропова (нояб.1982-февр.1984г.) и К.У.Черненко.
Самый первый анекдот 1983года: «С Новым годом товарищи! С Новым 1937 годом!».
Предсказание сбывается - с первых чисел янв.1983г. в стране начинается «всенародная борьба» за трудовую дисциплину и борьба с нетрудовыми доходами (несунами и спекулянтами). Милиционеры и дружинники вылавливают прогульщиков в кинотеатрах, парикмахерских и химчистках. Нарушителей лишают премий, штрафуют и даже увольняют. По всей стране проводят громкие аресты торгашей, расхитителей и взяточников. Советские мафиози - это уродливое дитя брежневского безвременья. Именно при Брежневе, при его преступном бездействии происходило сращивание правоохранительных органов с высшей партийной и хозяйственной номенклатурой СССР. Андропов раскручивает громкие уголовные дела.
Предлагаю заслушать краткие сообщения уч-ся и сделать необходимые записи в тетради.
«Хлопковое дело в Узбекистане»; «Дело Н.А.Щелокова»; «Дело Елисеевского магазина»; «Дело Медунова».
Делаем промежуточный вывод: «Дела» по коррупции народ встречает с пониманием и одобрением. Но, конкурентноспособность отечественной экономики от этого не выросла, а полки магазинов не наполнились изобилием. По западным стандартам, граждане СССР были обездоленными бедняками. В эпоху автоматизации, компьютеризации и высоких технологий, жизнь рядовых граждан СССР выглядела довольно примитивно и убого.
Вопрос: - Почему борьба с коррупцией не изменила качества жизни советских людей?
Ожидаемые ответы: Во-первых: высшую партийную верхушку только припугнули, но не уничтожили как систему. Ст.6 Конституции СССР по прежнему сохраняла за КПСС монополию на власть!
Во-вторых: в экономике никаких структурных реформ. Все по прежнему - тотальная государственная собственность, господство Госплана, командно-административные методы управления, отсутствие инициативы на местах, тотальный дефицит товаров, к этому добавилось введение санкций против СССР странами Запада и резкое падение мировых цен на углеводороды.
В-третьих: медицина, образование, наука, сельское хозяйство и легкая промышленность финансировались по остаточному принципу.
9фев.1984г.Ю.Андропов умирает в кремлевской больнице от болезни почек. Возможно история не отпустила достаточного времени этому человеку на проведение структурных реформ. Мы не знаем….
После смерти Андропова руководителем СССР становится болезненный 73-летний К.У.Черненко, который в марте 1985г. после тяжелой болезни скончался, и его место занял 54-летний М.С.Горбачев.
Формулируем и записываем в тетради причины «Перестройки»
экономические
внутриполитические
внешнеполитические
-
Цели и содержание политики «Перестройки» (апр.1985-авг.1991гг.)
Работа со словарем «Перестройка» - политика масштабных перемен в идеологии, экономике и политической жизни СССР проводимых с апр.1985 по авг.1991г. Цель - спасти советскую социалистическую систему. Историки изучающие «Перестройку» выделяют в ней 4 части:
а) «Ускорение НТП» - ……...
б) «Гласность» - …………
в) «Демократизация» - ……….
г) «Новое мышление» - ……….
В 1985г., когда только начиналась горбачевская «перестройка», никакой продуманной или написанной на бумаге программы реформ не было. Родилась эта идея, как способ для выживания и самой системы и самой власти. Поэтому первый период «перестройки» проходил в рамках сохранения социалистической системы. Это был не слом старой системы, а спасение самой системы через ее реформирование.
- Каковы же цели провозглашаемой «Перестройки»?
Реформирование командно-административной системы
Демократизация политической системы СССР
Нормализация отношений с Западом, открытость внешнему миру
Обеспечение разнообразных форм собственности
-
Неудавшийся НЭП - «Ускорение НТП»
На Апрельском пленуме ЦК КПСС 1985г. М.С. Горбачев провозгласил курс на «Перестройку», а на XXVII съезде КПСС (янв.-февр.1986г.) сформулировал идею «ускорения». Работа со словарем. Под «Ускорением» понималась техническая и технологическая модернизация отечественного машиностроения в короткие сроки. Для этого предполагалась полная замена устаревшего парка оборудования и станков на новейшее. Новую технику покупали за границей, но из-за неправильной эксплуатации, отсутствия специалистов, запчастей и сырья необходимого качества эта техника простаивала. Миллионы рублей были потрачены в никуда. Уже в 1987г стало понятно, что модернизация машиностроения провалилась. Тогда решили использовать старый прием: перевести предприятия на самоокупаемость и хозрасчет.
Вопрос: - Вспомните, когда власти СССР уже пытались перевести предприятия на ХОЗРАСЧЕТ?
(- правильно, в 1965г. «Косыгинская реформа»)
- Каковы ее результаты? (1966-1970гг. «золотая пятилетка», но сделать советскую экономику рентабельной так и не удалось)
-Почему? ( несовместимость коммунистической идеологии и рыночных категорий; реформы проводил тот, кто этих реформ боялся).
А между тем, в кремле объявили еще одну благую весть для народа - начало борьбы за трезвость. И начали благое дело как всегда глупо и с размахом!
Июнь 1985г. - постановление ЦК КПСС «О борьбе с пьянством и алкоголизмом» (автор Е.Лигачев). записываем последствия: позитивные и негативные. (работа с документами на партах) жестокая вырубка виноградников, безалкогольные свадьбы; спиртное не продают в поездах, столовых, самолетах и гостиницах; подпольное производство суррогатного алкоголя приводит к тяжелым массовым отравлениям; буйным цветом процветают наркомания и токсикомания; Прямой экономический ущерб от борьбы с пьянством составил - 38 млрд. рублей в 1985г-1987гг!
26апр.1986г. - авария на ЧАЭС ……… (сообщ. уч-ка)
Вопрос: - Какие поучительные выводы должно было сделать общество после Чернобыльской катастрофы? (авария на Чернобыльской АЭС оборвала и изуродовала жизнь сотен тысяч людей. Но главное - она продемонстрировала порочность режима секретности, когда дело касается жизни людей. Об угрозе здоровью, население узнало через несколько дней после аварии - молчание Политбюро, попытки приуменьшить масштабы аварии и ведомственный испуг тех, кто отвечал за конструкцию и эксплуатацию реактора еще больше подорвали авторитет власти. Ликвидация последствий аварии обошлась бюджету в 14 млрд рублей в первый год и позднее еще в несколько миллиардов).
1986г. - введение Госприемки (работа с документом).
Вопрос: - Почему экономика Западных стран обходилась без «госприемки»? («Госприемка» - это попытка правительства СССР повысить качество промышленных товаров чисто административными методами. На Западе качество товаров определяет рынок. Парадоксально, но качество отечественных товаров и сейчас не всегда на высоте, импортный товар до сих пор предпочтителен. Может это дело не в системе, а в нас самих?)
В дек.1986г. был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» - в СССР появляются первые производственные кооперативы на частнособственнической основе. Фактически произошла легализация теневой экономики в СССР.
Летом 1987г. принят Закон «О государственном предприятии» - …….? (работа с документом, на партах) Выводы: увеличение независимости предприятий и уменьшение контроля гос-ва над ними; усиление влияния трудового коллектива на принятие экономических решений.
Май1988г. Закон о долгосрочной аренде крестьянами с/х земель - ………
Борьба между эволюционным и радикальным вариантами перехода к свободному рынку.
В декабре 1989 года Н. И. Рыжков представил на обсуждение заседания Совета Министров первый в истории СССР «Рыночный план». Он соединил в одном целом несоединимое: рыночную экономику и планирование.
Лето 1990г. появляется альтернативная Программа «500 дней» - ……..? (сообщ.уч-ся) Цели: …..? 4этапа преобразований - ….?
Программа не реализована - причины: …..?
Идея «Ускорения НТП» не достигла своих целей:
а) Недофинансирование - в середине 80-х мировые цены на нефть упали в четыре раза, а, следовательно, доходы СССР от нефтедолларов резко сократились.
б) старая партийная номенклатура не хотела сдавать своих позиций в экономических структурах власти страны, а новая элита еще не появилась.
в) Тоталитарная страна с деформированным менталитетом граждан была не готова к жизни в условиях пугающего рынка.
IV. Политика гласности.
На янв. пленуме ЦК КПСС 1987г. Горбачев выступил с инициативой «гласности» - это политика открытости и свободного доступа к политической информации. Включает в себя: снятие политической цензуры; отмену неоправданных ограничений на использование и доступ к архивам КГБ, МВД и армии; правдивое освещение фактов истории в СМИ. (Работа с учебником, записи в тетради).
Литература Кино и театр
……………? …………..?
На советском ТВ появляются новые популярные передачи - «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Благодаря открытости и острой полемичности они завоевали большие зрительские симпатии.
Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС и съездов народных депутатов СССР.
«Гласность» позволила критически оценить всю советскую историю, дала толчок к демократизации общества и реабилитации жертв политических репрессий 30-х годов, которые частично начал Хрущев, но побоялся довести до конца. Реабилитация - ……..? (работа со словарем)
В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев, Г Сокольников, Л. Серебряков и др.
1988г. письмо Н.Андреевой «Не могу поступиться принципами» - …….? (выдержки из статьи Н.Андреевой, газета «Советская Россия» от 13марта 1988г.)
Вопрос: Кого защищает автор статьи? Почему?
Андреева призывает защитить Сталина и сталинизм.
Выступления Андреевой и других защитников сталинизма имели под собой достаточно весомую социальную основу. Общество оказалось во многом не подготовлено к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование ранее тщательно скрывавшихся фактов вызвало растерянность и душевный надлом у консервативной части советских граждан.
В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению (депортациям) в годы сталинского режима. (если есть время можно назвать народы депортированные в СССР)
В 1990 г. Указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осужденных по политическим, социальным, национальным и иным мотивам в 20 - 50-х гг. (работа с документом).
Плюрализм - это ……. (работа со словарем).
Кроме внутренних противоречий и проблем, «гласность» открыла советским людям и Западный мир с его ценностями, непривычным образом жизни, демократическими ценностями. Для многих это было равнозначно открытию новой планеты! И в то же время, у значительной части населения зародилась обида на свое советское гос-во, апатия и чувство обреченности.
Вопрос: - В янв.1987г на пленуме ЦК КПСС М.Горбачев выступил с инициативой «гласности», а через три года была отменена ст.6 Конституции СССР. Попробуйте логически связать эти два события.
(«гласность» открыла народу страшные преступления и аморальность партии, авторитет КПСС стремительно падал и в итоге произошла отмена ст.6)
Вопрос: - Нужно ли было судить КПСС, как в свое время судили НСДАП? (Преступления фашизма и сталинизма не имеют срока давности. Германии хватило ума, мужества и самокритики отделить прекрасные автобаны, построенные при Гитлере, от преступлений фашизма. Собственно - это ключ ко многим проблемам современной истории России). - Дома спросите своих родителей, что они думают по этому поводу.
V. Демократизация и формирование многопартийности.
Чтобы спасти «Перестройку» Горбачев решается на кадровые перестановки внутри партии. Для этого он вводит в правительство и на местах молодых профессионалов реформаторов. С 1987г. в стране начинают эксперимент - демократизацию. (работа со словарем)
Демократизация - это процесс создания подлинного народовластия в стране, направленный на устранение иерархии партийного руководства в различных организациях, предприятиях и учреждениях, посредством установления порядка, ориентирующегося на интересы большинства и уравнивающего всех в правах и обязанностях.
На руководящие должности среднего звена теперь не назначают сверху, как это было раньше, а проводят внутри трудового коллектива альтернативные выборы. Народ теперь сам выбирает партийных секретарей, руководителей заводов и фабрик, директоров школ, председателей совхозов и колхозов. Но пошли дальше, по его предложению 1дек.1988г. был принят Закон «О выборах народных депутатов СССР», который открыл свободный путь в политику разным неформальным общественным объединениям некоммунистического профиля.
В марте 1989г. состоялись первые в истории СССР свободные выборы на альтернативной основе.
25мая-9июня 1989г. - I съезд народных депутатов СССР. (приняли участие 2250 депутатов со всей страны).
Значение: работа съезда транслировалась в прямом эфире по радио и TV. Вся страна на протяжении 12 дней наблюдала за ходом политических баталий между депутатскими группами. Страна узнала горькую правду об истинном положении дел в союзной экономике. Съезд избрал Председателем Верховного Совета СССР М.С.Горбачева. Съезд стал примером гласности и шагом к построению правового государства.
Декабрь 1989г. - II съезд народных депутатов СССР.
Значение: группа дем.депутатов впервые поставила вопрос об отмене ст.6 Конституции СССР, однако коммунистическое большинство депутатов проигнорировало это требование.
Март 1990г. - III съезд народных депутатов СССР.
4 февраля на Манежной площади в Москве состоялись демонстрация и митинг с требованием отмены ст.6 конституции. (если есть возможность - смотреть видео «Шествие 4.II. 1990г в Москве»)
Значение: злополучная ст.6 была отменена; Съезд избрал Президентом СССР М.С.Горбачева. После отмены монополии КПСС на власть в стране начинает складываться система многопартийности.
Многопартийность - форма политического представительства различных классов и слоев общества в условиях демократии.
Вопрос: - Что дает многопартийность? (История - это постоянное столкновение интересов, без этого нет динамичного движения вперед. Разные партии представляют интересы различных слоев населения, поэтому такая система создает конкуренцию идей, альтернативу выбора и гарантию от тирании).
Постепенно было образовано множество партий и движений. При всем многообразии этих
партий, в центре борьбы оказались два направления - коммунистическое и либеральное.
Вопрос: - Какие партии образовались в годы «перестройки»? (7-9 мая 1988 г. в Москве состоялся учредительный съезд первой оппозиционной политической партии - Демократического союза. Ее основала группа бывших диссидентов, в том числе Валерия Новодворская. Политическая программа партии отличалась радикализмом: она призывала к изменению общественного и государственного строя СССР, упразднению КГБ как преступной организации и суду над его руководителями.
31 марта 1990 года прошел учредительный съезд Либерально-демократической партии Советского Союза (ЛДПСС), предшественницы нынешней Либерально-демократической партии России (ЛДПР). Неофициально эта партия возникла еще осенью 1989 года, а официально была зарегистрирована Министерством юстиции СССР 12 апреля 1991 года. Одним из ее основателей был Владимир Жириновский, вскоре ставший ее единоличным лидером. Партия выдвигала державно-патриотические и популистские лозунги, а в период августовского путча партия поддержала ГКЧП).
Делаем промежуточный вывод: К концу 80-х перестройка вышла в открытое, непредсказуемое пространство диковинной СВОБОДЫ. Впервые перед каждым открывался новый духовный горизонт, новые возможности и другие декорации. В стране шли необратимые процессы. Будем справедливы - без «перестройки» страна так бы и прозябала в «самом прогрессивном и передовом обществе». Страна словно очнулась, отказавшись от тоталитарного надзора и некомпетентного вмешательства. А вот какой крутой поворот ждал великую страну в 1991году никто еще тогда не знал.
Крушение коммунистического режима.
Экономические проблемы, обострение национального вопроса и борьба за децентрализацию власти между Москвой и союзными республиками вызвали в стране кампанию гражданского неповиновения, манифестации и забастовки.
17 марта 1991г. - референдум о сохранении СССР. (документы на партах) Итог: ……?
(Шесть из 15 республик Армянская, Грузинская, Молдавская, Эстонская, Литовская и Латвийская отказались поддержать референдум, но жители остальных проголосовали в пользу сохранения государства. Итогом и стал проект нового союзного договора, подписание которого должно было состояться 20 августа 1991 года).
Противостояние между Горбачевым и Ельциным закончилось компромиссом. 12 июня 1991г. Ельцин победил на выборах, он стал Президентом РСФСР. Полномочия президента СССР М. С. Горбачева становились почти символическими, а вот руководители других союзных республик захотели повторить «подвиг» Ельцина и получить свой статус Президента.
Августовский путч ГКЧП 1991 г. и его последствия. (работа с текстом учебника)
Цели путча: ……?
Причины провала путча: …….. ?
Путч - государственный переворот, совершённый небольшой группой заговорщиков без социальной опоры в обществе и без учета объективных факторов, путч выражается в вооружённых действиях, не опирающихся ни на широкую поддержку, ни на учёт ситуации, ни на продуманную программу действий.
22авг.1991г. - запрет КПСС!
Подводя итоги урока я хочу сказать, что в обыденном сознании наших людей есть три точки зрения на «Перестройку»:
- Не нужно было ничего менять, жили тихо, небогато, но зато стабильно.
- Кризис назрел, страна катилась в пропасть - нужны были реформы.
- Перестройка - это заговор мирового империализма против «великой державы».
Вопрос: - А что думаете вы по этому поводу?
Ожидаемые ответы:
1) К середине 80-х гг. СССР вошел в полосу острого системного кризиса.
2) Власть хорошо осознавала, что загнала общество в исторический тупик. Умных и дальновидных политиков в кремле никогда не было, но сохранить себя у власти очень хотелось. Как это сделать в условиях глубокого кризиса? - Правильно, возглавить РЕФОРМЫ!
3) Какие реформы и как их проводить в кремле не знали! Шли в слепую - методом проб и ошибок.
4) Разрушение плановой экономики привело к ускорению падения производства, инфляции, товарному кризису и нормированному распределению продуктов по талонам. К 1991г в стране имелся гибрид бюрократического и стихийного рынка, который дал старт для развития номенклатурного капитализма.
5) В авг. 1991г. произошел номенклатурный Термидор - советская номенклатурная элита приватизировав власть, приступила к приватизации национальных богатств, но уже в своих национальных «квартирах». Так произошла «Перестройка» в СССР, которая привела к гибели самого первого в мире государства рабочих и крестьян. Об этом мы будем говорить на следующих уроках.
Вопрос: - Была ли альтернатива «перестройке»? (Есть исторический опыт Китая - реформы Дэн Сяопина в конце 70-х - нач.80-хгодов. Изменили самое главное, базис общества - ввели рыночные отношения в экономике, надстройку общества сохранили прежней. КПК - единственная партия власти в Китае. Есть некоторые проблемы, но они решаются).
Выставление оценок.
Домашнее задание:
§ … ; подготовиться к тестированию.
Подготовить сообщения: «Падение Берлинской стены и объединение Германии»;
«Договор ОСНВ - 1 и 2»; « Беловежские соглашения о создании СНГ»; «Распад СССР с точки зрения права»; «Крымский референдум 12 февраля 1991г и попытки отделиться от Украины».
10