Конспект урока: Феодальная раздробленность в Западной Европе. 6 класс. ФГОС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Предмет: Всеобщая история Класс:_______ Дата проведения___________Феодальная раздробленность в

Западной Европе в IX-XI вв.

Цели

познакомить с причинами феодальной раздробленности, задачами и особенностями государства в период раздробленности; показать связь между укреплением собственности феодалов на землю и переходом к ним функций государственной власти; способствовать выработке умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий; дать представление о феодальной морали и обычаях, об историческом пути народов в IX-XI вв.

Планируемые результаты

предметные: научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути народов и 1Х-Х1 вв.; устанавливать причинно-следственные связи; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; работать со схемами;

метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифи-цировать и обобщать факты и явления; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий;

личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Основные понятия

Феодальная раздробленность,сеньор, вассал, бенефиций , рыцарь

Ресурсы

схема «Феодальная лестница»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.

Тип урока

открытия нового знания

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно - целевой этап

В монастырских хрониках середины IX в. так описывается положение в Западной Европе: «Государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя - маленькие правители, вместо государства - один только кусочек... всякий занимается своими собственными интересами». Давайте поближе познакомимся с этим этапом развития человечества.

III. Актуализация знаний

  • Вспомните причины образования империи Карла Великого.

  • Сколько лет она просуществовала?

- Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.
(Ученики формулируют цели урока.)

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)

Тема урока: «Феодальная раздробленность в Западной Европе в 1Х-Х1 вв.».

(Знакомство с планом урока.)

План урока

  1. Причины феодальной раздробленности.

  2. Сеньоры и вассалы.

  3. Слабость королевской власти во Франции.

  4. Образование Священной Римской империи. Формулирование проблемных вопросов урока. Почему возникает феодальная раздробленность? Если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?

IV. Работа по теме урока

1. Причины феодальной раздробленности

И возникновение, и распад раннефеодального государства объясняются интересами формировавшегося в то время класса феодалов.

  • До каких пор феодалы поддерживали центральную власть императора?

  • Когда перестали ее поддерживать?

  • Существовали ли прочные хозяйственные связи между различными частями империи?

  • На кого мог рассчитывать феодал в случае восстания крестьян, потерявших свободу?

  • Кто осуществлял власть на местах?

  • Какие последствия имели эти процессы?

Проверка выполнения задания и составление схемы Конспект урока: Феодальная раздробленность в Западной Европе. 6 класс.ФГОС

Распад Европы на отдельные части привел к грабежам и убийствам.. Вот как описывали современники междоусобицы:

А граф пошел на недругов походом,

Стал выжигать и грабить их феоды,

Их замки брать и сравнивать с землею,

Во прах сметать их стены и донжоны.

«Нет войны без пожаров и крови», - провозглашал поэт-рыцарь Бертран де Борн. Такие войны называются междоусобными.

- Как вы думаете, кто больше всего страдал от этих войн?
(Ответы учеников.)

2. Сеньоры и вассалы

- Как же выстраивались отношения между феодалами в период феодальной раздробленности?

Задание: работая с текстом п. 2, 3 § 4, охарактеризуйте отношения между сеньорами и вассалами, заполнив таблицу.

(Проверка выполнения задания.)

Конспект урока: Феодальная раздробленность в Западной Европе. 6 класс.ФГОС



Задание: в законах Германии первой половины XI в. было сказано, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, а только по приговору равных, если будет доказано, что он нарушил обязанности вассала: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или его замок, убил брата или племянника сеньора.

- Сделайте на основе содержания закона вывод о том, какие от
ношения могли складываться между сеньорами и вассалами.

(Ученики выполняют задание.)

  • Как называлась организация феодалов в период раздробленности?

  • Прокомментируйте схему «Феодальная лестница».

  • Для чего она была создана?

- Были включены крестьяне в феодальную лестницу? Почему?
(Ученики выполняют задание.)

Задание: в документе сказано, что Матвей Монморанси за феод, полученный от парижского епископа, должен отправляться в поход по требованию этого епископа с двумя рыцарями.

  • В каких отношениях находились между собой названные люди?

  • К какой ступени феодальной лестницы относился Матвей Монморанси?

(Проверка выполнения задания.)

Работа с понятиями: бенефиций, рыцарь

ФИЗМИНУТКА

Упражнения для тренировки зрения.

1. Движение глазными яблоками вправо и влево.

2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Фиксация взгляда на кончике носа.

5. Моргание

После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)

Необычные движения.

Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль.

3. Слабость королевской власти во Франции

Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно ослабела. Представьте, что эти короли рассказывают вам о своей непростой судьбе.

Задание: работая с текстом п. 4 § 4, от имени одного из последних королей из династии Каролингов во Франции расскажите о своем положении.

(Ученики готовят задание и презентуют работу.)

4. Образование Священной Римской империи

  • Как образовалась Священная Римская империя?

  • Почему германские императоры стремились короноваться именно в Риме?

(Ответы учеников.)

V. Подведение итогов урока

  • Если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?

  • Мог ли один рыцарь быть вассалом нескольких сеньоров? Обоснуйте свой ответ.

(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)

VI. Рефлексия

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

или беседа по вопросам:

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие умения и навыки отрабатывали?

  • С какими новыми терминами познакомились?

  • Что понравилось и что не понравилось на уроке?

  • Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

  1. Для сильных учеников - § 4, задание 4

  2. Для средних учеников - § 4, задание 5.

  3. Для слабых учеников - § 4, задание «Проверьте себя».




6

© 2010-2022