- Преподавателю
- История
- Конспект урока: Феодальная раздробленность в Западной Европе. 6 класс. ФГОС
Конспект урока: Феодальная раздробленность в Западной Европе. 6 класс. ФГОС
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Паринова Е.Е. |
Дата | 06.08.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта урока
Предмет: Всеобщая история Класс:_______ Дата проведения___________Феодальная раздробленность в
Западной Европе в IX-XI вв.
Цели
познакомить с причинами феодальной раздробленности, задачами и особенностями государства в период раздробленности; показать связь между укреплением собственности феодалов на землю и переходом к ним функций государственной власти; способствовать выработке умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий; дать представление о феодальной морали и обычаях, об историческом пути народов в IX-XI вв.
Планируемые результаты
предметные: научиться овладевать целостными представлениями об историческом пути народов и 1Х-Х1 вв.; устанавливать причинно-следственные связи; рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации; читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты; работать со схемами;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифи-цировать и обобщать факты и явления; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий;
личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Основные понятия
Феодальная раздробленность,сеньор, вассал, бенефиций , рыцарь
Ресурсы
схема «Феодальная лестница»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация.
Тип урока
открытия нового знания
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно - целевой этап
В монастырских хрониках середины IX в. так описывается положение в Западной Европе: «Государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя - маленькие правители, вместо государства - один только кусочек... всякий занимается своими собственными интересами». Давайте поближе познакомимся с этим этапом развития человечества.
III. Актуализация знаний
-
Вспомните причины образования империи Карла Великого.
-
Сколько лет она просуществовала?
- Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на уроке.
(Ученики формулируют цели урока.)
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)
Тема урока: «Феодальная раздробленность в Западной Европе в 1Х-Х1 вв.».
(Знакомство с планом урока.)
План урока
-
Причины феодальной раздробленности.
-
Сеньоры и вассалы.
-
Слабость королевской власти во Франции.
-
Образование Священной Римской империи. Формулирование проблемных вопросов урока. Почему возникает феодальная раздробленность? Если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?
IV. Работа по теме урока
1. Причины феодальной раздробленности
И возникновение, и распад раннефеодального государства объясняются интересами формировавшегося в то время класса феодалов.
-
До каких пор феодалы поддерживали центральную власть императора?
-
Когда перестали ее поддерживать?
-
Существовали ли прочные хозяйственные связи между различными частями империи?
-
На кого мог рассчитывать феодал в случае восстания крестьян, потерявших свободу?
-
Кто осуществлял власть на местах?
-
Какие последствия имели эти процессы?
Проверка выполнения задания и составление схемы
Распад Европы на отдельные части привел к грабежам и убийствам.. Вот как описывали современники междоусобицы:
А граф пошел на недругов походом,
Стал выжигать и грабить их феоды,
Их замки брать и сравнивать с землею,
Во прах сметать их стены и донжоны.
«Нет войны без пожаров и крови», - провозглашал поэт-рыцарь Бертран де Борн. Такие войны называются междоусобными.
- Как вы думаете, кто больше всего страдал от этих войн?
(Ответы учеников.)
2. Сеньоры и вассалы
- Как же выстраивались отношения между феодалами в период феодальной раздробленности?
Задание: работая с текстом п. 2, 3 § 4, охарактеризуйте отношения между сеньорами и вассалами, заполнив таблицу.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: в законах Германии первой половины XI в. было сказано, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, а только по приговору равных, если будет доказано, что он нарушил обязанности вассала: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или его замок, убил брата или племянника сеньора.
- Сделайте на основе содержания закона вывод о том, какие от
ношения могли складываться между сеньорами и вассалами.
(Ученики выполняют задание.)
-
Как называлась организация феодалов в период раздробленности?
-
Прокомментируйте схему «Феодальная лестница».
-
Для чего она была создана?
- Были включены крестьяне в феодальную лестницу? Почему?
(Ученики выполняют задание.)
Задание: в документе сказано, что Матвей Монморанси за феод, полученный от парижского епископа, должен отправляться в поход по требованию этого епископа с двумя рыцарями.
-
В каких отношениях находились между собой названные люди?
-
К какой ступени феодальной лестницы относился Матвей Монморанси?
(Проверка выполнения задания.)
Работа с понятиями: бенефиций, рыцарь
ФИЗМИНУТКА
Упражнения для тренировки зрения.
1. Движение глазными яблоками вправо и влево.
2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.
3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Фиксация взгляда на кончике носа.
5. Моргание
После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)
Необычные движения.
Задания вида: как может передвигаться пешеход в гору, с горы, по неровной дороге, как плывет корабль в шторм, в штиль.
3. Слабость королевской власти во Франции
Власть последних королей из династии Каролингов во Франции существенно ослабела. Представьте, что эти короли рассказывают вам о своей непростой судьбе.
Задание: работая с текстом п. 4 § 4, от имени одного из последних королей из династии Каролингов во Франции расскажите о своем положении.
(Ученики готовят задание и презентуют работу.)
4. Образование Священной Римской империи
-
Как образовалась Священная Римская империя?
-
Почему германские императоры стремились короноваться именно в Риме?
(Ответы учеников.)
V. Подведение итогов урока
-
Если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?
-
Мог ли один рыцарь быть вассалом нескольких сеньоров? Обоснуйте свой ответ.
(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)
VI. Рефлексия
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
или беседа по вопросам:
-
Что нового узнали на уроке?
-
Какие умения и навыки отрабатывали?
-
С какими новыми терминами познакомились?
-
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
-
Какие выводы сделали?
Домашнее задание (дифференцированное)
-
Для сильных учеников - § 4, задание 4
-
Для средних учеников - § 4, задание 5.
-
Для слабых учеников - § 4, задание «Проверьте себя».
6