Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение «РНГ» г. Элиста















Открытый урок

«Древний Египет»

(урок обобщения и систематизации знаний)








Провела: учитель истории и обществознания

МБОУ «РНГ» г. Элиста

Манджиева С.Б.

Класс: 5 «б»







2016 г.

Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Древний Египет»; расширить уровень знаний через работу с проблемными и творческими заданиями; совершенствовать умения и навыки работы с исторической картой, хронологией, иллюстрациями; развивать творческое мышление, познавательный интерес к предмету.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: урок-путешествие.

Используемые технологии: личностно-ориентированное обучение, групповая технология, ИКТ.

Оборудование: компьютер, проектор, настенная карта «Древний Восток», презентация Microsoft Power Point, раздаточный материал .

I. Организационный момент

Настрой учащихся на работу, положительные эмоции. Создание ситуации успеха.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас здоровыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе. Сегодня у нас повторительно-обобщающий урок по теме.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

- Кто из вас не мечтает о путешествиях? Новые страны, земли, города! Сегодня мы отправляемся в путешествие, а куда - вам предстоит догадаться!

Ребята, посмотрите на экран. (слайд 1).

- Ответив на вопросы и назвав термины, вы догадаетесь, в какую страну мы отправимся, а заодно и тему сегодняшнего урока.

Все вопросы у нас идут по вертикали. Если вы правильно отгадаете все слова, то по горизонтали выделится всем вам знакомое слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Бог земли (Геб).

2. Бог-покровитель правящего в Египте фараона (Гор).

3. Столица объединенного царства Египта около 3000 лет до нашей эры (Мемфис).

4. Старейший род сухопутных войск (пехота).

5. Равнина, на которой река делится на несколько рукавов (дельта).

6. Люди, занимавшиеся возделыванием земли (крестьяне).

Как же будет называться тема нашего урока. Правильно, тема нашего урока «Древний Египет. Повторение».

А что конкретно мы будем сегодня повторять? (Географическое положение, климатические условия Древнего Египта, основные занятия египтян, религию, культуру ДЕ)

Запишите тему урока.

Урок наш пройдет в форме путешествия по страницам книги «Египетская цивилизация _древнейшая цивилизация в мире.»

III. Обобщение и систематизация знаний.

- Открываем первую страницу книги

«Географическая»

Первый комплект с заданиями.

Заполните пропуски в предложениях, используя предложенные ниже слова:

А. Египет располагается на северо-востоке_______: от _______ моря. На севере до первого порога на реке _____, на юге, от ______ моря на востоке до _______ пустыни на западе.

Слова: Красного, Африки, Ливийской, Средиземного, Нил.

Б. Сначала в долине реки________ существовало много мелких государств, которык со временем образовали два крупных: ________ Египет и ________ Египет. Примерно в ____ году до н. э. они объединились в одно государство, во главе которого стоял_______.

Слова: Нижний, фараон, Нил, 3000, Верхний.

Работа с картой.

  1. Покажи и назови 1-ю столицу (Мемфис).

  2. Покажи и назови 2-ю столицу (Фивы).

  3. Покажи местонахождение Египта.

Конкурс «Веселая минутка.»

Какие из перечисленных продуктов были известны в Д.Е.?(хлопки)

_виноград

_помидоры

_финики

_земляника

_картофель

_инжир

_огурцы

II. Следующая страница нашей книги. «Древнеегипетское общество»

Задание: расположите в иерархической последовательности представителей египетского общества . Конкурc Интервью сквозь тысячелетия. Задания в данном конкурсе построены в форме ответов учащихся от первого лица. Это

своеобразная ролевая игра (по одному человеку от команды)

Роли:

- земледельца;

- вельможи;

- раба

Представим, что изобретена машина времени. Вы-журналисты. Работающие в редакции исторического журнала. У нас есть возможность отправиться в Египет и взять интервью у вельможи крестьянина раба. Один человек от команды.

Вопросы для вельможи:

1 . Вы знатный богатый человек. Как вы получили такое богатство

2. Какую службу надо сослужить для фараона, чтобы стать таким же богатым, как вы

3. Какую добычу захватывают знатные египтяне во время военных походов.

4. Вы часто бываете во дворце фараона .Как вы и другие вельможи ведете себя при появлении фараона.

5. Почему вельможи трепещут перед фараоном.

6. Вы богатый человек. У вас большая усадьба, много слуг. Для чего нужны вам стражники и надсмотрщики.

Вопросы для крестьянина

  • Какие с/х работы выполняют крестьяне в Египте.

  • Какие орудия труда используются.

  • Говорят что Египет-дар Нила: но чтобы выжить, египтянам, приходилось бороться с неблагоприятными условиями. Как они боролись с ними.

  • Какие повинности несли крестьяне в пользу государства

  • Как происходил сбор налогов в Египте

Вопросы для раба

1.Как вы стали рабом

2. Каким еще образом люди становятся рабами

3.Почему рабов пленников называют "живыми убитыми»

4.Каким образом рабы высказывают свое недовольство

3 страница- Решение познавательных задач

1 Задача: В Древнем Египте страну мертвых часто называли Аментис.В переводе это слово означает «Запад».Чем объяснить подобное название.

2.ЗАДАЧА У МНОГИХ НАРОДОВ ИЗДАВНА ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ ИГРАЛИ СОБАКИ.В ЕГИПТЕ ЖЕ СВЯЩЕННЫМ ЖИВОТНЫМ СЧИТАЛИСЬ КОШКИ,ИЗ УМЕРШИХ КОШЕК ДЕЛАЛИ МУМИИИ,ХОРОНИЛИ НА СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАДБИЩАХ. К СОБАКАМ ТАКОГО ОТНОШЕНИЯ НЕ БЫЛО.ПОЧЕМУ.

3 ЗАДАЧА: Говорят на вкус и цвет товарища нет,а вот в Древнем Египте все земледельцы считали 2 цвета очень хорошими, а третий был для них плохим. Какие это цвета и почему

4 задача Объясните как возникло и что означает выражение « писать с красной строки»

5. задача Время утекло Как появилось это выражение. Наблюдая за небом египетские жрецы составляли полный календарь и предсказывали какой день начнется разлив Нила, ведь это было очень важно .Для измерения времени жрецы использовали водяные часы. В водяных часах вода капает из сосуда с маленьким отверстием внизу. Сколько воды вылилось столько и времени «утекло»

6. Тайны сфинкса

В Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех, когда-либо созданных человеком. Это гигантский Сфинкс. Размеры его поражают воображение: высота более 20 м, длина -57 м.

С давних пор ученые полагали, что Сфинкс-современник пирамид. Но вот что странно-в древних папирусах, относящихся к эпохе постройки пирамид, но о нем нет ни слова. Геродот поведал нам обо всем, что видел и слышал в Египте». В то же время великий историк ни словом ни обмолвился о Сфинксе. Почему?

4 страница. «Боги Древнего Египта»

Командам раздаются карточки с изображениями богов Египта: Себек, Бастет, Анубис, Апис, Тот, Гор, Нут и карточки с изображениями животных: кошка, корова, ибис, крокодил, бык, шакал, сокол. Задание: соотнести имена египетских богов с названиями священных животных, которые их символиволизировали

Задание: соотнести имена египетских богов с названиями священных животных, которые их символизировали

Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)

Апис Анубис Бастет

Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)

Тот Себек Гор

Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)Нут

Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)

Бык шакал сокол корова

Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)Конспект урока по истории на тему Древний Египет (5 класс)21

ибис крокодил кошка.




5 страница. О каком термине идёт речь? Найдите соответствие.

1 группа:

1. Налоги а) выпуклое изображение на камне

2. Дельта б) наиболее богатые и знатные люди

3. Вельможа в) высокий тростник, написанные листки

4. Рельеф г) сбор в пользу государства

5. Папирус д) разветвление реки на несколько рукавов

2 группа:

1. Пороги а) частицы полусгнивших растений и красноватых горных пород

2. Фараон б) душистые вещества

3. Ил в) царь Египта

4. Оазисы г) каменистые преграды по течению реки

5. Благовония д) островки зелени в пустыне


3 группа:

1. Чиновники а)короткое копьё для метания

2. Шадуф б) люди, находящиеся на службе по управлению

государством

3. Гробница в) приспособление для подъёма воды

4. Бронза г) захоронение фараонов и вельмож

5. Дротик д) сплав меди и олова

6 страница. Реши задачу

В одном из папирусов есть такие задачи:

1 В семи домах было по семь кошек, каждая кошка съела семь мышек, каждая мышка съела семь колосков, из каждого колоска могло получиться семь мер зерна .Найдите сумму общего числа кошек, мышей, колосков и мер зерна.

2.Фигура-прямоугольный треугольник. Высота 10, основания 4.Узнай его площадь.s=1/2 CH

-О развитии каких научных знаний свидетельствует эти задачи? Можно ли по этим задачам судить об уровне развития образования в Египте?


. VII.Тест на самопроверку.

Следующее задание будет такое. Теперь каждый работает сам за себя. Перед вами тест, здесь 6 вопросов, нужно в каждом вопросе выбрать один правильный ответ.

1. Служитель богов в храме - это

А) вельможа

Б) жрец

В) фараон

2. Укрепление из насыпей глины и тростника для защиты низменностей от затопления - это

А) канал

Б) дамба

В) дельта

3. Самый главный бог в Египте

А) Амон

Б) Апоп

В) Анубис

4. Богиня-покровительница женщин и их красоты

А) Исида

Б) Нут

В) Бастет

5) Первая столица Египетского царства

А) Фивы

Б) Мемфис

В) Ахетатон

6. Самые крупные завоевания совершил фараон Тутмос

А) около 3000 лет до нашей эры

Б) около 2000 лет до нашей эры

В) около 1500 лет до нашей эры

Рефлексия

Ответьте на вопросы

- Было интересно

-Было трудно

-Я понял, что

- Меня удивило

- Мне захотелось

Д/з - Составить кроссворд

Заключительное слово учителя:

Мы изучили историю Древнего Египта - одного из первых государств в мире. Познакомились с культурой Древнего Египта. На этом наше путешествие по Древнему Востоку не заканчивается. Мы отправимся в другие земли, и следующее на пути - Древнее Двуречье.


© 2010-2022