Тестовые задания по темеГражданская война

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Комплекс учебных заданий по теме:

"Гражданская война:

причины, события, итоги"



Выполнила

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ «Оц» с. Богатое

Зубарева Юлиана Витальевна





2016

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Учреждение Лиги Наций

2) Октябрьский (большевистский) переворот

3) восстание чехословацкого корпуса

Ответ: ______________________

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОД

А) Разгром войск генерала Врангеля 1) 1917 г.

Б) Рижский мир с Польшей 2) 1918 г.

В) принятие Декрета о земле 3) 1919 г.

Г) Завершение Гражданской войны 4) 1920 г.

5) 1921 г.

6) 1922 г.

Ответ:А

Б

В

Г





3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям 1917-1921 гг. Найдите и запишите термины, относящиеся к другому историческому периоду.

1) Совнарком, 2) рабочий контроль, 3) коллективизация, 4) военный коммунизм, 5) индустриализация, 6) продразверстка.

Ответ: _________________

4. Напишите пропущенное слово.

«Военное, политическое, информационное или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, нарушающее его суверенитет, называется____________».

Ответ: ___________________________________

5. Установите соответствие между аббревиатурами органов государственной власти 1918-1920-х гг. и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

АББРИВЕАТУРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

A) РВС 1) орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем

Б) ВЧК 2) орган по управлению экономикой страны

B) СНК 3) высший коллегиальный орган управления и политического

Г) ВСНХ руководства Рабоче-крестьянской Красной армией

4) высший судебный орган СССР

5) высший орган исполнительной власти СССР

6) орган власти по проведению реабилитации

Ответ:А

Б

В

Г






6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.


Фрагменты источников

А)

«1) Во всех ротах, батальонах, полках... немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.

2) Во всех воинских частях, которые еще не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю...

4) Приказы военной комиссии Государственной думы следует исполнять, за исключением тех случаев, когда они противоречат приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов.

7) Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т.п. и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т. д....»

Б)

Принимая во внимание, что только при строжайшем учете и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановил:

1. Подтверждая незыблемость хлебной монополии и твердых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с хлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждого владельца хлеба весь избыток сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления по установленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок

после объявления этого постановления в каждой волости...

2. Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с кулаками.

4. В случае обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче, согласно пункту 1, хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет насокрытие излишков, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере - сельскому обществу...


ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ положивший начало демократизации армии.

2) Описываемые события происходили в рамках политики гласности.

3) Данный документ был издан в годы Гражданской войны.

4) Данный документ способствовал установлению двоевластия в России.

5) Современником описываемых событий был Н. С. Хрущёв.

6) Для выполнения задач, изложенных в документе, создавались вооружённые продотряды, наделенные чрезвычайными полномочиями.


Фрагмент А

Фрагмент Б





7. Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

1) аренда мелких и средних предприятий

2) продразвёрстка

3) всеобщая трудовая повинность

4) концессии иностранным предпринимателям

5) бесплатные коммунальные услуги

6) широкое кооперативное движение

Ответ: ___________________


8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

A) Лидер крестьянского восстания на Тамбовщине _______________________.

Б) Председатель Совета рабочей и крестьянской обороны _________________________.

B) Лозунг «За Советы без коммунистов!» выдвигался в 1921 г. участниками _________________.

Пропущенные элементы:

1) А.М. Каледин

2) А.С. Антонов

3) Корниловский мятеж

4) Мятеж левых эсеров

5) Кронштадское восстание

6) В.И. Ленин

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А

Б

В




9. Установите соответствие между фамилиями военачальников и их деятельностью в период Гражданской войны: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.


ВОЕНАЧАЛЬНИКИ

ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

A) С. М. Будённый

Б) Н.И. Махно

В) Н. Н. Юденич

Г) М. Н. Тухачевский

1) командующий войсками белых, наступавшими на Петроград

2) командующий Первой конной армией красных

3) адмирал, руководитель белых, принявший титул Верховный правитель России

4) командующий войсками Западного фронта, наступавшими на Варшаву в ходе советско-польской войны

5) руководитель анархистской армии на Украине

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


A

Б

В

Г






10. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите пропущенную в нём фамилию.

«В ночь на 18 ноября три члена Директории - Авксентьев, Зензинов и Аргунов... были группой офицеров... неожиданно арестованы... Тотчас же, по получению сведений о совершившемся, собрался Совет Министров и, ввиду создавшегося острого положения., решил, взяв всю полноту власти, передать её затем в руки военного, который только один мог поддерживать порядок. Намеченных кандидатов оказалось двое: генерал Болдырев и вице-адмирал ____________. Первый получил, однако, лишь один голос, почему ____________ была вручена верховная власть...

Арестованных чинов Директории ____________ хотел тут же выпустить на свободу, взяв лишь обязательство с них о немедленном выезде за пределы Сибири, на что, однако, арестованные не согласились. Через несколько дней арестованные под иностранной охраной были вывезены в Китай.

Верховным правителем ____________ был признан не сразу. Атаман Дутов, командующий Приамурским корпусом на Дальнем Востоке, генерал Иванов-Ринов, атаман Анненков ему подчинились. Но атаман Семёнов и Калмыков долго боролись против его власти, не желая признавать его, и лишь к лету 1919 года этот вопрос уладился.»

Ответ: _____________________

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.


Год

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

____________ (А)

____________ (Б)

Революция в Германии

1919

____________ (В)

Парижская мирная конференция

1920

Начало Антоновского восстания

____________ (Г)

____________ (Д)

____________ (Е)

Начало работы Вашингтонской конференции

Пропущенные элементы:

1) 1917 г.

2) 1918 г.

3) 1921 г.

4) Генуэзская конференция

5) разгром армий Деникина, Колчака, Юденича

6) подписание Версальского мирного договора

7) Кронштадский мятеж

8) подписание пакта Бриана- Келлога

9) Брестский мир

Ответ:А

Б

В

Г

Д

Е







12. Прочтите отрывок из Декларации.

«Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

1) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передаётся трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мёртвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

2) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем совете народного хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

Как первый удар международному банковскому, финансовому капиталу III съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключённых правительствами царя, помещиков и буржуазии, выражая уверенность, что Советская власть пойдёт твёрдо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данная Декларация - первый программный документ по аграрному вопросу, принятый на съездах Советов.

2) Рабочий контроль на предприятиях уже действовал до принятия данной Декларации.

3) Согласно данной Декларации Советская Россия готова выплачивать долги царского правительства.

4) В период принятия данной Декларации Председателем Совнаркома был В.И. Ленин.

5) Данная Декларация была принята после роспуска Учредительного собрания.

6) Через три года после принятия данной Декларации большевистское правительство приступило к проведению сплошной коллективизации.

Ответ: _______________________







13. Напишите название периода отечественной истории, события которого изображены на карте.

Ответ: __________________________

14. Напишите фамилию генерала, который на данном этапе войны руководил боевыми действиями на юге против Советской России.

Ответ: _____________________________

15. Цифрой «1» на карте обозначено место проведения решающей военной операции Красной армии на юге. Напишите его название.

Ответ: _______________________

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На карте изображены события завершающего этапа войны.

2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне.

3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш.

4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича.

5) Война завершилась подписанием Брестского мира.

6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе.

Ответ: ____________________




17. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИК КУЛЬТУРУ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Дом Рябушинского 1) Произведение представляет большевистский

Б) Плакат «Ты записался добровольцем?» агитационный плакат Гражданской войной

В) «Большевик» 2) Автор - М.Ф. Казаков

Г) Здание Наркомзема в Москве. 3) В.Л. Боровиковский

4) Автор - Ф. О. Шехтель

5) Памятник создан в стиле конструктивизм.

6) Сюжет символизирует преувеличенную

большевистской верхушкой роль в истории

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.А

Б

В

Г






18. Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Карикатура высмеивает нейтралитет стран Запада по отношению к событиям в России.

2) Экономическая политика, проводившая в это время, - нэп.

3) Карикатура была выпущена в первые годы Советской власти (1917-1920 гг.).

4) Военачальник, чья фамилия указана на карикатуре, был провозглашён Верховным правителем России.

5) В период выпуска карикатуры в СССР была принята «Конституция развитого социализма».

Ответ: _______________________


19. Укажите двух исторических деятелей, игравших важную роль в период, когда произошли событие, изображенное на карикатуре. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.










Ответ: _____________________


«Выше нашего понимания события, происходящие в уезде. Защита интересов трудящихся, борьба с разрухой и прочее - теперь миф и обман. Это суровая действительность заставляет нас говорить так и вот почему. Несвоевременная реквизиция хлеба и совершенно непосильная в технике [в порядке изъятия хлеба] вызвала кошмарные явления... Когда мы, исполняя наряд в 220 000 пудов, безусловно, должны были брать все семена, боясь будущего голода, всё население протестовало и подчинилось только грубой силе штыка. Налицо избиения многих крестьян прикладами, сажание в холодные погреба раздетых, угон последней коровы или лошади, сажание в тюрьму по 50 человек зараз. Должны сказать, что в подавляющем большинстве такой террор выносят не кулаки и мародёры, а население, которое нам доверяло и шло навстречу во всех повинностях. Кто виновник таких явлений, чёрт знает! Но факт тот, что Центр определенно говорит, что не трогайте у населения семена. Но мы делаем наоборот, «не оставляй семян», так и есть. Из южного района (уезда), где указанные явления происходили больше всего, кто-то и где-то решил всё увезти, то есть весь хлеб жандармскими методами... хоть трава не расти, а всё возьмем.

Мы, безусловно, пляшем на содрогающемся вулкане и стоим перед катастрофой октябрьских завоеваний».

Резолюция губернского комитета, от 19 апреля 1920 г.'. «Передать письмо в губисполком для принятия административных мер. Сообщить комитету, указать на нетактичность вмешательства во время острого продовольственного кризиса в план заготовительной кампании».

20. Укажите название экономической политики советской власти в названное время и хронологические рамки её проведения.

21. Используя текст документа, назовите не менее четырех «жандармских» методов, использовавшихся властями для изъятия хлеба у крестьян.

22. В чём разница взглядов авторов письма и губернского комитета партии на причины жестоких методов выколачивания хлеба у сельского населения? Назовите не менее двух положений.

23. В июле 1918 года в Москве против большевиков выступили левые эсеры. Был захвачен один из лидеров Ф. Э. Дзержинский, создавалась реальная угроза для большевистской власти. Выступление левых эсеров было подавлено. Назовите не менее трех причин результата такого выступления.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Победа "красных" объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

25. Вам необходимо написать историческое сочинение о периоде истории России:

октябрь 1917 г. - октябрь 1922 г.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.





Критерии оценивания


№ вопроса

Ответ

1

231

2

4516

3

35

4

интервенцией

5

3152

6

1436

7

235

8

265

9

2514

10

Колчак

11

295637

12

245

13

гражданская война

41

Врангель

15

Перекоп

16

136

17

4165

18

14

19

13

20

Может быть указано:

1. Название экономической политики: «военный коммунизм»;

2. хронологические рамки - 1918- 1921гг.

21

Могут быть указаны следующие «жандармские» методы:

1. хлеб изымался в полном объеме, в том числе и семенной;

2. применялось насилие (например, избиение крестьян);

3. тех, кто по разным причинам не мог или не хотел сдавать весь хлеб, арестовывали;

4. кроме хлеба, забирали лошадей и коров.

22

Могут быть названы следующие положения:

1. представители Вельского уездного комитета партии считают, что:

а) в названных перегибах виновны местные власти, так как «центр запрещает забирать семенное зерно»;

б) такими методами, которыми действуют местные органы власти, работать нельзя, так как это грозит катастрофой для Октябрьской революции;

2. представители Вологодского губернского комитета партии считают, что в условиях

«острого продовольственного кризиса иными методами действовать невозможно.

23

Ответ:

Могут быть названы следующие причины:

1) левые эсеры не заручились поддержкой других антибольшевистских сил и не могли получить такой поддержки, так как «запятнали» себя союзом с большевиками, поддержав Октябрьский переворот;

2) левые эсеры были за возобновление войны с Германией, что не соответствовало устремлениям большинства населения;

3) большевики имели более сильные позиции в армии и ВЧК;

4) план выступления не был продуман и как следует подготовлен, носил в немалой степени стихийный характер.

24

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие аргументы.

1. В подтверждение, например:

1) В Белом движении отсутствовало военное, идейно-политическое и социальное единство;

2) Белое движение не выдвинуло программы демократических реформ, ожидаемых страной;

3) Сотрудничество с интервентами позволило обвинить белых в предательстве национальных интересов;

4) Возможный возврат к помещичьему землевладению на подконтрольных территориях оттолкнуло от белых крестьян.

2. В опровержение, например:

1) Красные выдвинули близкие и понятные крестьянам лозунги о земле, обеспечившие им широкую поддержку крестьян;

2) Красные располагались в центре страны с большим количеством железных дорог, что позволяло быстро перебрасывать войска в нужные районы;

3) Красные проводили гибкую политику сотрудничества с разными политическими силами, например, Махно.

25



© 2010-2022