Конспект урока по теме Развитие ремесла и торговли в средневековом городе 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1


Здравствуйте, ребята! Продолжаем путешествие по средневековому городу. Но для этого нам надо кое-что вспомнить по теме предыдущего урока. Ответим на ряд вопросов.


Слайд 2


Задание: Современный художник изобразил
улицу средневекового города. Но что это? Видно в школе он был нерадивым учеником - кое-что перепутал. Какие четыре ошибки он допустил?

Ответ учеников:

Широкие улицы, тротуары, часы на руке прохожего и освещение.

Учитель: МОЛОДЦЫ!


Слайд 3


Ответьте на вопросы:

1.Как называется место поселения ремесленников и купцов?

2.С кем приходилось бороться жителям города?

3.Как назывался город, освободившийся от власти сеньора?

4.Большая судоходная река в Европе

5. Место, где возникали города

6. Кто покровительствовал городам?

7. Как назывался новый слой общества?

Задание : Найдите слово по вертикале, соответствующее теме нового урока.

ПРАВИЛЬНО, РЕМЕСЛО


Слайд 4


Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовление изделий для сбыта,

Выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла.

Выяснить как расширялись торговые связи Европы. Роль денег и ростовщиков . Причины возникновения банков.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Формировать ключевые компетенции

Продолжить развитие логического мышления через умения осознавать и представлять сущность процессов средневековой жизни

Продолжить работу по формированию умений и навыков извлекать знания из исторических источников

Продолжить развитие образного мышления, речи, внимания и памяти при сопоставлении оценок средневекового ремесла и торговли глазами современника наших дней,

Продолжить формирование умений работы с иллюстрациями и текстовыми источниками,

Развивать умения работы в группах, вырабатывать общее мнение

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Воспитывать уважение к труду средневековых ремесленников и купцов

Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Тема сегодняшнего урока:

Развитие ремесла и торговли в средневековом городе.

Как вы думаете , какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке?

Дети высказывают свое мнение.

Учитель подводит итог.

Правильно, мы должны узнать, что такое ремесленная мастерская, кто в ней работал и на каких условиях. Как развивалась торговля, кто такие менялы, ростовщики.


Слайд 5


План урока:

1. Мастерская ремесленника:

А. Внешний вид

Б. Кто работал в мастерской и их обязанности

2. Что такое цехи.

3. Роль цехов в жизни города

4.Развитие торговли

А. Купец

Б.Ростовщик

В. Меняла

Г. Ярмарка и банки


Слайд 6


Проблемное задание:
КАКУЮ РОЛЬ СЫГРАЛИ ЦЕХИ В ЖИЗНИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА?


Слайд 7


Работа с рисунком.

Учитель: Где располагалась мастерская?

Ученик: На первом этаже дома ремесленника.

Учитель: Каковы ее размеры?

Ученик: Небольшая мастерская.


Слайд 8


Работа с учебником. Стр. 109

Кто работал в мастерской? Положение и обязанности.

Заполнить таблицу в карточке № 1


Слайд 9


Подведение итогов работы групп.

МАСТЕР

Был собственником орудий труда, самостоятельно работал в своей мастерской, производил вещи на заказ или продажу

ПОДМАСТЕРЬЕ

Работник, уже изучивший ремесло. Получал заработную плату. Находился под надзором мастера. Мог стать мастером

УЧЕНИК

Изучал ремесло и выполнял подсобные работы. Бесплатный труд.

Беседа по вопросам:

1. Почему мастера устанавливали долгий срок обучения?

2. К концу обучения ученик мог выполнять работу самостоятельно, но мастер продолжал пользоваться его бесплатным трудом. Затем ученик становился подмастерьем.

Что нужно сделать, чтобы открыть свою мастерскую и стать мастером?

3.


Слайд 10


Задание по группам. Опишите рисунки. Получают рисунок с вопросами. Карточка № 2 . Отвечают на вопросы.

Учитель: Сколько человек работает в мастерской?

Что они делают?

Какие орудия труда применяют?

Кто хозяин мастерской?


Слайд 11


Заполнить схему «Основные признаки ремесленного производства» в карточке №3 , опираясь на вопросы к слайду.


Слайд 12


Проверка заполнения схемы.

ВЫВОД: Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде. Городской ремесленник являлся собственником орудий труда и одновременно работником.


Слайд 13


Работа с учебником стр. 110. Найти определение понятию ЦЕХ.

Устав.

Что значат гербы цехов?

Ребята отвечают на вопросы учителя.


Слайд 14


Записи на рабочем листе № 4


Слайд 15


Работа с документом по группам Устав ткачей. Ответ на вопросы:

1.Какие основные положения по труду ткачей содержатся

в Уставе?

2.Какие требования Устава к орудиям труда?

3.Как регулируется качество продукции?

4.Почему такие жесткие правила относительно учеников?

5.Почему Устав не позволяет труд ранее, чем взойдет солнце?


Слайд 16


3. Роль цехов в жизни города. Работа со слайдом.

Члены цеха:

устраивали совместные праздники (само слово «цех» сначала означало «пирушка»),

участвовали в свадебных торжествах мастера,

присутствовали при крещении его детей,

провожали членов семьи мастера в последний путь,

сообща тушили пожары,

цех помогал больным, впавшим в нужду ремесленникам, осиротевшим семьям мастеров.

Цехи несли сторожевую службу в городе и составляли отряды городского войска.

Цех имел герб, знамя, а большие цехи - свою церковь и даже кладбище.

Долгое время цехи способствовали развитию ремесла.

В городах возникали новые ремесленные специальности,

росло разделение труда между цехами


Слайд 17



Слайд 18


Учитель характеризует развитие товарно-денежных отношений.

Учащиеся дают определение натуральному хозяйству.


Слайд 19


Составление таблицы «Развитие торговли в Европе и участники торговых операций» Карточка № 5


Слайд 20


Рассматриваем рисунки.
Беседа по рисунку ЯРМАРКА В ШАМПАНИ.

Кто изображен?

Чем заняты?

Что можно купить?


Слайд 21


Проблемное задание:
КАКУЮ РОЛЬ СЫГРАЛИ ЦЕХИ В ЖИЗНИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ОБЩЕСТВА?

ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ, УЧИТЕЛЬ КОРРЕКТИРУЕТ ОТВЕТ.

ВЫВОД: К концу Средних веков цехи стали

задерживать рост промышленного производства в городах.

Подведение итогов урока:

1.Что нового узнали?

2.Чему научились?

Выставление оценок за работу на уроке.


Слайд 22


Вопросы и задания для самопроверки:

1.В начале средних веков кузнецы ценились особенно высоко позднее самыми почитаемыми и богатыми мастерами стали ювелиры.
Чем объяснить такое отношение к кузнецам в начале средних веков? Почему позднее первое место среди ремесленников заняли ювелиры?

2. В уставе шелкоткацкого цеха Кельна было сказано: "Мастерица, у которой будет найдена шелковая ткань, изготовленная не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а материя разрезается на куски в присутствии старшин".
Какие цели преследовали эти правила? Почему сами мастера устанавливали для себя такие правила производства изделий и штрафы за их нарушение?

3. В XIII в. в Париже было около 100 цехов, а в конце XIV в. - до 350 в Лондоне число цехов возросло с 50 до 100.
Почему росло число цехов? О чем это свидетельствует?

4. В постановлении совета одного из немецких городов сказано: когда изобретатель Вальтер Кезингер предложил построить колесо для прядения и сучения шелка, то по решению городского совета он был изгнан из города на основании того, что было постановление, запрещавшее строить и ставить колесо ни теперь, ни когда-либо впоследствии.
Почему так поступил городской совет?

5. Каковы были цели цеховых уставов? Заполните пропуски слов в предложениях.
1) Ограждение мастеров от..............................................из других городов и ................................ местности.
2) Создание для мастеров................................................... в производстве и продаже изделий.


Слайд 23


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
§ 13, стр.109 - 115
Прочитать, пересказать, ответить на вопросы.
Выучить записи на карточках.
Составить рассказ по 1 картинке на стр. 108



© 2010-2022