Статья Применение дебатных технологий на уроках истории

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Саду Асия Мухтаровна

Республика Казахстан

Северо-Казахстанская область

г.Петропавловск

Применение дебатных технологий на уроках истории


Я пришел сюда спорить,

чтобы научиться мыслить.

Л.Ф. Лосев

В условиях современной действительности институты образования столкнулись с необходимостью разработки программы адаптации молодежи к жизни в новом обществе, формирования у выпускников личностных качеств, которые позволили бы им быть созидателями демократического общества и реализовать свои возможности в нем. Результативность обучения в современных условиях связана с переходом к личностно-ориентированным, развивающим технологиям, которые помогают не только приобрести знания, умения и навыки по предмету, но и сформировать компетенции, необходимые для адаптации в современном обществе.

Одной из таких технологий является технология «Дебаты».

Дебаты берут свое начало из Древней Греции, где они являлись неотъемлемым элементом демократии. В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках различных предлагаемых законов, такой спор давал возможность всесторонне проанализировать проблему.
В древнем Риме существовали так называемые школы риторов, в которых обучали ораторскому искусству. Школы риторов были очень престижны, а преподаватели являлись одними из самых высокооплачиваемых.
В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже получила свое развитие и в системе образования.

Дебаты - современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам.

Дебаты - соревнование между «играющими», действия которых ограничены определенными условиями и правилами.

Дебаты - целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями.

Можно выделить следующие виды дебатов:

1. Классические дебаты (по формату игры - с правилами, судьей, таймкипером, регламентом). Однако, задействовать всех учащихся трудно: играют всего шесть человек, остальные - зрители. Чаще всего эти дебаты - итоговые уроки, уроки контроля знаний, обобщения.

2. Эспресс-дебаты. Подготовка сведена к минимуму, главное здесь - хорошее знание материала. Дебаты возникают непосредственно на уроке по учебнику, по рассказу учителя или по главе произведения; их можно эффективно использовать либо при закреплении учебного материала, либо как форму активизации познавательной деятельности учащихся.

3. Модифицированные дебаты (по типу ролевой игры). Здесь допускаются некоторые изменения правил:
- сокращается время, увеличивается число игроков,
- организуются группы поддержки,
- допускаются вопросы из аудитории.

Дебатные технологии можно использовать на следующих уроках: истории, человек и общество, право, обществознания, литературы, английского языка.

Дебаты представляют собой не просто увлекательное занятие, интересный урок-игру, но и эффективное средство для развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Дебаты способствуют развитию и воспитанию следующих компетенций:

  • Расширению общекультурного кругозора:

- обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям;
- развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения;
- формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.

  • Развитию интеллектуальных способностей:

- формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
- умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
- умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.

  • Развитию исследовательских и организационных навыков:

- собирать и анализировать материалы из различных источников;
- оценивать различные версии и мнения;
- собирать доказательную базу и грамотно ее применять.

  • Развитию творческих качеств:

- умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.

  • Развитию коммуникативных умений:

- умению слушать и слышать собеседника;
- терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
- способности работать в команде.

  • Развитию ораторских способностей:

- навыков публичного выступления;
- уверенности в себе;
- умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- способности привлечь слушателей интонацией, жестами, мимикой.

  • Формированию гражданской позиции и навыков жизнедеятельности в

демократическом обществе:
- способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения;
- способности принимать другую точку зрения и оценивать идею, а не человека, ее декларирующего;
- уважительному отношению к общечеловеческим и национальным ценностям, различным культурам, традициям;
- стремлению использовать свои знания в практике общественной жизни; умению брать на себя решение каких-либо проблем.

Организационно-педагогическими условиями, способствующими осуществлению процесса социализации в условиях проведения дебатов, являются взаимосвязь и взаимопроникновение следующих компонентов:

  • игровой основы педагогической работы по социализации учащихся,

которая заключается в том, что игра используется как возможность попробовать свои силы в различных социальных ролях;


  • разнообразия социальных взаимодействий ученика, включенного в

различные сферы жизнедеятельности;


  • обеспечения возможности выбора ценностей, норм, форм деятельности

учащегося, который обеспечивается разнообразием и интенсивностью деятельности, широким набором социальных ситуаций и проб, расширением зоны общения и взаимодействия в различных аспектах (деловое сотрудничество, игровое взаимодействие, эмоциональное)

Дебаты включают технологию, способствующую обновлению и трансформации гуманитарного образования, развитию творческой активности учащихся и учителей через включение в дебатный процесс: от поиска информации и изучения материалов по определенной проблеме до детальной разработки двух разных подходов к ее решению (утверждающего и отрицающего), что дает возможность учащимся понять многогранность и сложность поднимаемых проблем.

Целевые функции и возможности технологии «Дебаты» широки.

Социализирующее значение выражается в том, что дебаты являются педагогическим средством, механизмом приобщения участников к нормам и ценностям гражданского общества, позволяющим учащимся адаптироваться к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы на основе имеющихся знаний и умения применять эти знания.

Воспитывающее значение проявляется в том, что дебаты позволяют участникам вырабатывать самостоятельность оценок, нравственно-мировоззренческую позицию и поведенческие установки. Участники дебатов обладают более высокой коммуникативной культурой, общительностью, способностью найти компромисс.

Развивающее значение выражается в том, что дебаты позволяют участникам развивать волю, память, мышление, включая умение сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить аналогии, самостоятельно добывать и анализировать разноплановую информацию по актуальным для человека и общества проблемам.

Дидактическое значение выражается в том, что дебаты являются основой для формирования у учащихся общеучебных умений и практических навыков, а также важнейших качеств, необходимых современному человеку.

Основные элементы дебатов

Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы относительно предложенного тезиса, чтобы убедить нейтральную третью сторону и судей в их правильности.

  • Тема. Тема должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы,

быть пригодной для спора, то есть иметь альтернативные варианты. Тема дебатов должна формулироваться в виде утверждения

  • Утверждающая сторона пытается убедить судей в правильности своих

позиций относительно формулировки темы.

  • Отрицающая сторона пытается убедить судью в том, что позиция

утверждающей стороны неверна, поскольку ее аргументация имеет недостатки.

  • Аргументы. Каждая команда с целью доказательства создает систему

аргументов, с помощью которых пытается убедить судью в том, что ее позиция является наиболее правильной.

  • Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов

должны представить свидетельства поддержки (цитаты, факты и т. д.), доказывающие их позицию.

  • Перекрестные вопросы. Наибольшее количество видов дебатов

предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.

Существуют различные модели технологии «Дебаты»: свободные дебаты в больших аудиториях, панельные дебаты, круглый стол и др.

Основные этапы проведения дебатов

  • Подготовительный (за неделю до проведения дебатов):

- формирование команд (6-8 человек);
- бейджи для команд, фишки двух цветов для судей, песочные часы, гонг;
- формулировка тезиса. Команды получают задание подготовить аргументы, доказательства, подобрать цитаты из произведений, критической литературы и т. д. «за» и «против» предложенного тезиса;
- правила дебатов, кодекс чести дебатера, этикет проведения дебатов.

  • Проведение дебатов

- жеребьевка (определяется утверждающая и отрицающая команды);
- строгое соблюдение регламента, правил работы в команде, в соответствии с которой следует не переходить на личности, обсуждать аргумент, а не позицию;
- критерии оценки.

  • Заключительный

- вопросы для анализа дебатов;

- рефлексия (письменно).

На своих уроках по истории Казахстана для закрепления знаний учащихся я использую элементы дебатной технологии.

Урок-обобщение по теме: «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в конце ХIХ века»

Резолюция: «Вхождение Казахстана в состав России оправдано»

Цели урока:

1. Обобщить знания учащихся по темам: «Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в конце 19 века», «Присоединение Казахстана к России».

2. Развитие навыков дебатирования, анализа исторического явления, самостоятельной работы с различными источниками информации, установления причинно-следственных связей, развитие монологической речи.

3. Воспитание гражданственности, культуры спора, толерантности.

Учащиеся заранее получают задание: каждому найти аргументы, подтверждающие позицию и утверждения и опровержения, команды игроков готовят кейс на одну или две позиции.

План урока:

1. Мотивация: постановка целей и задач урока, оглашение резолюции и актуальности темы дебатов.

2. Дебаты по предложенной резолюции, конструктивные речи игроков.

3. Выступление парламентариев, высказывающих свою точку зрения на решаемую проблему и по ходу игры.

4. Анализ игры - заключительные выступления дебатеров.

5. Голосование парламента.

6. Выступление судьи с анализом игры.

7. Заключительное слово учителя, выставление оценок за урок.

Возможные аргументы:

Утверждения.

Защита от агрессии джунгар.

Сохранение территориальной целостности как основы для сохранения государственности.

Развитие оседлости, земледелия.

Развитие капитализма, начало освоения природных богатств.

Приобщение к высокой культуре русского народа.

Начало урбанизации.

Опровержение:

Потеря независимости.

Превращение Казахстана в колонию России, сырьевой придаток.

Усиление гнета, политическое и экономическое бесправие.

Многочисленные восстания казахских шаруа.

Нарушение традиционного уклада жизни.

Преимущества использования дебатной технологии:


  • дебаты способствуют развитию познавательной, научной,

исследовательской деятельности;

  • дебаты формируют и развивают у учащихся навыки цивилизованной

дискуссии, способности концентрироваться на сути проблемы, ораторского искусства, умение работать в команде, выступать в роли лидера, работать с непопулярными идеями и убеждениями;

  • дебаты развивают индивидуальные способности учащихся, их

личностный потенциал, целенаправленно и эффективно помогают воспитывать учащихся нравственно, духовно;

  • дебаты учат грамотному построению ответа на вопрос, регламентации

выступлений по времени, позволяют учащимся овладеть навыками структуризации материала;

  • дебаты учат осмысливать, формулировать собственную точку зрения,

аргументировать ее и грамотно отстаивать;

  • в ходе дебатов воспроизводится поведение людей в реальной жизни, что

способствует глубокому осознанию социальных ролей, а рассмотрение конкретных тем по социально-экономической и политической истории способствует овладению учащимися социальным опытом;

  • Важнейшее достоинство дебатов - учат учиться и совершенствоваться, и

не останавливаться на достигнутом


Литература:


  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе.

М., 1999.

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В., Ионов И.Н.

Историческое образование в современной России. М., 1997.Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. Учебно-методическое пособие для учителя., М, 2002.

  1. Гузеев В. В. Педагогическая техника в контексте образовательной

технологии. - М.: Народное образование, 2001.

  1. Дебаты/пособие для учащихся и педагогов/. М.: Наука, 2001

  2. Зверева Н. М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие. -

М.: Педагогическое общество России, 2001.

6. Ксензова Е.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000.

7. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам, М: РОССПЭН, 2002.

8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

9. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

10. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории. - М.:БОНФИ, 2001.



© 2010-2022