Рабочая программа по курсу История русской культуры

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая Рабочая программа по элективному курсу «История русской культуры» для 11 «А» класса разработана на основе Рабочей программы по предмету «История русской культуры» для 10 - 11 классов (профильный уровень) уровня среднего общего образования, утверждённой приказом по школе от 29.08.2014 года № 1564 «Об утверждении рабочих программ по предметам на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Элективный курс предназначен для школ гуманитарного профиля и способствует углублению и систематизации знаний по истории России.

Цель курса «История русской культуры» - создание возможностей для активизации познавательных и духовных потребностей учащихся в осмыслении российской истории.

Задачи курса:

  • вооружить учащихся интеллектуальным инструментарием, необходимым для самостоятельной учебной и исследовательской деятельности;

  • формировать умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи; умения и навыки работы с различными источниками исторической информации; специальные исследовательские умения;

  • создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности;

  • пробудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.

В качестве основного метода изучения отечественной культуры выступает диалог, который позволяет обращаться к памятникам культуры, идеям, людям, событиям как собеседникам во времени.

Особенность предлагаемого курса состоит в том, что каждая культурно - историческая эпоха представлена в динамике и взаимосвязи культурных и исторических явлений. Это позволяет рассматривать культуру как саморазвивающуюся систему, выявить ее место в истории. При таком подходе достигается понимание истории России как целостного процесса.

Структурно курс построен по хронологически - проблемному принципу, что позволяет избежать перенасыщенности информацией, четче обозначить ключевые события культурной истории России.

Рабочая программа реализуется на основе УМК:

  1. «История русской культуры: программа и тематическое планирование курса. 10 - 11 классы» / Н.П.Берлякова, Е.Б.Фирсова. - Москва: ООО «Русское слово - учебник», 2012 г. - 64 с.

  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Л.Г.Березовая и Н.П. Берлякова. - Москва: ООО «Русское слово - учебник» , 2012 - 320 с.

ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ, ПРИЁМЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

  • работа с документами учебника и привлечение дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, составление логических схем и таблиц); изучение статистических материалов

  • изучение материалов СМИ, Интернет-материалов

  • проведение социологических исследований;

  • уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

  • работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

  • моделирование ситуаций;

  • выполнение творческих работ (рефератов, докладов, мультимедийных презентаций, плакатов, слоганов и т.д.);

  • самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

  • заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др.

Формы организации учебного процесса:

Выбор форм обучения на учебном занятии будет зависеть от темы урока, уровня подготовленности учащихся, объема изучаемого материала, его новизны и трудности На уроках предполагается использование следующих форм организации обучения: индивидуальные, парные (работа в парах постоянного и сменного состава), групповые, коллективные, фронтальные и внешних, которые ориентированы на особенности передачи учебного материала учащимся (самостоятельная работа; игра - исследовательская, творческая, познавательная; викторина и т.д.).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Изменения:

Авторская программа рассчитана на 26 часов, поэтому в рабочей программе увеличено количество часов по отдельным темам.

Учебно-тематический план

11 классп/п

Разделы, темы

Кол-во часов, предусмотренное авторской программой

Кол-во часов, предусмотренное рабочей программой

1

Вводный урок. Феномен культуры России в 20 века

1

1

2

«Новая» русская культура рубежа веков

4

6

3

Условия появления и формы массовой городской культуры в России

3

4

4

Революция и судьбы культуры

3

4+1

5

Становление культуры советского общества в 1930-1940 гг.

4

5

6

Официальное и неофициальное пространство советской культуры

4

6

7

Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества

3

3

8

Культурное пространство постсоветского общества

3

3

9

Заключение

1

1

Итого

26 ч

34 ч

Календарно-тематический план (11 класс - 34 часа)

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Фактические сроки прохождения

Повторение (подготовка к ЕГЭ и ОГЭ)

Примечание

1.

Вводный урок. Феномен культуры России 20 века

1

5.09


Тема 1. «Новая» русская культура рубежа веков

6 ч


2

Мировоззренческие и художественные истоки «нового искусства»

1

12.09

3-4

Поиски и открытия поэтического символизма

2

19.09

26.09

5

Художественный язык модерна.

1

3.10

6-7

Новые явления в классической культуре начала XX в.

2

10.10

17.10


Тема 2. Условия появления и формы массовой городской культуры в России

4 ч


8

Условия появления и формы массовой городской культуры в России

1

24.10

9-10

Авангардные направления в искусстве Серебряного века

2

2.11

9.11

11

Кризис «русской идеи» в начале XX в.

1

16.11


Тема 3. Революция и судьбы культуры

4 + 1ч


12

Футуристический проект «Живое творчество масс»

1

23.11

13-14

Формирование культурной политики советской власти в 1920 - е гг.

2

30.11

7.12

15

Традиции Серебряного века в культуре русской эмиграции

1

14.12.

16

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Серебряный век русской культуры»

1

21.12

Тестирование

Тема 4. Становление культуры советского общества в 1930-1940 гг.

5 ч


17

Культура как средство и объект государственной политики

1

28.12

18-19

Человек в системе советской культуры

2

18.01.

25.01

20

Социалистический реализм:достижения и потери

1

1.02

21

Ценности и идеалы социалистического реализма

1

8.02


Тема 5. Официальное и неофициальное пространство советской культуры

6 ч


22-23

Культурный эффект «оттепели».

2

15.02

22.02

24

Идеи и потенциал «отложенной литературы»

1

29.02

25

Стиль жизни и культурные герои «оттепели»

1

15.03

26-27

Государственная политика и культурные процессы1970 - 1980-х гг.

2

22.03

5.04


Тема 6. Историческое самосознание и ценностные ориентиры постсоветского общества

3 ч


28

Трансформация исторического самосознания в годы гласности и «перестройки»

1

12.04

29

Поиск социокультурной идентичности

1

19.04

30

Средства массовой информации и массовой коммуникации

1

26.04


Тема 7. Культурное пространство постсоветского общества

3+ 1 ч


31

Массовая и информационная культура постсоветского общества

1

3.05

32

Фундаментальная культура в структуре современной духовной жизни

1

10.05

33

Альтернативные формы и темы современного творчества

1

17.05

34

Заключение.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Культура советского и постсоветского общества.»

1

24.05

Тестирование



Формы и средства контроля

Основной формой контроля знаний обучающихся является текущий контроль. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа обучающегося над изучаемым материалом.

Виды текущего контроля - устный (индивидуальный или групповой опрос, сообщение по избранной теме, индивидуальная или групповая презентация, анализ ситуаций, защита выполненных заданий и другие), письменный (самостоятельная работа, эссе, презентация и др.).

Итоговое занятие организовано в виде представления проектов обучающихся по определённой тематике с использованием дополнительных материалов.

Контрольно-измерительные материалы по темам:

Тема «Культура Древней Руси»

Вариант I

Выберите один вариант ответа.

1. Главным мотивом русских былин было:

а) поклонение Прекрасной Даме

б) крещение иноверцев

в) освобождение своей земли и защита от врагов

г) верность своему покровителю

2. В Древнерусском государстве писали письма на:

а) глиняных табличках

б) бумаге

в) бересте

г) пергаменте

3. Создателем «Повести временных лет» был:

а) Даниил

б) Нестор

в) Иларион

г) Антоний

4. «Повесть временных лет» была создана в:

а) начале XIв.

б) конце XIв.

в) начале XIIв.

г) конце XIIв.

5. Определите три характерные черты Софийского собора в Новгороде:

а) богатое внутреннее убранство

б) наличие пяти куполов, сгруппированных в центре

в) пирамидально возвышающиеся тринадцать куполов

г) отсутствие ярких мозаик

д) неширокие проёмы окон

е) наличие суровых и спокойных фресок

6. По какому принципу образованы ряды?

а) Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

Вариант II

Выберите один вариант ответа.

1. Славянскую азбуку создали:

а) Святополк, Ярослав

б) Борис, Глеб

в) Кирилл, Мефодий

г) Василий Великий, Иоанн Златоуст

2. Древнейшая дошедшая до нас летопись:

а) Русская Правда

б) «Слово о Законе и Благодати»

в) «Повесть временных лет»

г) «Александрия»

3. Первыми литературными произведениями на Руси были:

а) хроники

б) изборники

в) жития

г) летописи

4. При Ярославе Мудром были построены знаменитые соборы святой Софии в:

а) Полоцке, Чернигове

б) Вышгороде, Юрьеве

в) Смоленске, Галиче

г) Киеве, Новгороде

5. Установите соответствие между словом и его значением:

1) былины 2) зодчество 3) мозаика

4) житие 5) фреска 6) миниатюра

а) литературное описание жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых

б) настенная живопись, при которой краска наносится на сырую штукатурку

в) небольшой многоцветный рисунок в средневековых рукописных книгах

г) поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей

д) изображение из разноцветных натуральных камней или подкрашенных кусочков стекла

е) искусство построения различных зданий

6. Вставьте пропущенные слова.

Крупным литератором Древней Руси был ___________, первый уроженец Руси, ставший киевским митрополитом. Наиболее известным его произведением является «______________________», впервые произнесённое в 1049 году и написанное в жанре торжественного и поучающего обращения.

Тема «Культура русских земель в XII - XIII веках»

Выберите один вариант ответа.

1. В «Слове о полку Игореве»:

а) содержался призыв к прекращению княжеских усобиц

б) создавался идеальный образ князя-защитника

в) говорилось о необходимости сильной единоличной власти князя

г) славился подвиг князя в борьбе с половцами

2. Новый жанр литературы, возникший в XII веке:

а) поучения

б) жития

в) поэма

г) хождения

3. Основная идея «Поучения детям» Владимира Мономаха:

а) создание идеального образа правителя земли русской

б) укрепление Древнерусского государства

в) божественное происхождение самодержавной власти

г) наставления по воспитанию детей

4. Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли и собор Рождества в Боголюбове, построенные по приказу Андрея Боголюбского, были посвящены:

а) Богородице

б) св. Борису и Глебу

в) св. Николаю

г) св. Георгию

5. Напишите названия храмов.

А) Выдающийся памятник владимиро-суздальской архитектурной школы. Построен в 1165 г. при князе Андрее Боголюбском после гибели его любимого сына Изяслава. Изысканная простота архитектурных линий гармонично сочетается с простотой русской природы. Памятник включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Б) Выдающийся памятник русской архитектуры. Построен в 1194-1197 гг. князем Всеволодом Большое Гнездо как дворцовый храм в честь покровителя князя святого Дмитрия Солунского и в связи с рождением княжеского сына Дмитрия. Собор знаменит своей белокаменной резьбой и скульптурой.


Тема «Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI веках»

Вариант I

Выберите один вариант ответа.

1. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был:

а) А. М. Курбский

б) митрополит Макарий

в) И. Фёдоров

г) И. С. Пересветов

2. Погодные записи исторических событий - это:

а) поучения

б) былины

в) летописи

г) жития

3. Первая русская книга была напечатана в Москве в:

а) 1551 г.

б) 1564 г.

в) 1572 г.

г) 1584 г.

4. К куликовскому циклу относится:

а) «Слово о полку Игореве»

б) «Слово о погибели земли русской»

в) «Задонщина»

г) «Моление»

5. Установите соответствие между названием произведения и автором.

АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЕ

1) Афанасий Никитин а) «Поучение детям»

2) СафонийРязанец б) «Слово»

3) Владимир Мономах в) «Моление»

4) Даниил Заточник г) «Задонщина»

д) «Хождение за три моря»

6. Отрывок из какого известного литературного труда XVI в. приведен ниже? Кто, по мнению большинства исследователей, является его автором?

Согрев утром воды, перемыть, вытереть и высушить стол, блюдца, ставцы; ложки и всякие сосуды. То же сделать после обеда и вечером. Ведра, лотки, квашни, корыта, сита, решета, горшки также всегда вымыть, вычистить, высушить, положить в чистое место. Все сосуды и принадлежности должны быть всегда чисты, не должны разбрасываться по скамьям, двору, хоромам; все должно быть на своем месте. Изба, стены, скамьи, пол, двери, даже в сенях и на крыльце должны быть вымыты, выкрашены, чтобы всегда было чисто. Пред нижним крыльцом сена положить для вытирания ног. Чтобы не загрязнить лестницы и сеней, положить перед дверью или рогожку, или старый войлок. В грязную погоду у нижнего крыльца сено переменить, равно как рогожку или войлок.

Тема «Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV - XVI веках»

Вариант II

1. Новый жанр устного народного творчества, появившийся в XIV - XVI вв.:

а) былины

б) исторические повести

в) сказания

г) баллады

2. Главная идея «Домостроя»:

а) подчинение в государстве царской власти, а в семье - её главе

б) наставление по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей

в) необходимость соблюдения религиозных норм и обязанностей

г) борьба с внешними врагами

3.Летописное сочинение, созданное во второй половине XV столетия, - это:

а) Троицкая летопись

б) Московская летопись

в) «Летописец начала царства»

г) «Новый летописец»

4. В произведении древнерусской литературы «Задонщина» повествуется о:

а) битве на реке Калка

б) сражении на реке Воже

в) Куликовской битве

г) набегеТохтамыша на Москву

5. 12-томное собрание житий, поучений, мудрых мыслей и т.д., созданное под руководством митрополита Макария в XVI в., - это:

а) «Великие Четьи-Минеи»

б) «Московский летописный свод»

в) «Домострой»

г) «Лицевой свод»

Культура России в первой половине XIX века

1. Самым значительным событием, повлиявшим на культуру России в первой половине XIX века являлось (ась), (лся):

а) Отечественная война 1812 года; б) Выступление декабристов; в) правление Александра I.

2. Автором многотомного труда «История государства Российского» являлся:

а) М.П. Погодин; б) Н.М. Карамзин; в) Т.Н. Грановский.

3. Создателем новой геометрической системы, названной неевклидовой геометрией, был:

а) А.М. Бутлеров; б) Н.И. Лобачевский; в) Б.С. Якоби.

4.Секрет изготовления булатной стали раскрыл:

а) В.В. Петров; б) П.П. Аносов; в) Б.С. Якоби.

5. Пулковская обсерватория под Петербургом был открыт в:

а) 1839 году; б) 1825 году; в) 1855 году.

6. Приведите в соответствие даты кругосветных путешествий, совершенных русскими путешественниками с их участниками и открытиями:

Участники путешествий

Совершенные ими открытия

1.1803-1806 гг.

4. Е.В. Путятин

7. Открытие Антарктиды

2.1819-1821 гг.

5. И.Ф. Крузенштерн

8. Нанесение на карту более тысячи километров побережья острова Сахалин, наблюдения об Аляске, Алеутских островах.

3. 1822-1825 гг.

6.Ф.Ф. Беллинсгаузен и

М. Лазарев

9. Экспедиции удалось побывать в закрытой для европейцев Японии.

Пример оформления ответа: 1-3-9

7. Царскосельский лицей был открыт в: а) 1811 году; б) 1812 году; в) 1839 году.

8. Казанский университет был открыт в: а) 1855 году; б) 1833 году; в) 1804 году.

9. Для широкой публики Эрмитаж был открыт в: а) 1839 году; б) 1812 году; в) 1852 году.

10. Коллекцию русской живописи, получившую в дальнейшем мировую известность, в 1856 году начинает собирать: а) П.Н. Демидов; б) П.М. Третьяков; в) Александр I.

11. Допишите названия двух других направлений в художественной культуре России первой половины XIX века: Классицизм, Сентиментализм, ………, ……….. .

12. Приведите в соответствие имена и фамилии деятелей литературы с их произведениями и направлениями в литературе:

Произведение

Направление в литературе

1. В.А. Жуковский

4. «Герой нашего времени»

7. Романтизм

2. М.Ю Лермонтов

5. «Людмила»

8. Критический реализм

3. Ф.М. Достоевский

6. «Бедные люди»

9. Сентиментализм

13. Укажите фамилии наиболее популярных драматургов первой половины XIX века:

а) Н.М. Карамзин, б) А.С. Грибоедов; в) В.А. Жуковский; г) А.Н. Островский; д) Ф.М. Достоевский.

14. Перечислите фамилии наиболее знаменитых русских композиторов:

15. Приведите в соответствие имена и фамилии русских художников с их картинами и направлениями в живописи:

Произведение (картина)

Направление в живописи

1. О.А. Кипренский

А) «Явление Христа народу»

Е) Классицизм

2. К.П. Брюллов

Б) Портрет А.С. Пушкина

Ж) Романтизм

3. П.А. Федотов

В) «На пашне. Весна», «На жатве. Лето».

З) Реализм

4. А.Г. Венецианов

Г) «Сватовство майора»

……………………………

5. А.А. Иванов

Д) «Последний день Помпеи»

……………………………

16. Приведите в соответствие имена и фамилии архитекторов с их творениями:

Памятник архитектуры

1. О.И. Бове

А) Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский Дворец, здание Оружейной палаты.

2. К.А. Тон

Б) Здание Русского музея с площадью искусств, Александринский театр.

3. Д.И. Жилярди

В) Театральная площадь с большим театром, триумфальные ворота.

4. К.И. Росси

Г) Казанский собор

5. А.Н. Воронихин

Д) Здание Московского университета.

1. Создание Московского университета, подготовка основ общенационального литературного языка, обоснование ведущей роли науки и просвещения в обществе связано с именем…
Петра I
1 М. В. Ломоносова
2 В. О. Ключевского
3 А.С. Хомякова

2. Один из первых литературных памятников русской культуры "Слово о законе и благодати" написан митрополитом Илларионом в … веке
1 XI
2 XIV
3 XII
4 XIII

3 Первое русское государство, основу которого составлял древнерусский этнос, называлось …
1 Золотая Орда
2 Речь Посполитая
3 Хазарский каганат
4 Киевская Русь

4. Для русского национального самосознания характерны:
стремление к успеху
1 приверженность православным духовным ценностям
2 приоритет общественных и государственных интересов
3 индивидуализм
3 мессианизм
4 рационализм

5. Добровольное единение людей на основе духовной общности, братства, подлинной нравственности славянофилы обозначали термином…
1 государственность
2 соборность
3 духовность
4 религиозность

6. Подъем русской культуры после татаро-монгольского нашествия и вторжения немецких 1 рыцарей происходит в … века
2 вторая половина XV
3 вторая половина XIV
4 первая половина XV
5 первая половина XVI

7. "Золотым веком" русской культуры называют … век
1 XVII
2 XVIII
3 XIX
4 ХХ

8. "Обмирщение" культуры, развитие рационализма, относительно быстрые темпы перехода от Средневековья к Новому времени относятся к …веку
1 XVIII
2 XV
3 XIV
4 XVI

9. М. Булгаков, А. Платонов, А. Рыбаков, Е. Замятин -
1 музыканты
2 живописцы
3 архитекторы
4 писатели

10. Первый Всесоюзный съезд советских писателей (1932 г.) провозгласил новый художественно-творческий метод … …
1 символизм
2 неореализм
3 постмодернизм
4с оциалистический реализм

11. Создание социалистической системы образования, формирование новой интеллигенции, утверждение атеистического мировоззрения, формирование интернациональной культуры характерны для …
1 Петровской эпохи
2 Постсоветской эпохи
3 Советской эпохи
4 эпохи Просвещения

12. Соответствие деятелей русской художественной культуры тому или иному ее направлению:
1 Д.Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Блок, А.Белый - символизм
2 А.Бенуа, С.Дягилев, Л.Бакст, Н.Рерих - модернизм
3 Н.Гумилев, О.Мандельштам, ААхматова - акмеизм
4 В.Маяковский, В.Хлебников - кубофутуризм

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основная литература

  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 / Л.Г.Березовая и Н.П. Берлякова. - Москва: ООО «Русское слово - учебник» , 2012 - 320 с.

  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / Л.Г.Березовая и Н.П. Берлякова. - Москва: ООО «Русское слово - учебник» , 2012 - 320 с.

  3. Берлякова Н.П., Фирсова Е.Б. История русской культуры: программа и тематическое планирование курса. 10 - 11 классы / Н.П.Берлякова, Е.Б.Фирсова. - Москва: ООО «Русское слово - учебник» , 2012 - 64 с.



© 2010-2022