Разработка урока на тему Финикийские мореплаватели (5 класс)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ Сладковского района Сладковская средняя общеобразовательная школа


Разработка урока по истории

Тема урока: «Финикийские мореплаватели»

Класс: 5

Учитель: Верчук Т.Ф.

Учебный курс: История Древнего мира

УМК: История Древнего мира: учеб. для 5 кл. / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2005.-287 с.

Роль и место урока в курсе:

Тема «Финикийские мореплаватели» - одна из важнейших тем раздела «Западная Азия в древности». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития Финикии. Увидеть роль этой цивилизации в развитии мировой цивилизации.

Цель урока: формирование представления у учащихся о географическом положении Финикии, основных занятиях её жителей и о вкладе финикийцев в развитие мировой культуры.

Задачи урока:

- рассмотреть особенности географического положения Финикии, основные занятия местных жителей, новшества, созданные финикийцами;

- продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать, работать с текстом, применять знания в новой ситуации;

- воспитывать познавательный интерес к предмету через решение проблемных задач.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: пурпур, колония, алфавит, буквы

Основные даты: X - VI вв. до н.э. - возникновение финикийских колоний на побережье Средиземного моря

Оборудование: проектор, ПК, маркерная доска, раздаточный материал, материалы Федеральной базы цифровых образовательных ресурсов, Атлас по истории Древнего мира

План урока


Ход урока

  1. Организационно - мотивационный момент.


  1. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

А) вводная беседа: Вспомните, с историей какого государства древности мы познакомились на прошлом уроке (Царство Хаммурапи, Вавилония).

Б) выполнение задания из Рабочей тетради по истории Древнего мира № 61

Задание: найти в тексте исторические ошибки (Приложение 1)

В) работа с исторической картой

Задание: показать на карте территорию царства Хаммурапи и его столицу город Вавилон. (Интерактивная карта «Древнее Двуречье»)


  1. Изучение новой темы.

Подготовка к изучению нового материала.

Слово учителя: Сегодня мы продолжаем путешествие в страну прошлого и познакомимся с ещё одним древнейшим государством. Но прежде чем вы узнаете, о чем пойдет речь, вы должны разгадать название темы сегодняшнего урока. Для этого вам необходимо разгадать ребус, расположенный на слайде. (Слайд 1)

Итак, тема нашего урока «Финикийские мореплаватели»

Тема записывается учащимися в тетрадь. (Слайд 2)

Целеполагание.

Чтобы узнать, что нас сегодня интересует, поработаем с электронным модулем «Финикия». (Шаг 1.)

Изучение нового материала

Прежде чем мы узнаем, кто же такие финикийские мореплаватели и где они проживали, мы прочитаем два послания. Одно из них пришло к нам из Древнего Египта, другое - из Вавилона. (Приложение 2). Что же мы с вами видим? Одни восхваляют и почитают финикийцев, другие - ненавидят и проклинают! Почему? Может быть, то, что здесь написано - неправда? Можем ли мы доверять этим посланиям? (Слайд 3).

Ожидаемый ответ учащихся: Мы можем доверять этим посланиям, так как жители Египта действительно использовали для письма папирус, который сворачивали в свиток. А жители Вавилона писали на глиняных табличках.

Проблемный вопрос: так кто же такие финикийцы? Почему одни восхваляют и почитают их, а другие - ненавидят и проклинают?

План

  1. Особенности географического положения Финикии

  2. Основные занятия финикийцев. Города Финикии

  3. Новшества, созданные финикийцами

  4. Финикийские колонии


  1. Особенности географического положения Финикии

Повествование учителя по интерактивной карте. (Модуль «Финикия». Шаг 3)

Поселения финикийцев возникли на Восточном побережье Средиземного моря, на узкой полоске суши, с одной стороны окруженной морем, с другой - непроходимой цепью высоких Ливанских гор.

Работа с картой в Атласе по истории Древнего мира

Найдите на карте территорию Финикии и скажите, чем её географическое положение отличалось от положения Египта и Двуречья?

Ожидаемый ответ учащихся: на территории Финикии нет крупных полноводных рек.

Могло ли это повлиять на занятия финикийцев?

Ожидаемый ответ учащихся: Да, могло. Отсутствие крупных рек не позволяло активно заниматься земледелием, так как мало плодородных земель.


  1. Основные занятия финикийцев. Города Финикии

Но, несмотря на это, финикийцы основали большое количество красивых городов. Что они собой представляли, мы сейчас узнаем. (Модуль «Финикия». Шаг 2)

Беседа по прослушанному материалу:

Вопросы:

  • Назовите крупнейшие города финикийцев. (Библ, Тир, Сидон)

  • Чем занимались жители Финикии? (Мореплавание, торговля, ремесло, садоводство).

Заниматься успешно морской торговлей финикийцам позволяли их прочные корабли, специально приспособленные для перевозки грузов.

Просмотр видеофрагмента «Финикийский корабль». (Слайд 4)

Беседа по прослушанному материалу:

Вопросы:

  • Что представлял собой финикийский корабль?

  • Чем торговали финикийцы?

Физкультминутка

  1. Новшества, созданные финикийцами

Успешными торговцами финикийцы были ещё и потому, что у них был товар, который у других купцов купить было невозможно. А для более удобного ведения торговли финикийцы создали свой алфавит.

Сейчас вы поработаете с карточками, которые у каждого лежат на парте и узнаете, что представлял собой финикийский алфавит и чем ценным торговали финикийцы. (Приложение 3).

Выступление учащихся:

  • Финикийский алфавит

  • Пурпурная краска

  • Изобретение стекла (Слайд 5,6)


  1. Финикийские колонии

Для развития торговли финикийцы стали основывать свои колонии на побережье Средиземного моря. Где они возникали и с какой целью, мы сейчас узнаем из текста учебника.

Работа с текстом: параграф 15, пункт 3.

Беседа по прочитанному тексту:

Вопросы:

  • Как назывались поселения финикийцев?

  • Где они возникали и для чего?

  • Какой город стал крупнейшей колонией финикийцев?

Работа с интерактивной картой. (Модуль «Финикия». Шаг 3)

Мы многое узнали о финикийцах, но мы не ответили на вопрос, почему же некоторые жители Средиземноморья их ненавидели? Чтобы узнать это прочитаем отрывок из рассказа древнегреческого историка Геродота «Как финикийцы похитили женщин» (учебник, с 71)

Ожидаемый ответ учащихся: финикийцы при удобном случае похищали людей и продавали в рабство.

4. Закрепление материала изученного на уроке.

Работа с интерактивной доской. (Слайд 7,8)

Впишите недостающие буквы и слова

Города финикийцев

Б_ _ л. С_ _ _ н. Т_ р.

Самой известной колонией финикийцев

был город К_ _ _ _ _ _н.

Города финикийцев были расположены

на берегах _______________________ моря.

Что продавали финикийские купцы

Ткани, выкрашенные

____________________ краской.

Сосуды и бусы из _________________.

Бревна из ливанского _____________.

«Живой товар» - ________________.

Оливковое _______________.

Виноградное ___________.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учащимся предлагается продолжить фразы: (Слайд 9)

  • Сегодня на уроке я узнал_______________

  • Меня на уроке удивило _______________

  • Мое настроение после урока _______________.

Выставление отметок.


  1. Домашнее задание

Параграф 15 прочитать, ответить на вопросы 1-3, выполнить задания в РТ № 63,62

Приложение

Приложение 1.

Текст с ошибками

Однажды учитель дал задание придумать рассказ от имени мальчика, живущего в Вавилоне. Этот учитель часто не слушал отвечающего на уроке ученика. Если тот говорил без запинки, то получал пятерку. В классе многие этим пользовались. Судите сами: вот как начал выполнять задание один не слишком прилежный ученик:

- Мы живем на набережной Тигра. Это красивейшее место Вавилона! Все дома здесь построены из обожженного кирпича или белого камня, добываемого поблизости. В то утро меня разбудил Пирхум, который ещё до моего рождения попал в наш дом, где работает как раб. Некогда его отец взял в долг у моего отца серебро, а отдать в срок не сумел. Теперь Пирхум совсем старый и уже не мечтает, что ему простят долг и вернут свободу… Путь в школу лежал мимо пристани, где готовился к отплытию торговый корабль. Он был загружен слитками меди и бревнами. То и другое вавилонские купцы рассчитывали выгодно продать в чужих краях. Ещё один корабль прибыл издалека: носильщики выгружали мешки с зерном, в котором так нуждались вавилоняне. Засмотревшись на корабли, я едва не опоздал в школу. Сел на свое обычное место рядом с девочками, рассчитывая на их подсказки.

Какие исторические ошибки содержит рассказ ученика?

Приложение 2.

Письмо из Египта

«Во время похода в Палестину, в один из дней, в крупном порту мы увидели большой корабль. Люди, спустившиеся с корабля, предлагали местным жителям купить у них разные диковинные вещи». Нас поразило то богатство, которое мы увидели. Оказалось, местные жители всегда с нетерпением и радостью ждут корабли финикийцев».

Письмо из Вавилона

«Совсем недавно я прогуливался по набережной Евфрата. Проходя мимо толпы женщин, я услышал дикий плач. Подошел ближе и оказалось: «О, ужас! Совсем недавно здесь был финикийский корабль». Мне сразу все стало ясно. Я поспешил уйти, больше не желая слушать проклятия женщин, которые они произносили в адрес финикийцев».

Приложение 3.

Пурпурная краска

Финикийские ремесленники научились окрашивать шерстяные ткани особой пурпурной краской. Современных химических красителей в древности не существовало. Краска могла быть либо минеральной (добытой из земли), либо растительного, либо животного происхождения. Как добывали пурпурную краску? Финикийцы ныряли на дно моря и доставали оттуда маленькие раковины с улитками. Из каждой можно было извлечь всего несколько капель густой жидкости. Это и была знаменитая в древности краска. Если краску замешивали пожиже, то ткань приобретала розовый или алый цвет, если погуще - она становилась лилово - красной. Ткани, выкрашенные пурпурной краской, сверкали на солнце, не выгорали и не линяли при стирке. Цена на такие ткани была очень огромной, поэтому их покупали только очень богатые люди: жрецы и военачальники.

Изобретение стекла

Однажды Финикийский корабль, вез груз соды. Он пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Это и было стекло. Финикийцы научились делать прозрачное и цветное стекло, изделия из которого стоили очень дорого.

Финикийский алфавит

Как же был создан алфавит? Вначале финикийцы пользовались египетскими иероглифами. Но эта письменность была очень сложна. Было создано письмо примерно из 100 знаков, каждый из которых обозначал отдельный слог. Это письмо было проще, но все таки для торговцев было слишком сложно. Тогда возникает письмо, состоящее из знаков, обозначающих лишь согласные звуки, - букв. Букв было всего 22. Понять такое письмо было гораздо труднее прежнего слогового, но зато выучить и писать было гораздо легче. А купцы и не гнались за понятливостью своих писем - они ведь были предназначены лишь своим. Гораздо важнее было быстро написать такое письмо. Финикийский алфавит был не совсем удобен - ведь такой текст из одних согласных букв можно прочитать по - разному. Поэтому этот алфавит не вытеснил клинопись и иероглифы. Однако после того, как греки и другие народы усовершенствовали алфавит, он быстро стал распространяться. От финикийского и греческого алфавитов произошли почти все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.


© 2010-2022