Открытый урок по теме: Искусство Древнего Египта

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




МБОУ «Стар-Матакская СОШ»











Тема урока: Искусство Древнего Египта - 5 класс

Открытый урок для молодых специалистов

Подготовил и провёл учитель истории и обществознания

МБОУ «Старо - Матакская СОШ»

Тихонов Сергей Юрьевич.

Высшая квалификационная категория,

учитель наставник в рамках проекта

Профессионального Роста Учителя Республики Татарстан















Октябрь 2016

Пояснительная записка к уроку истории «Искусство Древнего Египта»

Древний Египет - первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировой господство.

Загадочным и таинственным представляется искусство Древнего Египта. Величественные произведения зодчества, гигантские скульптуры, глядя на которые трудно представить, что они были созданы руками человека, видели и пережили века. Мировое искусство навсегда останется обязанным Древнему Египту. Здесь впервые в мире появилась монументальная архитектура, скульптурный портрет, достигло небывалого расцвета каменное зодчество, апофеозом которого стали гигантские пирамиды, названные одним из Семи чудес света.

Актуальность темы урока обусловлена тем, что культура Древнего Египта важна для современности, ведь у каждого образованного человека Египет ассоциируется именно с выдающимися памятниками архитектуры. Человечеству необходимо знать о своих древнейших корнях для лучшего понимания мировой культуры. Древнеегипетская цивилизация погибла, но, как и хотели древние египтяне, стала бессмертной. Египет - древнейший в мире очаг человеческой культуры. Поэтому вполне понятен интерес всей мировой науки к этой стране.

Данный урок является естественным продолжением темы «Древний Восток», расширяющий кругозор учащихся. Урок универсальный и может быть проведён учителем, работающим по любой программе.

Тип урока: Открытие новых знаний

Класс: 5

Тема урока: «Искусство Древнего Египта»

Цель: Продолжить знакомство учащихся с историей Древнего Египта, сформировать образное представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с достижениями в искусстве крупнейшей цивилизации Древнего Востока, выяснить, чем было представлено искусство Древнего Египта, каковы его черты

Развивающие: развивать умение работать с материалом учебника, находить нужную информацию, выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Осуществлять работу в группах. Анализировать и аргументировать свои рассуждения, обобщать и делать выводы по теме.

Воспитательные: Воспитание у учащихся чувства прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры. Подведение итога о значимости и неповторимости культуры Древнего Египта для современного общества. Сделать вывод о необходимости сохранения архитектурных памятников как объектов культурного наследия.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомиться с культурой Древнего Египта; особенностями древнеегипетской письменности и литературными произведениями; основными видами религиозных сооружений, с устройством пирамиды; знаменитыми храмами Древнего Египта; достижениями науки древних египтян.

Метапредметные: Извлекать информацию из разного рода источников; развивать умение переводить текстовую информацию в опорный конспект и кратко преподносить информацию; формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации.

Личностные: Воспитывать уважение к культурному наследию других народов, осознавая его как часть мировой культуры; развивать творческую активность; воспитывать чувство прекрасного, уважение к тем людям, создавшим шедевры мировой культуры.

Образовательные ресурсы: Рабочая программа 5-9 классы, разработанная на основе программ А.А.Вигасина - О.С.Сороко - Цюпы «Всеобщая история», М.: Просвещение, 2014, А.А. Данилова « История России», М.: Просвещение,2016; Учебник по истории Древнего мира 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; Интернет ресурсы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, экран, авторская презентация, доска, мел.

Основные понятия: египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, пилоны, обелиск, колонна, храм, саркофаг, искусство, живопись, скульптура.

Межпредметные связи: тема «Искусство древнего Египта» имеет тесную взаимосвязь с изобразительным искусством, Литературой, Музыкой, Обществознанием, Геометрией.

При проведении урока, учитель выступает в роли ведущего урок, организует фронтальную работу и групповую, поисковую работу с классом и является техническим исполнителем, управляющим навигацией по страницам презентации. Каждый слайд способствует усвоению материала и реализует методы и формы, намеченные учителем к уроку. Подбор материала и оформление презентаций и сочинений благоприятный фон для активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей, повышения информационной грамотности и активности учащихся на уроке.



Технологическая карта урока по истории Древнего Мира «Искусство Древнего Египта»

Проверка, контроль за ходом выполнения работы учащимися.

После выполнения задания беседа с учащимися, коррекция ошибочных и неточных ответов.

Работа с терминами и понятиями (религия; фараон; вельможа; государство; налоги; рельеф; папирус; храм; жрецы; жертвы.

Работа с картой, местоположение Древнего Египта.

Обучающиеся индивидуально выполняют поставленное задание.

После выполнения работы проверяют работу соседа по парте на наличие ошибок, сверяя ответы со сл.2

определяют количество неточностей, выставляют предположительную отметку, участвуют в работе над ошибками.

Отвечают на поставленный учителем вопрос дополняя и обобщая ответы оппонентов. Показывают границы Древнего Египта, указывая важнейшие реки и города Египта.

  1. Индивидуальные карточки. «Религия Древнего Египта»

  1. вариант

1.Что называется религией?

А) вера в сверхъестественные существа, духов, богов

Б) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других

В) вера в силы природы

2. Бог Солнца, самый могущественный из богов Древнего Египта?

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Сет

3. Мифический царь Египта, научивший египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб:

А) Осирис

Б) Амон-Ра

В) Тутанхамон



1. Саркофаг - это

  1. Бастет - это

  2. Храм - это

  3. Осирис - это

  4. Апис - это

2 вариант

1. С каким явлением природы древние египтяне связывали смерть Осириса?

А) с засухой

Б) с разливом Нила

В) с землетрясением

2. «Жилище» для богов в Древнем Египте:

А) саркофаг

Б) пирамида

В) храм

3. Служители богов в Древнем Египте:

А) фараоны

Б) жрецы

В) вельможи

  1. Мумия - это

  2. Жрецы - это

  3. Исида - это

  4. Фараон - это

  5. Анубис - это

Индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Познавательные: Оценка результата деятельности. Обмен полученной информацией с классом. Раскрытие ключевых понятий

Регулятивные: Контроль результата проделанной работы, путем сравнения своего результата с ключом теста.

Коммуникативные: Сотрудничество с соседом по парте и учителем

Личностные: Самостоятельно давать и объяснять свои оценки событий.

Постановка цели и задач урока

Учитель формулирует тему урока, определяет цели и задачи урока в ходе беседы с учащимися, определяет методы работы.

Учитель определяет план урока сл. 4

1. Первое из чудес света.

2.Храмы- жилища богов.

3.Гробница фараона Тутанхамона.

4.Пойдёмте в музей!

сл.5

Ученики ставят цель и задачи урока, записывают в тетрадь тему урока, план урока. Обучающиеся, под контролем учителя, озвучивают предполагаемые знания, которые получат, изучив определенный пункт учебника.

Ответы учащихся.

Учащиеся формулируют цели и задач темы урока сл. 2, сл. 3

Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей .

-Вспомним из прошлого урока. Как назывались сооружения, в которые хоронили только фараонов?

Какое обобщенное понятия у всего этого. Это предметы чего?

ИСКУССТВА

Как вы думаете, какая тема урока?

индивидуальная работа, фронтальная работа

Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач.

Регулятивные: самостоятельная постановка цели на основе изученного и неизученного материала.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и классом.

Личностные: рассуждения учеников

Изучение нового материала

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим об искусстве древних египтян.

Организует самостоятельное чтение учебника.

Учитель объясняет учащимся что помимо Египетских пирамид существует еще 6 чудес света.

сл. 5 - 6 - 7

Учитель проводит физкультминутку







Учитель переходит к следующему пункту параграфа Храмы-жилища богов.

сл. 8 - 9 - 10

Учитель совершает экскурсию по Храму в Древнем Египте, акцентируя внимание на новых словах и терминах.

сл.11

Следующим шагом урока является исследование гробницы фараона Тутанхамона.

сл.12

Учитель демонстрирует фрагмент фильма

Учитель демонстрирует материалы, по которым учащиеся могут ознакомиться с живописью и скульптурами Древнего Египта

сл.13

Ученики рассматривают изображения египетских пирамид на слайдах, знакомятся с глобальными размерами сооружений.

сл.6-8

Учащиеся работают с текстом параграфа

4 группы составляют мини проекты по направлениям «экскурсионного» маршрута.


Учащиеся выполняют разминку, акцентируя внимание на действиях учителя, читая со слайда.


Учащиеся активизируются после выполнения физкультминутки, включаются в рабочий ритм

Выступление групп с презентацией мини проектов - экскурсия по Древнему Ешгипту


Учащиеся внимательно слушают, записывая незнакомые слова в словарик.


Воспроизводят знания, умения, жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала

Учащиеся внимательно рассматривают исторические фрагменты и зарисовки, представляя целостную и образную картину

Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя учебник.

Научить различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам

Групповая работа по поиску информации для проведения экскурсии по достопримечательностям Древнего Египта.

Посмотрите рисунок на стр. 59 и прокомментируйте каким образом египтяне строили пирамиды?

Как удавалось устанавливать огромные глыбы на вершину пирамиды?

сл.9

Прочитайте на стр. 56. первый пункт параграфа. Что такое первое из чудес света? (Первое из чудес света)

А вы знаете, какие еще существуют чудеса света?

Физкультминутка

«Боги Древнего Египта»

Нут поднимет руки к небу,

Поклонится мужу Гебу.

Снова тянет руки к небу,

Чтобы поклониться Гебу.

Амон Ра в ладье плывет,

Резво веслами гребет.

Бастет гибкая как кошка

Вдруг похлопает в ладошки.

Нейт опять идет в поход,

На войну царей ведет.

Мудрый Тот уж злится.

Нам пора учиться.

сл.11

Создание ярких образов и картин, связанных с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры Египта.



Как вы думаете, почему в гробницах фараонов было так много драгоценностей и предметов?

Почему гробница считалась вторым домом?



Как вы думаете, почему скульпторы старались изобразить скульптуру, максимально приближенную к изображению человека при жизни?

Групповая работа фронтальная работа, эвристическая беседа.

Познавательные: извлечение необходимой информации при работе с текстом учебника.

Узнают факты о непосредственном строительстве пирамид. Обмен полученной информацией

Регулятивные: формирование вывода исходя из прочитанного материала, ориентируются в материале учебника

Коммуникативные: сотрудничество учащихся в поиске информации, обмен мнениями, умение отстаивать свою точку зрения

Личностные: Осознают в чем значения знаменитых сооружений для человечества.

Закрепление нового материала

Рефлексия

Ответы учеников.

Постановка проблемного вопроса перед учащимися.

Что нового для себя вы открыли сегодня на этом уроке?

Какие исторические памятники вам запомнились? Почему?

Какие впечатления у вас возникали в ходе изучения темы?

Хотели бы вы отправиться в путешествие и поближе познакомиться с памятниками Древнего Египта?

Как можно добраться до Египта?

индивидуальная, фронтальная работа заполнение оценочного листа

Познавательные: Контроль и оценка процесса результатов деятельности.

Регулятивные: Способность оценивать степень и способы достижения цели, контроль, оценка, коррекция знаний, выделение того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: Обмениваются мнениями. Способность вести диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Домашнее задание

Задание на дом. Сл.14 Параграф 11 с. 56-61

Проблемный вопрос: Каким образом Египтяне откалывали от скалы глыбу для строительства пирамид если у Египтян не было даже железных орудий труда? Используйте интернет, справочники, родителей и смекалку…

Записывают домашнее задание в дневник, уточняют непонятные аспекты задания.

Снижение активности учащихся обусловлено окончанием урока.

Применять новые знания и умения, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира

индивидуальная работа

Регулятивные: Умение организовать свою деятельность


Самоанализ урока

Расскажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и, может быть, я запомню,
Но вовлеки меня, и я пойму.

(Китайская пословица)

Урок истории «Искусство Древнего Египта» 14 урок рабочей программы Истории Древнего мира 5 класс, 6 урок Раздела «Древний Восток. Урок составленный на основе требований предъявляемых к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и авторской программе по истории, составленной на основе УМК А.А. Вигасина - О.С. Сороко - Цюпы «Всеобщая история», М.: Просвещение, 2014

Данный курс ориентирован на то, чтобы ввести учащихся в мир истории, каким он предстает в освещении современной наукой, и показать, что история Древнего мира, составляющая фундамент мировой цивилизации, актуальна и для сегодняшнего дня.

5 класс очень активный - проявляют интерес к истории. Но в классе есть слабые ученики которые требуют особого внимания. На уроке я стараюсь систематически обращать на них внимание и прошу воспроизвести учебные действия по аналогии.

Урок построен в соответствии с программными требованиями.

Была поставлена цель: Продолжить знакомство учащихся с историей Древнего Египта, сформировать образное представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с достижениями в искусстве крупнейшей цивилизации Древнего Востока, выяснить, чем было представлено искусство Древнего Египта, каковы его черты

Развивающие: развивать умение работать с материалом учебника, находить нужную информацию, выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Осуществлять работу в группах. Анализировать и аргументировать свои рассуждения, обобщать и делать выводы по теме.

Воспитательные: Воспитание у учащихся чувства прекрасного, чувства уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры. Подведение итога о значимости и неповторимости культуры Древнего Египта для современного общества. Сделать вывод о необходимости сохранения архитектурных памятников как объектов культурного наследия.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомиться с культурой Древнего Египта; особенностями древнеегипетской письменности и литературными произведениями; основными видами религиозных сооружений, с устройством пирамиды; знаменитыми храмами Древнего Египта; достижениями науки древних египтян.

Метапредметные: Извлекать информацию из разного рода источников; развивать умение переводить текстовую информацию в опорный конспект и кратко преподносить информацию; формировать умение самостоятельно строить рассказ на основе нескольких источников информации.

Личностные: Воспитывать уважение к культурному наследию других народов, осознавая его как часть мировой культуры; развивать творческую активность; воспитывать чувство прекрасного, уважение к тем людям, создавшим шедевры мировой культуры.

При планировании урока использовались следующие образовательные ресурсы: Рабочая программа 5-9 классы, разработанная на основе программ А.А.Вигасина - О.С.Сороко - Цюпы «Всеобщая история», М.: Просвещение, 2014, А.А. Данилова « История России», М.: Просвещение,2016; Учебник по истории Древнего мира 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; Интернет ресурсы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки, экран, авторская презентация, доска, мел.

Обучающиеся записывали в тетрадь и орабатывали на практике применение новых слов и понятий: египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, пилоны, обелиск, колонна, храм, саркофаг, искусство, живопись, скульптура.

На уроке проводилась межпредметная связь темы «Искусство древнего Египта» с изобразительным искусством, Литературой, Музыкой, Обществознанием, Геометрией.

На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется познавательный интерес учащихся, а учитель является лишь проводником, который приблизит этот интерес к формированию познавательной активности. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода. Сегодня требования стандарта заключаются на приобретении учащимися навыков учебной деятельности т.е УУД

Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

Урок прошёл в темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Части урока логически связаны друг с другом. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.

Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен в необходимом для освоения объёме.











© 2010-2022