• Преподавателю
  • История
  • Технологическая карта урока по истории родного края в 7 кл. Земли Донецкого региона в составе Золотой Орды (XIII-XV вв)

Технологическая карта урока по истории родного края в 7 кл. Земли Донецкого региона в составе Золотой Орды (XIII-XV вв)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока по истории Донецкого края

Тематический модуль 5. Донецкий регион в XIII-XV вв.

Урок по теме : Земли Донецкого региона в составе Золотой Орды .

Содержательная часть урока

Основные понятия и термины: Золотая Орда, улусы, иго

Основные даты : 1253 г. -французский посол Вильгельм де

Рубрук проследовал со своей миссией вдоль

северного побережья Азовского моря встретил

здесь многочисленные становища половцев

40-е гг XIIIв.- создание Батыем на завоёванных

землях улуса Джучи, или Золотой Орды.

1380г.- сражение на р. Калке между войсками

Мамая и Тохтамыша(1380) и бегство

Мамая в 1380 г в Крым после битвы с

Тохтамышем

1395г.- второй поход среднеазиатского эмира

Тимура Тамерлана против Тохтамыша в западные

улусы(Донецкий край) Золотой Орды.

Тип урока комбинированный

Методы и формы обучения:

Методы: проблемный, поисковый, технология игровых методов, обучения в сотрудничестве, наглядный, словесный

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах

Приемы: рассказ, беседа, работа с исторической картой, работа с контурной картой, работа с информационными карточками, работа с историческим документом, «Обучая-учусь», «Открытый микрофон» «Верю-не верю»

План урока (для учителя)

  1. Политическое устройство Орды: Улусы Мауция , Коренцы и Картана

  2. Хозяйство нашего края в составе Золотой Орды

  3. Период междоусобных войн (Мамай ,Тохтамыш).Начало распада Золотой Орды.

  4. Поход Тимура Тамерлана 1395 г. и его последствия для Донецкого региона./Самостоятельное изучение/

Оборудование и материалы : тетради, историческая карта, контурная карта, информационные карточки обучающихся, раздаточный материал с текстом отрывков исторических памяток для работы в группах

Образовательные ресурсы

Учебник «История родного края»(Часть первая).Учебное пособие для 6-9 классов/ Авторы: А.В.Колесник, В.А.Пирко, С.М.Нестерцова, Е.В.Щербинина.- Донецк:Издательство «Фирма «Кардинал»1998 г.,-с.73-74.

Подготовила учитель истории МОУ «Школа № 86 г.Донецка» Соляниченко Г.Н.

Планируемые образовательные результатыМетапредметные

Личностные

Научатся :

-применять и объяснять на примерах понятия и термины: Золотая Орда, улус, иго

-называть даты основных событий;

-характеризовать основные занятия населения на территории Донецкого края в золотоордынский период;

- показывать на исторической карте маршруты путешествия Плано Карпини в 1246г.,Вильгельма Рубрука в 1253 г.,

место сражения на Калке в Мамая и Тохтамыша, бегство Мамая в Крым ;

- излагать собственные суждения о причинах распада Золотой Орды

Получат возможность научиться: формулировать собственную точку зрения, работать в группах; систематизировать и анализировать информацию из исторических документов ; делать выводы; формулировать и выделять причины событий и их последствия.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместном сотрудничестве; задают вопросы, необходимые для организации совместной деятельности

Регулятивные: принимают и осуществляют учебную задачу, планируют свои действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, вносят необходимые коррективы ;выделяют то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Обучающиеся:

-дают оценку и выражают свое отношение к золотоордынскому периоду на территории донецких степей;

проявляют способность к самооценке .



Предметно-методологическое содержание урокаI. Организационный момент (2 мин.)

Дидактическая задача: подготовка класса к началу урока.

Организация урока

Эмоционально-психологическая подготовка обучающихся к усвоению материала. Приветствие, проверка присутствия на уроке и готовности к нему

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, психологически настраиваются на работу.

II. Актуализация опорных знаний (8 мин.)

Дидактическая задача этапа: проверка выполнения домашнего задания и уровня усвоения материала предыдущего урока, установление уровня подготовленности обучающихся к работе над новой темой.

Фронтальный опрос

Описание исторического портрета

Проблемный вопрос.

Проводит опрос (по желанию) обучающихся.

-Кто впервые объединил монголо-татар?

- - Когда произошла первая битва русских с монголо-татарами?

- -Почему русское войско потерпело поражение в битве на реке Калка?

Заслушивает подготовленные сообщения о русских князья(2-3), принимавших участие в битве на Калке в 1223г.

-Даниил Галицкий;

-Мстислав Удалой.

Задаёт вопрос для перехода к новой теме:

-Как вы думаете ,поражение русско-половецкого войска в битве на реке Калка в 1223г. -случайность или закономерность? Ответ аргументируйте.

Фронтальная работа.

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают,

Индивидуальная и

коллективная работа

По ходу сообщения обучающиеся составляют

1-2 вопроса для докладчика.

После сообщения задают свои вопросы.

Работа в парах

Обучающиеся высказывают свою точку зрения на проблему, аргументируя ответы, указывая причины поражения .

III. Мотивация к изучению нового материала (5 мин.)

Дидактическая задача этапа: постановка цели и задачей урока, ознакомление с планом работы, постановка проблемного вопроса.

Беседа

Работа с исторической картой


Организует формулировку темы и постановку целей урока.

Тема нашего сегодняшнего урока «Земли Донецкого региона в составе Золотой Орды (улусы Мауция и Коренцы)»

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня узнаем?

Историки до сих пор ведут дискуссии по проблеме влияния ордынского владычества на экономическую, политическую жизнь населения донецких степей. Почему ведутся споры по этому вопросу?(Одни историки утверждают, что монгольское влияние было только отрицательное. Другие утверждают, что были и отрицательные и положительные моменты)

Исходя из этих рассуждений, попробуйте определить цель нашего урока

- Какое влияние оказала Золотая Орда на жизнь населения Северного Приазовья?

Фронтальная работа.

Участвуют в диалоге, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

IV. Изучение нового материала (20 мин.)

Дидактическая задача этапа: изучить новый материал.

План урока

1.Политическое устройство Орды: Улусы Мауция , Коренцы и Картана

2.Хозяйство нашего края в составе Золотой Орды

3. Период междоусобных войн (Мамай ,Тохтамыш).Начало распада Золотой Орды.

4.Поход Тимура Тамерлана 1395 г. и его последствия для Донецкого региона./Самостоятельное изучение /

Образовательная -выбрать основные даты золотоордынского периода и записать в тетради, дать определение основных понятий по теме Золотая Орда, улусы, иго :на основе отрывков из документов дать характеристику общественного строя, занятий народов Северного Приазовья, характеризовать государственное устройство и социально -экономические отношения Золотой Орды перечислять основные причины распада Золотой Орды

  1. Развивающая- развивать мышление, монологическую речь, память. Продолжить работу по формированию умений работать с историческими документами, выделять главное, сравнивать, объяснять понятия.

Воспитательная --воспитывать интерес к малоизученным страницам истории родного края.

Работа над понятиями

Рассказ учителя.


Работа с картой



Работа с информационной картой(задание на опережение)

«Обучая -учу»

.


Групповая работа

Работа с историческими источниками




Проблемный вопрос

«Открытый микрофон»

Беседа учителя


Работа с информационной картой(задание на опережение)

«Обучая -учу»

Работа с картой



Беседа

1.Политическое устройство Орды: Улусы Мауция , Коренцы и Картана

Объясняет новые понятия : Золотая Орда, улусы, ярлык

(Определение понятий в ПРИЛОЖЕНИИ 1.)

Информирует обучающихся о политическом устройстве Орды. Рассказывает об улусах, расположенных на территории донецких степей(Улусы Мауция , Коренцы и Картана)

Текст рассказа в ПРИЛОЖЕНИИ 2

В ходе рассказа показывает на карте улус Джучи, или Золотую Орду, столицу- город Сарай на Волге (возле современной Астрахани), Дешт-и-Кипчак, улусы трех больших монголо-татарских князей - Коренцы, Мауция и Картана. Кочевья Мауция располагались по Северскому Донцу, Коренцы - по Нижнему Поднепровью и Самаре , Картана - по Дону и северо-восточному Приазовью.

После рассказа задаёт вопрос по тексту :

-Назовите улусы ,располагавшиеся на территории Донецкого края.

-Каково было положение половцев под властью золотоордынских правителей?

Предлагает обучающимся прослушать сообщение и сделать вывод по информации.

Информационная карта №1 ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Половцы в составе Золотой Орды

Прослушивает точки зрения обучающихся и обобщает:

Несмотря на жестокую эксплуатацию со стороны монгольских ханов, половцы сохраняли свои земли ,обычаи и привычный образ жизни, экономические связи с западными и восточными странами.

II.Хозяйство нашего края в составе Золотой Орды

Ставит вопросы к текстам. Организует групповую работу по изучению исторических документов

Текст № 1 в ПРИЛОЖЕНИИ № 4 - «Хождение Пимена в Царьград»(1389г.)-позволяет представить картину запустения южных окраин Русского государства после походов Батыя и других золотоордынских ханов.

Текст № 2 в ПРИЛОЖЕНИИ № 5 -«Путешествие в Тану» Иосафата Барборо, совершённого в 1436-1452гг- характеризует жизнь татарского населения в Северном Приазовье , его взаимоотношения со странами Запада и Востока в период упадка Золотой Орды»».

Вопросы к текстам:

Группе №1(Текст № 1)

1.Что представляла собой лесостепная часть территории юга Руси в конце XIV века

2.В каких районах находились татарские улусы(кочевья)?

Группе № 2(Текст № 1)

3.Что являлось основным занятием татар?

Группе №3 (Текст № 2)

1.Какие виды занятий татарского населения в Северном Приазовье характеризует отрывок «Путешествие в Тану»?

Группе № 4( Текст № 2)

2.Каковы торговые связи татарского населения с соседними народами ?

Выслушав ответы лидеров групп, учитель задаёт вопрос классу:

-Как вы считаете ,существовало ли монгольское иго на территории нашего края ?

III.Период междоусобных войн (Мамай ,Тохтамыш).

Начало распада Золотой Орды.

Задаёт вопросы классу, чтобы перейти к третьему вопросу плана.

1 .Чему способствовало развитие хозяйства татарского населения в Северном Приазовье?

2.К чему ведёт укрепление феодальной знати?


Предлагает обучающимся прослушать сообщения, демонстрирующие борьбу за власть в Золотой Орде , и сделать вывод по информации.

Объявляет тему выступающего.

Информационная карта №1- ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Тема: Политическая жизнь в Золотой Орде в конце XIV века

Информационная карта №2 ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Тема: Битва Мамая и Тохтамыша(1380 г.).

Информационная карта № 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Тема: Распад Золотой Орды и судьба поселений донецких степей



Делает вывод совместно с обучающимися, что междоусобицы привели к падению Золотой Орды.

Вопросы по образованию новых ханств :Сибирское, Казанское, Крымское- на самостоятельное изучение.

Индивидуальная работа Запись в тетради кратких определений основных новых понятий и дат по теме.

Индивидуальная работа Обучающиеся составляют простой план по ходу рассказа учителя .

Зачитывают план.

На контурную карту наносят

границу степи и лесостепи, половецкие города.

.

Отвечают на вопрос учителя.

Индивидуальная работа

Обучающийся рассказывает сообщение о жизни половцев в золотоордынский период .

Учащиеся формулируют свои выводы ,высказывая свою точку зрения.

Групповая работа

Знакомятся с историческими документами, текстом учебника, аргументировано отвечают на вопросы




Индивидуальная работа

Обучающиеся высказывают свою точку зрения, аргументируя свои выводы.

Индивидуальная работа

Обучающийся рассказывает сообщение о жизни половцев в золотоордынский период .

Учащиеся формулируют свои выводы ,высказывая свою точку зрения

Обучающиеся отвечают: 1.Росту имущественного неравенства и усилению монгольской знати.

2.Начинаются междоусобицы, что в итоге приводит к распаду Золотой Орды.

Индивидуальная работа.

Обучающиеся рассказывают небольшие сообщения и задают классу вопрос по тексту.

Информационная карта №1:

Вопрос:

1.Как в литературе называли время междоусобиц в Золотой Орде ?

2.О какой причине периода феодальной раздробленности Золотой Орды в 60-80-х гг XIVв. говорится в тексте. Приведите примеры высказываний из текста?

Информационная карта №2:

Вопросы:

1.Почему между двумя татарскими ханами произошло сражение на реке Калка?

2.Покажите на карте «Донецкие земли в XIII-XV вв.» сражение на р. Калке между войсками Мамая и Тохтамыша(1380) и

маршрут бегства Мамая в 1380 г в Крым после битвы с Тохтамышем

Информационная карта № 3

Вопросы:

1.Какие факты доказывают существование поселений на территории донецких степей после разгрома Мамая? Приведите пример из текста.

2.Какое название в литературе получил период в истории донецких степей после трагических событий конца XIV- начала XV века?

Индивидуальная работа

Обучающиеся высказывают свою точку зрения по поводу причин распада Золотой Орды.

V. Закрепление изученного нового материала (7 мин.)

Дидактическая задача этапа: проверить знания, умения и навыки обучающихся на основе нового материала, закрепить новый материал, подготовить обучающихся к выполнению домашнего задания

«Верю-не верю…»

Учитель зачитывает варианты вопросов ,применяя приём «Верю-не верю». Обучающийся отвечает : «верю»-ставит «плюс»,а «не верю» -ставит «минус».1 ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ -0,5 б

Текст находится в ПРИЛОЖЕНИИ 9

Отвечают на вопросы в тетрадях, а затем обменявшись тетрадями, проверяют правильные ответы, которые сообщает учитель.

VI. Подведение итогов (3 мин.)

Дидактическая задача этапа: подвести итоги урока, поощрить обучающихся

Выводы по теме

Ещё раз возвращаю вас к цели нашего урока. Выскажите своё мнение относительно того, достигнута ли цель урока.

Обобщение полученных на уроке сведений.

Оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке.

Оценивают уровень своих достижений на уроке.

Оценивание знаний

Анализирует работу учащихся на уроке, оценивает.

Делают самооценку на уроке по памятке

VІІ. Домашнее задание (2 мин.)

Дидактическая задача этапа: провести инструктаж по выполнению домашнего задания, мотивировать обучающихся к выполнению домашнего задания.

Формулировка домашнего заданияКонкретизирует домашнее задание.

Учебное пособие для 6-9 классов/ Авторы: А.В.Колесник, В.А.Пирко, С.М.Нестерцова, Е.В.Щербинина.- Донецк: Издательство «Фирма «Кардинал»1998 г.,-с.77-80,читать;

- текст учебника всем обучающимися:(пункт 3 - Тимур Тамерлан)стр.81-85-составить простой план к тексту.

-выучить понятия в словаре и основные даты по теме;

- на контурной карте-распечатке отметить сражение на р. Калке между войсками Мамая и Тохтамыша(1380) и маршрут бегства Мамая в 1380 г в Крым после битвы с

Тохтамышем

-подготовить / по желанию / информационную карточку на тему «Поход Тимура Тамерлана 1395 г. и его последствия для Донецкого региона»(объём-1 тетрадная стр.)

Записывают, уточняют не ясные моменты.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Работа над понятиями:

1.Золотая Орда- Золота́я Орда́ (Улус Джучи, тюрк. Улу Улус - «Великое государство») - средневековое государство в Евразии.

С 1224 по 1266 год находилось в составе Монгольской империи.

В 1266 году при хане Менгу-Тимуре обрела полную самостоятельность, сохранив только формальную зависимость от имперского центра.

В начале 1320-х годов при хане Узбеке государственной религией стал ислам.

К середине XV века Золотая Орда распалась на несколько самостоятельных ханств; её центральная часть, номинально продолжавшая считаться верховной - Большая Орда, прекратила существование в начале XVI века.

2.Улусы- «орда», «военная дружина» , «государство, страна» , в частности удел, область Монгольской империи - Чагатайский улус и Улус Джучи (более известный как Золотая Орда)

3.Иго- угнетающая, порабощающая сила; в узком смысле - гнёт завоевателей над побежденными.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рассказ учителя :Политическое устройство Орды: Улусы Мауция и Коренцы

В 40-е годы XIII в. хан Батый создал на завоеванных землях новое государство - улус Джучи, или Золотую Орду. Столицей стал город Сарай на Волге (возле современной Астрахани). Границы Золотой Орды простирались от Иртыша на востоке до Дуная на западе. В состав Орды входило множество покоренных народов, но одним из самых значительных были кипчаки (половцы). Восточные авторы улус Джучи часто по-старому называли Дешт-и-Кипчак.

Вся Орда была разделена на улусы, они делились на более мелкие военно-административные единицы. Во время своего путешествия через половецкую степь (из Поднепровья вдоль Самары в северо-восточное Приазовье, затем вдоль моря к устью Дона и далее на восток) Плано Карпини пересек улусы трех больших монголо-татарских князей - Коренцы, Мауция и Картана. Кочевья Мауция располагались по Северскому Донцу, Коренцы - по Нижнему Поднепровью и Самаре , Картана - по Дону и северо-восточному Приазовью.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Информационная карта №1

Половцы в составе Золотой Орды

Половцы, несмотря на жестокую эксплуатацию со стороны монголо-татарской феодальной аристократии, по-прежнему сохраняли свои земли, обычаи и привычный образ жизни. Продолжают сооружаться святилища и устанавливаются каменные «бабы». Этот языческий обряд сохранялся у половцев еще очень долго. Начавшаяся при хане Берке (1255-1266) исламизация (распространение мусульманской религии) Золотой Орды затронула в основном феодальную верхушку общества и почти не коснулась основной массы кочевников. Сохранились экономические связи половцев с западными и восточными странами. В половецких погребениях XIII в. на территории Донецкой области найдены дорогие древнерусские колты, китайское серебряное зеркало. В Подонцовье был найден великолепный бронзовый водолей (умывальник) середины XIII в., привезенный из Нижней Саксонии (Германия). Он сделан в виде конного рыцаря с женской фигурой в руках. Такой водолей мог принадлежать толь ко очень богатому половецкому аристократу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Отрывок (для работы в группах) «Пименово хожение в Царьград»

«в Царьград»

tihiy-don-river.narod.ru/stl1.html

Весной 1389 года Пимен митрополит в третий раз пошел в Царьград к патриарху, а с ним Михаил владыка Смоленский и Сергий архимандрит Спасский, да старцы его и слуги, и протопопы и протодьяконы и иные священники и дьяконы. Было начало пути тому от города Москвы месяца апреля в 13 день, в великий вторник Страстной недели...

... Выехали же из Переяславля Рязанского в Фомину неделю, в первое воскресенье после пасхи. С нами же везли три струга и насад на колесах. В четверг подошли к реке Дону и спустили суда на реку и, водрузившись в них, поехали. На второй день дошли до Чур Михайловых, так называется то место, некогда здесь и город был. Тут помолились, поцеловали крест, и с радостью и умилением проводили нас епископы, и архимандриты, и игумены, и священники, и иноки, и бояре великого князя Олега Ивановича, поцеловались все святым целованием, и отсюда провожающие возвратились восвояси. Мы же в воскресенье святых Мироносиц оттуда с митрополитом Пименом все пошли дальше: Михаило епископ Смоленский, и Сергий архимандрит Спасский, и протопопы, и протодьяконы, и иноки, и слуги; влезли в суда и поплыли рекою Доном на низ. Было же это путешествие печальное и унылое, страшное запустение повсюду, и не видно было на берегах ничего: ни городов, ни сел. А когда-то в древности здесь были красивые города и очень благоустроенные места, теперь же все запущено и не населено. Нигде не увидишь человека, только запустение великое и зверей множество: козы, лоси, волки, лисицы, выдры, медведи, бобры, птицы - орлы, гуси, лебеди, журавли и прочие. Запустение великое.

…Тогда же минули реку Червленый Яр, и Битюк-реку, и Хопер-реку. В воскресенье же, в день памяти Самарянина, проплыли мимо устья реки Медведицы, минули реку Горы Высокие и Белый Яр реку. В понедельник же проплыли мимо горы каменной Красная, во вторник же минули город Терклий, но это по существу не город, а только городище. Тогда же и Перевоз минули и впервые встретили татар, много очень было их, как листья или как песок.

В среду же проплыли мимо Великой Луки и минули царев улус Сарыхозин, и отсюда начал нас страх одолевать, так как вошли в землю Татарскую, татар же множество по обе стороны реки Дона. В четверг же плыли мимо Бек-Булатова улуса и видели такое великое множество татарских стад, что трудно себе и представить в уме: овцы, козы, волы, верблюды, кони. В пятницу минули Красные горы. В воскресенье шестое, в день памяти Слепого, проплыли мимо улуса Ак-Бугин и здесь многое множество татар и бесчисленные стада всякого скота. Татары же нас ничем не обижали, только расспрашивали нас везде, мы же отвечали, а они, слышав наши ответы, никакой пакости нам не творили и молоко нам давали, и так с миром в тишине мы плыли.

В понедельник прошли Бузук-реку. В канун праздника Вознесения добрались до моря, до города Азова.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Отрывок(для работы в группах) ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАНУ. Автор ИОСАФАТ БАРБАРО


vostlit.info/Texts/rus9/Barbaro/frametext.htm

…Лишь только правитель остановился, они сразу же раскидывают базары, оставляя широкие дороги… Тут же, немедленно после того, как поставлены базары, они устраивают свои очаги, жарят и варят мясо и приготовляют свои кушанья из молока, масла, сыра. У них всегда бывает дичина, особенно же олени.

В их войске есть ремесленники - ткачи, кузнецы, оружейники и другие, и вообще есть все необходимые ремесла

§ 32. Татары прекрасные охотники с соколами, и у них много кречетов; они ловят птиц на репейник (что у нас не применяется), ходят на оленей и на другого крупного зверя. Кречетов они носят на кулаке одной руки, а в другой держат посошок;

Временами над их войском проносится стая гусей; тогда люди из лагеря пускают стрелы толщиной в палец, изогнутые и без оперения. Стрелы летят прямо, затем повертываются и летят наперерез птицам, раздробляя - когда настигнут их - то шею, то ноги, то крылья. Иногда кажется, что этими гусями полон воздух; от крика людей они, оглушенные, пугаются и падают на землю.

§ 34. Что же рассказать о великом, даже бесчисленном множестве животных в этой орде? Поверят ли мне? Это как угодно, но я все же решусь сказать, сколько их там.

Начну с лошадей. Среди этого народа есть торговцы лошадьми; они выводят лошадей из орды и гонят их в различные места. В одном караване, пришедшем в Персию еще до того, как я оттуда уехал, их было четыре тысячи голов. Не удивляйтесь этому: действительно, если бы вы пожелали за один день купить в орде сразу тысячу или даже две тысячи лошадей, вы нашли бы их там, потому что лошади ходят табунами, как скот. Обычно отправляются в табун и говорят продавцу, что желательно достать сотню таких-то коней. У него есть дубинка с арканом на верхнем конце, и он настолько привычен к своему делу, что едва лишь покупатель укажет ему - «слови, мол, мне этого коня или слови того», - как он уже накинул петлю коню на голову, вытащил его из среды других и поставил в стороне. Таким способом он вылавливает столько коней, сколько требуется покупателю, и тех именно, каких тот желает. Мне случалось встречать в пути купцов, гнавших лошадей в таком количестве, что они покрывали пространство целых степей.

Но вот что удивительно: страна эта не производит очень породистых лошадей; они низкорослы, с большим брюхом и не едят овса. Когда их гонят в Персию, то наибольшее достоинство, которое можно за ними признать, состоит в том, что они едят овес, потому что если бы они его не ели, то не могли бы, в случае надобности, переносить усталость.

Второй вид животных, которых имеет этот народ, - прекрасные крупные быки, причем в таком количестве, что их вполне хватает даже на итальянские бойни. Их гонят в Польшу, а некоторую часть направляют через Валахию в Трансильванию; кроме того - в Германию, а оттуда уже ведут в Италию. В тех местах [в степях] быки носят поклажу и вьюки, когда это требуется.

Третий вид животных, которых держит этот народ, - высокие мохнатые двугорбые верблюды. Их гонят в Персию и продают там по двадцать пять дукатов за каждого. Верблюды с востока имеют один горб и малы ростом; их продают по десять дукатов за каждого.

Четвертый вид животных, которых разводит этот народ, - огромнейшие бараны на высоких ногах, с длинной шерстью и с такими хвостами, что некоторые весят до двенадцати фунтов каждый. Я видел подобных баранов, которые тащили за собой колесо, а к нему был привязан их хвост. Салом из этих хвостов [татары] заправляют свою пищу; оно служит им вместо масла и не застывает во рту.

…Около февральского новолуния устраивается клич по всей орде, чтобы каждый, желающий сеять, приготовил себе все необходимое, потому что в мартовское новолуние будет происходить сев в таком-то месте, и что в такой-то день такого-то новолуния все отправятся в путь. После этого те, кто намерен сеять сам или поручить сев другим, приготовляются и уговариваются между собой, нагружают телеги семенами, приводят нужных им животных и вместе с женами и детьми - или же с частью семьи - направляются к назначенному месту, обычно расположенному на расстоянии двух дней пути от того места, где в момент клича о севе стояла орда. Там они пашут, сеют и живут до тех пор, пока не выполнят всего, что хотели сделать. Затем они возвращаются в орду.

Хан поступает со своей ордой так же, как мать, пославшая детей на прогулку и не спускающая с них глаз. Поэтому он объезжает эти посевы - сегодня здесь, завтра там, не удаляясь [от своих людей] больше чем на четыре дня пути. Так продолжается, пока хлеба не созреют. Когда же они созреют, то он не передвигается туда со всей ордой, но уходят туда лишь те, кто сеял, и те, кто хочет закупить пшеницу. Едут с телегами, волами и верблюдами и со всем необходимым, как при переезде в свои поместья.

Земли там плодородны и приносят урожай пшеницы сам- пятьдесят - причем она высотой равна падуанской пшенице, - а урожай проса сам- сто. Иногда получают урожай настолько обильный, что оставляют его в степи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Информационная карта №1

Донецкий край во время Золотой Орды (часть 2) | Донецк: история,...

infodon.org.ua/uzovka/4копия infodon.org.ua/uzovka/4

Политическая жизнь в Золотой Орде в конце XIV века

Во время междоусобицы в Золотой Орде - так называемой «великой замятии» или «великой смуты» (60-80 гг. XIV в.) наблюдается сильный упадок ряда территорий государства, связанный с разорением их во время борьбы претендентов за власть. Современники свидетельствуют о необычайно частой смене правителей на престоле Золотой Орды. В отдельных случаях исторические источники просто не успевали фиксировать факт захвата тем или иным ханом столицы государства, и об этом свидетельствуют только выпуски монет, чеканенных в Сарае с именем указанного правителя. За 20 лет на престоле Золотой Орды сменилось 25 ханов. Последствия междоусобицы особенно тяжело отразились на центральных областях государства. Раскопки городов Нижнего Поволжья свидетельствуют о сильном упадке в 60-80-х гг. XIV в. этих некогда крупных и процветающих центров.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Информационная карта № 2

Донецкий край во время Золотой Орды (часть 2) | Донецк: история,...

infodon.org.ua/uzovka/4копия infodon.org.ua/uzovka/4

Экономический рост территорий и улусная система способствовали дальнейшей децентрализации ханской власти в Золотой Орде. В 60-е годы XIV в. западные владения Орды фактически распались на две части. Политическим центром земель к востоку от Дона становится Сарай. Политический центр западных территорий сосредоточился в Нижнем Поднепровье и охватывал Северное Приазовье. Здесь находилась ставка бывшего темника Мамая, получившего титул старшего эмира Золотой Орды. Мамай стремился завладеть ханским престолом. Он вел умелую политику и использовал разногласия среди чингизидов (потомков Чингиз-хана).

Попытка Мамая нейтрализовать растущее Московское государство закончилась большим поражением татар на Куликовом поле в 1380 г. Мамай бежал в Приазовье для сбора новой армии. Однако здесь его настиг хан Тохтамыш. Битва между двумя татарскими войсками произошла на реке Калке в центре владений Мамая.

В жестоком сражении победил Тохтамыш. Мамай бежал в Крым и был там убит генуэзцами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Информационная карта №3

Донецкий край во время Золотой Орды (часть 2) | Донецк: история,...

infodon.org.ua/uzovka/4копия infodon.org.ua/uzovka/

Тема: Распад Золотой Орды и судьба поселений донецких степей.

Дальнейшая судьба поселений золотоордынского времени, расположенных на территории донецких степей, не ясна. Они могли быть уничтожены, а население их переселено после разгрома Мамая (на реке Калке в 1380 году) и прихода к власти Токтамыша. Наряду с этим, они могли и продолжить свое существование. В пользу последнего предположения свидетельствует наличие на некоторых поселениях с «татарской» керамикой, расположенных на побережье Азовского моря (Обрыв), находок монет Крымского ханства. Возможно, о подобных поселениях и ведется речь в книге С.Герберштейна (1526г.), связывающего эти памятники с «Малым Танаисом» (Северским Донцом). Самая поздняя монета, найденная на Царином городище также датируется 1392 г. и несет на себе имя хана Токтамыша. Так или иначе, абсолютное большинство этих поселений не пережило трагические события конца XIV - начала XV в.: - походы Тамерлана 1391-1395 гг. и распад Золотой Орды. Гибель их ознаменовала новый этап в истории Донецких степей - этап, продолжающийся до конца XVI в. и характеризующийся полным отсутствием на этой территории оседлости и господства здесь кочевого быта. В литературе этот период получил образное название периода «Дикого поля».

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

«ВЕРЮ-НЕ ВЕРЮ…»

1.Отрывок из исторической памятки «Хождение Пимена в Царьград »(1389 г.) рассказывает о запустении южных окраин Русского государства после походов Батыя и других золотоордынских ханов. ДА

2. Отрывок из исторической памятки «Путешествие в Тану» (1436-1452 гг) характеризует жизнь татарского населения в Северном Приазовье, его отношения со странами Запада и Востока в период упадка Золотой Орды. ДА

3.Основное занятие татар -земледелие. НЕТ(скотоводство)

4.Команами называли татар. НЕТ (половцев)

5. Кочевья Мауция располагались по Северскому Донцу, Коренцы - по Нижнему Поднепровью и Самаре , Картана - по Дону и северо-восточному Приазовью.ДА

6.Улус-- «орда», «военная дружина» , «государство, страна» , в частности удел, область Монгольской империи - Чагатайский улус и Улус Джучи (более известный как Золотая Орда) ДА

7.Иго- угнетающая, порабощающая сила; в узком смысле - гнёт завоевателей над побежденными. ДА

8.Восточные авторы улус Джучи называли часто по -старому Дешт-и -Кипчак ДА

9.Основными причинами распада Золотой Орды на отдельные ханства стали укрепление феодальной власти и междоусобицы ДА

10.Битва Мамая и Тохтамыша состоялась в 1223 г . на реке Калка. НЕТ(1380 г.)

© 2010-2022