- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории Отечества
Конспект урока по истории Отечества
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Прудникова Ю.А. |
Дата | 06.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект - урока для 8 класса
соборное уложение царя Алексея Михайловича (1649 г.), абсолютизм.
Даты
1613 - 1645 - царствование Михаила Федоровича;
1645 - 1676 - царствование Алексея Михайловича;
1676 - 1682 - царствование Федора Алексеевича;
1649 - Соборное уложение
Оборудование
карта «Россия в XVII в.»
Планируемые результаты
Предметные: (знания, умения, представления)
- находить объекты на карте ;
- устанавливать хронологическую последовательность событий;
- применять и пояснять термины.
Личностные: (личностные УУД)
- аргументированно оценивать свои и чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Метапредметные:
(познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД)
-
умеет составлять план действий
-
строить логическую цепь размышлений.
-
может структурировать найденную информацию в нужной форме.
-
умеет осмысленно читать, извлекая нужную информацию, отбрасывая второстепенную информацию.
1 м/м. Содержательно-поисковый.
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа:
-
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Смута. Первое и второе ополчения).
-
Назовите хронологические рамки Смутного времени (1603 - 1613).
-
Что такое Смута? (Смута -лихолетье, так называют начало XVIIвека в России).
-
Года царствования Бориса Годунова (1598 - 1605).
-
Годы правления Лжедмитрия I (1605 - 1608).
-
Восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606 - 1607).
3. Сообщение темы и целей.
4. Изучение нового материала
А) Периоды Смуты:
I период. Боярский период - время правления Годунова с 1598 по 1605 гг. Основным инструментом политики являются слухи и доносы. Борьба за веру.
II период. 1606-1610 гг. - обострение классовой борьбы. Дворяне и казаки, черносотенные и посадские крестьяне - все втянулись в смуту.
III период. 1610-1613 гг. - время польско-шведской интервенции. Главная проблема - защита суверенитета России, основные движущие силы: черносошные и посадские крестьяне.
Б) Работа с картой. (стр. 30)
В) Итоги Смуты:
- Разрушение производительных сил (восстановились лишь через 50 лет);
- Потеря территорий (побережье финского залива, область Карелии и выход в Балтику, потеря Смоленска, Чернигова);
- Ослабление всех государственных структур;
- Изменена природа царской власти (царя выбрали);
- Повысился статус церкви.
2 м/м. Содержательно-поисковый.
-
Михаил Федорович Романов. Биография.
-
Запись в тетрадях:
Абсолютизм - форма монархии, при которой в руках самодержца (монарха) сосредотачивалась вся власть в стране (законодательная, исполнительная, судебная).
-
После Михаила Федоровича престол занял его 16-летний сын от С. JI. Стрешневой Алексей. Алексей Михайлович «Тишайший» (1645- 1676 гг.) стремился как можно меньше вмешиваться в государственные дела, передоверяя их приближенным.
-
В 1648-1649 гг. состоялся Земский собор посвященный составлению нового судебника - Соборного уложения.
Вывод: все крестьянское население прикреплено к феодалам, все посадское - к городам. Усиление власти монарха => путь к установлению абсолютизма. Соборное Уложение принято в интересах сословий господствующего класса, стремящихся к объединению.
Соборное уложение 1649 г. формально действовало до 1832 г.
-
м/м. Системно-обобщающий.
-
Работа с учебником: прочитать о центральном и местном управлении в учебнике, самостоятельно заполнить таблицу.
Государственный аппарат России в XVII в.должность
функции
Царь
глава государства, монарх, богоизбранный правитель.
Патриарх Всея Руси
глава русской православной церкви.
Боярская Дума
аристократический совет (от 50 до 100 человек), состояла из четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.
а) возглавляли приказы,
б) решали местнические споры,
в) были полковыми воеводами и воеводами важнейших городов.
Земские соборы
сословно-представительный орган. По сути должен был представлять интересы всех сословий, обладал распорядительной и законодательной властью в государстве, на деле к концу века представлял главным образом дворян и посадских людей.
а) вопросы дипломатии,
б) внешних сношений,
в) введения экстренных налогов.
Приказы
органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь «приказывал» ведать тс или иные дела. В XVII в. резко растет число приказов (40 - постоянных, остальные - временные). Четкое разделение функций отсутствовало. Приказы полностью подчинялись Царю и Боярской Думе, и контролировали исполнение дел местными властями.
местное управление
Воеводы
а) военные,
б) судебные,
в) административные,
г) полицейские функции.
Постепенно воеводская власть довольно быстро распространяется на всю страну, подчиняя и вытесняя органы самоуправления.
Земские старосты
избирались местными крестьянами и посадскими людьми из своей среды
Земские избы
а) управление посадами и волостями, 4 б) сбор налогов, в) суд по гражданским делам.
Губные староста
избирались местными дворянами из своей среды
Губные избы
рассматривали уголовные дела.
2 . Итог урока
В целом реформы первых Романовых были прогрессивными, т. к. отвечали главным внутренне и внешнеполитическим нуждам русского государства.
-
Домашнее задание