• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация: в данной статье обоснована актуальность организации самостоятельной работы субъектов образовательного процесса, охарактеризованы виды самостоятельной работы, особенности самостоятельной работы студентов колледжа, изучающих английский язык, в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения. Статья адресована преподавателям иучителям иностранных языков средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ. Ключевые слова: аудиторная/внеаудиторная самостоятельная работ...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Котова Татьяна Николаевна

преподаватель иностранного языка

БОУ СПО ВО «Тотемский политехнический колледж»

г. Тотьма, Вологодская область

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПОЗИЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация: в данной статье обоснована актуальность организации самостоятельной работы субъектов образовательного процесса, охарактеризованы виды самостоятельной работы, особенности самостоятельной работы студентов колледжа, изучающих английский язык, в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения. Статья адресована преподавателям и учителям иностранных языков средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ.

Ключевые слова: аудиторная/внеаудиторная самостоятельная работа, признаки самостоятельной деятельности студентов, учебная деятельность, виды самостоятельной работы, средства обучения.

В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы субъектов образовательного процесса. Важность этой проблемы связана с новой ролью самостоятельной работы, которую она приобретает в связи с переходом на деятельностную парадигму образования. В результате этого перехода самостоятельная работа становится ведущей формой организации учебного процесса, и вместе с этим возникает проблема её активизации [6, с. 70].

Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Современные учебные программы, в том числе и по иностранному языку, содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться (то есть «учить себя»). Студент, который не приобрел этих качеств ранее, не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится значительно ниже своих возможностей, а впоследствии, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу.

Изменение социально-экономических условий в российском обществе привело к значительному повышению требований к уровню и качеству подготовки специалиста в среднем специальном учебном заведении. Вследствие этого, в системе среднего образования стоит задача не просто научить студентов тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Достигнуть этих целей можно в ходе самостоятельной работы. Представительница эстонской научной школы И.Э. Унт называет самостоятельной работой такой способ учебной деятельности, «когда ученику даются учебные задания и руководство для их выполнения; работа проводится под руководством учителя, но без его участия, и её выполнение требует напряжения» [3,с. 112].

Требования ФГОС третьего поколения диктуют необходимость развития у студентов творческой инициативы, целеустремленности, деловитости, предприимчивости, самостоятельности, воспитания у них потребности в самообразовании, стремления к повышению уровня своей теоретической подготовки, а также к совершенствованию умений самообразовательной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения предполагает формирование не только предметных, но метапредметных и личностных результатов. Реализовать эти требования также предстоит в рамках аудиторной и внеаудиторной деятельности на занятиях по английскому языку. При подготовке современного урока необходимо изменить характер деятельности педагога и студента. С позиции требований стандарта нового поколения студент перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с педагогом участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одногруппников.

Формы самостоятельной работы студентов определяются содержанием учебной дисциплины «Иностранный язык» и степенью подготовленности студентов. Преподаватель сам вправе определять форму самостоятельной работы при разработке рабочих программ по дисциплине. Самостоятельная работа студентов делится на два вида: аудиторную и внеаудиторную.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы среднего профессионального образования и остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально-технической базы, соответствующего теоретического, психолого-педагогического и научно-методического сопровождения, а также потребностей студентов в самореализации.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по изучаемой дисциплине, закрепление и систематизация знаний, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.

Организуемая преподавателем аудиторная самостоятельная работа студентов проходит под контролем преподавателя, предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий и самостоятельное выполнение их студентами под методическим и организационным руководством преподавателя [5, c.62].

Объем времени на аудиторную самостоятельную работу студентов включается в общий объем времени на их аудиторную работу и регламентируется расписанием занятий.

Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь студент, преподаватель же базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед преподавателем встает двуединая, но противоречивая по своей сути задача - с одной стороны, использовать все имеющиеся в распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы студента, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания. Решающая роль в организации самостоятельной работы студентов принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом "вообще", а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя - увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации [2,с.49].

Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы студентов, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.

Целевыми направлениями самостоятельной работы студентов могут являться составление различных видов планов и тезисов по тексту, конспектирование текста, создание презентации, составление плана ответа, различных таблиц, подготовка ответов на контрольные вопросы, подготовка сообщения, тестирование, составление тематического кроссворда, памятки, таблицы, выполнение упражнений по образцу и т. д.

Основой самостоятельной работы являются средства обучения. К ним относятся дидактические средства (тексты художественных произведений, сборники упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы); технические средства (компьютеры, аудио/видеотехника); средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью студентов (инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).

Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности студентов: наличие задания учителя, самостоятельность, выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность, умственное напряжение студентов.

Эффективность выполнения студентами самостоятельной работы в процессе обучения английскому языку прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию, планирование, управление и контроль.

Организация и проведение самостоятельной деятельности на уроках английского языка требует особого подхода. Поэтому преподавателю необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации. Только в этом случае самостоятельная деятельность студентов будет осознанной. При этом педагог должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть в ходе ее выполнения. При организации самостоятельной работы на уроках английского языка также необходимо продумать проведение контроля и оказание помощи студентам.

Таким образом, в рамках учебных занятий по английскому языку (их подготовки и проведения) следует создавать определенные условия, обеспечивающие эффективную самостоятельную работу студентов. Основная причина неумения студентов работать самостоятельно состоит в том, что их не учили так работать. Студенты не всегда умеют и могут проявить свою способность обходиться без помощи педагога и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий.

Самостоятельность как качество студента - субъекта учебной деятельности предполагает умение решить задачу (практическую или учебную) без непосредственной помощи преподавателя. Cамостоятельной работе отводится важная роль в процессе становления личности современного специалиста. И это естественно, поскольку самостоятельная работа оказывается «высшей формой учебной деятельности, формой самообразования »[1, c.17].

Итак, мы видим, что формирование навыков самостоятельной деятельности студентов - одна из актуальных задач современного образования, а привитие им навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения, в том числе и в процессе изучения английского языка.

Список литературы

  1. Иванова М.В. Политика модернизации самостоятельной работы студентов в ВУЗе. Новые образовательные технологии в системе обучения: Материалы научно-методической конференции.- Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2009 - 156с.

  2. Обойщикова И.В. Организация самостоятельной работы студентов. Новые образовательные технологии в системе обучения: Материалы научно-методической конференции.- Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2009 - 156с.

  3. Толстова В.М. Организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку // Материалы конференции (6-8 декабря 2004 г). - Салаватский педагогический колледж, 2004.

  4. Фатьянова А.Т.. // Организация самостоятельной работы на уроке иностранного языка. - 2003.- № 4.

  5. Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. - М., 2004. - 72 с.

  6. Хакунова Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых// Начальная школа.- 2003.- № 1.


© 2010-2022