Доклад на тему Создание ситуации успеха и триумф ученика на уроке

Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает компенсаторное решение коммуникативных проблем, является для школьников, имеющих трудности в уче­нии, защитой, средством, которое позволя­ет им отвлечься от негативной речевой практики в родном языке. Главное назначе­ние иностранного языка - создание усло­вий, способствующих устранению неуве­ренности школьников в успеш­ности учебной деятельности, эмоциональ­ных и поведенческих затруднений, а также позволяющих компенсировать трудности коммуникативно...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание ситуации успеха и триумф ученика на уроке.


(Выступление на городском МО учителей иностранного языка 7 ноября 2008 г.)

Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает компенсаторное решение коммуникативных проблем, является для школьников, имеющих трудности в уче­нии, защитой, средством, которое позволя­ет им отвлечься от негативной речевой практики в родном языке. Главное назначе­ние иностранного языка - создание усло­вий, способствующих устранению неуве­ренности школьников в успеш­ности учебной деятельности, эмоциональ­ных и поведенческих затруднений, а также позволяющих компенсировать трудности коммуникативного характера.

Эффективность формирования комму­никативной успешности у школь­ников повышается при включении их в учебное общение на основе создания ситуа­ции успеха. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на заняти­ях по иностранному языку, обучаемый пе­реживает радость, эмоциональный подъем. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших резуль­татов в коммуникативной деятельности, чтобы еще раз пережить радость успеха.

Таким образом, ситуация успеха на за­нятиях по иностранному языку выполня­ет функцию коммуникативно-развиваю­щей среды, которая определяется как особое состояние актов общения школьника с одноклассниками и учителем.

Ситуация успеха есть констатация произведенных ребенком плодотворных усилий и некоторого продвижения вперед в его персо­нальной деятельности.

Говорить о пользе ситуации успеха для каждого ученика уже не приходится: этот вопрос хорошо освещается в литературе.

Организовать ситуацию успеха нетрудно.

Например, педагогический коллектив детского бассейна «Неп­тун» завел квалификационные книжки каждому ребенку, в которых регулярно отмечаются спортивные достижения юного пловца, какое показал время заплыва, какие обрел новые умения, что именно стало лучше получаться... Детям очень нравится заглядывать в книжку и прослеживать свои продвижения в овладении плаванием.

Аналогично такой книжке можно было бы нечто создать в курсе усвоения любой школьной дисциплины, так, чтобы наглядно высту­пали для ребенка его продвижение и явные успехи.

Первые шаги в таком направлении уже делаются. Педагог обращается к ученикам с серией вопросов и недописанных предложений, которые произносятся от имени самого ученика:

• Как я работал на уроке?

- Что я хотел бы от себя на следующем уроке?
- Я мог бы еще...

• Главным для меня было...

- Я хорошо работал и понял, что...

• Мне было на уроке хорошо (плохо), потому что...

Помимо того, что учитель устанавливает обратную связь «дети - педагог», ему удается возбудить самооценку и проецирование собст­венной деятельности. Здесь же мы обнаруживаем и импульс для осоз­нания ребенком своей успешности.

Триумф отличен от ситуации успеха тем, что признаваемый и публично провозглашаемый успех ребенка на уроке чествуется. Ситуация успеха призвана привести в движение внутренние психоло­гические механизмы развития личности. «Триумф» же берет на себя более широкие задачи. Он есть фактор формирования гармонического сочетания ценностного отношения к собственному «Я» и одновременно к «Другому».

В свою очередь, только такая гармония уважения к другому че­ловеку и уважения к себе как человеку становится основанием для формирования достоинства в качестве стержневого личностного каче­ства. Обеспечивая такое сочетание, педагоги предотвращают индивидуалистические наклонности детей, успешно обучающихся, и низкую самооценку детей, пока не достигающих успехов в обучении. Цен­ность «Я» и ценность «Другого», признанные учениками, снимают все проблемы современного урока, такие, например, как нарушение дисциплины, грубость детей, насмешки над слабыми учениками, не­послушание, агрессивность.

Создает триумф ученика на уроке тот, кто обладает этим философическим качеством, кому интересно становление человека в человеке и кто умеет радоваться продвижению в этом нелегком становлении.

Триумф - это форма публичного признания личностного успеха ребенка в контексте его персональной жизни, это особая педагогическая инструментовка достижений личности, позволяющая поднять статус ребенка в группе, утвердить его достойное социальное положение. Его организация имеет двойное педагогическое последствие

Первое складывается из личностных изменений ученика: повышается самооценка, укрепляется расположенность к людям, рождается уверенность в своих силах, инициируется энергия, развивается положительное отношение к познавательной деятельности.

Второе касается изменений групповых отношений: осваивается умение признавать успехи другого человека, принимается «Другой» как ценность, повышается психологический климат группы, протекает сопоставление достижений группы и достижений отдельного человека, возникает жажда группового признания, а группа становится референтной для каждого ученика.

Публичное признание личных достижений - момент урока, проживаемый каждым учеником.

Классической моделью организации групповой работы и триумфа личных достижений отдельной личности является танцевального ансамбль Игоря Моисеева: все хореографические номера создают по принципу последовательного триумфа каждого танцора. Весь танец - демонстрация танцевального искусства индивидуальности артиста.

И методику создания триумфа личности тоже разворачивает перед нами этот блистательный коллектив: если каждому предлагать часть общей работы, которую он лучше всего исполнит, то каждый член группы получает возможность проявить себя и пережить триумф.

Форма создания триумфа беспредельно индивидуализирова. Здесь надо только не забывать о разнообразии средств, которые можно и нужно (для такого разнообразия) использовать.

К ним относятся, в первую очередь, вербальные средства, сози­дающие похвалу, благодарность, восхищение, восторженное удивле­ние, признание способностей, провозглашение достоинства личности ученика, присвоение звания на данный момент работы. Приведем не­сколько простых примеров:

  • Какое удовольствие мы получили от твоего выступления!

  • Не кажется ли вам, что мы могли считать, что у нас поя­вился специалист по грамматике?!

Не менее важны мимические средства, сопровождающие речь, но и существующие как автономное средство: например, при полнейшей тишине удивление, восторг, радость, восхищение, дружеское участие.

Но чаще всего триумф организуется благодаря действиям: апло­дисменты, поднятые ладони, открытые для ученика, рукопожатия, дружеское похлопывание по плечу, всеобщее вставание.

Не исключается и средство предметное, позволяющее продлить проживание триумфа: грамота, цветы, угощение, сувенир, блокнот, авторучка и другое. В некоторых классах существует традиционный символический предмет, вручение которого знаменует успех ребенка.

- Наш строгий кот Василий просит тебя подойти, он желает пожать тебе руку... - приглашает учитель ученика к символической игрушке - участнице учебного процесса.

Но такую инициативу имеют право проявить и дети. Они мо­гут заявить: «Василий протягивает свою лапу, чтобы пожать руку за хороший ответ...

Возможен письменный вариант триумфа: плакат, пожелания, поздравления, дружеское приветствие, - все то, что тоже служит не­которому продлению успеха ребенка во времени.

Духовное развитие учащихся позволяет педагогу внедрять фор­му учебного полномочия «трудное задание»: его возлагают по дости­жении большого успеха в работе. Говорят при этом: «Теперь можно поручать тебе сложные варианты задания» или «Все мы видим, что тебе по плечу трудные задачи».

Сравним два педагогических эпизода.

- Учитель говорит по завершении занятия: «Вы хорошо ра­ботали, поэтому вы получите вкусный пирог». Дети, забыв про урок, кричат «ура». Они радуются пирогу, отодвинув урок как объект пе­реживания.

Учитель констатирует: «Нам удалось получить хорошие результаты благодаря усилиям всех, поэтому мы можем позволить себе приняться за более трудные задачи». На лицах детей удовлетворенность и достоинство. Пирог будет, но он станет воспринимать­ся как отдельная автономная радость жизни.

Педагогически инструментованный триумф всегда возвышает человека и вдохновляет его на работу души и тела. Этим он отличает­ся от обыкновенного поощрения («молодец!», «хорошо!»). Надо толь­ко помнить, что основанием для триумфа ребенка является его персо­нальное продвижение в овладении наукой.

Как выглядит основание для триумфа ребенка?

Триум­фа может удостаиваться каждый ребенок: нарисовал рисунок, создал художественные прикладные поделки, написал либо красиво прочитал стихи, удачно сформулировал положение, поставил вопрос принципи­ального значения, предложил красивое решение задачи, быстро вы­полнил работу, подобрал и привел удачный пример к какому-либо правилу, произнес остроумную шутку, разрядившую психологиче­скую напряженную обстановку, совершил добрый поступок, выразил интересный взгляд на какое-то явление, увидел в простом нечто уди­вительное, написал интересное сочинение, проявил инициативу...

Профессиональная подготовленность к созданию триумфа пря­чется в профессиональном внимании.

Такие мгновения для растущей личности много значат. Судя по воспоминаниям взрослых, эти эпизоды запоминаются, всплывают в па­мяти как психологическая поддержка, укрепляющая веру в себя, добав­ляющая уверенности в собственных силах и, главное, в наличии доста­точных способностей для успешной жизнедеятельности. Многие взрос­лые утверждают, что такого плана ситуация возвышения заставляла их напрячь все физические и психологические ресурсы, напряженно рабо­тать, а в дальнейшем данный стиль работы становился привычным и естественным для последующей жизни и определил их судьбу.

Отметим основные психолого-педагогические условия органи­зации «триумфа личности» как элемента урока. Вот они:

• педагог должен хорошо владеть педагогической техникой, чтобы его голос, мелодика речи и стилистика, пластика, мимика созда­вали образ отношения к успеху ученика; можно дискредитировать триумф при манерах чиновничьих, голосе административно-приказном; дети станут стыдиться организованного триумфа, если образа открыто­го и искреннего отношения учителю не удается создать;

  • триумф индивидуально дифференцирован, когда ребенка сравнивают с самим собою, а не с успехами других; отмечается лич­ное достижение ученика, никак не допускается сравнение с более ус­пешными или менее успешными учениками;

  • обязательно нужно, чтобы про успех ребенка узнали родите­ли, им сообщения следует делать, рассказывая о триумфе, с помощью сравнительных прилагательных «лучше», «быстрее», «с большим удо­вольствием», «интереснее», «удачнее» и т.д. - ни в коем случае не
    обольщая родителей преувеличением достижений ребенка, но и не обижая их снисходительностью тона;

  • необходимо прослеживать реакцию всех детей на организо­ванный триумф их товарища, замечая детскую зависть, огорчение, не­довольство, болезненно уязвленное самолюбие или радость за успех товарища и желание поддержать его в дальнейшей работе; эти про­фессиональные наблюдения чрезвычайно важны для поддержания ка­ждого ученика, формирования у них адекватной меры притязаний;

  • триумф должен проживать каждый ребенок, а чтобы такое реализовать, надо внимательно вглядываться в личность, отмечая и выявляя личностную отличительность, способности, степень продви­жения в овладении учебным материалом.

Очень важно сопоставление ребенка «вчера» и «сегодня». И не­допустимо сопоставление ребенка с другим ребенком.

Вы помните, каким был Володя раньше? - обращается учи­тель к детям, выслушав выступление Володи. - Как он интеллекту­ально вырос! Как интересно слушать его, не правда ли?... Поздравим его с успехом и поблагодарим за удовольствие работать вместе с ним! - призывает учитель детей к аплодисментам.

Попутно заметим, что экспрессия здесь важна. Но мера ее зависит от характера учителя, пола, возраста, манеры, стиля, даже от учебного предмета, который он преподает. И от искренности учителя. Малейшая фальшь в голосе, пластике, лексике, мимике улавливается детьми, они смеются над беднягой-учеником, подвергающимся ироническим воз­действиям учителя. Они не могут понять, почему их такое оскорбляет, не понимают, что в момент неискреннего использования приема воз­действия педагог преобразует ребенка из субъекта в объект.

Перечисленные условия являются обязательными и требуют строгого их соблюдения. Нарушение преподносит педагогу искаженные воспитательные результаты в виде индивидуалистических на­клонностей детей, болезненного самолюбия, завышенного уровня притязаний, ослабление усилий в учебной работе, нарушения элемен­тарных нравственных норм поведения. Триумф опасен для персональ­ного развития «триумфального» ребенка, если выпадает из системы воспитания всех детей, точно так же, как опасно отсутствие триумфа.

Есть ли возможности формирования достоинства в современном уроке?

Современный урок - это «свободный урок». Это урок, порож­денный стремлением гуманизировать действительность, признать че­ловека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни.

Педагогу приходится работать с группой учащихся, учитывая при этом развитие индивидуальности каждого члена группы, невольно выходя на формирование отношения к другому человеку.

Создание комфортной ситуации на уроке способствует форми­рованию положительного отношения к себе и одновременно к друго­му человеку, а в итоге, формированию положительной «Я-концепции». Создание ситуации успеха на уроке содействует становлению достаточно высокой самооценки.

В гимназии № 13 г. Пензы творческой группой учителей была разработана маленькая памятка в помощь педагогу, идущему на урок, с целью формирования образа достойного человека как продукта соз­нания и достоинства как качества личности.

Идущему на урок

  • выстраивать отношения на основе взаимоуважения, под­держивая роль каждого и всех в общем деле и содействуя восхожде­нию их на уровень коммуникативной культуры «человек - человек», а также восприятию другого и открытию другому своего внутренне­
    го мира;

  • создавать условия для самореализации индивидуальности, используя ситуацию успеха и предлагая свободный выбор средств и способов взаимодействия;

  • наполнять урок содержанием, выстраивать его согласно со­держательной ценности учебного материала (с позиции жизни чело­века на Земле);

  • выражать свободно свое отношение через мимику (вырази­тельность, сдержанность, доброжелательность), пластику (поза от­крытая, без «замков», отсутствие острых предметов в руках), рече­вое поведение (тональность голоса умеренная, сохраняя доброжела­тельность и уважительность к собеседнику; обращение по имени, со­блюдение правила «поднятой руки» и право «одного голоса» при обще­нии), учитывая при этом, что главное - не поступок, а сам человек;

  • научать детей радоваться удачам как близких, так и мало­знакомых людей, а также сопереживать, осознавать целесообраз­ность оказания помощи друг другу и необходимость благодарить за работу, приобщаясь к навыкам эмоциональной культуры;

  • использовать современные технологии прикосновения к лич­ности, такие как «Я-сообщение», рефлексию, положительное под­крепление, этическую защиту и другие;

• не забывать об элементарных правилах организованного взаимодействия на уроке, таких как:

  • обращение друг к другу по имени, обращение к учителю по имени и отчеству;

  • работаем все, работает каждый;

  • интересно мнение каждого, и радуют успехи каждого;

  • правило одного голоса и правило «открытой ладони»;

  • умение благодарить, умение принимать благодарность;

  • храня честь группы, оберегаем достоинство каждого.

Уважение к человеку - залог формирования достоинства, формирование достоинства - залог триумфа личности.

Беспокойство о повышении успеваемости, столь занимающее профессиональные умы и сердца учителей школы, должно быть снято, а внимание перенесено на развитие у каждого школьника человече­ского достоинства как личностного качества. Оно и обусловит гарантированность успешной учебной работы школьника. В свою очередь, достигнутый успех, поддержанный педагогом и инструментованный как триумф личности, становится движущей силой учебно-позна­вательной деятельности и общей учебной работы школьника. И толь­ко так (в корне вопроса) решается проблема пресловутой лености, не­способности, недисциплинированности или безответственности детей, которые якобы «не хотят учиться».

Приглашаем коллегу-учителя произвести анализ собственного поведения или профессиональной работы: каково самочувствие при большом успехе? А каково то же самочувствие, если успех признается всем коллективом и красиво обставлена публичная форма такого при­знания?!

Мысленно ставя себя на место ученика, анализируя свое состоя­ние в условиях успешной либо неуспешной деятельности, педагог не забудет о создании триумфа личности для каждого ученика. И станет проживать свой профессиональный триумф, видя счастливых, умных учеников.

© 2010-2022