Социальный проект Мы равны

Социальный проект "Мы равны" - это комплекс мероприятий, включающий в себя: - занятие с учащимися о людях с ограниченными возможностями здоровья. Оно построено так, что ребята методом игровой проекции могут почувстовать на себе, какие трудности испытывают люди с инвалидностью; - мониторинг учащимися инфраструктуры микрорайона вокруг школы, в процессе которого ребята исследуют, как район приспособлен для жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка отчета; - отчетная конференция...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №618











«Мы равны»

внеклассное занятие






Авторы: Зыблева Е.Е., педагог - организатор,








Санкт-Петербург, 2014

Пояснительная записка

Цель: улучшить отношение детей к людям с ограниченными возможностями здоровья, показать, что инвалидность не является основанием для отторжения человека, что он такой же человек, как и все остальные и имеет равные права и возможности.

Задачи:

  1. Формирование представлений об особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;

  2. Дать представление о физических и бытовых возможностях людей с инвалидностью методом игровой проекции;

  3. Познакомить обучающихся с понятием «безбарьерная среда»;

  4. Учащиеся на практике сами найдут пробелы в «безбарьерной среде» своего микрорайона и смогут внести свой вклад в их устранение;

  5. Вызвать у ребят чувство ответственности и осознание того, что проблемы инвалидности касаются каждого.

Особенности и условия проведения программы.

Данная программа предназначена для детей 10-12 лет.

Лучшее время для проведения - 3 декабря (Международный День инвалидов). Место проведения - класс.

Занятие рассчитано на 15-20 человек (или класс).

Время проведения - 1 час.

Материальное обеспечение: парты, стулья, проектор, экран, компьютер/ноутбук, бумага, карандаши, платки/шарфы (по количеству участников, чтобы завязывать глаза). Желательно: белая трость, книга со шрифтом Брайля.


Сценарий мероприятия «Мы равны»


Ведущий

Добрый день, ребята. Сегодня мы хотим поговорить с вами о людях с инвалидностью. Скажите, человек с инвалидностью - это кто?

Ответы детей

Инвалиды - люди с ограниченными возможностями здоровья, у которых навсегда или на длительный срок нарушены какие-то важные функции организма.

Из того, что вы сказали, мы можем разделить ограничения функций здоровья по следующим категориям:

  • нарушения двигательной функции;

  • нарушения функций внутренних органов человека (кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции);

  • сенсорные (нарушение зрения, слуха, обоняния, осязания);

  • психические (нарушение восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с другом и узнавать новое, и у каждого из нас есть свои особенности.

Люди с инвалидностью - такие же люди, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются, только носят очки с толстыми линзами, слуховой аппарат, используют вспомогательную технику для передвижения, специальные книги для чтения, принимают определённые медицинские препараты или ограничены в приёме некоторой пищи и т.д. Во всем остальном, они от нас не отличаются.

Об этом мы сегодня и будем говорить.

Сейчас мы более подробно остановимся на некоторых видах ограничений здоровья.


  1. Люди с ограничением зрения

Перед вами лежит лист бумаги и карандаш или ручка. Закройте глаза, пожалуйста. Сейчас вы будете рисовать, не открывая глаз то, что я вам буду говорить. Итак, начинаем.

РСоциальный проект Мы равныазверните ваш лист, чтобы он лежал горизонтально. В левом верхнем углу нарисуйте большой треугольник, примерно в четверть листа, под ним овал, вытянутый сверху вниз. В правом нижнем углу нарисуйте квадрат в четверть листа, а над ним посередине круг.

Откройте глаза и посмотрите, что получилось.

Кто справился с заданием, поднимите руку? Молодцы. Сложно было? А представляете себе, как сложно, не видя налить себе чашку чая и сделать бутерброд?

Нам нужны два добровольца. Сейчас мы вам завяжем глаза. Задача одного из вас налить стакан воды. Задача второго - намазать бутерброд шоколадной пастой.

Как же незрячие люди ходят по улицам, переходят дорогу и ездят в метро. А ведь они все это делают и не сидят дома? Как вы думаете?

Ответы детей.

Совершенно верно. Чтобы передвигаться незрячие люди используют трость. Трость обычно белого цвета, чтобы окружающие могли знать, что человек незрячий и могли помочь ему или спасти в случае опасности. С помощью трости незрячие люди как бы «ощупывают» местность вокруг, могут идти по улице вдоль домов, узнать, что впереди яма, ступенька или какое-то другое препятствие. Иногда в добавление к трости используют собаку-повадыря. Также людям с инвалидностью по зрению помогают говорящие светофоры, объемное покрытие на дорогах, рельефные надписи на перилах и стенах.

Но ведь незрячие люди также и книги читают. Как они это делают?

Ответы детей.

Да, с помощью специального шрифта Брайля. Он разработан в 1824 году французом Луи Брайлем, сыном сапожника. Луи в возрасте трёх лет потерял зрение, в результате воспаления глаз, начавшегося от того, что мальчик поранился шорным ножом (подобие шила) в мастерской отца. В возрасте 15 лет он создал свой рельефно-точечный шрифт.

Посмотрите. (слайд со шрифтом). Шрифт состоит из прямоугольников, в которых выкалываются несколько точек, количество и расположение которых обозначает определенную букву, цифру или знак препинания. Точки выпуклые и их можно ощутить пальцами.

А вот так выглядят книги для незрячих людей.

Демонстрируем.

Посмотрите. Шрифт Брайля также используется на клавиатуре и телефонах, упаковках с товарами.Не имея зрения можно даже печатать на компьютере и узнавать время, пользоваться мобильным телефоном.

  1. Люди с ограничением здоровья слуха

Встаньте, пожалуйста, в проходы. Представьте, что те, кто стоит в этом ряду вышли на улицу из школы. Но тут вспомнили, что забыли то, что написано у вас на бумажке (раздаем бумажки со словами). Но возвращаться лень. А тут вы увидели в окне своего одноклассника. И пытаетесь жестами объяснить ему, что вы забыли, чтобы он это забрал. Хорошо. Начинаем по команде.

На старт, внимание, марш! (Включается быстрая музыка) Отлично! Молодцы. Садитесь на места. Кто отгадал правильно?

Но вы же понимаете, что постоянно так общаться невозможно, потому что, вы показываете одно, ваш друг понимает что-то другое. Поэтому для слабослышащих людей был создан специальный язык жестов.

Посмотрите на экран. Каждая буква алфавита обозначается определенным знаком. Буквы складываются в слова. Также есть знаки, которые обозначают слова целиком.

Если люди не до конца потеряли слух, то они носят слуховые аппараты. Я думаю, вы видели такие у своих бабушек и дедушек.

А вот если слабослышащие люди хотят посмотреть телевизор, то для этого придуманы титры - текст, который произносится в передаче или фильме, написан внизу экрана. Или в левом нижнем углу ведется сурдоперевод. Сейчас, правда, он мало где встречается.

  1. Люди с ограничением здоровья двигательной функции.

Давайте поработаем в парах. Один из вас сидит на стуле, как приклеенный. А второй встает и кладет себе на голову какой-нибудь предмет. Вы - полка. Тому, кто сидит, очень срочно нужно взять этот предмет. Допустим это телефон. А вам нужно вызвать скорую помощь. Попробуйте. Не получается? А теперь поменяйтесь ролями. Трудно, согласитесь?

Люди, у которых нарушена двигательная функция - это те, у кого не ходят ноги, или у них ампутированы части тела, это может быть паралич и другие болезни.

Я думаю, многие из вас видели людей на инвалидных колясках. Перебирая руками по колесам можно передвигаться на ней. Однако не везде коляска может проехать. Там где вы можете поднять ногу и переступить через поребрик - человек на коляске этого сделать не может. Поэтому для них созданы пандусы, съезды с поребриков, лифты, подъемные механизмы.

Вы наверно заметили, что в новых автобусах, троллейбусах достаточно широкие входы и нет ступеней, чтобы с остановки можно было заехать на коляске. Там, где невозможно сделать пандус, используются специальные подъемные механизмы. Когда вы были в Эрмитаже, вы могли их видеть.

Давайте сделаем еще одно задание. Представьте, что вы и ваш сосед по парте - сиамские близнецы. У вас есть одна рука у одного и одна рука у другого человека. Попробуйте, используя только эти две руки застегнуть и расстегнуть пуговицу, или молнию. А теперь более сложное задание - сделать самолетик.

У кого получилось, поднимите руки? Сложно? Но можно, правда?

  1. Люди с психическими расстройствами.

Это может быть - синдром дауна, эпилепсия, различные нервные расстройства, аутизм.

Таким людям, нужен специальный уход и обучение, а также своевременная медицинская помощь.

  1. Люди с хроническими заболеваниями органов.

Это может быть астма и тогда вам приходится с собой все время носить баллончик с лекарством, сахарный диабет - и человек ограничивает свой рацион питания, в частности не ест сладкого.

Итак, сегодня вы смогли немножко прочувствовать на себе, каково это быть человеком с ограниченными возможностями здоровья.

Любое из перечисленных заболеваний является испытанием для человека, но оно также тренирует силу воли и учит ответственности за себя и своих близких, что часто помогает добиться в жизни успеха.

Как известно, у людей с плохим зрением обострены другие чувства, обычно, слух. У людей с параличем конечностей и слабослышащих часто обнаруживаются способности к творчеству.

Люди с инвалидностью могут ходить в школу, иметь работу, жениться, поддерживать семью и жить в собственном доме. Они могут быть ограничены физически, но они безграничны в своих способностях, талантах и стремлении к самовыражению.

Они также любят заниматься спортом. Вспомните Паролимпийские игры в Сочи. Вы наверняка смотрели их. Насколько здорово выступали паролимпийцы. Часто они показывали результаты гораздо лучшие, чем обычные спортсмены. А их воле к победе можно только позавидовать.

Также инвалидность совершенно не мешает людям петь, играть на музыкальных инструментах, рисовать, танцевать, и т.д.

Но у нас в стране люди с инвалидностью не так заметны. А все потому, что у нас нет условий для их свободного перемещения.

Во многих домах в подъездах нет пандусов, очень узкие лифты, куда, например, инвалидная коляска просто не влезет. С поребриков нет съездов, в общественном транспорте - ступеньки и узкие двери.

Конечно, сейчас ситуация меняется. Чиновники стали больше задумываться над этим вопросом.

Например, в городе Сочи перед Олимпиадой была выполнена программа «Безбарьерная среда». Во всем городе были установлены пандусы, лифты, подъемники. В эксплуатацию вошли специальные такси. Говорящие светофоры, выпуклые надписи на поручнях, титры и сурдоперевод. Спортсмены и болельщики с инвалидностью чувствовали себя очень комфортно.

Почему мы говорим об этом с вами - людьми вполне здоровыми и не нуждающимися в каких-либо специальных условиях. Просто потому, что это может случиться с каждым из нас. Авария, болезни, бытовые травмы, возрастные недомогания - все это может привести нас и наших близких к инвалидности. От этого никто не застрахован. Поэтому мы с вами должны постараться сделать наш город более доступным для людей с инвалидностью.

Несмотря на то, что вы еще очень молоды, мы предлагаем вам внести свою лепту в создание «Безбарьерной среды» в нашем районе.

Для этого мы даем вам следующее задание.

Раздаем задания для групп и объясняем их.

И последнее. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей анкеты. Спасибо.

Рефлексия

Анкета

по итогам проведения мероприятия «Мы равны»


  1. Я сегодня понял, что…

  2. Сегодня я узнал…

  3. Было интересно…

  4. Было трудно…

  5. Я попробую…

  6. Меня удивило…

  7. Мне захотелось…

Спасибо за ответы

Приложение 1

Задание классу _________

Адрес ___________________________________________________________

Задача. Мониторинг условий окружающей инфраструктуры для передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья

  • Опорно-двигательного аппарата

  • Зрения

  • Слуха

Смогут ли они из своей квартиры добраться до

  • Продуктового магазина

  • Торгового центра, где можно купить одежду и обувь

  • Почты, сбербанка

  • Парикмахерской

  • Школы

  • Метро, общественный транспорт

Что можно сделать?

Начиная от одной из квартир (не на первом этаже) посмотреть, может ли человек на инвалидной коляске:

  • выйти из дома на улицу (пороги, ширина дверей, в том числе лифта, может ли дотянуться до кнопок лифта).

  • Выехать самостоятельно из подъезда - насколько пологие / крутые пандусы.

  • Может ли дотянуться до кнопок домофона.

  • Просмотреть каждый метр дороги до указанных учреждений. Там, где вы можете перешагнуть - коляска не проедет.

Приспособлен или нет окружающий транспорт к проезду людей в инвалидной коляске.

  • Ширина дверей

  • Наличие ступенек

Для людей с ограничением здоровья зрения

  • Есть ли рельеф на кнопках в лифте или звуковое оповещение.

  • Рельеф на кнопках домофона.

  • Есть ли звуковое оповещение на светофорах.

  • Рельефное покрытие на дорогах.

Для людей с ограничением здоровья слуха.

  • В транспорте - оповещающие табло о следующей остановке.

По итогам исследования вы делаете отчет - презентацию с фотографиями (фотографируете все недочеты и все плюсы). Свой отчет вы представите на общем собрании инициативных групп. (Время и место будут объявлены дополнительно).

В дальнейшем мы передадим ваши сведения муниципальным властям, чтобы они предпринимали действия для создания «Безбарьерной среды» в нашем микрорайоне.

© 2010-2022