Внеурочная деятельность по английскому языку в начальной школе

Отличительной особенностью начального общего образования является создание единой системы классно-урочной и внеурочной деятельности по различным предметным областям, одной из которых является филологический профиль, включающий иностранный язык. В процессе внеурочной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочных, происходит дальнейшее расширение и углубление знаний по иностранному языку, развитие навыков и умений, необходимых для формирования элементарной коммуникативной комп... -  речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение; - функциональность: взаимосвязь лексической, грамматической и        фонетической сторон  речевой деятельности; - ситуативность,  ролевая  организация  учебного  процесса  при  максимальной мотивированности учебных ситуаций; - новизна,  проявляющаяся  в  различных  компонентах урока: речевых ситуациях, используемом материале, организации урока и разнообразии приёмов  работы. - личностная ориентация общения; - коллективное взаимодействие; - моделирование, заключающееся в отборе некоторого объёма знаний, необходимого для представления культуры страны и системы языка в концентрированном, модельном виде .
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отличительной особенностью начального общего образования является создание единой системы классно-урочной и внеурочной деятельности по различным предметным областям, одной из которых является филологический профиль, включающий иностранный язык. В процессе внеурочной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочных, происходит дальнейшее расширение и углубление знаний по иностранному языку, развитие навыков и умений, необходимых для формирования элементарной коммуникативной компетенции младших школьников.
Среди наиболее эффективных педагогических средств, способствующих решению данной проблемы, выделяется технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, разработанная Е.И. Пассовым, основными принципами которой являются:

- речевая направленность, обучение иностранным языкам через общение;
- функциональность: взаимосвязь лексической, грамматической и

фонетической сторон речевой деятельности;
- ситуативность, ролевая организация учебного процесса при максимальной мотивированности учебных ситуаций;
- новизна, проявляющаяся в различных компонентах урока: речевых ситуациях, используемом материале, организации урока и разнообразии приёмов работы.
- личностная ориентация общения;
- коллективное взаимодействие;
- моделирование, заключающееся в отборе некоторого объёма знаний,

необходимого для представления культуры страны и системы языка в концентрированном, модельном виде .

Данные принципы соответствуют положениям системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС НОО. Однако для успешного развития коммуникативных навыков и умений младших школьников необходимо сочетание различных методик и подходов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

В младшем школьном возрасте ведущая роль в развитии мотивационной сферы, познавательной и творческой активности обучающихся отводится игровой деятельности. На основе игровых технологий происходит формирование произносительных, лексических и грамматических навыков, а также развитие коммуникативных навыков и умений в процессе естественной ситуации общения. Игровые формы проведения занятий способствуют формированию психологической установки, побуждающей первоклассников к общению на изучаемом языке, а также созданию условий для многократного повторения ими языкового материала. Поэтому во внеурочной деятельности по английскому языку необходимо стремиться к тому, чтобы игровой элемент присутствовал на всех этапах занятия.
Кроме того, организуя внеурочную деятельность по английскому языку, учителю следует широко применять элементы здоровьесберегающих технологий. Необходимо предусмотреть виды работ, предотвращающие появление физической и интеллектуальной напряжённости, такие как физкультминутки, музыкальные паузы с использованием двигательной активности.

Среди отличительных особенностей внеклассной работы можно выделить нестандартные формы проведения занятий, сочетание коллективных и индивидуальных способов обучения, осуществляемых по различным направлениям, подразделяющимся на кружковую и секционную деятельность; факультативы по предметам; коррекционную работу; развитие языковой одарённости обучающихся; праздники и тематические вечера; конкурсы, состязания, олимпиады различного уровня; выставки творческих работ; привлечение младших школьников к выполнению творческих и научно-исследовательских проектов.

Внеурочная деятельность по английскому языку в МОУ Гимназия №14 города Ейска включает:
- организацию работы кружка для обучающихся третьих классов «Занимательный английский»;
- развитие иноязычной компетенции одарённых младших школьников через проведение дополнительных занятий с обучающимися 2- 4 классов, проявляющими выраженные способности и интерес к изучению английского языка;
- развитие социокультурной компетенции младших школьников через проведение классных часов, конкурсов различного уровня на английском языке, привлечение обучающихся к участию в театральных постановках, драматизациях.

Деятельность кружка «Занимательный английский» осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и первом классе начальной школы под редакцией Н.Д.Епанчинцевой, О.А. Моисеенко.

Содержание данного курса включает знакомство первоклассников с элементами этикета (приветствие, прощание, представление себя и своих друзей, выражение благодарности), лексико-грамматическим материалом по темам: «Семья», «Животные», «Праздники», «Еда», «Цвета», «Части тела», «Одежда», «Родной город», «Любимые занятия».
Данный курс обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций, предопределяющих дальнейшее успешное обучение в начальной школе, в связи с тем, что систематическое обучение английскому языку начинается со 2 класса. В результате реализации программы кружка «Занимательный английский», обучающиеся получают возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации к изучению английского языка. У первоклассников развивается способность адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

В процессе организации работы кружка применяются различные нетрадиционные, в том числе игровые, формы занятий. Кроме того, привнести элемент разнообразия в деятельность кружка позволяет использование четверостиший, рифмовок, инсценировок, песен, фрагментов сказок, а также применение сценариев тематических внеурочных мероприятий, на которые приглашаются ученики других классов и родители, которые помогают изготавливать декорации, маски для персонажей.
В работе со слабоуспевающими обучающимися основное внимание уделяется не только устранению пробелов в усвоении учебного материала, но также использованию приёмов для стимулирования познавательной активности. Так, в начале занятия обучающимся демонстрируется короткий мультфильм, видеосюжет или презентация на английском языке. Главной целью данных приёмов является формирование интереса к изучению английского языка, демонстрация преимуществ владения иностранным языком в современном мире, а также дозированная, поэтапная отработка наиболее сложного лексико-грамматического материала, организованная таким образом, чтобы каждый обучающийся смог оценить своё продвижение в овладении иностранным языком, получить позитивные эмоции от собственных успехов.
Развитие языковой одарённости младших школьников также в наибольшей степени происходит в процессе внеурочной деятельности. Среди приёмов работы с одарёнными младшими школьниками можно выделить технологию «Языкового портфеля», способствующую развитию навыков самооценки и рефлексии познавательной деятельности. «Языковой портфель» представляет собой пакет рабочих материалов, отражающих опыт учебной деятельности обучающегося по овладению английским языком. В структуру портфеля входят: паспорт, языковая биография его пользователя, досье [3].
В «Паспорте» представлена основная информация, данные обучающегося: имя, возраст, класс, увлечения, изучаемые иностранные языки, контакты с представителями разных стран, опыт пребывания за границей.
«Языковая биография» представляет собой «Бортжурнал путешествия по годам обучения английскому языку» и содержит таблицы уровней владения языком, включая параметры оценки каждого уровня по всем видам речевой деятельности. В состав данного раздела входят различные виды самоконтроля, поэтапной проверки своей работы, например, с помощью ведения «Календаря личных планов» по усвоению разного учебного материала. В «календаре» обозначаются цели, которые обучающийся ставит перед собой и сроки их достижения, регулярно отслеживая получаемые результаты и внося необходимые корректировки.
«Досье» состоит из материалов, отражающих достижения обучающегося в освоении иностранного языка: дипломы, сертификаты, свидетельства.
Анализ данных «Языкового портфеля» позволяет учителю вносить необходимые коррективы и уточнения в содержание обучения иностранному языку в соответствии с интересами и предпочтениями данной категории обучающихся.
Поскольку одарённые дети отличаются стремлением к постоянному совершенствованию, в арсенале педагога должны быть разнообразные приёмы, способные удовлетворить их интеллектуальные запросы. К подобным средствам можно отнести информационно-коммуникационные технологии в самых различных их проявлениях: от проведения занятий с помощью мультимедиа, до организации разных видов самостоятельной работы в сети Интернет: участия в Интернет-проектах, дистанционных конкурсах, форумах, ведение личной переписки и т.д.
Во внеурочной деятельности обучающиеся выполняют творческие проекты вне рамок изученных тем. Примерами подобной деятельности младших школьников могут служить мини-проекты, разработанные на основе освоения содержания учебной программы. Однако формулировку тем проектов отличает творческий характер, например: «Фантастическое животное», «Необычное время года», «Путешествие на другую планету», «Школа моей мечты» и др. В состав проектов обучающиеся включают кроссворды, анаграммы, головоломки, ребусы на закрепление изученного лексико-грамматического материала.
Важным компонентом внеурочной деятельности по английскому языку является организация участия школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах, разработанных в рамках проектов ЦТИ «Снейл»; Всероссийских конкурсах: «Познание и творчество», «Интеллект-экспресс», «Эрудит-марафон учащихся» и др. Подобные виды деятельности позволяют их участникам испытать свою конкурентоспособность, оценить свой уровень знаний.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы начального общего образования на трёх уровнях - личностном, метапредметном и предметном.
Внеурочная деятельность по английскому языку способствует формированию основ коммуникативной компетенции младших школьников, поскольку обеспечивает отбор языкового и речевого материала, представляющего личностную значимость для учащихся. Формы образовательной деятельности, отличные от классно-урочных, способствуют формированию основ коммуникативной компетенции младших школьников, развитию социокультурной компетенции посредством приобщения к миру интересов зарубежных сверстников, культуре, укладу жизни и обычаям страны изучаемого языка.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения английскому языку, предоставляя младшим школьникам возможность выбора индивидуальной образовательной траектории в соответствии с их познавательными предпочтениями и самостоятельно выделенными целями обучения.
Сочетание урочной и внеурочной деятельности в наибольшей степени способствует достижению личностных результатов, включающих развитие таких качеств как целеустремленность, самостоятельность, критическое мышление, креативность, эмпатия, толерантность, а также навыков коллективного взаимодействия.
Благоприятный психологический климат внеурочных занятий создаёт условия для развития ситуации успеха, позволяет ощутить радость познания, что способствует успешному личностному росту младших школьников. Данные составляющие эмоционального благополучия детей в большинстве случаев играют определяющую роль в формировании отношения ребёнка к изучаемому предмету, желании совершенствовать свои навыки и достигать высоких результатов сначала на занятиях кружка, во внеурочной деятельности, затем на уроках английского языка и в процессе дальнейшего самосовершенствования.

© 2010-2022