Отчет Жанайдаровой А по методической теме

Творческий отчет Жанайдаровой А.Р. Методическая тема:«Формирование информационной компетентности студентов через использование интернет-ресурсов».          Цель: сформировать информационную компетентность у студентов.   Задачи: 1)     cоздание условий для вхождения личности в мир ценностей, 2)     формирование целостных знаний об информационной среде, 3)      формирование практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации, 4)     воспитание норм и ценностей по...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий отчет

преподавателя информатики Жанайдаровой А.Р.



Методическая тема: «Формирование информационной компетентности студентов через использование интернет-ресурсов».

Цель: сформировать информационную компетентность у студентов.

Задачи:

  1. cоздание условий для вхождения личности в мир ценностей,

  2. формирование целостных знаний об информационной среде,

  3. формирование практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации,

  4. воспитание норм и ценностей поведения в информационном обществе, умение различить компьютерную грамотность и компетентность.

Введение:

Современный постоянно изменяющийся мир характеризуется ежедневным обновлением информации. Для того чтобы быть в курсе всех событий, педагогу необходимо постоянно отслеживать инновации не только в рамках педагогической деятельности, но и в целом в различных областях общественной жизни.

Профессиональная компетентность как качество личности формируется на протяжении всей жизни человека. Начальные профессиональные знания, умения, ценности закладываются еще в школе. Поступая в колледж, обучающиеся имеют различные уровень знаний, жизненный опыт, ценностные ориентации. Задача системы технического и профессионального образования - подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности.

При переходе к информационному обществу на первый план выдвигаются проблемы его интеллектуализации, создания и внедрения новых технологий, основанных на эффективном использовании знаний - стратегического ресурса общества.

Актуальность темы: обусловлена тем, что Республика Казахстан является динамично развивающимся государством, где во всех сферах экономики требуются высококвалифицированные специалисты и рабочие кадры.
Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать при обучении в образовательном учреждении. Это условие предъявляет особое требование к содержанию, формам, технологиям, применяемым на уроках информатики.

Гипотеза исследования - процесс формирования информационной компетентности студентов будет более эффективным если:

- включение компьютера в изучение не только информатики, но и других предметных областей, то есть его использование в качестве средства учебной деятельности, в значительной степени повышает уровень информационной компетентности студентов в сфере ИКТ-технологий.

Научность: Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Опираясь на понимание профессиональной компетентности Болотова В. А., который отмечает, что это есть «сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем». В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

В ряду наиболее перспективных, по моему мнению, является подход А.Л. Семенова, который выделяет информационную компетентность как один из основных приоритетов в целях общего образования, а коммуникационную компетентность - как один из видов информационной компетентности.

Рассмотрим основные типы компетентности, существующие в научной литературе и их определения: часто используются термины «компьютерная компетентность» и «информационная компетентность».

Понятие компьютерная компетентность- определяет готовность студента применять разные программные средства для переработки полученной информации, а информационная компетентность связана с умениями и навыками получать информацию, обрабатывать ее, предоставлять в удобном для себя и других пользователей виде, демонстрировать понимание полученной информации, делать выводы и принимать решения.

Предмет информатика является подходящим инструментом педагога для формирования информационной компетентности студентов. Чтобы говорить об оценке уровня сформированности данного вида компетентности, необходимо определить ее показатели и критерии.

В качестве показателей, определяющих уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности у студентов колледжа, можно выделить следующие:

  • осознание недостатка информации и ее необходимости в решении какой-либо задачи;

  • осуществление поиска необходимой информации в разных информационных источниках (газеты, журналы, литература, Интернет, др.);

  • оценивание найденной информации (аналитическая обработка информации, критическое отношение к полученной информации);

  • создание новой информации средствами ИКТ;

  • сохранение и передача информации.

Практика показывает, что наиболее удачными типами уроков по формированию информационной компетентности являются:

- урок изучения нового материала с демонстрацией материала в виде электронных презентаций.

- урок-практикум;

- урок-исследование;

- урок решения задач с применения компьютерной программы.

На основе этих показателей можно выделить I, II и III уровни ИКТ-компетентности.

I уровень характеризуется тем, что студент:

  • не осознает недостатка и информации и ее необходимости для решения задачи;

  • для поиска информации использует один информационный источник, предложенный преподавателем;

  • демонстрирует понимание полученной информации;

  • испытывает затруднения в применении средств ИКТ при создании новой информации; (Приложение 1)

II уровень характеризуется тем, что студент:

  • в целом осознает недостаток информации для решения какой-либо задачи;

  • использует несколько информационных источников, предложенных преподавателем;

  • интерпретирует полученную информацию в контексте решаемой задачи;

  • применяет средства ИКТ, демонстрируя стандартные операционные умения; (Приложение 2)

III уровень характеризуется тем, что студент:

  • осознает, какой информацией для решения задачи обладает, а какой - нет;

  • самостоятельно выбирает информационные источники соответствующие заданной цели;

  • критически относится к полученной информации;

  • самостоятельно применяет средства ИКТ для создания новой информации, может интегрировать несколько программных средств;

(Приложение 3.1, 3.2, 3.3)

Совершенно очевидно, что необходимо максимально использовать широчайшие возможности интернет-ресурсов. В качестве домашнего задания студентам предлагается найти информацию, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Студентами при этом используется программа Power Point из пакета программ Microsoft Office.

Использую современные образовательные технологии в учебном процессе. Выявляю и стараюсь максимально развивать способности каждого студента: при подготовке к уроку учитываю уровень умственного развития, психологические особенности студентов, абстрактно-логический тип мышления; с другой стороны во внимание принимаю индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области в результате чего происходит личностное развитие студентов.

Использую обучение в парах, в группах - где развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти; актуализируются полученные опыт и знания; повышается ответственность за результат коллективной работы; совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Использую на уроках активные формы обучения, проводя нетрадиционные уроки: уроки - игры, уроки - экскурсии, уроки творчества в результате активизируется познавательная деятельность студентов.

Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть тесты, составленные в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет.

Студенты активно занимаются проектной деятельностью, которые могут быть групповыми или индивидуальными. При разработке групповых проектов каждый студент индивидуально разрабатывает свою часть, представляющую собой законченный фрагмент, который затем собирается в единый программный продукт. До сборки работы, предшествует обсуждение и защита индивидуальных работ, их оценка, выбор общего дизайнерского решения.

Длительность работы над опытом:

2013-2014 гг. - изучение опыта, посещение семинаров, участие в конференциях, проведение открытых уроков;

2014-2015 гг. - промежуточные результаты;

2016-2017 гг. - обобщение опыта работы, подведение итогов.

Результативность:

  • сертификат за участие в городской конференции мультимедийных программ по теме «Разработка сайта - подготовка специалистов общественного питания к ЭКСПО-2017» - студент группы исполнитель художественно-оформительских работ

  • устойчивый процент трудоустройства студентов и их успешная адаптация на производстве.

Резерв опыта: разрабатываю интерактивные сопровождения к урокам, применяю электронные образовательные ресурсы. Даю задания студентам по созданию мультимедийных презентаций. Использую возможности сети Интернет для работы с родителями: провожу анкетирование, своевременно решаю возникшие вопросы. Веду регулярную работу с электронным журналом, которые дают следующие результаты активизируется познавательная деятельность, раскрывается творческий потенциал студентов, расширяется кругозор. Активное участие и поддержка родителей в учебно-воспитательном процессе.

По моему мнению в результате применения системного подхода к образовательному процессу у студентов повышается уровень мотивации учения, расширяется кругозор, развиваются мыслительные и творческие способности, определяется индивидуальная траектория развития каждого студента что положительно влияет на качество обученности.

Адресная направленность: с целью формирования информационной компетентности, а также учебной мотивации, увеличения познавательной активности, расширения кругозора студентов нужно увеличивать количество уроков с использованием ИКТ. Можно предложить, что информационную технологию также целесообразно применять для осуществления контроля знаний, где требуется быстрая и точная информация об освоении знаний студентами.

Интерес к урокам информатики вырос. Студентам интересно наблюдать за продуктами деятельности преподавателя и обучающихся. Они с удовольствием берутся за изготовление презентаций как индивидуальных, так и групповых. При подготовке проектов умело используют интернет - ресурсы, повышают уровень компетентности.

Важно понимать, что использование Интернет-ресурсов на занятиях не должно становиться самоцелью, каждый преподаватель обязан четко понимать для чего, когда и в каком объеме ему нужно использовать ресурсы глобальной сети. Только тогда можно будет говорить о целесообразности и эффективности использования Интернет-ресурсов для формирования информационной и коммуникативной компетенций.

Таким образом, подводя промежуточные итоги уже можно сказать, что средства интернет помогают повысить эффективность работы и сформировать информационную компетентность.



Использованная литература:

  1. В.А.Болотов, В.В.Сериков «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.»// Педагогика, № 10, 2003 г.

  2. А.А.Вербицкий «Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара, 16 ноября 2004г.-М., 2004

  3. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО / Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), 2011 г. - 110 с.

  4. Байденко В. И., Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)/В. И. Байденко / Высшее образование в России. - 2004. № 11.

  5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

6. И.А.Зимняя «Технологии профессионального педагогического образования».М.,2001

7. И.А. Зимняя «Ключевые компетенции-новая парадигма результата современного образования» // Интернет-журнал «Эйдос».-М., 2006.-с.1-/eidos.ru/journal/2006/0505/h.t.m.

8. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных

компетенций [Электронный ресурс] //Режим доступа:http: // eidos.ru/yournal/2006/0505.htm



























Приложение 1

Простое форматирование текста

Например:

Бедняки едят столько фастфуда, что кажется,
их время стоит безумных денег.
Подслушано на Уолл-стрит.

  • Повар - это человек, который занимается приготовлением пищи в заведениях общественного питания.

  • Но эти сухие и скучные слова не могут в полной мере охарактеризовать поварскую профессию. Потому что повара, иногда, называют настоящим волшебником, который может из самых обыкновенных продуктов приготовить блюдо, имя которому - шедевр вкуса.

  • Конечно, приготовить что-либо съедобное, например яичницу, может, практически, любой человек.

  1. А вот повар из тех же самых продуктов приготовит нежнейшее яичное суфле...






Приложение 2Отчет Жанайдаровой А по методической теме





Приложение 3.1

Отчет Жанайдаровой А по методической теме



















Приложение 3.2Отчет Жанайдаровой А по методической теме



























Приложение 3.3

Отчет Жанайдаровой А по методической теме

























© 2010-2022