- Преподавателю
- Информатика
- Отчет Жанайдаровой А по методической теме
Отчет Жанайдаровой А по методической теме
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жанайдарова А.Р. |
Дата | 23.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Творческий отчет
преподавателя информатики Жанайдаровой А.Р.
Методическая тема: «Формирование информационной компетентности студентов через использование интернет-ресурсов».
Цель: сформировать информационную компетентность у студентов.
Задачи:
-
cоздание условий для вхождения личности в мир ценностей,
-
формирование целостных знаний об информационной среде,
-
формирование практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации,
-
воспитание норм и ценностей поведения в информационном обществе, умение различить компьютерную грамотность и компетентность.
Введение:
Современный постоянно изменяющийся мир характеризуется ежедневным обновлением информации. Для того чтобы быть в курсе всех событий, педагогу необходимо постоянно отслеживать инновации не только в рамках педагогической деятельности, но и в целом в различных областях общественной жизни.
Профессиональная компетентность как качество личности формируется на протяжении всей жизни человека. Начальные профессиональные знания, умения, ценности закладываются еще в школе. Поступая в колледж, обучающиеся имеют различные уровень знаний, жизненный опыт, ценностные ориентации. Задача системы технического и профессионального образования - подготовить высококвалифицированного специалиста в выбранной области профессиональной деятельности.
При переходе к информационному обществу на первый план выдвигаются проблемы его интеллектуализации, создания и внедрения новых технологий, основанных на эффективном использовании знаний - стратегического ресурса общества.
Актуальность темы: обусловлена тем, что Республика Казахстан является динамично развивающимся государством, где во всех сферах экономики требуются высококвалифицированные специалисты и рабочие кадры.
Современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать при обучении в образовательном учреждении. Это условие предъявляет особое требование к содержанию, формам, технологиям, применяемым на уроках информатики.
Гипотеза исследования - процесс формирования информационной компетентности студентов будет более эффективным если:
- включение компьютера в изучение не только информатики, но и других предметных областей, то есть его использование в качестве средства учебной деятельности, в значительной степени повышает уровень информационной компетентности студентов в сфере ИКТ-технологий.
Научность: Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Опираясь на понимание профессиональной компетентности Болотова В. А., который отмечает, что это есть «сформированная в процессе обучения и самообразования система научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач, и развитые личностно-профессиональные качества, проявляющиеся в деловом и партнерском общении с людьми при решении их жизненных проблем». В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.
В ряду наиболее перспективных, по моему мнению, является подход А.Л. Семенова, который выделяет информационную компетентность как один из основных приоритетов в целях общего образования, а коммуникационную компетентность - как один из видов информационной компетентности.
Рассмотрим основные типы компетентности, существующие в научной литературе и их определения: часто используются термины «компьютерная компетентность» и «информационная компетентность».
Понятие компьютерная компетентность- определяет готовность студента применять разные программные средства для переработки полученной информации, а информационная компетентность связана с умениями и навыками получать информацию, обрабатывать ее, предоставлять в удобном для себя и других пользователей виде, демонстрировать понимание полученной информации, делать выводы и принимать решения.
Предмет информатика является подходящим инструментом педагога для формирования информационной компетентности студентов. Чтобы говорить об оценке уровня сформированности данного вида компетентности, необходимо определить ее показатели и критерии.
В качестве показателей, определяющих уровень сформированности информационно-коммуникационной компетентности у студентов колледжа, можно выделить следующие:
-
осознание недостатка информации и ее необходимости в решении какой-либо задачи;
-
осуществление поиска необходимой информации в разных информационных источниках (газеты, журналы, литература, Интернет, др.);
-
оценивание найденной информации (аналитическая обработка информации, критическое отношение к полученной информации);
-
создание новой информации средствами ИКТ;
-
сохранение и передача информации.
Практика показывает, что наиболее удачными типами уроков по формированию информационной компетентности являются:
- урок изучения нового материала с демонстрацией материала в виде электронных презентаций.
- урок-практикум;
- урок-исследование;
- урок решения задач с применения компьютерной программы.
На основе этих показателей можно выделить I, II и III уровни ИКТ-компетентности.
I уровень характеризуется тем, что студент:
-
не осознает недостатка и информации и ее необходимости для решения задачи;
-
для поиска информации использует один информационный источник, предложенный преподавателем;
-
демонстрирует понимание полученной информации;
-
испытывает затруднения в применении средств ИКТ при создании новой информации; (Приложение 1)
II уровень характеризуется тем, что студент:
-
в целом осознает недостаток информации для решения какой-либо задачи;
-
использует несколько информационных источников, предложенных преподавателем;
-
интерпретирует полученную информацию в контексте решаемой задачи;
-
применяет средства ИКТ, демонстрируя стандартные операционные умения; (Приложение 2)
III уровень характеризуется тем, что студент:
-
осознает, какой информацией для решения задачи обладает, а какой - нет;
-
самостоятельно выбирает информационные источники соответствующие заданной цели;
-
критически относится к полученной информации;
-
самостоятельно применяет средства ИКТ для создания новой информации, может интегрировать несколько программных средств;
(Приложение 3.1, 3.2, 3.3)
Совершенно очевидно, что необходимо максимально использовать широчайшие возможности интернет-ресурсов. В качестве домашнего задания студентам предлагается найти информацию, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная презентация - творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Студентами при этом используется программа Power Point из пакета программ Microsoft Office.
Использую современные образовательные технологии в учебном процессе. Выявляю и стараюсь максимально развивать способности каждого студента: при подготовке к уроку учитываю уровень умственного развития, психологические особенности студентов, абстрактно-логический тип мышления; с другой стороны во внимание принимаю индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области в результате чего происходит личностное развитие студентов.
Использую обучение в парах, в группах - где развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти; актуализируются полученные опыт и знания; повышается ответственность за результат коллективной работы; совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Использую на уроках активные формы обучения, проводя нетрадиционные уроки: уроки - игры, уроки - экскурсии, уроки творчества в результате активизируется познавательная деятельность студентов.
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть тесты, составленные в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет.
Студенты активно занимаются проектной деятельностью, которые могут быть групповыми или индивидуальными. При разработке групповых проектов каждый студент индивидуально разрабатывает свою часть, представляющую собой законченный фрагмент, который затем собирается в единый программный продукт. До сборки работы, предшествует обсуждение и защита индивидуальных работ, их оценка, выбор общего дизайнерского решения.
Длительность работы над опытом:
2013-2014 гг. - изучение опыта, посещение семинаров, участие в конференциях, проведение открытых уроков;
2014-2015 гг. - промежуточные результаты;
2016-2017 гг. - обобщение опыта работы, подведение итогов.
Результативность:
-
сертификат за участие в городской конференции мультимедийных программ по теме «Разработка сайта - подготовка специалистов общественного питания к ЭКСПО-2017» - студент группы исполнитель художественно-оформительских работ
-
устойчивый процент трудоустройства студентов и их успешная адаптация на производстве.
Резерв опыта: разрабатываю интерактивные сопровождения к урокам, применяю электронные образовательные ресурсы. Даю задания студентам по созданию мультимедийных презентаций. Использую возможности сети Интернет для работы с родителями: провожу анкетирование, своевременно решаю возникшие вопросы. Веду регулярную работу с электронным журналом, которые дают следующие результаты активизируется познавательная деятельность, раскрывается творческий потенциал студентов, расширяется кругозор. Активное участие и поддержка родителей в учебно-воспитательном процессе.
По моему мнению в результате применения системного подхода к образовательному процессу у студентов повышается уровень мотивации учения, расширяется кругозор, развиваются мыслительные и творческие способности, определяется индивидуальная траектория развития каждого студента что положительно влияет на качество обученности.
Адресная направленность: с целью формирования информационной компетентности, а также учебной мотивации, увеличения познавательной активности, расширения кругозора студентов нужно увеличивать количество уроков с использованием ИКТ. Можно предложить, что информационную технологию также целесообразно применять для осуществления контроля знаний, где требуется быстрая и точная информация об освоении знаний студентами.
Интерес к урокам информатики вырос. Студентам интересно наблюдать за продуктами деятельности преподавателя и обучающихся. Они с удовольствием берутся за изготовление презентаций как индивидуальных, так и групповых. При подготовке проектов умело используют интернет - ресурсы, повышают уровень компетентности.
Важно понимать, что использование Интернет-ресурсов на занятиях не должно становиться самоцелью, каждый преподаватель обязан четко понимать для чего, когда и в каком объеме ему нужно использовать ресурсы глобальной сети. Только тогда можно будет говорить о целесообразности и эффективности использования Интернет-ресурсов для формирования информационной и коммуникативной компетенций.
Таким образом, подводя промежуточные итоги уже можно сказать, что средства интернет помогают повысить эффективность работы и сформировать информационную компетентность.
Использованная литература:
-
В.А.Болотов, В.В.Сериков «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.»// Педагогика, № 10, 2003 г.
-
А.А.Вербицкий «Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара, 16 ноября 2004г.-М., 2004
-
Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО / Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), 2011 г. - 110 с.
-
Байденко В. И., Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода)/В. И. Байденко / Высшее образование в России. - 2004. № 11.
-
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
6. И.А.Зимняя «Технологии профессионального педагогического образования».М.,2001
7. И.А. Зимняя «Ключевые компетенции-новая парадигма результата современного образования» // Интернет-журнал «Эйдос».-М., 2006.-с.1-/eidos.ru/journal/2006/0505/h.t.m.
8. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных
компетенций [Электронный ресурс] //Режим доступа:http: // eidos.ru/yournal/2006/0505.htm
Приложение 1
Простое форматирование текста
Например:
Бедняки едят столько фастфуда, что кажется,
их время стоит безумных денег.
Подслушано на Уолл-стрит.
-
Повар - это человек, который занимается приготовлением пищи в заведениях общественного питания.
-
Но эти сухие и скучные слова не могут в полной мере охарактеризовать поварскую профессию. Потому что повара, иногда, называют настоящим волшебником, который может из самых обыкновенных продуктов приготовить блюдо, имя которому - шедевр вкуса.
-
Конечно, приготовить что-либо съедобное, например яичницу, может, практически, любой человек.
-
А вот повар из тех же самых продуктов приготовит нежнейшее яичное суфле...
Приложение 2
Приложение 3.1
Приложение 3.2
Приложение 3.3