- Преподавателю
- Информатика
- Алгоритм и его свойства
Алгоритм и его свойства
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кача Я.Г. |
Дата | 15.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема урока: Алгоритм и свойства алгоритма
Предмет информатика
Класс 9
Учитель Кача Я.Г.
Цель: ввести понятия алгоритма, его свойств
Задачи:
Образовательные - познакомить с понятием алгоритм, рассказать о его свойствах
Развивающие - развитие внимательности, памяти, алгоритмического мышления школьников.
Воспитательные - развитие познавательного интереса, логического мышления.
Тип урока: формирования новых знаний.
Форма урока: мультимедиа - урок, практикум, лекция.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал
План урока:
-
Организационный момент
-
Сообщение темы, цели урока
-
Ознакомление с новым материалом
-
Закрепление знаний
-
Домашнее задание
Ход урока:
Что такое программирование?
В настоящее время, наверное, практически невозможно найти человека, который бы не слышал таких слов, как информатика, программирование, а профессия программиста стала одной из самых многочисленных.
Чем же занимаются люди - программисты? Наверное, самый простой ответ - создают программы.
Попробуем разобраться, из чего состоит процесс написания программы:
-
Прежде всего, перед программистом ставится определенная задача.
-
Для решения задачи самое главное - найти способ ее решения, алгоритм.
-
Сама программа - это запись алгоритма на каком-либо языке, понятном машине.
-
Процесс перевода на этот язык и называется программированием, а язык, на который осуществляется перевод, называется алгоритмическим языком.
Именно поэтому самым важным в профессии программиста является умение создавать алгоритмы, которые выполняют поставленную задачу.
Понятие алгоритма
Алгоритм является фундаментальным понятием информатики. Представление о нем необходимо для эффективного применения вычислительной техники к решению практических задач.
Алгоритм - это последовательность действий, которая приводит к результату.
Алгоритм решения некоторой задачи - это алгоритм, приводящий к решению этой задачи за конечное число действий
История понятия «алгоритм» - работа на дом.
Свойства алгоритма и его исполнители
-
Дискретность.
Разделение алгоритма на последовательность законченных действий - шагов. Результативность.
Получение из исходных данных результата.
-
Массовость.
Возможность применения алгоритма к большому количеству различных исходных данных.
-
Детерминированность.
Выполнение команд алгоритма в строго определенной последовательности.
-
Выполнимость и понятность.
Алгоритм не должен содержать предписаний, смысл которых может восприниматься неоднозначно.
-
Точность.
Запись алгоритма должна быть такой, чтобы на каждом шаге его выполнения было известно, какую команду нужно выполнять следующей.
-
Конечность.
Завершение работы алгоритма за конечное число шагов.
Способы описания алгоритма
Найти сумму двух чисел 2 и 3
-
Словесный способ
Алгоритм представляет собой описание на естественном языке последовательных этапов обработки данных.
К двум прибавляем три получаем пять.
-
Графический способ
начало
Ввод: a, b, c
а:=2
b:=3
с:=а+b
Вывод: c
конец
Изображение алгоритма в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков.
Блок-схема позволяет сделать алгоритм более наглядным и выделяет в алгоритме основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор и цикл). Если исполнителем алгоритма является человек, он может по блок- схеме легко проследить выполнение алгоритма, так как элементы блок-схемы соединены стрелками, указывающими шаги выполнения алгоритма.
Элементы алгоритма изображаются на блок-схеме с помощью различных геометрических фигур, внутри которых записывается программный код
Элемент блок-схемы
Назначение элемента блок-схемы
начало
Прямоугольник с закругленными углами, применяется для обозначения начала или конца алгоритма
данные
Параллелограмм, предназначен для описания ввода или вывода данных, имеет один вход вверху и один выход внизу
Последовательность команд
Прямоугольник, применяется для описания линейной последовательности команд, имеет один вход вверху и один выход внизу
условие
Ромб, служит для обозначения условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор», имеет один вход верху и два выхода (налево, если условие выполняется, и направо, если условие не выполняется)
-
Псевдокод
Система обозначений и правил, предназначенная для единообразной записи алгоритмов.
Алг Сумма
дано а, b, с;
надо с=а+b;
нач а:=2, b:=3;
с:= а+b;
кон.
-
Программный способ (алгоритмический )
Алгоритм, предназначенный для записи на компьютере, должен быть записан на понятном ему языке. Такой язык называется языком программирования, а запись алгоритма на этом языке - программа.
Закрепление знаний
Разбор примеров
Пример 1. Некий злоумышленник выдал следующий алгоритм за алгоритм получения кипятка:
-
Налить в чайник воду.
-
Открыть кран газовой горелки.
-
Поставить чайник на плиту.
-
Ждать, пока не закипит вода.
-
Поднести спичку к горелке.
-
Зажечь спичку.
-
Выключить газ.
Исправьте алгоритм, чтобы предотвратить несчастный случай.
Хорошая погода?
начало
Прогулка
лесу?
Уборка квартиры
Поход в зоопарк
конец
Пример 2.
Нет
ДаПеред выходным днем папа сказал своему сыну: «Давай спланируем свой завтрашний день. Если будет хорошая погода, то проведем день в лесу. Если же погода будет плохая, то сначала займемся уборкой квартиры, а во второй половине дня сходим в зоопарк». Что получится на выходе блок-схемы, если:
а) погода хорошая;
б) погода плохая?
Построили Цикл с "ветвлением"
Пример 3.
У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:
-
Прибавь 3
-
Умножь на 4
Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 3, а выполняя вторую, умножает его на 4. Запишите порядок команд в программе получения из числа 2 числа 104, содержащей не более 6 команд, указывая лишь номера команд.
Ответ: 1 2 1 1 2
Пример 4
Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды:
Вперед n (где n - целое число), вызывающее передвижение черепашки на n шагов в направлении движения;
Налево m (где m - целое число), вызывающее изменение направления движения на m градусов против часовой стрелки.
Алгоритм Повтори k [Команда1 Команда2 Команда3] означает, последовательность команд в скобках повторится k раз.
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 [Налево 90 Вперед 2 ]
Какая фигура появится на экране?
Ответ: Квадрат
Пример 5.
Составьте алгоритм рисования фигуры так, чтобы в процессе перо не отрывалось от бумаги, и ни одна линия не проводилась дважды.
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Переведи в точку (1;1)
Опусти перо
Сдвинь на вектор (4;4)
Сдвинь на вектор (0;-4)
Сдвинь на вектор (4;4)
Сдвинь на вектор (0;-4)
Сдвинь на вектор (-8;0)
Сдвинь на вектор (0;4)
Сдвинь на вектор (8;0)
Повторение
-
Определение алгоритма.
-
Свойства алгоритма.
-
Способы описания алгоритма.
Домашнее задание
-
§ 4.4.1, 4.1.2
-
История понятия "алгоритм"
-
Задача. Имеются два кувшина емкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм на естественном языке, выполняя который можно набрать из реки 7 л воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами.)
Ответ:
-
3 раза налить 3 литровым кувшином в 8 литровый кувшин
-
Останется 1 литр в 3 литровом кувшине
-
Выливаем из 8 литрового кувшина всю воду
-
Выливаем в него 1 литр из 3 литрового кувшина
-
Доливаем 2 раза 3 литра
-
Составьте алгоритм рисования слова МИР.
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПРОЦ
буква_М
НАЧАЛО
опусти перо
сдвинь на вектор (0, 4)
сдвинь на вектор (1,
-
2)
сдвинь на вектор (1, 2)
сдвинь на вектор (0,
-
4)
подними перо
сдвинь на вектор (1, 0)
КОНЕЦ
ПРОЦ
буква_И
НАЧАЛО
опусти перо
сдвинь на вектор (0, 4)
сдвинь на вектор (0,
-
4)
сдвинь на вектор (2, 4)
сдвинь на вектор (0,
-
4)
подними перо
сдвинь на вектор (1, 0)
КОНЕЦ
ПРОЦ
буква_Р
НАЧАЛО
опусти перо
сдвинь на вектор (0, 4)
сдвинь на вектор (2, 0)
сдвинь на вектор (0,
-
2)
сдвинь на вектор (
-
2, 0)
подними перо
сдвинь на вектор (3,
-
2)
КОНЕЦ
Элемент блок-схемы
Назначение элемента блок-схемы
Прямоугольник с закругленными углами, применяется для обозначения начала или конца алгоритма
данные
Параллелограмм, предназначен для описания ввода или вывода данных, имеет один вход вверху и один выход внизу
Последовательность команд
Прямоугольник, применяется для описания линейной последовательности команд, имеет один вход вверху и один выход внизу
условие
Ромб, служит для обозначения условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор», имеет один вход верху и два выхода (налево, если условие выполняется, и направо, если условие не выполняется)
Элемент блок-схемы
Назначение элемента блок-схемы
начало
Прямоугольник с закругленными углами, применяется для обозначения начала или конца алгоритма
данные
Параллелограмм, предназначен для описания ввода или вывода данных, имеет один вход вверху и один выход внизу
Последовательность команд
Прямоугольник, применяется для описания линейной последовательности команд, имеет один вход вверху и один выход внизу
условие
Ромб, служит для обозначения условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор», имеет один вход верху и два выхода (налево, если условие выполняется, и направо, если условие не выполняется)
Домашнее задание
-
§ 4.4.1, 4.1.2
-
История понятия "алгоритм"
-
Задача. Имеются два кувшина емкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм на естественном языке, выполняя который можно набрать из реки 7 л воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами.)
-
Составьте алгоритм рисования слова МИР.
7
6
5
4
3
2
1
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Домашнее задание
-
§ 4.4.1, 4.1.2
-
История понятия "алгоритм"
-
Задача. Имеются два кувшина емкостью 3 л и 8 л. Напишите алгоритм на естественном языке, выполняя который можно набрать из реки 7 л воды. (Разрешается пользоваться только этими кувшинами.)
-
Составьте алгоритм рисования слова МИР.
6
5
4
3
2
1
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Литература:
-
Н. Культин TP в примерах и задачах. - СПб.: БХВ - Петербург, 2012. - 256с.
-
Е. Алексеев TP 7.0. - М.: НТ Пресс, 2004. - 320с.
-
Тимошевская Н.Е. Основы алгоритмизации и программирования на языке Pascal. Справочник: Учеб. Пособие.- Томск, 2005. - 135с.