Конспект урока по информатике на тему «Информация и информационные процессы» (8 класс)

Конспект урока по информатике на тему «Информация и информационные процессы» (8 класс). Информатика. Учебник для 8 класса/ Н.Д.Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. –154 с.: ил. Цель  урока: формировать понятие о роли информации и информационных процессов в жизни человека. В конспекте урока имеется ссылка на презентацию. В презентации есть гиперссылки - ЦОР и ЭОР по данному вопросу. Эти задания помогают учащимся лучше понять материал урока, а также позволяет сделать урок интересным и увлекательным.  
Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по информатике на тему «Информация и информационные процессы» (8 класс).

Составила: Коршунова Н.А. МБОУ г.Владимира «СОШ№44».

Тема урока: Информация и информационные процессы (8 класс).

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)

Название и автор учебника: Информатика. Учебник для 8 класса/ Н.Д.Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 154 с.: ил.

Программно-технические средства на уроке: компьютерный класс, проектор, интерактивная доска.

Цель урока: формировать понятие о роли информации и информационных процессов в жизни человека.

Задачи:

-создать условия для успешного усвоения учащимися важности роли информации и информационных процессов в системах различной природы;

-оказывать помощь в открытии методов получения информации;

-способствовать деятельности по самостоятельному выводу основных свойств информации;

-продолжить работу по формированию умений наблюдать, сравнивать и применять знания в новой ситуации, обобщать;

-организовать деятельность по самоконтролю, взаимоконтролю, самооценки и коррекции;

-содействовать развитию умения рассуждать, развитию коммуникативных навыков и применять изученный материал на практике.

Ход урока:

Этап урока

Время

(в мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Возможные используемые инструменты

  1. Организационный этап

2 мин.

Приветствует учащихся. Определяет готовность учащихся к уроку.

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Презентация

  1. Этап актуализации знаний учащихся

4 мин.

- Чтобы перейти к изучению новой темы, нам необходимо повторить предыдущий материал. На прошлом уроке мы изучали 2 темы «Информация и информационные процессы в неживой природе» и «Информация и информационные процессы в живой природе».

Ученики участвуют в формальном опросе.

Вопросы выводятся на доску и озвучиваются учителем.

  1. Этап объяснения нового материала

18 мин.

- Как мы уже узнали, общепринятого определения информации не существует. Слово «информация» происходит от латинского слова information, что в переводе означает …

- В наиболее общем случае под «информацией» понимаются сведения (данные), которые воспринимаются живым существом или устройством и сообщаются (получаются, передаются, преобразуются, сжимаются, разжимаются, теряются, находятся, регистрируются) с помощью знаков.
- В наши дни человечество накопило огромное количество информации!

От умения человека правильно воспринимать и обрабатывать информацию зависит во многом его способность к познанию окружающего мира.

- Как мы поучаем информацию из окружающего нас мира?
- Верно, мир вокруг нас полон всевозможных образов, звуков, запахов, и всю эту информацию доносят до сознания человека его органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. С их помощью человек формирует свое первое представление о любом предмете, живом существе, произведении искусства, явлении и пр.

- Сегодня на уроке нам периодически будет встречаться рубрика «Проверь себя». Вот и сейчас обратимся к ней!






- Глазами люди воспринимают зрительную информацию;

Органы слуха доставляют информацию в виде звуков;

Органы обоняния позволяют ощущать запахи;

Органы вкуса несут информацию о вкусе еды; Органы осязания позволяют получить тактильную информацию.

Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют органолептической информацией.

- Сейчас нами была проговорена классификация информации по способу восприятия. Давайте проверим, как мы поняли этот вопрос!

- Как вы думаете с помощью каких органов чувств человек получает наибольшее количество информации?


Зрение - главный источник информации Наибольшее количество информации (около 90% ) человек получает с помощью зрения, около 9% - с помощью слуха и только 1% - с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса).

- Кроме классификации информации по способу восприятия, есть классификация по форме представления. Как вы думаете, какой бывает информация по форме представления?

- Люди, обмениваясь между собой информацией, постоянно должны задавать себе вопросы: понятна, актуальна и полезна ли она для окружающих, достоверны ли полученные сведения.
Это позволит лучше понять друг друга, найти правильное решение в любой ситуации. В повседневной жизни от свойств информации часто зависят жизнь и здоровье людей, экономическое развитие общества. Давайте лучше познакомимся со свойствами. А в этом нам поможет рубрика «Проверь себя» и следующее задания!




(Затем смотрят результат, лучшая в этом задании группа получает хорошие оценки. Потом все вместе на интерактивной доске обсуждают ошибки, допущенные в задание)

- Тема нашего урока «Информация и информационные процессы». Что такое процесс? Приведите примеры словосочетаний со словом «процесс».





- Приготовление пирога - это процесс переработки исходных продуктов (муки, молока, яиц) в конечный продукт (пирог). Приведите другие примеры подобной переработки в производстве. Переход от рабовладельческого строя к феодальному - это исторический процесс. Он характеризуется изменением общественного и экономического состояния общества. Приведите другие примеры исторических процессов. Замерзание воды в реках и озерах - это физический процесс. Он протекает во времени и характеризуется изменением текущего состояния воды. Приведите другие примеры известных вам физических процессов.

- А вот пример: конспектирование лекции за учителем. Это что за процесс?

- Такой процесс принято называть информационным. В тетрадь можно записать определение, которое вы видите на слайде.





(Дальше происходит диалог учителя с учениками на тему информационные процессы: хранение, поиск, обработка и т.д).

- Мы с вами уже поняли, что для передачи информации необходим источник и приемник. Давайте попробуем выполнить следующее задание!


- сведения, разъяснение, ознакомление



Отвечают на вопрос учителя.



Два ученика выходят к доске и выполняют задание с помощью интерактивной доски. Остальные ребята могут помогать.

Конспект урока по информатике на тему «Информация и информационные процессы» (8 класс).

Конспект урока по информатике на тему «Информация и информационные процессы» (8 класс).





Один ученик выходит к доске, класс ему при затруднениях помогает.

Конспект урока по информатике на тему «Информация и информационные процессы» (8 класс).

Ученики высказывают свои предположения.





Ученики делятся на три группы, и каждая группа подходит к закрепленному за ней учителем компьютеру. На компьютере уже высвечено задание.

Группам дается 3 минуты на его выполнение.












Процесс приготовления пищи (пирога), исторический процесс (переход от одного общественного строя к другому), замерзание воды в реках и озерах, экологический процесс, процесс лечения.




















Это процесс переработки информации из вербальной (устной) формы в письменную. В этом процессе изменяются параметры исходного текста: объем, содержание, форма.




Участвуют в диалоге.







Один ученик выходит к доске.

Конспект урока по информатике на тему «Информация и информационные процессы» (8 класс).

Слайд № 2 презентации «Информация и информационные процессы».



Слайд № 3 презентации «Информация и информационные процессы».

Конспект урока по информатике на тему «Информация и информационные процессы» (8 класс).

Проверь себя: ЦОР - Выберете характеристики объектов, которые человек воспринимает при помощи органов зрения.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eaa2f0ba-a3cf-4a0e-8a0e-cf12c60f6240/%5BINF_009%5D_%5BQS_01-2%5D.html

Проверь себя: ЦОР - Выберете характеристики объектов, которые человек воспринимает при помощи органов слуха.

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f1d4c096-f5c9-4b03-b4f1-41eb672df7f5/%5BINF_009%5D_%5BQS_01-1%5D.html



Слайд № 4 презентации «Информация и информационные процессы».


Проверь себя: ЦОР - В каком виде представлена информация в следующих примерах?

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cfa28a0f-3b03-4d0f-bd7d-0e5ef493b73e/%5BINF_007%5D_%5BQS_02%5D.html



Слайд № 5 презентации «Информация и информационные процессы».





Слайд № 6 презентации «Информация и информационные процессы».



Проверь себя: ЦОР

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ff24d782-7143-41a5-9c3e-aefd262e4b14/%5BINF_014%5D_%5BQS_08%5D.html

Конспект урока по информатике на тему «Информация и информационные процессы» (8 класс).






































Слайд № 7 презентации «Информация и информационные процессы».










Слайд № 8-13 презентации «Информация и информационные процессы».




Проверь себя: ЦОР - В следующих примерах укажите источник и приемник информации

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3567ab74-06fb-4c3a-a176-2a6658808345/%5BINF_017%5D_%5BQS_01%5D.html




  1. Этап первичного закрепления во внешней речи

5 мин.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомились с новой темой «Информация и информационные процессы». Давайте повторим основные вопросы. На доске вы видите мозаику из 12 квадратов. По порядку с первой парты вы выбираете квадрат, нажимаете на него, и на экране высвечивается вопрос.

- Молодцы! Все справились с заданием!

Ученики по очереди открывают вопросы и отвечают на них. При возникновении затруднений класс помогает.

Интерактивное задание - мозаика.


  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

7 мин.

- На каждой парте лежит карточка с кроссвордом. В течение 5 минут попробуйте ответить на вопросы. Затем вместе проверим.

Конспект урока по информатике на тему «Информация и информационные процессы» (8 класс).





По горизонтали:

  1. Информация, представленная в виде записей чисел.

  2. Источник информации

  3. Орган человека, распознающий звуки и музыку.

  4. Информация, представленная в виде фотографий и рисунков.

По вертикали:

  1. Вид информации, воспринимаемый органами осязания человека.

  2. Орган человека, воспринимающий форму, объем и цвет предметов.

  3. Орган обоняния человека, воспринимающий информацию о запахах.

- Сверьте свои ответы с ответами на доске.


Ученики работают с карточками самостоятельно.

Карточки с кроссвордом (индивидуальное задание).


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин.

- Открываем дневники и записываем домашнее задание. Дома вы учите параграф 1.1.3. и читаете параграф 1.1.4., отвечаете на вопросы. Это первое. Второе задание - это задания на карточках, которые я вам сейчас раздам.

Конспект урока по информатике на тему «Информация и информационные процессы» (8 класс).

Открывают дневники и записывают домашнее задание.

Карточки с заданиями (таблица - заполни пропуски).

7. Итог урока.

2 мин.

- Вот и подошел к концу нас сегоднешний урок! Попробуйте оценить, каким он был для вас? У каждого на парте лежит по три картинки. Сейчас прозвенит звонок и каждый из вас перед выходом из класса положите на первую парту одну из кортинок. Ту, которая отражает ваше отношение к сегоднешнему уроку. Досвидания.

Конспект урока по информатике на тему «Информация и информационные процессы» (8 класс).

На доске слайд с объяснением значения каждой картинки.


12


© 2010-2022