Рабочая программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач повышенной сложности»

Одна из задач современной школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 41 г.Владивостока»




Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО заместитель директора директор МБОУ «Лицей №41»

учителей математики по УВР Ганева Е.А. Пляс Е.В.

руководитель МО

________________ ___________________ ____________________

Протокол №____ «____»________2013г. Приказ №____ от «___»____2013г.

от «___»_________2013г.




Рабочая программа

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Решение задач повышенной сложности»

11 «Б» класс

учителя высшей квалификационной категории

Соловьёвой Екатерины Викторовны










Владивосток

2013-2014

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Решение задач повышенной сложности»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Количество учебных часов: 34 часа

XI класс

Одна из задач современной школы - содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.

Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цели курса:

  • социализация обучения через формирование ключевых компетенций;

  • подготовка к единому государственному экзамену по информатике;

  • устранение разрыва в содержании образования вузовского и школьного курсов.

Задачи курса:

  1. Сформировать у обучающихся ИКТ компетенции.

  2. Познакомить выпускников с нормативными документами, регламентирующими процедуру проведения единого государственного экзамена по информатике.

  3. Способствовать формированию у школьников представления о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов по информатике.

  4. Познакомить выпускников с теоретическими аспектами представления информации, с терминологией вузовского уровня.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В КИМ по информатике отсутствуют задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил. Во всех трёх частях экзаменующемуся предлагается решить какую-либо задачу. Поэтому, основной тип занятий - практикум по решению задач. Учебный процесс может быть организован в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

  • урочной форме, когда учитель обобщает изученный материал, стремясь приблизить теоретические базы и характер изложения к высшей школе, консультирует учащихся в процессе решения задач;

  • внеурочной форме, когда учащиеся после занятий (дома, или в компьютерном классе) самостоятельно выполняют задания практикума.

Освоение ключевых способов деятельности происходит на основе тестовых заданий, включенных в Федеральный банк экзаменационных материалов. Для проверки знаний и умений учащихся осуществляется как текущий, так и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в форме зачётов по теоретическому материалу и защите практикума по решению задач. Итоговый контроль реализуется в форме пробного ЕГЭ на этапе подготовки, и сдаче ЕГЭ в установленной форме.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

1.Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Типы заданий. Нормативные документы, регламентирующие процедуру проведения ЕГЭ и оценка ответов выпускников на задания с развёрнутым ответом.

Специфика тестовой формы контроля знаний. Тестовый балл и первичный балл. Интерпретация результатов. Типы заданий. Типология заданий со свободным развёрнутым ответом, проверяющих выделенные элементы содержания и учебно-познавательной деятельности.

2.Измерение и кодирование информации.

Обобщение навыков измерения информации в разных формах: алфавитный подход к измерению символьной информации, пиксельное измерение графической информации. Единицы измерения информации. Кодирование и декодирование информации по предложенным правилам.

3.Арифметические основы компьютера.

Позиционные системы счисления. Запись целых и вещественных чисел в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Вычисления в позиционных системах счисления.

4.Логические основы компьютера.

Основные понятия алгебры логики. Логические операции. Логические формулы, таблицы истинности, законы алгебры логики. Решение текстовых логических задач.

5.Алгоритмизация и программирование.

Алгоритм. Способы записи алгоритмов. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Вспомогательный алгоритм. Решение задач на составление и анализ алгоритмов.

Язык программирования. Правила представления данных и записи основных операторов. Массивы. Решение задач на анализ программ.

6.Моделирование и компьютерный эксперимент.

Виды информационных моделей. Диаграммы. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа.

7.Программные средства информационных и коммуникационных технологий.

Файлы и файловая система. Имя файла. Путь к файлу. Операции с файлами.

8.Технология обработки графической и звуковой информации.

Растровая графика. Модели цветообразования (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Представление звуковой информации: цифровая запись.

9.Технология обработки информации в электронных таблицах.

Табличные расчёты и электронные таблицы. Типы данных. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Диаграммы и графики.

10.Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных.

Табличные базы данных. Системы управления базами данных. Поиск данных. Условия поиска.

11.Телекоммуникационные технологии.

Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имён). Поиск информации в компьютерных сетях.

12.Технология программирования.

Язык программирования. Решение задач на составление и анализ программ.

13.Тренинг по вариантам.

Отработка навыка выполнения заданий. Анализ результатов ЕГЭ. Возможные трудности и типичные ошибки в экзаменационных работах.

14.Зачет.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Знать/на уровне воспроизведения знаний через несложные задания:

  • единицы измерения информации;

  • принципы кодирования;

  • системы счисления;

  • понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

  • основные алгоритмические конструкции;

  • основные элементы программирования;

  • основные элементы математической логики;

  • основные типы информационных моделей;

  • программное обеспечение;

  • основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях.

Уметь/проверяется сформированность информационной компетенции в стандартных условиях:

  • подсчитывать информационный объем сообщения;

  • осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

  • осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании;

  • формально исполнять алгоритмы, записанные на естественных и алгоритмических языках, в том числе в виде блок-схем и на языках программирования;

  • создавать и преобразовывать логические выражения;

  • формировать для логической функции таблицу истинности и логическую схему;

  • оценивать результат работы известного программного обеспечения;

  • формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.

Уметь/проверяется сформированность информационной компетенции в новой ситуации:

  • решать сложные логические высказывания;

  • анализировать текст программы с точки зрения соответствия записанного алгоритма поставленной задаче и изменять его в соответствии с заданием;

  • реализовывать сложный алгоритм с использованием современных систем программирования.

«Решение задач повышенной сложности»


Количество учебных часов: 34 часа

XI класс


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Тема урока

Инструктаж по ТБ. Основные подходы к разработке контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по информатике. Типы заданий. Нормативные документы, регламентирующие процедуру проведения ЕГЭ и оценка ответов выпускников на задания с развёрнутым ответом.

Специфика тестовой формы контроля знаний. Тестовый балл и первичный балл. Интерпретация результатов. Типы заданий. Типология заданий со свободным развёрнутым ответом, проверяющих выделенные элементы содержания и учебно-познавательной деятельности.

Тема - «Измерение и кодирование информации».

Обобщение навыков измерения информации в разных формах: алфавитный подход к измерению символьной информации, пиксельное измерение графической информации. Единицы измерения информации. Кодирование и декодирование информации по предложенным правилам.

Решение задач

Тема - «Арифметические основы компьютера».

Позиционные системы счисления. Запись целых и вещественных чисел в различных системах счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Вычисления в позиционных системах счисления.

Решение задач

Тема - «Логические основы компьютера». Основные понятия алгебры логики. Логические операции. Логические формулы, таблицы истинности, законы алгебры логики. Решение текстовых логических задач.

Решение задач

Зачёт

Тема - «Алгоритмизация и программирование».

Алгоритм. Способы записи алгоритмов. Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Вспомогательный алгоритм. Решение задач на составление и анализ алгоритмов.

Решение задач

Тема - «Язык программирования. Правила представления данных и записи основных операторов. Массивы. Решение задач на анализ программ».

Решение задач

Тема - « Моделирование и компьютерный эксперимент».

Виды информационных моделей. Диаграммы. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа.

Решение задач

Зачёт

Тема - «Программные средства информационных и коммуникационных технологий.

Файлы и файловая система. Имя файла. Путь к файлу. Операции с файлами».

Решение задач

Тема - «Технология обработки графической и звуковой информации.

Растровая графика. Модели цветообразования (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Представление звуковой информации: цифровая запись».

Решение задач

Тема - «Технология обработки информации в электронных таблицах».

Табличные расчёты и электронные таблицы. Типы данных. Абсолютная и относительная адресация ячеек. Диаграммы и графики.

Решение задач

Тема - «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных».

Табличные базы данных. Системы управления базами данных. Поиск данных. Условия поиска.

Решение задач

Тема - «Телекоммуникационные технологии».

Адресация в Интернете (IP-адреса и доменная система имён). Поиск информации в компьютерных сетях.

Решение задач

Зачёт

Тема - «Технология программирования».

Язык программирования. Решение задач на составление и анализ программ.

Решение задач

Зачёт

Тренинг по вариантам.

Анализ результатов тренинга ЕГЭ. Возможные трудности и типичные ошибки в экзаменационных работах.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Победоносцева М.Г. «Информатика и образование» №10, 2008г. «Методические подходы к разработке системы элективных курсов по информатике».

  2. Самылкина Н.Н., Островская Е.М. ЕГЭ 2011. Информатика. Тренировочные задания. - М: ЭКСМО, 2011.

  3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10 - 11: Учебник для 10 -11 классов. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  4. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006;

  5. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7 - 11); Методическое пособие для учителей. - М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  6. Якушкин П.А., Крылов С.С. Информатика. Сборник экзаменационных заданий 2011. Федеральный банк экзаменационных материалов. -М: Эксмо, 2012.

  7. Тестирование on-line. (ege.edu.ru - , klyaksa.net, ege.yandex.ru/informatics...).

  8. Тренировочные работы МИОО СтатГрад 2011-2012 (statgrad.mioo.ru/).


© 2010-2022