Урок по информатике Команда ветвления

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6

Урок "Команда ветвления"

Цели урока:

Обучение - Обеспечить усвоение учащимися особенностей конструирования алгоритмов с использованием команды ветвления; рассмотреть команду ветвления в полной и неполной форме; выработать умения и навыки в составлении алгоритмов по блок-схемам и блок-схем по алгоритмам с командами ветвления

Воспитание - добросовестного отношения к учению, привитие интереса к предмету и убеждённости, что решение большинства проблем, стоящих перед человеком в жизни можно разрешить, реализуя разветвляющийся алгоритм.

Развитие - познавательного интереса, творчески подходить к решению разнообразных задач, умения выделять главное, анализировать.

Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков

Вид урока: Урок теоретических и практических самостоятельных работ

Метод обучения: Метод алгоритмических предписаний

Приемы обучения: инструктивно-практический, групповые, индивидуальные.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная.

Структура урока: оргмомент, актуализация опорных знаний, формирование новых понятий и способов действий, закрепление полученных знаний.

Оборудование: ПК, мультипроектор, операционная система Windows 98, лицензионный пакет MS Office, презентация; конспект, карточки-задания.

Основные понятия:

ветвление - это такая организация действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.

алгоритм - это последовательность действий, которые должен выполнить исполнитель для достижения конкретной цели.

План урока.

  1. Организационный момент.

  • Приветствие

  • Порядок

  • Проверка отсутствующих

  • Сообщение темы (Команды ветвления), цели урока и план урока

  1. Проверить подготовку к уроку и выполнение домашнего задания.

  2. Актуализация знаний.

  3. Изучение нового материала.

  4. Формирование умений и навыков по конструированию алгоритмов с использованием команды ветвления.

  5. Итог урока.

  6. Домашнее задание.

Х о д у р о к а

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся, объявить цель урока и план. Сегодня на уроке мы продолжим работу по конструированию алгоритмов. К концу урока вы научитесь составлять алгоритмы, используя команду ветвления, где выбор для выполнения той или иной команды предполагает проверку уже не одного, а нескольких условий.

Посмотрите на план сегодняшнего урока. Можно назвать его алгоритмом? Почему?

1. Проверить домашнюю работу.
2. Рассмотреть команду ветвления в полной и неполной форме.
3. Решать задачи, с использованием команды ветвления.
4. Записать задание на дом.

Ответ: Да. Команды выполняются строго последовательно друг за другом.

Какой это алгоритм?

Ответ: Это линейный алгоритм
И так начинаем исполнять наш алгоритм. Проверим, как вы подготовились дома.

2. Проверка домашнего задания.

Перед вами геометрические фигуры и служебные слова. Вы должны ответить на вопросы, найти верный ответ и записать соответствующие ответы, в таблицу:

Таблица

1

2

3

4

5

6

7

8

Слайд с геометрическими фигурами и служебными словами

А

Л

Г

О

Р

И

Т

М

Урок по информатике Команда ветвления

Урок по информатике Команда ветвления

алг

кон

нач

Урок по информатике Команда ветвленияУрок по информатике Команда ветвления

Урок по информатике Команда ветвления

Урок по информатике Команда ветвления

Вопросы

1. Эта геометрическая фигура используется в блок- схемах для обозначения начала и конца алгоритма.

2. Данная геометрическая фигура используется в блок-схемах для обозначения любого вычисления.

3. Какое служебное слово служит заголовком алгоритма

4. Чем заканчивается любой алгоритм?

5. Какое служебное слово стоит перед «телом алгоритма»?

6. Для проверки условия используется эта фигура

7. Ввод-вывод данных обозначается этой геометрической фигурой.

8. Чем обозначается направление действий

Теперь посмотрите какой фигуре или слову соответствует конкретная буква. Расшифруйте это слово. Дайте определение.

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

а

л

г

о

р

и

т

м

Слайд

Алгоритм - конечный набор точных и понятных предписаний (правил, инструкций, действий), позволяющих решить любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач.

Какие св-ва алгоритма вы знаете?

Дискретность

Понятность

Точность

Результативность

Массовость

С заданием вы справились, молодцы!

3. Активизация знаний.

Наша повседневная жизнь была бы скучной и неинтересной, если бы свои действия мы совершали последовательно одно за другим и на их выполнение не влияли бы никакие ситуации. Но на практике всё обстоит иначе: каждому человеку рано или поздно надо делать выбор, так как в любой реальной задаче - её решение будет зависеть от большого количества факторов, влияющих на это решение. Однако, это не значит, что при решении данной реальной задачи необходимо учитывать все влияющие факторы, отсутствие которых может существенно повлиять на результат.

Обилие таких факторов (условий) и окружает нашу жизнь. Еще не давно было время, когда вам нужно было сделать выбор, что делать дальше: продолжать учиться в школе или получать в каком-либо учебном заведении профессию. У вас были все возможные мечты, кем бы вы хотели стать в будущем. Из всех возможных и известных вам специальностей вы выбрали одну. Таким образом, реализуете на практике составленный жизнью алгоритм ветвления (выбора).

4. Изучение нового материала.

Ветвление - это такая организация действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий.


в неполной форме


в полной форме

1. Алгоритмический язык

Если условие

то действие

Всё

Если условие

то действие 1

иначе действие 2

Всё

Ветвление с условием в алгоритмах записывают одним из следующих способов:

1) Если выполняется условие, то выполняется действие 1

2)Если выполняется условие, то выполняется действие 1, иначе выполняется действие 2

Первый из способов записи называется ветвлением в неполной форме, второй - ветвлением в полной форме. Как же компьютер воспринимает программы с ветвлениями? Встретив в программе ветвление компьютер проверяет выполняется ли условие, и в зависимости от данного условия будет выполнять один или другой набор действий А1, А2, А3 … ,Аn или В1, В2, … Вm . Как только компьютер совершил выбранную последовательность действий, ветвление заканчивается , то есть исполнение программы продолжается с действия следующего за ветвлением.

Например, алгоритм мойки машины. Каждый может составить такой алгоритм, руководствуясь своим жизненным опытом.

Если идет дождь, то машину не мыть

Если капот открыт, то перед мойкой его необходимо закрыть.

Если загрязнение сильное, то мыть со специальным моющим средством

Здесь выполняется команда ветвления в неполной форме.

Представим команду ветвления в виде блок-схемы:

2. Блок-схема

Урок по информатике Команда ветвления

Урок по информатике Команда ветвления

Рассмотрим более сложные положения, когда необходимо делать выбор. Например, спросить книгу у друга.

«Встречу друга» - это условие, которое надо проверить в данном примере.

Что будет происходить после проверки условия?

Если условие выполнены, совершается действие: спрошу книгу

Если же условие не выполнено, то совершается другое действия: зайду к другу

Этот алгоритм можно отобразить на следующей блок-схеме

Урок по информатике Команда ветвления

  1. Формирование умений и навыков по конструированию алгоритмов с использованием команды ветвления.

  1. Отгадайте пословицы

  2. Дописать:

ЕСЛИ будет хорошая погода, ТО ………….., ИНАЧЕ …..

ЕСЛИ на голове змеи имеется два желтых пятнышка, ТО ….., ИНАЧЕ …..

ЕСЛИ пошел дождь, ТО …….

ЕСЛИ назвался груздем, ТО …….

ЕСЛИ ласточки летают низко, ТО ………, ИНАЧЕ ………

ЕСЛИ жарко, ТО……………..

ЕСЛИ аккумуляторы сели ТО………., ИНАЧЕ…………….

ЕСЛИ день рабочий, ТО …….., ИНАЧЕ ……….

ЕСЛИ родители деньги дадут, ТО………., ИНАЧЕ……...

3. Написанное на карточке изобразить в виде блок-схемы:

1) Вам нужно определить фамилию пропавшей, если известно, что это женщина не старше 25 и не моложе 16 лет. Возраст ее кратен 7. В списке три фамилии. Кто из них?

1. Иванова Е. И., 26 лет;

2. Петрова А. Л., 21 год;

3. Сидорова Е. Н., 16 лет.

Ответ: Петрова А. Л., 21 год.

2) Вам нужно установить марку и номер машины, в которой уехала пропавшая, если известно, что цвет машины не красный, а номер кратен 9. У дома пропавшей были замечены следующие машины:

1. черный джип с номером 1101;

2. красный «Запорожец» с номером 9909;

3. белая «Волга» с номером 2709.

Ответ: белая «Волга» с номером 2709.

3) Определить, кто из соседей говорит правду, если известно, что между 7.00 и 11.20 часами пропавшая еще находилась дома, а при ответе на вопрос «Когда Вы видели пропавшую на улице в последний раз?»

1. сосед из кв. № 59 ответил - в 9.00 ч,

2. соседка из кв. № 7- в 11.30 ч.

Ответ: соседка из кв. № 7.


4) На выставку отбираются кошки, которых рост должен быть больше 19 см, но меньше 27 см. Определить, какая кошка пройдет отбор?

1. Мурзик, 28 см

2. Мурка, 21 см

3. Васька, 17 см

Ответ: Мурка


  1. Итог урока.

Мы сегодня на уроке ещё раз убедились, в любой сложной ситуации можно найти выход, составив алгоритм действий, содержащий ветвление. Условия, которые должны при этом выполняться могут быть тоже сложными. Объявить оценки за урок.

  1. Домашнее задание.

1. Выучить опорный конспект.

  1. Придумать задачи по теме «Ветвление».

© 2010-2022