Урок по информатике для 5 класса «Представление информации в форме таблиц»

Методическая разработка и презентация к уроку информатики в 5 классе по теме «Представление информации в форме таблиц» (ФГОС). Материал ориентирован на УМК Босовой Л.Л. Цель этого урока - познакомиться с элементами таблицы, рассмотреть возможности применения таблиц. На уроке предусмотрено 3 этапа работы, каждый из которых оценивается учащимися. Оценивание производится в форме самопроверки, взаимопроверки и парной работы.В конце урока подводится итог - каждый ученик определяет свой результат в ви...
Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Скворцова Ирина Николаевна
учитель информатики
МКОУ Светлоярской СОШ №2 имени Ф.Ф.Плужникова
Класс: 6

Тема урока: «Представление информации в форме таблиц»

Класс: 5 класс

Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков

Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации;

  • Сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;

Развивающие:

  • развитие логического мышления учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность, внимательность, формирование познавательного интереса к предмету

Основные понятия:

  • таблица;

  • строка, столбец, ячейка таблицы;

Оборудование:

  • мультимедийный проектор

  • компьютер

Урок проводится с учащимися 5 класса, которые работают по программе Л.Босовой, используют на уроке учебник этого автора "Информатика 5 класс" и "Рабочую тетрадь для 5 класса".

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин);

  2. Проверка домашнего задания (8 мин);

  3. Проверка усвоения изученного материала (5 мин);

  4. Изучение нового материала (10 мин);

  5. Закрепление изученного материала(10мин);

  6. Подведение итогов, постановка домашнего задания (3 мин);

  7. Рефлексия (2 мин).

Ход урока:

  1. Организационный момент (Слайд 1) (приветствие, проверка подготовки учащихся к уроку) (Слайд 2)

  2. Проверка домашнего задания (Слайд 3)

  • Что такое текст?

  • Что такое текстовая информация?

  • Расскажите о текстовой форме представления информации.

  • Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внёс компьютер?

  • Что помогает пользователю создавать тексты на компьютере?

  • Назовите этапы подготовки документа.
    Самопроверка д/з в рабочей тетради: стр.76 № 102, 103, 105 (Слайд 4 - 7)

  1. Проверка усвоения изученного материала:
    Ученики выполняют с последующей взаимопроверкой в рабочей тетради стр.78-80 № 106, 109,110 (1-3) 105 (Слайд 8 - 17)

  2. Изучение нового материала

- Запишите словами число 389 365 402 202 (Слайд 18)

Ответ: триста восемьдесят девять миллиардов триста шестьдесят пять миллионов четыреста две тысячи двести один.

- Запишите цифрами числа, встречающиеся в тексте: "Миллиард - очень большое число. За тридцать лет с первого января тысяча девятьсот семидесятого года по тридцать первое декабря тысяча девятьсот девяносто девятого года прошло десять тысяч девятьсот пятьдесят семь суток, что составляет двести шестьдесят две тысячи девятьсот шестьдесят восемь часов или девятьсот сорок шесть миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи восемьсот секунд. Значит, за тридцать лет не пройдёт и миллиарда секунд". (Слайд 19)

Ответ: "1000000000, 30, 1

  1. , 31, 1999, 10957, 262968, 946684800, 30, 1000000000 (Слайд 20)

- Какое задание у вас вызвало большее затруднение?

- Ребята, какой вывод можно сделать после выполнения таких заданий?
Всегда ли удобна текстовая форма представления информации?

Вывод: текстовая форма представления информации не всегда удобна. (Слайд 20)
- Учащимся предлагается прочитать текст "Оценки за год", (текст выведен на экран) (Слайд 21) и ответить на находящиеся под ним вопросы.
- Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?

- По каким предметам приведены годовые оценки учеников?

- Сколько учеников имеет «4» и «5» по математике?

(Пятиклассники обычно затрудняются ответить на вопросы)
- Может кто-то догадался, в какой форме можно представить данную текстовую информацию? (С помощью таблицы)
- Эти же самые вопросы задаются ученикам, когда на экран выведена информация в виде таблицы (Слайд 22)
(Теперь чётко и быстро по таблице отвечают на поставленные вопросы)
- Так текст или таблица? Сравните! (Слайд 23)

-Ребята! К чему мы подошли? Какая же тема сегодняшнего урока? (Слайд 24)

(Дети записывают тему урока)
- Сформулируйте цели урока (Слайд 25)
-Делается вывод, что таблица - простая и удобная форма для преставления и обработки однотипной информации.
(Определение записывают в тетрадь) (Слайд 26)

- С помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между различными объектами.

  • А теперь рассмотрим структуру таблицы: (Слайд 27)

Таблица состоит из строк и столбцов. На пересечении строк и столбцов образуются ячейки. Каждая ячейка имеет адрес. Он состоит из имени строки и столбца.

Урок по информатике для 5 класса «Представление информации в форме таблиц»

  • Давайте определим адреса ячеек, в которых расположены картинки.(Слайд 28)

  • Где в жизни встречаетесь с таблицами? (Слайд 29, 30)

Общешкольное расписание, календарь погоды, таблица умножения, таблица Менделеева, вышивка крестиком, игра «Морской бой».


  1. Закрепление изученного материала:
    Работа в рабочей тетради стр.89 № 120 (Слайд 31-33)

- С помощью таблиц можно не только записывать однотипную информацию , но и решать логические задачи
Объяснение на простом примере (Слайд 34)
Но особую роль играют таблицы в решении сложных логических задач, которые встречаются в олимпиадных заданиях.
Разберем пример:
Задача: Четверо друзей - Алик, Володя, Миша и Юра - собрались в доме у Миши. Мальчики оживлённо беседовали о том, как они провели лето.

- Ну, Балашов, ты, наконец, научился плавать? - спросил Володя.

- О, ещё как, - ответил Балашов, - могу теперь потягаться в плавании с тобой и Аликом.

- Посмотрите, какой я гербарий собрал, - сказал Петров, прерывая разговор друзей, и достал из шкафа большую папку.

Всем, особенно Лунину и Алику, гербарий очень понравился. А Симонов обещал показать товарищам собранную им коллекцию минералов.
Назовите имя и фамилию каждого мальчика. (текст выведен на экран) (Слайд 35)

Дается подробное решение задачи (Слайд 36-45)

Фамилия

Имя

Алик

Володя

Миша

Юра

Балашов

-

-

-

+

Петров

-

-

+

-

Лунин

-

+

-

-

Симонов

+

-

-

-

Ответ: фамилия Алика - Симонов, Володи - Лунин, Миши - Петров и Юры - Балашов.

Парная работа
Выполнить в рабочей тетради стр.94 № 127 (Слайд 46-48)

6. Подведение итогов, постановка домашнего задания (Слайд 49)
- Что нового мы сегодня узнали на уроке?

- Когда удобно представлять информацию в виде таблицы?

- Какие основные применения таблицы мы рассмотрели?
Д/З: §9 ; РТ № 122, 128 стр.91

7. Рефлексия
- Что на уроке показалось особенно трудным?
- У кого были проблемы?
-Выставление оценок.

Список использованной литературы

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 5 класса, 2013 год

  2. Босова Л.Л. Рабочая тетрадь к учебнику для 5 класса, 2013 год

  3. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие 2013г
    Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    • wikipedia.ru

    • school.xvatit.com


© 2010-2022