План - конспект урока Информация и информационные процессы в технике

В документе подробно рассмотрен урок по Информатике и ИКТ для 8 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Урок содержит как теоретический материал, так и практическую работу с применениме конструктора по робототехнике VEX IQ.  Рассматиравются понятия: " Системы управления" на примере систем терморегуляции, "Роботы" (показаны разновидности и области применения роботов. В качестве закрепления предлагается заполнить таблицу "Информационные процессы" и провести аналогию между человеком, компьютером и робот...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: Информатика

Тема урока: Информация и информационные процессы в технике.

Цель урока: познакомить обучающихся с информацией и информационными процессами в технике

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: ПК, интерактивная доска с проектором, конструктор VEX,

Учебно - методическое обеспечение.

Информатика и ИКТ., учебник для 8 класса\ Н.Д. Угринович- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Задачи урока:

  • образовательная:

  • закрепление представления учащихся об информации и информационных процессах;

  • формирование навыков практического применения знаний;

  • воспитательная:

  • воспитание ответственности, самостоятельности, самооценки, аккуратности при выполнении работы;

  • повышение информационной культуры учащихся;

  • воспитания умения работать в коллективе;

  • развивающая:

  • формирование и развитие у учащихся познавательных интересов;

  • развитие умения оперировать ранее полученными знаниями, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Основные понятия урока:

Информация

Информационные процессы

Системы управления техническими устройствами

Микропроцессор

Роботы

Ход урока:

  1. Организационный момент; (1 мин.)

  1. Актуализация знаний и проверка изученного материала; (5 мин)

  1. Изучение нового материала; (12 мин.)

  1. Практическая работа; (20 мин.)

  2. Закрепление нового материала; (5 мин.)

  1. Итоги урока; (1 мин.)

  1. Запись домашнего задания. (1 мин.)



1 этап. Организационный момент

Приветствие учащихся. - Здравствуйте, ребята!

- Я надеюсь, что вы сегодня на уроке узнаете много интересного, полезного и даже научитесь изобретать.

Обратите внимание на доску. Что мы видим на доске? Правильно, алгоритм. Давайте выполним его.

Слайд 1

План - конспект урока Информация и информационные процессы в технике

Вижу, вы все замечательно справились.

2 Этап. Актуализация знаний и проверка изученного материала.

На предыдущем уроке мы с вами изучили Информацию и информационные процессы для человека. Давайте вспомним.

Блиц-опрос. Каждый ученик по очереди отвечает на вопрос. Если возникают затруднения, право ответа переходит следующему ученику.

  1. Что такое информация?

(Информация (от латинского information - «сведения, разъяснения» - это знания, которые мы получаем из окружающего мира.

  1. Какие вы знаете информационные процессы?

(сбор, обработка, хранение и передача, поиск, защита)

3.Какие способы восприятия информации использует человек?

(с помощью зрения, ушей, рецепторов носа, рецепторов языка, рецепторов кожи)

4.Каковы должны быть свойства информации, представленной в форме сообщений?

(понятность)

5.Каковы должны быть свойства информации, представленной в форме знаний?

(полнота и точность)

6. Каковы должны быть свойства информации, распространяемой средствами массовой информации?

(достоверность, актуальность, полезность)


Слайд 2

3 этап. Переходим к изучению нового материала. Тема «Информация и информационные процессы в технике».

Слайд 3

Чтобы технические устройства выполняли определённые задачи, они должны управляться. Так вот, само управление тесно связано с информационными процессами.

Так системы автоматической терморегуляции холодильника, утюга, кондиционера обеспечивают поддержание заданной температуры.

В системе терморегуляции управляющее устройство получает информацию от температурных датчиков, обрабатывает её (сравнивает реальную температуру с заданной) и передаёт команды нагревательному элементу (Усилить или уменьшить нагрев)

Слайд 4

Системы управления встроены практически во всю бытовую технику, станки с числовым программным управлением, транспортные средства и пр.

Например, системы программного управления обеспечивают стирку в стиральной машине в заданном режиме, запись в видеомагнитофоне, обработку детали на станке с программным управлением

Слайд 5

В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек, в других управление осуществляет встроенный в техническое устройство микропроцессор или подключенный компьютер.

Например, управление полетом самолета может осуществлять летчик или в режиме автопилота бортовой компьютер. Они получают информацию о режиме полета от датчиков, обрабатывают ее и передают команды на исполнительные механизмы, изменяющие режим полета.

Слайд 6

- Что такое робот? Для чего нужны роботы? Зачем человек их изобретает?

  • Роботами называются автоматические устройства, предназначенные для осуществления производственных, научных и других работ.

  • Роботы могут иметь различные внешний вид и размеры, но все они выполняют действия на основании заложенной в них программы обработки информации

Слайд 7

Промышленные роботы обычно заменяют человека в тех отраслях производства, где требуется проведение утомительных и однообразных работ, опасных технических работ, а также работ, где присутствие человека физически невозможно.

- Сегодня роботы используются для запуска спутников и поездки на другой планете в целом. Робот в настоящее время запущен на Марс для изучения планеты.

Существует несколько разновидностей роботов и для каждого из них имеется своё определение:

В аптеках Шанхая работают роботы-фармацевты. Надо просто нажать на сенсорный экран с описанием симптомов, и робот поставит диагноз и даст необходимые рекомендации. Дальше остается только предложить автомату купюру, и лекарство можно забирать.

Роботы-санитары. Работают в некоторых британских больницах. Роботы производит сухую и влажную уборку, сами выбрасывают мусор, заправляются чистящими средствами и подзаряжаются. В отличие от живых уборщиц, роботы никогда не бубнят под нос и отличаются доброжелательным отношением к окружающим. Встретив кого-то на своем пути, они извиняются и докладывают, чем они сейчас заняты.

В Южной Корее сконструировали сторожевого робопса для охраны частных усадеб. Пес весит 40 кг, в его нос встроена фотокамера, а в корпусе имеется сотовый телефон, который немедленно посылает сигнал хозяину в случае обнаружения опасности. В критических случаях робот способен сам вызвать полицию.

Робот-фотограф. Его называют «стоп-кадр» и используют для фотографирования людей на вечеринках и других мероприятиях. Робот сам выбирает оптимальный ракурс и наводит объектив на лица. Как правило, 90 процентов снимков, сделанных роботом, оказываются удачными.

Японский семейный робот. Он запоминает до 7 членов семьи и распознает их по лицам или голосу. Словарный запас - 65 тыс. фраз и 1000 отдельных слов. Он держит в памяти привычки каждого члена семьи и пытается находить к каждому подход. Он краснеет в ответ на шутку и бледнеет в замешательстве.

И еще одно изобретения японцев - Рободансер. Робот-танцор способен попеременно выдавать диско, панк, фанк, рок, хипхоп, брэйк и т.д.

Слайд 8

Видеоролик « 10 самых прикольных роботов»

- Да, роботы очень актуальны в наше время. С каждым годом жизнь становится автоматизированной. А на вопросы, способны ли роботы заменить людей, со временем ответит каждый человек сам для себя.

4 этап. Практическая работа.

Теперь давайте попробуем сами создать робота

  1. Каждой группе предлагается собрать по инструкции конструктор (кстати, а инструкция - это что? Алгоритм, правильно)

Слайд 9.

Проводится знакомство с моделью.

У робота имеется «мозг» - устройство, которое обрабатывает информацию и посылает команды, - это контроллер VEX .

Какие части робота приводят его в движение, выполняют различные действия? ( моторы ).

Что используется для передачи информации от микрокомпьютера к моторам? ( провода ).

На слайде показываются основные устройства робота

Слайд 10

Посмотрите ролик, в котором видно, что сможет наш робот, после того, как мы его полностью соберём

  1. Этап. Закрепление нового материала

Задание. Давайте проведём аналогию между функциями органов человека, функциями устройств компьютера и робота. Возьмите листочки с табличками и заполните их.

Информационный процесс

Органы человека

Компьютер

VEX-робот

Ввод информации

Органы чувств

Клавиатура, мышка, сканер

Кнопки на контроллере, датчики

Хранение информации

Мозг

Внутренняя и внешняя память

Контроллер

Обработка информации

Мозг

Процессор

Контроллер

Вывод информации

Органы речи и опорно-двигательная система

Монитор, принтер

Интерактивные моторы

6 этап. Итоги урока Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомились с информационными процессами в технике. Познакомились с профессией робототехника. Провели аналогию содержания информационных процессов для человека, компьютера, робота

7 этап выдача и инструктаж домашнего задания

Слайд 11.Запишите домашнее задание

7


© 2010-2022