- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Елеева О.В. |
Дата | 12.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Кировское областное государственное общеобразовательное
автономное учреждение «Гимназия г. Уржума»
-
Утверждаю:
Директор КОГОКУ
«Гимназия г. Уржума»
_____________ Д.Н. Феофилатов
Приказ № ____ от _____________
Рабочая программа по информатике
9 класс
на 2014 - 2015 учебный год
Автор-составитель:
Елеева О.В., учитель информатики
Уржум 2014
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
Настоящая рабочая программа разработана на основе:
-
стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразрвания России от 05.03.04 №1089)
-
программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы, автор Угринович Н.Д (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы/ Составитель М.Н. Бородин. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007 г).
Календарно-тематический план для 9 классов ориентирован на использование учебника Н. А. Угринович «Информатика и ИКТ - 9» (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.) и методического пособия для учителя «Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе», автор Н. Д. Угринович (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007 г.), а также дополнительных пособий для учителя:
-
Ю. А. Шафрин «Информационные технологии»,
-
И. Г. Семакин, Л. А. Залогова «Информатика и ИКТ. Базовый курс: учебник для 9 класса»;
для учащихся:
• Сборник задач под ред. Ю. Шафрина в 2-х частях;
• Энциклопедия для детей. Информатика, т. 22 М.: Аванта плюс - 2003.
Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:
· определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
· комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
· использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных;
· владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windows и Linux.
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Содержание курса
Тематическое планирование
№
Наименование раздела
Количество часов
Теория
Практика
1
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
13
4
9
2
Кодирование и обработка текстовой информации
8
2
6
3
Кодирование и обработка числовой информации
10
3
7
4
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
14
5
9
5
Моделирование и формализация
8
2
6
4
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
6
2
4
6
Информатизация общества
9
4
5
Итого
68
Кодирование графической и мультимедийной информации -13ч
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии.
Форматы графических файлов.
Практические работы:
-
Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
-
Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
-
Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
-
Сканирование графических изображений.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать
-
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
назначение и функции используемых информационных технологий.
уметь
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать презентации на основе шаблонов;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей;
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
Кодирование и обработка текстовой информации - 8 ч
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста. Компьютерные словари и системы перевода текстов.
Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать
-
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
назначение и функции используемых информационных технологий;
уметь
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Кодирование и обработка числовой информации - 10 ч
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
Практические работы:
-
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
-
Создание и обработка таблиц.
-
Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
-
Построение диаграмм и графиков.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать
-
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
назначение и функции используемых информационных технологий;
уметь
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования - 14 ч
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:
-
Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
-
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
-
Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
-
Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
-
Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
-
Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать
-
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде программ (в том числе в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Формализация и моделирование - 8 ч
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе - компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования. Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Практические работы:
-
Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
-
Построение генеалогического дерева семьи.
-
Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
-
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
-
Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
-
Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
уметь
-
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных - 6 ч
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.
Практические работы:
-
Поиск записей в готовой базе данных.
-
Сортировка записей в готовой базе данных.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать
-
принцип дискретного (цифрового) представления информации;
-
назначение и функции используемых информационных технологий;
уметь
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать записи в базе данных;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов;
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Информатизация общества - 9 ч
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.
В результате изучения темы ученик должен
знать/понимать
-
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
уметь
-
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
-
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
-
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
-
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
-
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
-
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно-тематический план
№ п/п
Название раздела
Тема урока
Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОСОО
Кол-во часов
Тип урока
Форма урока
Информационное сопровождение
Дата
По плану
Факт
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации
Кодирование графической информации
Инструктаж по технике безопасности. Дискретная форма представления информации. Растровая и векторная графика. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metodist.ru
05.09
07.09
Цветовые модели
Типы цветовых моделей
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metod-kopilka.ru
07.09
09.09
Растровая и векторная графика
Создание и обработка информационных объектов. Графические объекты, графические редакторы, форматы графических файлов
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metod-kopilka.ru
12.09
21.09
Растровые редакторы
Рисунки. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета. использование готовых графических объектов. Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки изображения
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе»
pedsovet.su
14.09
23.09
Векторные редакторы
Интерфейс, основные инструменты и команды для создания и обработки рисунка. Использование примитивов и шаблонов
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»
pedsovet.su
19.09
28.09
Создание рисунков в векторном редакторе
Работа с объектами в векторных графических редакторах. Геометрические и стилевые преобразования
Урок применения знаний и умений
Практическая работа «Создание рисунков в векторном графическом редакторе»
metodist.ru
21.09
17.10
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде презентации с использованием шаблонов.
Компьютерные презентации. Дизайн презентации. Макеты слайдов.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Создание презентации»
it-n.ru
26.09
19.10
Разработка мультимедийной презентации
Создание анимации в презентации. Мультимедийнные эффекты на слайдах.
Урок применения знаний и умений
Практическая работа «Создание презентации»
it-n.ru
28.09
21.10
Кодирование звуковой информации (глубина дискретизации, частота кодирования)
Звуки. Звуковая информация. Временная дискретизация звука. Частота дискретизации. Звуковые редакторы. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьно жизни, индивидуальной и семейной истории) звука с использованием различных устройств (магнитофон) и музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры)
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Кодирование и обработка звуковой информации»
metodist.ru
03.10
24.10
Цифровое фото и видео.
Фотографии. Видеоизображения. Цифровая фотография. Цифровое видео. Потоковое видео. Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьно жизни, индивидуальной и семейной истории) изображений с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров)
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metodist.ru
it-n.ru
05.10
26.10
Запись и монтаж звукового клипа и видеоизображения.
Захват и редактирование цифрового видео. Композиция и монтаж
Урок применения знаний и умений
Практическая работа «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу»
metodist.ru
it-n.ru
10.10
28.10
Анимация
Анимация. GIF и Flash-анимация. использование простых анимационных графических объектов
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Анимация»
pedsovet.su
17.10
31.10
Проверочная работа «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
Контроль знаний и умений
school-collection.edu.ru
19.10
02.11
Кодирование и обработка текстовой информации
Кодирование текстовой информации
Представление текстовой информации для человека и компьютера. Кодировки знаков
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
eor.edu.ru
24.10
07.11
Создание документов в текстовых редакторах
Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Назначение текстовых редакторов, процессоров и настольных издательских систем. Способы создания документов. планирование работы над текстом. примеры деловой переписки, учебные публикации (доклад, реферат)
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metod-kopilka.ru
26.10
09.11
Ввод и редактирование документа
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста.
Работа с фрагментами текста. Операции редактирования: копирование, перемещение и удаление фрагментов текста, поиск и замена, проверка правописания и автозамена, сохранение исправлений. Параметры страниц
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Форматирование символов и абзацев»
metod-kopilka.ru
31.10
14.11
Вставка объектов в документ.
Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Вставка изображений, формул и других объектов в документ.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Вставка формул»
metodist.ru
02.11
15.11
Форматирование документа
Страница, абзацы, ссылки, заголовки, оглавления, выделение, изменение. Шрифт, размер, начертание и цвет символов. Выравнивание, отступы и интервалы абзацев.
Урок применения знаний и умений
Практическая работа «Форматирование страницы»
metodist.ru
07.11
16.11
Сохранение и печать документов
Проверка правописания, Назначение форматов текстовых файлов в различных текстовых редакторах. Печать текста.
Урок применения знаний и умений
Практическая работа «Печать документа»
metodist.ru
09.11
28.11
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов.
Словари. Назначение и применение компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Использование компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов»
metodist.ru
14.11
30.11
Системы оптического распознавания документов
Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно -исторических, школьно жизни, индивидуальной и семейной истории) текста (в том числе с использованием сканера и программ распознавания , расшифровки устной речи)
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Сканирование документа»
metodist.ru
16.11
05.12
Кодирование и обработка числовой информации
Кодирование числовой информации
Понятие систем счислений. Виды: непозиционные и позиционные СС. Алфавит и основание позиционной СС. Формы записи чисел.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metod-kopilka.ru
28.11
12.12
Перевод чисел в позиционных СС.
Правила перевода чисел.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
metod-kopilka.ru
30.11
14.12
Перевод чисел в позиционных СС.
Правила перевода чисел.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
metod-kopilka.ru
30.11
14.12
Арифметические операции в позиционных СС
Правила операций: сложения, вычитания, умножения и деления
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Выполнение арифметических опреаций с помощью калькулятора»
metod-kopilka.ru
05.12
16.12
Двоичное кодирование чисел
Представление чисел в ПК.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metod-kopilka.ru
07.12
19.12
Электронные таблицы (ЭТ)
Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы. Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу. Объекты ЭТ: столбец, строка, ячейка, диапазон. Обозначение и операции над объектами. Типы данных: число, текст, формулы. Запись средствами ИКТ информации таблиц результатов измерений ( в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metod-kopilka.ru
12.12
21.12
Ссылки в ЭТ
Типы ссылок, их применение при копировании.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в ЭТ»
metod-kopilka.ru
14.12
26.12
Встроенные функции
Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике. Назначение мастера функций. Категории функций.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Создание таблиц значения функций в ЭТ»
metod-kopilka.ru
19.12
28.12
Построение диаграмм и графиков
Изменение данных, переход к графическому представлению. Применение шагов мастера: тип, исходные данные, параметры и размещение диаграмм.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа Построение диаграмм различных типов»
metod-kopilka.ru
21.12
09,01
Проверочная работа «Кодирование и обработка числовой информации»
Контроль знаний и умений
Практическая работа «создание ЭТ»
school-collection.edu.ru
26.12
11,01
Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования
Понятие алгоритма, свойства алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд исполнителя.
Обработка информации. Алгоритм. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов. Управление, обратная связь, основные этапы развития средств информационных технологий.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
metodist.ru
28.12
16
Способы записи алгоритмов. Формальное исполнение алгоритмов.
Способы записи алгоритмов. Блок-схемы алгоритмов. Языки программирования. Логические значения, операции выражения, разбиение задачи на подзадачи, вспомогательные алгоритмы
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа
metodist.ru
18
Кодирование основных алгоритмических конструкции на языке программирования
Алгоритмические конструкции. Линейный алгоритм. Алгоритмические конструкции «ветвление», «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа
metodist.ru
23
Объектно-ориентированное программирование. Графический интерфейс.
Проект. Графический интерфейс проекта. Объекты. Событие. Обработчик события.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа
it-n.ru
25
Проект «Форма и размещение на ней управляющих элементов».
Форма. Управляющие элементы.
Урок примен. зн. и умений
Практическая работа
pedsovet.su
30
Тип, имя и значение переменной. Присваивание. Проект «Переменные»
Тип переменной. Имя переменной. Присваивание переменным значений.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа
pedsovet.su
01
Арифметические выражения. Проект «Калькулятор»
Арифметические выражения. Обрабатываемые объекты: числа, списки, деревья, графы
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа
metodist.ru
6
Строковые и логические выражения. Проект «Строковый калькулятор».
Строковые выражения. Логические выражения. Обрабатываемые объекты: цепочки символов.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа
metod-kopilka.ru
8
Проект «Ветвление. Сравнение кодов символов»
Коды символов. Создание графическое интерфейса проекта. Запуск проекта на выполнение.
Урок примен. зн. и умений
Практическая работа
metod-kopilka.ru
13
Проект «Выбор. Выставление отметки»
Выбор. Создание графическое интерфейса проекта. Запуск проекта на выполнение.
Урок примен. зн. и умений
Практическая работа
metod-kopilka.ru
15
Проект «Цикл. Коды символов»
Цикл. Создание графическое интерфейса проекта. Запуск проекта на выполнение.
Урок примен. зн. и умений
Практическая работа
metod-kopilka.ru
20
Графические возможности языка программирования.
Область рисования. Графические методы. Системы координат.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа
metodist.ru
Проекты «Графический редактор», «Анимация»
Создание анимации на языке программирования.
Урок примен. зн. и умений
Практическая работа
metodist.ru
«Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование»
Контроль знаний и умений
Практическая работа
school-collection.edu.ru
Моделирование и формализация
Окружающий мир как иерархическая система. Объект и его свойства.
Проектирование и моделирование. Микро-, макро- и мегамир. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Системы и элементы. Целостность системы. Свойства системы.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
pedsovet.su
Моделирование как метод познания. Модели материальные и модели информационные.
Моделирование. Модель. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Семинар
metodist.ru
Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.
Описательная инф. модель. Формализованная модель. Компьютерная модель. Компьютерный эксперимент. Анализ полученных результатов.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа
metod-kopilka.ru
Построение и исследование физических моделей.
Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Содержательная постановка физической задачи. Качественная описательная модель.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа
metodist.ru
Приближенное решение уравнения с использованием компьютерных моделей в электронных таблицах.
Приближенное решение уравнений. Построение компьютерной модели в электронных таблицах.
Урок примен. зн. и умений
Практическая работа
it-n.ru
Построение и исследование компьютерных моделей из различных предметных областей.
Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.
Компьютерные модели в различных предметных областях. Простейшие управляемые компьютерные модели.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа
metod-kopilka.ru
Геоинформационные модели. Построение и исследование геоинформационной модели.
Геоинформационная модель
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа
metodist.ru
Проверочная работа «Формализация и моделирование»
Контроль знаний и умений
school-collection.edu.ru
Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных
Табличные базы данных. Системы управления базами данных.
Базы данных. Системы управления базами данных. Табличная форма представления баз данных. Создание записей в базе данных. Формы.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
pedsovet.su
Создание простой базы данных «Записная книжка».
Ввод данных в базу данных. Создание формы.
Урок прим. зн. и умений
Практическая работа «Создание простой базы данных «Записная книжка».
pedsovet.su
Сортировка информации в базе данных.
Сортировка данных. Сортировка данных в столбцах и записях базы данных.
Урок прим. зн. и умений
Практическая работа
«Сортировка записей в готовой базе данных»
metod-kopilka.ru
Поиск данных. Условия поиска.
Поиск данных в готовой базе. Условия поиска.
Комбинированный урок
Лекция+ практическая работа «Поиск записей в готовой базе данных»
metodist.ru
Поиск информации в базе данных.
Поиск данных.
Урок прим. зн. и умений
Практическая работа «Поиск записей в готовой базе данных»
metodist.ru
Проверочная работа «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных»
Контроль знаний и умений
Практическая работа «Создание базы данных»
school-collection.edu.ru
Информатизация общества
Информационное общество.
Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества Образовательные информационные ресурсы. Личная информация
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
pedsovet.su
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная культура. Информационная этика и право
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
it-n.ru
Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Лекция
it-n.ru
Основные этапы развития средств информационных технологий.
Основные этапы развития средств информационных технологий. Перспективы развития ИКТ.
Урок ознакомл. с нов. материалом
Ученическая конференция
it-n.ru
Повторение «Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»
Урок обобщения и систематизации знаний
Урок-игра
school-collection.edu.ru
Повторение «Кодирование и обработка текстовой и числовой информации»
Урок обобщения и систематизации знаний
Семинар
school-collection.edu.ru
Повторение «Алгоритмизация и объектно-ориентированное программирование»
Урок обобщения и систематизации знаний
Ученическая конференция
school-collection.edu.ru
Повторение «Формализация и моделирование»
Урок обобщения и систематизации знаний
Семинар
school-collection.edu.ru
Повторение
Урок обобщения и систематизации знаний
Практическая работа
school-collection.edu.ru
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 2-е изд., испр.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009 г.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
· Компьютер
· Проектор
· Принтер
· Модем
· Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.
Программные средства
· Операционная система - Windows XP, Linux.
· Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
· Антивирусная программа.
· Программа-архиватор.
· Клавиатурный тренажер.
· Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
· Простая система управления базами данных.
· Простая геоинформационная система.
· Система автоматизированного проектирования.
· Виртуальные компьютерные лаборатории.
· Программа-переводчик.
· Система оптического распознавания текста.
· Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
· Система программирования.
· Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
· Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
· Программа интерактивного общения.
· Простой редактор Wеb-страниц.
Дополнительная литература
-
Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
-
Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей;
-
Linux-DVD, содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса.
-
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2 - 11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Электронные учебные пособия
-
metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
-
it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
-
metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
-
fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
-
pedsovet.su Педагогическое сообщество
-
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
-
Клякса!