• Преподавателю
  • Информатика
  • Курсовая работа по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий в изучении истории »

Курсовая работа по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий в изучении истории »

  Курсовая работа    Тема:  « Использование информационно – коммуникационных технологий в изучении истории » включает в себя: ВСТУПЛЕНИЕ  I.                   Методические аспекты применения информационных технологий на уроках истории II.                Интернет-технологии ·        Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории ·        Интерактивные возможности Интернета ·        Проблематика использования ресурсов интернета III.             Работа с мультимедийными продуктами    IV.     ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение


МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ









Курсовая работа


Тема: « Использование информационно - коммуникационных технологий в изучении истории ».

Выполнила: Лаврентьева Э.Г.

учитель истории ГОУ СОШ № 887

ЗАО г. Москвы

студент МИОО группа ОБ-5



Руководитель: Старобинская Г.И.

Методист методической лаборатории

истории и обществознания,

доцент кафедры МИООО

.





Москва 2011


СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ


  1. Методические аспекты применения информационных технологий на уроках истории

  2. Интернет-технологии

  • Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории

  • Интерактивные возможности Интернета

  • Проблематика использования ресурсов интернета

  1. Работа с мультимедийными продуктами


  1. ИКТ на уроке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Приложения

  • Приложение №1 Аннотация к мультимедийным продуктам

Применение на уроках 5 класса

  • Приложение №2 Интернет-ресурсы для учителя

  • Приложение №3 Урок истории 5 класс «Марафонская битва»






ВСТУПЛЕНИЕ

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Совершенно очевидно, что используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования, и новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях.

Модернизация образования ориентирует педагога на овладение новыми информационно - коммуникационными технологиями. Именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Информатизация образовательного процесса представляет собой комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. Система образования - целостная, но открытая система, одной из существенных характеристик которой является её информативность. Это вовсе не означает, что информационная система в системе образования предполагает только усвоение информации.

I.Методические аспекты применения информационных технологий на уроках истории

На сегодняшний день являются актуальными методические аспекты применения информационных технологий на уроках гуманитарного профиля. В том числе, вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможности новых компьютерных технологий.

Школа будущего - это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты - это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности - ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.

II. Интернет-технологии

Что такое Интернет и почему он нужен учителю истории

О всемирной глобальной компьютерной сети написаны сотни статей и десятки книг. Это, однако, не слишком помогает в двух словах ответить на вопросы: что такое Интернет; почему учитель истории и обществознания должен знать о нем и стремиться воспользоваться его возможностями?

Одним из преимуществ использования информации из Интернета является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения истории на методы поисковой и творческой деятельности. Информация, размещенная на серверах Интернета, не заменяет учебник, - она лишь создает основу для организации самостоятельной деятельности учащихся (анализа и обобщения исторического материала).

Новые информационные технологии (ИКТ), позволяющие, в частности, передавать по Интернету текст, звук, графику, любой видеоряд, могут оказаться весьма полезными в учебном процессе. Специфика ИКТ заключается в том, что они предоставляют пользователю - учителю и учащимся - громадные возможности выбора источников сведений. Это и информация в сети (базовая информация на серверах, разнообразные базы данных ведущих библиотек, научных центров, высших учебных заведений, музеев), и информация, содержащаяся на гибких дисках, на лазерных дисках (технологии CD-ROM), на видео- и аудиокассетах, на печатных носителях, которые могут использоваться и вне сети.

Интернет создает также условия для эффективного сотрудничества с учащимися других школ, где бы они ни находились, для получения образования на расстоянии - в любых образовательных учреждениях России или зарубежных стран. Возможности Интернета значительно расширяются за счет передачи по сетям не только текста, но и изображения и звука.

Новое столетие характеризуется изменением концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Наиболее полно отражает современные цели обучения в школе личностно ориентированный подход, который отвергает типичную для недавнего времени ориентацию на «среднего» ученика.

Для развития творческого мышления недостаточно только учебника, хрестоматии да традиционного педагогического управления процессом обучения. Необходим доступ к значительно более широким и разнообразным источникам информации.

Но и информационная составляющая - не главное в концептуальном изменении подхода к образованию. Лишь активное накопление опыта самостоятельного приобретения новых знаний на основе применения ранее усвоенных может отвечать потребностям современного процесса обучения.

Само время диктует необходимость свободного владения компьютерной техникой, которое не достигается только в результате обучения информатике. Практика показывает, что учащиеся вполне могут самостоятельно получить навыки работы в Интернете гораздо раньше знакомства с информатикой. Следовательно, у педагогов нет выбора. Либо они сумеют использовать огромные образовательные возможности Интернета, по-новому организовать процесс обучения, направить усилия на формирование у учащихся самостоятельного творческого мышления, - либо процесс выйдет из-под контроля.

Принципиально важным для организации изучения истории с помощью образовательных серверов Интернета является возможность непрерывного образования. Привычные модели обучения истории не позволяют обратиться к достаточно обширным базам данных исторических источников. В традиционном обучении происходит обращение к источникам, размещенным в учебниках или в хрестоматиях, набор которых ограничен объемом печатных пособий, а выбор тех или иных из них определяется симпатиями и антипатиями составителей хрестоматий и авторов учебников.

В Интернете появились новые пользователи - учителя, преподаватели вузов, школьники, студенты, активно переписывающиеся друг с другом, обменивающиеся информацией, участвующие в различных проектах. Они не являются профессиональными компьютерщиками, но умеют достаточно уверенно работать в сети, использовать ее информационные ресурсы. С другой стороны, провайдеры (владельцы) телекоммуникационных сетей озабочены теперь не столько собственно развитием техники и прокладыванием новых линий связи (хотя и эта задача остается актуальной), сколько проблемой информационного наполнения уже имеющихся в сети серверов.

Интерактивные возможности Интернета

По содержанию в текстовой информации выделяются справочная (электронные библиотеки, сайты вузов); научная и научно-популярная (тексты книг, курсы лекций, материалы газет и журналов); учебная (курсы дистанционного обучения, методические разработки, рефераты и пр.); познавательная (тексты общего назначения).

Поисковые системы ежедневно просматривают сеть Интернет, каталогизируют текстовую информацию, автоматически проводят ее индексирование. На ряде серверов и сайтов ведется регистрация и учет материалов по исторической тематике.

Метапоисковые системы позволяют с помощью одного запроса обратиться сразу к нескольким средствам поиска и получить список web-документов сразу из нескольких источников. Различные типы информации позволяют использовать их при подготовке лекций или текстов, презентаций; целиком или фрагментарно; изготовление раздаточного материала и оформление постоянной или сменной экспозиции.Наконец, материалы из сети помогают организовать контроль знаний. На некоторых сайтах («Античная мифология», «История Древней Месопотамии» и др.) содержатся тесты и проверочные задания. Тесты для абитуриентов можно найти также на web-серверах вузов.

См. приложение № 2

Хорошую основу для организации внеклассной работы, связанной с участием в различного рода телекоммуникационных проектах по истории. (проект Исторической библиотеки, проекты «Москвы школьной»).

Официальный сайт школьного образования (school.edu.ru/) содержит информацию о текущих учебных проектах, олимпиадах и конкурсах.

контроль знаний

Если десять лет назад Интернет использовался прежде всего для интерактивной связи между отдельными людьми (электронная почта) и группами абонентов (электронные конференции), то в настоящее время он превратился прежде всего в информационное поле.

Электронные библиотеки представляют собой сложные информационные системы. Чаще всего бесплатно предоставляется доступ к каталогам электронных библиотек. Некоторые библиотеки содержат и отсканированные тексты изданий.

Энциклопедии - предназначенные для осуществления вспомогательной, дополняющей, иллюстрирующей функции по отношению к основному процессу обучения. На уроках педагог использует следующие исторические CD -энциклопедии: «Династия Романовых. Три века российской истории», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Эрмитаж», «Московский Кремль» и др.

Электронные учебники являются одним из основных инструментов для регулярных систематических занятий по предмету. ( CD «История России: XX век», «История Отечества IX - XVIII вв.»)

Большую помощь в работе с Интернетом оказывают каталоги образовательных ресурсов. Учитель составляет свой каталог информационных ресурсов, что позволяет быстро осуществлять поиск информации. Профессионалы и любители создают в Интернете сайты, посвященные отдельным историческим периодам и разделам исторической науки. На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе.

С самого возникновения Интернет создавал большое количество возможностей, основанных на интерактивном, диалоговом типе общения. Без развития именно интерактивного характера общения в сети ее образовательный потенциал снижается во много раз. Сейчас Интернет предоставляет несколько различных способов организации диалога; эти способы можно объединить в два основных вида: электронная почта и электронные (телекоммуникационные) конференции.

Каждый абонент компьютерной сети (школа, учитель, учащийся) при регистрации получает в Интернете стандартный адрес, с помощью которого он может обмениваться электронными письмами с абонентами по всей России и миру.

Возможности электронной почты используются сегодня очень широко: и для переписки, и в ходе осуществления телекоммуникационных проектов, и в курсах дистанционного обучения.,телеконференций, дискуссий проводимые в реальном масштабе времени и режиме прямого диалога. Теле- и видеоконференции, chat-дискуссиях и web-конференциях, , web-квесты (минисайтов, содержащих странички учителя и учащихся).

Преимущества:

- неограниченный в географическом смысле охват участников,

- возможность подключиться к дискуссии в любое время

- наличие технических возможностей для участников поддерживать связь друг с другом

Проблематика использования ресурсов ИНТЕРНЕТ

Интернет не имеет единого центра, у него нет хозяина или хозяев; любой желающий может здесь не только получить интересующие его сведения, но и поделиться своей информацией, своими взглядами с другими пользователями сети. Но в Интернете есть и немало информации, способной оказать негативное воздействие на нравственное, культурное, духовное развитие личности. Это создает известные проблемы, и педагоги, в том числе и учителя истории, не вправе делать вид, что этих проблем не существует. Ведь число домашних компьютеров и различных информационных центров, где учащиеся могут получить доступ в Интернет, стремительно растет.

То обстоятельство, что объемы информации, имеющейся в Интернете, на несколько порядков больше, чем в любом печатном издании порождает немалые трудности. Разработка проблем использования информации из компьютерной сети в процессе обучения должна прежде всего касаться психолого-педагогических и научно-организационных проблем - с учетом специфики той информационно-предметной среды, которую создают современные средства компьютерных телекоммуникаций, мультимедиа. В противном случае сведения окажутся невостребованными либо приведут к отрицательным последствиям для педагогов и учащихся.

Материалы, размещаемые в Интернете, не охватывают, разумеется, всех разделов и тем школьного курса истории.

Развитие Интернета в России создало еще одну серьезную педагогическую проблему. Дело в том, что наиболее посещаемыми сайтами были и остаются те, которые содержат собрания рефератов, курсовых работ и им подобные тексты. Сеть Интернет имеет несколько поисковых систем (Rambler, Апорт и др.), с помощью которых пользователи ищут ту или иную информацию. Одновременно эти поисковые системы ведут учет, какие же сайты, какая информация запрашивается чаще всего. Первые строчки в любой поисковой системе уверенно занимают «российские коллекции рефератов» и т.п.

Принципы организации и функционирования сети Интернет не препятствуют, к сожалению, появлению в ней и информации, научная ценность которой сомнительна, а педагогическая целесообразность использования отсутствует вовсе. Многое зависит от того, кто является владельцем сервера или сайта, размещенного на нем: государственная организация, коммерческая компания или частное лицо.

Квалификация учителя, заинтересованность в учебном предмете, умение использовать нетрадиционные педагогические технологии создают основу для педагогически целесообразного и методически выверенного включения материалов Интернета в школьное образование.

III. Работа с мультимедийными продуктами

В настоящее время в России формируется рынок специальных программ, созданных для использования в качестве средства обучения (дидактического инструмента) на уроках истории. На сегодняшний день существуют десятки разнообразных программ учебного назначения, размещенных на ПК, CD или в Интернете.

Применение компьютерных программ в преподавании истории позволяет организовать индивидуальную работу, используя дифференцированный подход в обучении, работу в группах, самостоятельную работу учащихся. А также, использовать педагогические методы: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный, проблемно-поисковый.

Формат диска может включать в себя электронный урок, учебник или тренажер. Блоки изучения состоят из теории, закрепления и практикума в режиме :

  • «Учим»

  • «Запоминаем»

  • «Сравниваем»

  • «Составляем свое»

Диск не только предоставляет обширный материал, охватывающий разные эпохи, цивилизации, религии, аспекты жизни. Не только содержат разнообразные формы подачи информации с ориентацией на диференцированный подход, но и дает возможность выбора самостоятельного освоения урока различной сложности в режиме 3D-экскурсии, слайд-шоу, анимации или интерактивной игры и при этом фиксировать динамику результатов.

Составителями материалов является целая группа профессионалов: историки, ученые, авторы учебников, коллективы научных журналов, учителя, программисты, дизайнеры, сценаристы, психологи и т.д.

Презентации и ее преимущества в работе

Одним из инструментов интерактивного обучения , практики и контроля является программа Power Point .

- синтез различных типов информации: текстовой, графической (рисунки, схемы, фото, таблицы, карты и т.д.) , аудио информации

- возможность самостоятельного подбора материала для конкретного вида урока

- удобная и быстрая смена деятельности в процессе урока

- доступная форма дом.задания, сопровождение ответов, докладов и т.д.

При подготовке презентации ученик должен провести большую исследовательскую работу, использовать значительное количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует умения и навыки.

Работа над презентацией, ее публичное представление, защита положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-компьютерных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению истории, способствует повышению уровня восприятия информации презентаций. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки:

- критическое осмысление информации,

- выделение главного в информационном сообщении,

- систематизирование и обобщение материала,

- грамотное представление имеющейся информации.

IV. ИКТ на уроке

С точки зрения использования ИКТ на уроке, представляется разделить эти уроки на четыре группы:

• Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков самый распространенный на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока.

• Уроки компьютерного тестирования. Тестовые программы позволяют очень быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Они укрепляют обратную связь в системе учитель- ученик.

• Уроки тренинга или конструирования. На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели.

• Интегрированные уроки.

Использование компьютерных технологий на уроке истории позволяет:

-активизировать познавательную деятельность учащихся;

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой работы на уроке;

- усовершенствовать контроль знаний;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

- изменить к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, особенно с увлеченными ПК.

Главная задача ИКТ - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:

  1. сделать урок современным, т.е. наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным по затратам времени;

  2. приблизить урок к мировосприятию ребёнка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;

  3. использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;

  4. установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учеником и учителем;

  5. активизировать познавательную деятельность учащихся.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много:

  • перегруженность школьных программ,

  • оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.

Поэтому учитель и ставит перед собой цель - поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста. Моделирующие программы помогают учащимся глубже понять сложные процессы. В настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера.

ИКТ эффективно могут применяться на всех типах урока и на всех его этапах, т.к. смена разных видов деятельности привлекает внимание учащихся к предмету изучения и сохраняет устойчивый интерес, создаёт атмосферу успешности.

На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти.

На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий, созданная в гимназии, даёт возможность более объективно оцеИКТь знания ученика не только учителем, но и им самим.

У учащихся, работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в огромном потоке информации, умение анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.Осуществлять дифферинсацию в определении сложности самостоятельной деятельности.: сделать самому (презентация) или воспользоваться программой.

При работе необходимо соблюдать нормы использования компьютеров для детей разных возрастов.

Диаграмма 1. Возрастные особенности работы на ПК в мин.

Диаграмма 2. Критические точки усвоения учебного материала

на уроке в %

Курсовая работа по теме « Использование информационно – коммуникационных технологий в изучении истории ».Курсовая работа по теме « Использование информационно – коммуникационных технологий в изучении истории ».

Прежде чем приступить к работе, учитель должен для себя выяснить:

1. Какие темы стоит поддерживать с помощью ИКТ?

Практика показывает, что целесообразно брать сложные темы.

2. Какие программные средства целесообразно использовать при выполнении компьютерных заданий?

Имеются в стандартном наборе следующие виды программного обеспечения необходимые для успешного проведения уроков с использованием информационных технологий:

  • Microsoft Word - текстовый редактор

  • Microsoft Excel - электронные таблицы

  • Microsoft Power Point - мультимедийный редактор

3. Какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся?

Это могут быть: составление сравнительных таблиц, выявление сходства и различий, схем, социологических диаграмм, построение графиков. Заполнение исторических карт, создание презентаций, и т.д.

4. Какие типы уроков целесообразно делать компьютерными?

Практика показывает, что это могут быть уроки лекции, объяснения нового материала, повторение и обобщение пройденного, подготовка к зачёту, зачёт, урок коррекции и т. д.

5. Как организовать урок, рационально использовать время, отведенное на урок?

Учителю необходимо продумать и спланировать так организацию всего урока, чтобы не допустить на нём суматоху, хаотичность, потерю времени и концентрации внимания у учащихся, а для этого надо помнить психологические требования к уроку.

Этапы организации урока с использованием ИКТ

1. Этап организационный.

На данном этапе важно, чтобы учащиеся не «отнимали» время урока на ввод пароля и логина, не ждали загрузки учебного сайта или не инсталлировали программы, а занимались именно предметом, но на компьютере. И в этом учителю может помочь дежурный системный администратор, который выбирается из числа учеников, достаточно хорошо разбирающихся в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает… Важно так же умение и знание учащихся как пользоваться программным продуктом.

2. Этап усвоения новых знаний.

Тематические и предметные интернет-ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников. Наглядные пособия, телеконференции, видео и анимационные материалы - все это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны. Такие ресурсы важно собирать и формировать «Библиотеку учителя на CD». В этом учителю могут помочь дети. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы: эффектные превращения, подборка электронных географических или исторических карт, портретов, цитат, схем, таблиц, диаграмм, графиков, отрывки из кинофильмов, фотографии, анимация и т. д. На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше.

Главное в презентации для выступающего - тезисность, для слушателя - наглядность. Интересны уроки, созданные следующим образом: определение, иллюстрация, вопрос-ассоциация.

3. Этап обобщения и систематизации знаний.

На усмотрение учителя подготавливается контрольная работа, тестирование. Работа проводиться дифференцированно.

4. Этап контроля и самопроверки знаний.

Тестирование, ребусы, кроссворды, заполнение таблиц. Данная работа выполняется учащимися либо индивидуально, либо используется групповая форма работы. Рекомендуется проводить эту работу дифференцированно.

5. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Должен быть определен обязательный минимум выполнения и выделено пространство для инициативных:

  • временные рамки;

  • количество источников информации (адреса определенных, «опорных» сайтов);

  • программа реализации задания (это может быть MS Word , Power Point);

  • объем отчетного документа (количество страниц, файлов, слайдов и т.п.);

  • дополнительное задание, оговорено место размещения выполненной работы.

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предметам, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя.

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ с традиционными средствами обучения позволяет учителю создавать ту палитру красок, с помощью которой создается современный урок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление интерактивных средств обучения обеспечивает такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме, управление отображением на экране моделями различных объектов, явление, процессов . Теперь интерактивный диалог осуществляется не только с обучающим, но и со средством обучения, функционирующим на базе ИКТ. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности

Конечно, из вышеизложенного не следует, что теперь необходимо все уроки перенести в компьютерный класс и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Учитель на своем, им самим выстроенном и «отрежиссированном» уроке может и должен чередовать разнообразные методические приемы. Это сделает урок менее скучным, однообразным, более динамичным, интересным и, как следствие, поможет ученикам быстрее и глубже усвоить курс. Например, часть урока преподаватель «с помощью подручного материала» может объяснить сам, другую часть - перепоручить своему «электронному помощнику», затем устроить викторину и т. д.

Ведущей целью применения мультимедийного оборудования на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение "погружения" в изучаемую эпоху . Это происходит за счет использования карт, схем, учебных картин, видео- и аудио- комментариев, представленных в виде электронных презентаций или обучающих учебных программ.

Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе - отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных. Параллельно работающий «автоматизированный обучающий конвейер» - это лишь еще один педагогический инструмент.

Применение в практике преподавания истории и обществознания информационных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Конечно же ни компьютер сам по себе, ни Интернет, ни какое-либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение, но включении компьютерных технологий в образовательный процесс путем организованной и педагогически обоснованной внеурочной деятельности - это необходимость.

В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиапроектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.


Список литературы

1. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

2. Женина Л.В., Маткин А.А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И.Г.Семакина. - Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.

3. Антонова Т. C., Батаева Т. В. Первый компьютерный учебник "История России. XX век" // Преподавание истории в школе. - 1998. - №4.

4. Гребнева М.И. (Муниципальная гимназия № 10 г. Новосибирск.) Актуализация исторических знаний путем использования новых информационных технологий // Материалы IX Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". М., 3-6 ноября 1999.

5. Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Мультимедийный учебник. Поиски жанра // Компьютер-Пресс. - 1998. - №9.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта history.perm.ru/

16


© 2010-2022