• Преподавателю
  • Химия
  • Обобщающий урок химии по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Обобщающий урок химии по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Обобщающий урок по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов    Д.И. Менделеева"   ЦЕЛИ. 1)Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся.  2)Развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять знания на практике.   3)Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать индивидуально, в парах...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева"

ЦЕЛИ.

1)Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся.

2)Развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять знания на практике.

3)Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать индивидуально, в парах, коллективно.

ОБОРУДОВАНИЕ.

периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева,

портрет Д. И. Менделеева.

Урок проводится в компьютерном классе с использованием интерактивной доски.

Знания и умения, необходимые учащимся во время урока.

Знать: формулировку периодического закона, структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, значение периодического закона, строение атома и распределение электронов в атомах химических элементов.

Уметь: разъяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы, определять состав атомных ядер, строение электронных оболочек атомов; давать общую характеристику химического элемента по положению в периодической системе и строению атома; сравнивать металлические и неметаллические свойства элементов одного периода и одной группы.

Девиз урока: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». (Сенека)

ЭПИГРАФ УРОКА: ":Другого ничего в природе нет,

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Всё - от песчинок малых до планет -

Из элементов состоит единых.

Как формула, как график трудовой,

Строй менделеевской системы строгий.

Вокруг тебя творится мир живой.

Входи в него, вдыхай, руками трогай".

С. Щипачев


ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами на очередном уроке химии, который пройдёт в форме игры по теме: "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева".

Презентация.

Слайд 1

(учащиеся записывают тему в тетрадях).

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране, название которой : зашифровано, и вы узнаете его, когда выполните "Стартовое задание".

(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в парах).

Слайд 2

"Стартовое задание"

ВАРИАНТ 1


Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.

Электронные

схемы Группы

1 2 3 4 5 6 7

2е 4е Щ Ж Э Х А Б У

2е 8е 2е В И К М Н О П

2е 1е М С Ы Ф Ю А Я

2е 8е 5е Р Б Т В И Е Г

2е 8е 1е Ч Д Ж И К З М

2е 8е 7е Л О В Н У П Е

2е 8е 3е Р Т С Х Ц Ч Ф

2е 3е Щ Ы К Э М Н К

2е 8е 6е О Я А В С И О

2е 5е Ю П Р М Й В Х

Ответ: "Химический"


ВАРИАНТ 2


Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, число протонов и нейтронов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.

Число протонов

и нейтронов Группы

1 2 3 4 5 6 7

13р 14n А Г Э Г О С Б

12р 12n В Л Щ К И П Н

15р 16n Б О П Е Е К У

19р 20n М Ц У А Д Ы Э

17р18n Й З Ф Л З Л Е

6р 6n К М Я Н Ю Ю Я

8р 8n П С Т Д Ч Т В

Ответ: "Элемент"

Слайд 3

Название страны: "Химический элементарий".

Станциями нашего путешествия будут:

Теоретическая «Менделеевская викторина».

«Расскажи мне обо мне».

«Мои соседи».

«Отдыхай-ка».

«Потерялся».

«Верите ли вы, что» (химический диктант).

«Крестики-нолики».

Слайд 4

Цель: проходя через станции, мы должны расширить и проверить знания о химических элементах периодической системы, периодическом законе и строении атома. На станциях вы будете получать жетоны за активную работу.

Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!

УЧИТЕЛЬ: В стране "Химический элементарий" много тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они выполняют законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя.

Первая остановка на станции теоретической.

Слайд 5

1. Станция теоретическая. "Менделеевская викторина"

УЧИТЕЛЬ: Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ - жетон.

Думаю, вы, ребята, замечали, что

"Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

И тайн бесконечных, и смелых догадок,

Как чудо Природы,

Является гений

И в хаосе этом

Находит порядок".

1)Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов? (Д. И. Менделеева)

.

2) Какой закон открыл Д.И.Менделеев и в каком году? ( Периодический закон был открыт в 1869 году)

3)А почему Менделеев назвал открытый им закон законом периодичности. Не могли бы вы его прочесть? ( Свойства элементов, а также свойства образуемых ими простых и сложных тел находятся в периодической зависимости от их атомных масс (весов).)

4) Мне, известно, что формулировка закона, претерпела изменения на основе теории строения атома. Кто вспомнит современную формулировку?

( Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядер атомов этих элементов).

5) Что вы можете сказать о структуре Периодической системы химических элементов? ( Периодическая система представлена горизонтальными рядами (их семь) - периодами (большими и малыми) и вертикальными столбцами (их восемь) - группами, состоящими из главных и побочных подгрупп).

6) Меняются ли свойства элементов в периодах и группах? Объясните, как они меняются? ( В периодах с увеличением относительных атомных масс (слева направо) наблюдается ослабление металлических и усиление неметаллических свойств. Группы состоят из двух подгрупп. В главных подгруппах (сверху вниз) с увеличением относительных атомных масс усиливаются металлические свойства элементов и ослабевают неметаллические).

7) В чём физический смысл порядкового номера элемента?

(Порядковый номер элемента показывает: заряд ядра атома, количество электронов, вращающихся вокруг ядра, число протонов в ядре).

Ребята, вы успешно справились с заданием, посчитайте количество жетонов и поставьте соответствующее количество баллов в листах контроля. Мы продолжаем путешествие. Ребята, сколько всего элементов в периодической системе? Да, их так много! И некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в чёткую размеренную жизнь страны. Придётся помогать: объяснять их свойства и возможности. Следующая станция «Расскажи мне обо мне»

Слайд 6

2. Станция "Расскажи мне обо мне"

Учащиеся работают письменно, характеризуют элементы по плану.

Дать характеристику элементу с порядковым номером

11 - 1 вариант,

16 - 2 вариант

План характеристики элемента, по положению его в ПС.

1.Химический символ и название элемента.

2.Положение элемента в ПС:

а) порядковый номер

б) относительная атомная масса

в) номер периода (малый, большой)

г) номер группы, подгруппа (главная и побочная)

3. Строение атома химического элемента.

4.Электронная формула.

5. Свойства простого вещества (металл, неметалл).

6.Валентность.

7.Формула высшего оксида, гидроксида, л.в.с. и их характер.

Многие жители "Химического элементария" плохо знают своих соседей и просят нас рассказать о них.

3.Станция "Мои соседи"

Учащиеся работают у доски.

1-й ученик

Расположить элементы в порядке возрастания металлических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.

а) Ве; О; В; С;

б) Ва; Ве; Са; Мg

2-й ученик

Расположить элементы в порядке возрастания неметаллических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.

а) Аl ; Nа; Р; С ;

б) Рв; Si; С; Sn

5. Станция "Отдыхай-ка". Физкультминутка

Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл.

Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.

Я - элемент - давно известный,

Применяют повсеместно!

Польза от меня везде.

Нет железа - быть беде.

Портит сера атмосферу,

А верней - её оксид.

Пожелтели листья в сквере,

Дождь кислотный моросит.

Название от слова "цвет".

Бесцветных соединений нет,

И весь секрет названья в том.

Элемент тот будет: хром

Помни, боевой народ,

Первый лекарь - это йод!

Раны мажь, не ойкай,

Йодною настойкой.

Надо сильно попотеть

Вечером и утром,

Чтоб запомнить: слово "медь" -

По латыни - "купрум".

Ядовит зелёный Хлор,

Замышляя страшный мор,

Он побег готовит в роли

Самой безобидной соли.

Ах, какая аура

Окружает "аурум!"

Символ власти и кольца

Золота и Солнца.

6. Станция «Потерялся»

А) Породистый оксид, принадлежащий жильцу из 3-го подъезда.

Особые приметы: имеет молекулярную массу 102.

Прошу вернуть за вознаграждение.

Какой это оксид? (Al2O3- амфотерный)

Б) Некий жилец 2 -го подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил - неизвестно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1,12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?

0,8г 1,12г

Ме + О2 = МеО

х х + 16

0,8(х+16) = 1,12х

0,8х + 12,8 = 1,12х

1,12х - 0,8х = 12,8

0,32х = 12,8

х = 40

Ответ: Ме с Аг = 40 Са

6. Станция «Верите ли вы, что…» (химический диктант)

Вариант 1

1.Элемент - это вид атомов с одинаковым зарядом ядра.

2.Все элементы d и f семейств являются металлами.

3.Физический смысл порядкового номера хим. элемента в том, что он определяет число нейтронов в атоме.

4.Спин - это вращение электрона вокруг своей оси.

5.Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне 8.

6.Элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество нейтронов называются изотопы.

7.Орбитали, имеющие гантелеобразную форму, называют р-орбиталями.

8.Оксид марганца (V11) является основным.

9.Максимальное число электронов на d-орбиталях 10.

10.Составная часть атома - ядро.

Вариант 2.

1.Орбиталь - это область пространства, где находится электрон в атоме.

2.Максимальное число электронов на р-орбиталях 8.

3.Положительно заряженная частица в атоме протон.

4.Орбитали, имеющие сферическую форму, называют s-орбиталями.

5.Число электронов в атоме определяется строго определенной атомной массой.

6.Зная положение элемента в ПС, можно предсказать формулу водородного соединения.

7.Натрий является самым активным металлом в таблице Д.И. Менделеева.

8.Заряд атома кислорода отрицательный.

9.Щелочные металлы находятся во 11 группе главной подгруппы.

10.Заряд ядра атома равен нулю.

Слайд 10

Верные ответы

В-1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+ + - + - + + - + -

В-2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

+ - + + - + - + - +

10 ответов - "5"

8-9 ответов - "4"

6-7 ответов - "3"

4-5 ответов -"2"

(Учащиеся меняются тетрадями и считают количество верных ответов и выставляют оценки.)

7. Станция «Крестики - нолики». Слайд 11

УЧИТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие в страну "Химический элементарий". Нам осталось подвести итоги.

Подсчитываются жетоны и выставляются оценки. Слайд 12

Рефлексия, итоги урока.

Каждому даются листы, учащиеся заканчивают предложения.

1. На сегодняшнем уроке я закрепил знания …

2. На сегодняшнем уроке я научился …

3. После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку …

Наше занятие мне хочется закончить словам:

«Элементы и атомы,

В Менделеевский взятые круг,

Сделали химию самой богатой

И самой творческой из наук».

Г. Санников

Слайд 13

Домашнее задание творческое:

сочинить загадки о химических элементах;

найти интересные сообщения о значении химических элементов

Слайд 14

Благодарю вас за урок

© 2010-2022