Урок на тему «Смешивание растворов»

Цель урока: вычисление  массовой доли растворенного вещества в растворе при смешивании растворов различных концентраций.Задачи:обучающие: формирование умения готовить растворы. Совершенствовать умения учащихся рассчитывать массовую долю растворенного вещества в растворе. Показать и раскрыть суть нестандартных способов решения задач на смешивание растворов  с помощью таблицы и методом: «Конверт Пирсона»;развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать; раз...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»

Цель урока: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе при смешивании растворов различных концентраций.

Задачи:

обучающие: формирование умения готовить растворы. Совершенствовать умения учащихся рассчитывать массовую долю растворенного вещества в растворе. Показать и раскрыть суть нестандартных способов решения задач на смешивание растворов с помощью таблицы и методом: «Конверт Пирсона»;

развивающие: развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать; развивать качества ума - критичность, глубину, быстроту; способность преодолевать трудности, реализуя межпредметные связи курсов математики и химии;

воспитательные: воспитывать личности с высоким уровнем культуры, формировать потребность в познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска; карточки с заданиями для самостоятельной работы, карточки с дифференцированными домашними заданиями Лабораторное оборудование: мерный цилиндр на 25 мл, стакан или колба на 50мл, стеклянная палочка, пробирки (3 шт), сульфат меди (II) безводный, раствор сульфата меди (II) 12%, дистиллированная вода.

Химический эксперимент «Приготовление раствора смешиванием растворов разных концентраций».

  1. Организационный момент

Демонстрационный опыт:

"сухой лимонад" - смесь соды, лимонной кислоты, сахара, красителя.

В сухой смеси ничего не происходит, но стоит добавить воды идет бурное выделение газа. Ребята, как вы видите, большинство химических реакций проходят в растворах, иначе они просто не идут (или идут очень медленно).

Итак, сегодня мы будем говорить о растворах, тема нашего урока: «Смешивание растворов».

Цель урока: Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе при смешивании растворов.

Задачи:

1) Формирование умений готовить растворы веществ;

2) Подготовка к ЕГЭ: совершенствование умений рассчитывать массовую долю растворенного вещества;

3) Использование знаний урока в быту.

Запись темы урока

  1. Актуализация знаний

Правила техники безопасности

Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!

А) Запрещается пробовать вещества на вкус;

Б) Брать вещества руками;

В) оставлять неубранными рассыпанные или разлитые реактивы;

Г) оставлять открытыми склянки с жидкостями и банки с сухими веществами;

Д) смешивать неизвестные вещества;

Е) сливать или высыпать реактивы в раковину.

1) На столах у каждого ученика стакан или колба с сульфатом меди (II), стакан с водой, мерный цилиндр на 25 мл, пробирки(3шт).

- У вас на столах стакан с дистиллированной водой. Посмотрите, какой объем воды?

Ответ: 50 мл

- Какова плотность воды?

Ответ: 1г/мл

- Значит, какова масса 50 мл воды?

Ответ: 25 г

- Как мы определили массу?

Ответ: Урок на тему «Смешивание растворов»

- В колбе у вас соль, налейте туда вашу воду. А сколько соли было в колбе?

Ответ: Не знаем. Не взвешивали.

-Значит, вы высыпали неопределенную массу соли, так?

Ответ: Да.

- Что получили?

Ответ: Раствор.

-Что такое раствор?

Ответ: это однородная система, состоящая из частиц растворенного вещества и растворителя.

- Значит, масса раствора из чего складывается?

Ответ: Из массы воды и массы соли.

- Сделайте рисунок. Запишите формулу массы раствора.

Ученики делают рисунок.

+ =

Урок на тему «Смешивание растворов»соль раствор

m H2O+m соли=m раствора

- Из курса математики знаем, что раствор в целом составляет 100%. А сколько процентов составляет масса соли в растворе?

Ученики: х процентов.

- Как нашли?

Ученики: Масса раствора составляет 100%, масса соли составляет х%,

mраствора ----- 100%

mсоли---------- х

отсюда Урок на тему «Смешивание растворов»

- А что такое процент?

Ученики: Сотую часть (долю) числа называют процентом.

- А если мы возьмем массу соли в долях, то получаем массовую долю соли в растворе. Которая обозначается Урок на тему «Смешивание растворов»

2) Задача № 1

Задача 1. В 25 г. воды растворили 1 г. сульфата меди (II). Определите массовую долю сульфата меди (II).

Дано:

mсоли=1г

mводы=25г

Найти: W=?

Решают самостоятельно.

mр-ра =mсоли+ mводы=1+25=26г

Урок на тему «Смешивание растворов»Ответ: W=0,03 или 3%

3) Человек в повседневной жизни, сам того не ведая, является химиком.

- Какие растворы вам приходилось использовать в своей жизни?

Ответы: Например, раствор уксусной кислоты и т. д.

-Приходилось ли вам самим готовить растворы и для чего?

Ответы: Да, для засолки огурцов и т.д.

Это интересно!

10% раствор аммиака на все случаи жизни (при уборке, стирке, глажке)

- Мойка окон;

- Отбеливание белья;

-Чистка замшевых изделий;

-Чистка подошвы утюга;

- Очистка стекол от следов мух;

- Увеличение цвета ковров, мебельной обивки;

-Нейтрализация укусов насекомых.

  1. Изучение новой темы

Задача №2

Задача 2. Смешали 300 г раствора хлорида натрия с массовой долей соли 0,25 и 400 г раствора той же соли с массовой долей 0,4. Определите массовую долю хлорида натрия в полученном растворе.

Сделайте рисунок. Запишите формулу массы раствора.

Ученики делают рисунок.


m1соли

Урок на тему «Смешивание растворов»

m2соли

Урок на тему «Смешивание растворов»

m1соли+ m2соли

Урок на тему «Смешивание растворов»+Урок на тему «Смешивание растворов»

=

+

+

Урок на тему «Смешивание растворов»р-ра Урок на тему «Смешивание растворов»р-ра Урок на тему «Смешивание растворов» (раствора)

Решение задачи 2

Дано:

mр-ра1=300г

W1=0,25

mр-ра2 = 400г

W2= 0,4

-------------------------

Найти: W3=?

1 способ проведение последовательных расчетов по формуле

Р-р1

+ Р-р2

= Р-р3

mр-ра, г

300

+400

=700

W= mсоли\ mр-ра

0,25

0,4

235/700=0,34

mсоли= W· mр-ра, г

0,25·300=75

+0,4*400=160

=235

mр-ра3=300+400=700г

mсоли1=0,25·300=75г

mсоли2=0,4*400=160г

mсоли3=75+160=235г

W3=235/700=0,34 или 34%

Ответ: W2=0,34 или 34%

2 способ метод линейных уравнений.

Урок на тему «Смешивание растворов» (1)

Из формулы (1) вытекает:

mсоли= W* mр-ра (2)

mcоли1+mсоли2=mсоли3 (3)

Подставляем формулу (2) и получаем уравнение с одним неизвестным:

W1* mр-ра1+ W2* mр-ра2= W3* mр-ра3 (4)

При решении задачи применяем уравнение (4)

0,25·300+0,4·400=(300+400)·W3

700· W3=235

W3=0,34

Ответ: W3=0,34 или 34%

Физкультминутка

3 способ по диагональной схеме «правила смешения»

(«конверт Пирсона»)

Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»

Урок на тему «Смешивание растворов»

Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»Урок на тему «Смешивание растворов»

Урок на тему «Смешивание растворов»

Решение:

0,4 W3-0,25 400

Урок на тему «Смешивание растворов»

0,25 0,4-W3 300

Урок на тему «Смешивание растворов»

(W3-0,25)·300=(0,4-W3)·400

300W3 - 75=160 - 400W3

300W3+400W3=160+75

W3=235\700

W3=0,34 или 34%

Ответ: W3=0,34 или 34%

Задача 3. Экспериментальная часть

Работают в группах

1. Мерным цилиндром отмерить 10 мл приготовленного раствора сульфата меди(II) с массовой долей 0,03 и вылить в первую пробирку. Это контрольный раствор №1;

2. Также отмерить 10 мл раствора сульфата меди(II) c массовой долей 0,12 и вылить в пробирку №2. Это контрольный раствор №2. (Контрольные растворы не трогать!);

3. Мерным цилиндром отмерить 10 мл раствора №1 и 5 мл раствора №2 и вылить в пробирку №3;

3. Отметить цвет растворов №1,2,3;

3. Рассчитать массовую долю соли в растворе №3 одним из трех способов;

4. Сделать вывод.

На слайде представлен порядок проведения опыта по смешиванию растворов с разными массовыми долями ω1 и ω2. Отмечаем цвет нового раствора( менее или более окрашен по отношению к данным растворам) сделан теоретический вывод, который подтвержден расчетами.

Решение:

1 способ проведение последовательных расчетов по формуле

Р-р1

+ Р-р2

= Р-р3

mр-ра, г

10*1,0296=10,3

+5*1,1304=5,65

=15,95

W= mсоли\ mр-ра

0,03

0,12

0,99/15,95=0,06

mсоли= W· mр-ра, г

0,03·10,3=0,31

+0,12*5,65=0,68

=0,99

Ответ: W3=0,06 или 6%

2 способ метод линейных уравнений

W1* mр-ра1+ W2* mр-ра2= W3* mр-ра3

mр-ра3 = mр-ра1+mр-ра2

mр-ра1=10*1,0296=10,3г

mр-ра2=5*1,1304=5,65г

0,03·10,3+0,12*5,65=W3*(10,3+5,65)

W3*15,95=0,99

W3=0,06

Ответ: W3=0,06 или 6%

+3 способ по диагональной схеме «правило смешения» («конверт Пирсона»)

mр-ра1=10*1,0296=10,3г

mр-ра2=5*1,1304=5,65г

0,12 W3-0,03 5,65

Урок на тему «Смешивание растворов»

0,03 0,12-W3 10,3

Урок на тему «Смешивание растворов»

(W3-0,03)·10,3=(0,12-W3)·5,65

10,3W3 - 0,31=0,68 - 5,65W3

5,65W3+10,3W3=0,68+0,31

W3=0,99\15,95

W3=0,06 или 6%

Ответ: W3=0,06 или 6%

  1. Закрепление

Самостоятельная работа. Предоставляем учащимся выбрать удобный для него способ решения, то есть создать условия для его мышления. Применение теоретических знаний на практике (индивидуальная работа).

Учащиеся получают карточку с условиями нескольких задач (максимально возможное число). Выбирают из предложенного списка задачи по силам и решают их самостоятельно, используя карты алгоритма решения задач. Задача, решить правильно как можно больше задач за ограниченный промежуток времени.

Задача № 1 Смешали 300г раствора с массовой долей сульфата бария 0,2 и 500 г раствора с массовой долей 0,4. Вычислите массовую долю сульфата бария в полученном растворе (W3=0,26 или 26%)

Задача №2 Смешали 150 г раствора нитрата калия с массовой долей 12% и 300 г раствора этой же соли с массовой долей 7%. Вычислите массовую долю нитрата калия в полученном растворе. Ответ: W3=0,09 или 9%

Задача№3 Смешали 10 мл раствора с массовой долей азотной кислоты 10%(ρ=1,056г/мл) и 100 мл раствора с массовой долей 30% (ρ = 1,184 г/мл). Вычислите массовую долю азотной кислоты в полученном растворе. Ответ: 0,28 или 28%

Задача №4 Определите массы 10%-ного и 50%-ного (по массе) растворов, необходимые для получения 200 г 20%-ного раствора.

(mр-ра1=150г., mр-ра2=50г)

Задача №5 Смешали 250 г гидроксида натрия с массовой долей 16% и 300мл раствора (ρ=1,2г/мл) с массовой долей того же вещества 20%. Рассчитайте массу гидроксида натрия в полученном растворе. Ответ: mв-ва3=109,8г

Задача №6 В аптеке требовалось приготовить 1 кг нашатырного спирта (10% раствор аммиака) путем разбавления 25% раствора аммиака дистиллированной водой. В каком массовом отношении следует смешать 25% раствор и воду? Ответ: m1: m2=2:3

После выполнения задания учащиеся проводят взаимопроверку.

Задача №1 Смешали 300г раствора с массовой долей хлорида натрия 0,2 и 500 г раствора с массовой долей 0,4. Вычислите массовую долю хлорида натрия в полученном растворе.

1 способ проведение последовательных расчетов по формуле:

Р-р1 +

р-р2 =

р-р3

mр-ра, г

300 +

500 =

800

W= mсоли\ mр-ра

0,2

0,3

210/800=0,26

mсоли= W· mр-ра, г

0,2·300=60 +

0,3·500= 150 =

210

Ответ: W3=0,26 или 26%

Задача №2 Смешали 150 г раствора нитрата калия с массовой долей 12% и 300 г раствора этой же соли с массовой долей 7%. Вычислите массовую долю нитрата калия в полученном растворе.

3 способ по диагональной схеме «правило смешения» («конверт Пирсона»)

0,12 W3-0,07 150

Урок на тему «Смешивание растворов»

0,07 0,12-W3 300

Урок на тему «Смешивание растворов»

(W3-0,07)·300=(0,12-W3)·150

300W3 - 21=18 - 150W3

300W3+150W3=18+21

W3=39\450

W3=0,09 или 9%

Ответ: W3=0,09 или 9%

Задача № 3 Смешали 10 мл раствора с массовой долей азотной кислоты 10%(ρ=1,056г/мл) и 100 мл раствора с массовой долей 30% (ρ = 1,184 г/мл). Вычислите массовую долю азотной кислоты в полученном растворе.

1 способ проведение последовательных расчетов по формуле:

Р-р1 +

р-р2 =

р-р3

mр-ра, г

10*1,056=10,56

100*1,184=118,4

=128,96

W= mсоли\ mр-ра

0,1

0,3

0,28

mсоли= W· mр-ра, г

0,1*10,56=1,06

0,3*118,4=35,52

=36,58

Ответ: 0,28 или 28%

Задача №4 Определите массы 10%-ного и 50%-ного (по массе) растворов, необходимые для получения 200 г 20%-ного раствора.

3 способ. Алгебраический метод.

0,1 mр-ра1 +0,5(200- mр-ра1 )=40

0,1 mр-ра1 -0,5 mр-ра1 =40-100

0,4 mр-ра1 =60

mр-ра1 =150

mр-ра2= 200-150=50г.

Ответ: mр-ра1=150г., mр-ра2=50г.

Задача № 5 Смешали 250 г гидроксида натрия с массовой долей 16% и 300мл раствора (ρ=1,2г/мл) с массовой долей того же вещества 20%. Рассчитайте массу гидроксида натрия в полученном растворе. (5 баллов)

2 способ . Алгебраический метод

0,16·250+0,2*360=610W3

610 W3=40+72

W3=112/610

W3=0,18

mв-ва3=610* W3=610*0,18=109,8г

Ответ: mв-ва3=109,8г

Задача № 6 В аптеке требовалось приготовить 1 кг нашатырного спирта (10% раствор аммиака) путем разбавления 25% раствора аммиака дистиллированной водой. В каком массовом отношении следует смешать 25% раствор и воду? (6 баллов)

3 способ по диагональной схеме «правило смешения» («конверт Пирсона»)

0,25 0,1 m1

0,1

0 0,15 m2

m1: m2=0,1:0,15=2:3

Ответ: m1: m2=2:3

V. Выставление оценок

VI. Домашнее задание

Раздаются карточки с заданиями для самостоятельного решения на дом: (задание дифференцированное, учащиеся сами выбирают, первые 3 задачи легкие, последние 3 - посложнее).

  1. В воде растворили 15 г хлорида натрия. Вычислите массу полученного раствора, если массовая доля соли в нем равна 5% (2 балла);

  2. К 180 г 15%-ного раствора гидроксида натрия добавили 11г NaOH. Определите массовую долю гидроксида натрия в полученном растворе (3 балла);

  3. К 405,4 мл раствора нитрата калия (ρ=1,036г/мл) с массовой долей соли 20% добавили 80мл воды. Какова массовая доля соли в полученном растворе? (3 балла);

  4. Смешали 100 грамм 20%-ного раствора и 50 грамм 32%-ного раствора

некоторого вещества. Какова массовая доля растворенного вещества в полученном растворе? (4 балла);

  1. К 80 г 15%-ного раствора хлорида железа(II) добавили 70г 10%-ного раствора того же вещества. Какова массовая доля соли в полученном растворе? (4 балла);

  2. В каком массовом соотношении нужно смешивать 5% и 60% растворы, чтобы приготовить 200 г. 20% раствора (5 баллов).

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Обсуждаются сложности, встретившиеся при решении задач. Учащиеся проводят самоанализ (успехи и неудачи).



© 2010-2022