- Преподавателю
- Химия
- Урок по теме: «Практическая работа. Получение и свойства соединений металлов»
Урок по теме: «Практическая работа. Получение и свойства соединений металлов»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кармеева Е.В. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
9 класс
Тема урока: Практическая работа. Получение и свойства соединений металлов.
Тип урока: обобщение знаний
Цель урока: закрепить на практике получение соединений металлов и их свойства.
Задачи урока:
Образовательные: закрепить знания о химических свойствах соединений металлов; продолжить формировать умение проведения эксперимента; закрепить знания о реакциях, доказывающих основные и амфотерные свойства гидроксидов.
Развивающие: формирование исследовательского интереса к практической деятельности на уроках химии; развивать умение предполагать результат опыта на основе полученных знаний.
Воспитательные: продолжать формирование химического мировоззрения; повторить правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.
План урока
-
Организационный момент -2 мин.
-
Основная часть урока - 38 мин:
1. Коррекция и актуализация ранее изученного материала
2. Организация выполнения практической работы.
3. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
3. Заключительная часть урока- 5 мин.
Подведение итогов работы на уроке
Домашнее задание
Рефлексия
Ход урока.
-
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня наш урок мне хочется начать со слов великого греческого философа Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…».
- Как вы понимаете слова великого философа?
- Итак, чем же мы будем сегодня на уроке заниматься? (выполнять практическую работу)
-
Основная часть урока.
-
Коррекция и актуализация ранее изученного материала.
Но прежде чем перейти к практической работе, мы с вами повторим то, что изучали на прошлых уроках.
Напомните мне, о чем же мы говорили на прошлых уроках (о металлах: щелочных, щелочноземельных, алюминии).
- Что нового мы узнали о металлах?
- Какие же вещества называются металлами? (элементы, имеющие на последнем уровне от 1 до 3 электронов)
Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1.
-
Показать строение атома алюминия и охарактеризовать его химические свойства. Напишите соответствующие уравнения реакций.
Карточка 2.
Осуществить превращения схемы и написать уравнения реакций, для первой реакции составить электронный баланс, а для 4 - написать ионные уравнения реакций.
Al Al(OH)3 _ Al2 O3 AlCl3 Al(OH)3
В то время пока 4 ученика работают по карточкам, мы с вами повторим все, что мы изучали на прошлых уроках.
Давайте проведем интеллектуальную разминку.
Интеллектуальная разминка.
-
Выберите группу элементов, в которой находятся только металлы:
А) Al, As, P; Б) Mg, Ca, Si; В) K, Ca, Al.
-
Укажите общее в строении атомов K и Li:
А) 2 электрона на последнем электронном слое;
Б) 1 электрон на последнем электронном слое;
В) одинаковое число электронных слоев.
-
Металлический кальций проявляет свойства:
А) окислителя Б) восстановителя;
В) окислителя или восстановителя в зависимости от условий.
-
Дайте общее название приведённым ниже группам веществ:
А) Литий, натрий, калий, рубидий, цезий; (Ответ: щелочные металлы, металлы I группы главной подгруппы)
Б). СаО, Li2O, Na2O; (Ответ: основные оксиды)
Мы с вами на уроках говорили, что важны не только сами металлы, но и соединения металлов, а также их свойства, которые в химии отражают с помощью генетических цепочек превращений. Давайте, рассмотрим одну из таких.
Работа у доски.
1 2 3
СаО Са(ОН)2 Са(NO3)2 СаСО3
-
СаО + Н2О = Са(ОН)2 - реакция соединения (гидроксид кальция)
-
Са(ОН)2 + НNO3 = Са(NO3)2 + Н2О - реакция обмена (нитрат кальция)
-
Са(NO3)2 + Na2CO3 = СаСО3↓ + NaNO3 - реакция обмена (карбонат кальция)
-
Организация выполнения практической работы.
Химия - это наука экспериментальная, поэтому все наши теоретические знания мы должны подтвердить практически. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Практическая работа. Получение и свойства соединений металлов».
Перед вами лежат опорные конспекты, где сегодня вы будете оформлять все наблюдения и выводы по ходу практической работы. Поставьте дату и укажите свою фамилию.
- Давайте, сформулируем цель практической работы (учащиеся высказывают сои предположения)
Итак, цель практической работы: закрепить на практике получение соединений металлов и их свойства.
А теперь можно и приступать к практической части нашего урока. И самое главное это повторить правила по ТБ. Это наши традиционные правила. Давайте вместе их вспомним.
-
Учащимся запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя. -
Во время работы в кабинете химии учащиеся должны соблюдать чистоту, порядок на рабочем месте, а также четко следовать правилам ТБ. -
Не допускается загромождение проходов портфелями и сумками. -
Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. -
Не пробуйте вещества на вкус. -
Жидкие вещества берем только с помощью пипеток, а если взяли больше необходимого количества ни в коем случае не выливаем опять в склянку с веществом.
-
При выяснении запаха не подносите сосуд близко к лицу. Для выяснения запаха нужно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу. -
Опыты производите только над столом. -
В случае пореза, ожога немедленно обращайтесь к учителю. -
Обращайтесь бережно с посудой, веществами и лабораторным оборудованием. -
Закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
Учащиеся ставят росписи в журнале по ТБ.
Выполнение практической работы учащимися. Два варианта практической работы: для сильных и слабых учеников.
-
Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
Хочу вам открыть небольшой секрет. Мы с вами сегодня выполняли разноуровневую практическую работу: кому-то нужно было смешать те вещества, которые указаны, а кому-то нужно было подумать, какие вещества смешивать. Но к выводу мы должны были прийти к одному.
Итак, какой вывод сделала пара…..
А пара….
Как видите, выводы одинаковые.
3.Заключительная часть
Подведение итогов работы на уроке
- Чему мы сегодня научились на уроке? (получать соединения металлов, изучать их свойства, доказали, что гидроксид алюминия является амфотерным веществом)
Домашнее задание
Ваша задача повторить все химические свойства металлов, о которых мы говорили, а также выполните те задания, которые представлены на листах. Вы можете выбрать то задание, которое считаете выполнимым для вас.
Рефлексия
- Что вам сегодня на уроке понравилось?
- Что запомнилось больше всего?
- Были ли затруднения на уроке?
Выставление оценок, благодарность за урок.
Дата:_________
Ф.И. учащегося_________________________________
Практическая работа №2
Получение и свойства соединений металлов
Цель работы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы: Fe, Fe 2O3, FeSO4, NaOH, AlCI3, NaOH, HCI.
Задача №1
-
Получите гидрооксид алюминия и докажите его амфотерный характер.
-
Результаты работы оформите в таблицу.
Уравнение реакции в молекулярном и в ионном виде
Наблюдение
Вывод
AlCI3+NaOH
1)Как можно получить нерастворимое основание?
2)Почему гидрооксид натрия необходимо добавлять по каплям?
3).В чем сущность амфотерности?
Задача №2.
-
Получите сульфат железа (II) тремя способами с помощью тех реактивов, которые вам выданы.
-
Результаты работы оформите в таблицу. Укажите тип реакций.
Уравнение реакции в молекулярном и в ионном виде
Наблюдение
Вывод
С помощью каких реакций можно получить данную соль?
FeCl2 → Fe(OH)2 → FeSO4
Внимание!
Не забывайте убирать рабочее место, и записывать уравнения реакций.
Если кислота или щелочь попала на кожу, надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
Дата:_________
Ф.И. учащегося_________________________________
Практическая работа №2
Получение и свойства соединений металлов
Цель работы: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Реактивы: NaOH, AlCI3, NaOH, HCI.
Задача №1
-
Получите гидрооксид алюминия и докажите его амфотерный характер.
-
Результаты работы оформите в таблицу.
Уравнение реакции в молекулярном виде, тип реакции
Наблюдение
Вывод
AlCI3+NaOH
К хлориду алюминия прилейте гидрокисд натрия и полученный осадок разделите на две пробирки; к одной добавьте соляной кислоты, к другой гидроксида натрия.
AI(OH)3+HCI =
AI(OH)3+NaOH =
Выпадает осадок _____________цвета.
Осадок в кислотах ________________.
Осадок в щелочах ________________.
Гидроксид алюминия носит ______________________________, так как ________
___________________________________________________________________________.
Задача №2.
-
Получите сульфат железа (II) с помощью тех реактивов, которые вам выданы.
-
Результаты работы оформите в таблицу. Укажите тип реакций.
Уравнение реакции в молекулярном виде, тип реакции
Наблюдение
Вывод
К железу прилейте серной кислоты.
Выделяется______________________________
Сульфат железа (II) можно получить с помощью_____________________________________
Внимание!
Не забывайте убирать рабочее место, и записывать уравнения реакций.
Если кислота или щелочь попала на кожу, надо немедленно промыть большим количеством проточной воды.
Домашнее задание.
-
Допишите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:
-
Осуществите цепочку превращений, расставьте коэффициенты.
Первую реакцию рассмотрите, как ОВР, четвертую и шестую в свете ТЭД.