- Преподавателю
- Химия
- СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ХИМИИ
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ХИМИИ
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Арбузова Н.С. |
Дата | 26.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
СТАТЬЯ.СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ХИМИИ
Повышение эффективности обучения химии-ответственная и систематическая работа не только учителя-предметника, но и всего школьного коллектива (администрации школы, учителя-предметника, школьного психолога, родителей учащихся и учителей по другим предметам). Она начинается не в 11 классе, когда учащиеся выходят на финишную прямую, а с первых часов реализации образовательных программ по предмету, в данном случае по химии. Весь процесс обучения химии мы условно разделим на две части:
-
8 - 10 классы. Учащиеся 8 класса получают необходимые знания, умения и навыки по общей химии. В 9 классе овладевают ЗУНами по неорганической химии и получают первые представления об органических веществах. Десятиклассники изучают органическую химию.
-
Изучение химии в 11 классе. Учащиеся повторяют, переосмысливают основные понятия, представления о явлениях, законы, закономерности, обобщают, анализируют полученную информацию, и получают целостное представление об окружающем их мире. Это самый ответственный и трудный этап для школьника. За это время ученик должен окончательно определиться с профессиональным выбором, чтобы можно было в полной мере реализовать свои силы и возможности в дальнейшем жизненном пути. За это время ученику нужно успеть проверить себя на предмет подготовленности к итоговой аттестации по предметам, в том числе и в форме ЕГЭ.
Несмотря на это условное разделение, прослеживается одинаковая поэтапная деятельность в каждой части (этапы работы по повышению эффективности обучения сохраняются в каждой части, в каждом классе).
Система работы по повышению эффективности обучения химии:
-
Этап концептуализации и параметризации образовательной деятельности по предмету;
-
Диагностико-прогностический этап;
-
Этап целеполагания;
-
Этап планирования;
-
Этап конструирования и реализации учебных занятий;
-
Контрольно-регулировочный этап;
-
Этап рефлексии.
Главное условие эффективности функционирования системы - соблюдение последовательности этапов деятельности учителя и школьников, так как каждый этап является подготовительным для последующего. Возможны видоизменения в содержании этапов. На первом этапе субъектом деятельности является учитель. Совместная деятельность учителя и учащихся начинается со второго этапа. На отдельных этапах предполагается совместная деятельность всех участников педагогической процесса: учащихся, учителя, родителей, школьного психолога и администрации (диагностика, проведение пробных экзаменов, рефлексия и др.).
Система включает совместную работу учителя и учащихся на уроках (учебных занятиях), на дополнительных занятиях (кружковые (групповые и индивидуальные)), индивидуальную работу во время домашней подготовки и пробные экзамены по химии.
ЭТАП КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ И ПАРАМЕТРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХИМИИ
Этап включает в себя:
-
изучение концепции модернизации общего образования, ведущих идей теории и практики в области образования;
-
анализ требований государственного образовательного стандарта по предмету (обязательного минимума содержания среднего общего образования по химии);
-
разработку ведущих концептуальных идей построения образовательного процесса по предмету, в том числе подготовки к экзамену (дифференциация обучения, личностно-ориентированный подход, использование алгоритмов при решении химических задач, контрольные работы, которые включают в себя задания закрытого и открытого типов (в виде тестов) и т.д.);
-
определение критериев, показателей и инструментариев измерения процесса, условий и результатов освоения образовательной программы.
ДИАГНОСТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Этап включает в себя:
1. Сбор и анализ информации по интересам, способностям, возможностям учащихся. Совместная работа со школьным психологом, учащимися для определения внимания, памяти, мышления, воображения, работоспособности, силы воли, и др.
2. Сбор и анализ информации о желаниях учащихся в профессиональном самоопределении: беседа с родителями, учащимися, классным воспитателем, анкетирование учащихся; беседа с завучем по УВР.
3. Технологическое прогнозирование возможных затруднений школьников в выполнении КИМ по химии.
4. Планирование ожидаемых результатов по химии.
Сбор и анализ информации используются для:
• конкретизации целей учебных занятий;
• определения индивидуальных образовательных задач;
• сравнения конечных результатов с уровнем обучаемости школьников.
Такого рода информация способствует дифференциации образовательной деятельности, определению механизмов развития личности.
ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Он предусматривает:
1. Определение целей и задач образовательной деятельности по химии по отношению к каждому ученику;
2. Актуализацию задач изучения химии в школе;
3. Определение стержневых идей учебного курса химии, разделов, тем;
4. Оформление целей и задач ведущих разделов и тем в учебно-тематическом планировании;
5. Декомпозиция задач темы в образовательные цели конкретных учебных занятий; 6. Определение индивидуальных образовательных целей учащихся.
Цель - это ожидаемый, желаемый, прогнозируемый результат деятельности. Поставленная цель будет служить ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся.
Для определения цели образовательной деятельности по химии мы должны:
• изучить требования образовательного стандарта и программы по химии;
• изучить требования к школьнику и выпускнику к концу изучения предмета, раздела, темы;
• анализировать информацию об образовательном потенциале обучающихся;
• определить доминирующие способы учения школьников;
• выявить типичные и индивидуальные затруднения школьников в освоении учебного курса, раздела, темы;
• определить в совместной работе с учащимися общие и индивидуальные цели образовательной деятельности по химии, а также задачи, связанные с подготовкой к ЕГЭ в 11 классе и экзамену в традиционной форме в 9 классе (в число такого рода задач могут входить: развитие умений правильно прочесть толкование учебных заданий; развитие умений осуществлять саморегуляцию и самоорганизацию в образовательной деятельности в определенный временной промежуток; развитие умений выполнять задания в тестовой форме, фиксировать результаты в бланках ответов № 1 и № 2);
• определять приемы учебной работы, которыми важно овладеть школьнику;
• выявлять ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность учащихся в результате обучения, в качестве подготовки к экзаменам (в традиционной форме и в форме ЕГЭ).
ЭТАП ПЛАНИРОВАНИЯ
Ученик - это не сосуд, который надо заполнить,
а факел, который надо зажечь
Качество обучения зависит от того, насколько основательно и обоснованно выполняется тематическое и поурочное планирование.
При составлении тематических и поурочных планов мы учитываем:
-
чтобы содержание учебно-тематического плана соответствовало требованиям образовательных программ (мы занимаемся по программе Габриеляна О.С.);
-
чтобы прослеживалась интеграция между учебными курсами, изучаемыми школьниками в различных классах;
-
чтобы были взаимосвязаны предшествующие и последующие темы и цели занятий;
-
чтобы вовремя и на должном уровне проходила диагностика результатов обучения;
-
чтобы уделялось внимание систематизации и обобщению теоретических знаний и практических умений;
-
чтобы уделялось время для самостоятельной работы с различными источниками знаний;
-
чтобы выполнялась практическая часть программы;
-
чтобы занятия предполагали возможность дифференцированного обучения;
-
чтобы занятия способствовали развитию у школьников общеучебных умений, формированию у них навыков четкого, краткого (но полного) письменного изложения ответа на поставленный вопрос, умений оформлять ответ в форме, предложенной в режиме ЕГЭ;
-
чтобы использовались тестовые задания открытого и закрытого типа;
Отбор содержания материала каждого раздела и распределение его по темам осуществляется на основе работы с учебной программой и стандартами образования по предмету. Планирование каждой темы идет с учетом анализа особенностей усвоения и выявления типичных учебных затруднений учащимися отдельных тем и вопросов курса, с учетом анализа результатов ЕГЭ предыдущих лет.
ЭТАП КОНСТРУИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целях повышения эффективности обучения химии необходимо систематически изучать ответы учащихся на ЕГЭ по химии и на итоговой аттестации в 9, 11 классах в традиционной форме за предыдущие годы. Это позволит:
-
выявить затруднения школьников;
-
выявить возможные пробелы в знаниях;
-
разработать тематику консультаций по наиболее сложным разделам курса;
-
организовать групповые и индивидуальные консультации.
Повышению эффективности обучения химии способствуют:
1. Уроки.
2. Элективные (групповые) занятия.
3. Индивидуальные занятия, консультации.
4. Пробный экзамен.
5. Домашняя подготовка.
При конструировании учебного занятия необходимо учитывать типичные затруднения школьников в выполнении тестовых заданий, определять причины возникновения затруднений совместно с учащимися; устранять (по возможности) в ходе проверки обнаруженные пробелы; обеспечивать рефлексию учащихся по поводу своих способов учебной работы в процессе выполнения домашнего задания. На уроках, элективных занятиях, при домашней подготовке мы используем тестовые задания. Они позволяют не только обнаружить пробелы в знаниях, но и оценить ответ ученика. Учащиеся сами выставляют оценку по предложенной учителем шкале. Тестовые задания обеспечивают также рефлексию учащимися способов деятельности.
Если в 8-9 классах мы большее время отводим на изучение нового материала, его закрепление, то в старших классах серьезное внимание необходимо уделять повторению и обобщению знаний, отработке умений и навыков, формируемых в 8-9 классах. Наряду с изучением нового материала необходимо проводить целенаправленное повторение изученного в предшествующие годы.
Требования к учебно-методической организации учебных занятий в старших классах:
• научная строгость и доказательность;
• проблемное изложение материала;
• усиление дедуктивного подхода;
• раскрытие методологических проблем науки;
• наличие исследовательских и творческих заданий.
Уровень преподавания значительно выше уровня обязательной подготовки.
Мы организуем уроки-практикумы по решению программных задач (расчетных и экспериментальных), систематически проводим демонстрационный и лабораторный химические эксперименты.