- Преподавателю
- Химия
- «Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии»
«Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пуляева Е.И. |
Дата | 18.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Статья учителя химии МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области Пуляевой Елены Ивановны по теме: «Формирование предметной мотивации обучающихся на уроках химии».
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться»
(В.А.Сухомлинский).
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.
Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?
Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке - все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть, прежде всего: актуальным и интересным, это в свою очередь мотивирует обучающихся, повышает степень активности в учебном процессе, предполагает получение крепких знаний.
Один из важнейших путей формирования и развития мотивационной сферы видится в поиске и внедрении в учебный процесс методов активного обучения, под которыми понимаются такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности. Наиболее эффективными в этом плане я считаю, являются:
-
метод учебного сотрудничества;
-
метод проектов;
-
игровые методы;
-
метод кейсов («case study») - ситуационный семинар, решение ситуационных задач, представляет собой описание конкретной ситуации, требующей практического разрешения;
-
проблемный семинар - представляет собой модель обучения на основе дискуссии: мозговой штурм, дискуссия в стиле ток-шоу, симпозиум, дебаты, сократический семинар, дерево решений и т. д.
С целью формирования как социальных, так и познавательных мотивов в обучении химии я использую различные формы заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные химические задачи, интеллектуальные игры, загадки, алгоритмические и эвристические предписания, химические диктанты, тесты разного типа, химические сочинения и др.
В своей работе я использую активные методы обучения и прием «Черный ящик», мне кажется, вписывается в общую концепцию этой методики. Люблю передачу «Что?Где?Когда?» и возникла идея перенести «Черный ящик» в урок, причем как оказалось, это стало уместно практически на всех этапах урока. Обучающимся нравится, им интересно выполнять задания направленные на поиск ответа: «Что в черном ящике», да, еще и поощрение виде «5», подкрепляет ажиотаж.
1. Этап целеполагания
А) Тема: «Железо и его соединения» 9 класс, форма: загадка.
Учитель: в черном ящике «тема урока»
Этот металл
На Землю метеоритом упал,
Из руды его человек получает,
В сталь и чугун превращает.
Что в «Черном ящике»? - Железо (может быть железный гвоздь)
Выход на тему урока, что же будем изучать исходя из загадки: строение атома и свойства простого вещества (1 строчка), нахождение в природе (2-3),
применение (4), ну а учитель добавляет и химические свойства.
Б) Тема: «Алюминий: строение, свойства, получение, применение» 9 класс,
форма: использование интересные фактов из истории.
Учитель: он был открыт в 1825 году и стоил в 1500 раз дороже золота. а уже
в 1855 году, Парижская выставка - демонстрировала его как самый редкий и дорогой металл, но стоимость его была уже в 10 раз дороже золота. На этой выставке НАПОЛЕОН III заинтересовался брусками блестящего металла и приказал сделать из него для себя ложку. С тех пор с ней не расставался. Именно благодаря прихоти Наполеона химик Девилль умудрился выбить из прижимистого императора средства на разработку этого металла. Так что ложка умудрилась послужить на благо науки.
- в настоящее время посуда из этого металла так доступна, что вы только что использовали ее в столовой (алюминиевая ложка в черном ящике) и опять же выход на тему, цели и задачи урока.
2. этап Закрепление знаний
А) Тема «Основания» 8 класс , форма : загадки
Новый материал изучен, на закрепление изменения цвета индикаторов в разных средах придет на помощь черный ящик.
Смущает меня щелочная среда;
Краснею... Но если вокруг кислота,
И если в воде растворен я один,
Не видно меня. Я - ... (фенолфталеин)
Ах, что же я поделаю с собой -
Ведь в щелочи я сине-голубой.
А в кислоте быть синим я не смею:
Я - ..., и в кислотах я краснею. (лакмус)
Как на прогулке от мороза,
От кислого я стану розов.
Но вид мой в щелочи смешон:
Я сразу желтый, как лимон. (метиловый оранжевый)
Б) Тема «Бинарные соединения» 8 класс; форма: выполнение упражнения
Какой продукт я куплю в магазине, если его химическое название
Оксид водорода с оксидом углерода (IV). Обучающиеся пишут две формулы, видят воду и углекислый газ, и ответ в «черном ящике»: газированная вода.
3.Отработка нового материала может выглядеть так:
Тема: Определение молекулярной формулы вещества по массовой доле элементов в веществе. 8 класс (9, 10,11 в программе элективного курса)
А)В черном ящике вещество, в котором массовая доля кальция 40%, массовая доля углерода 20%, и есть кислород. Найдите молекулярную формулу и определите, что в черном ящике. Обучающиеся находят формулу CaCO3,
Затруднения в названии можно сгладить «Подсказкой», например, это остатки раковин древних морских организмов… Рабочий инструмент учителя. В «черном ящике» - мел.
По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится тяжелой повинностью. Поэтому не случайно каждый учитель в процессе своей деятельности стремится решить вопросы: как учить с увлечением, как сделать радостным и творческим процесс познания?
Ещё один из способов решения этого вопроса, который я применяю на уроках - это организация проблемно - поисковой деятельности учащихся.
Эта деятельность по сравнению с другими имеет ряд преимуществ: усиливает познавательный интерес учащихся; способствует получению более глубоких знаний и что немало важно, показывает их прикладную направленность; развивает умение творчески мыслить.
В 8 - м классе при изучении темы «Растворы. Массовая доля растворенного вещества» предлагаю задачи «жизненного» содержания:
-
Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан объёмом 200г 2 ч. ложка сахара (1 ч. л содержит 12,5 г сахара), а второй - 2 кусочка сахара рафинада (1 кусочек имеет массу 5,6г). Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще?
-
Посмотрите на этикетку бутылки, в которой находится столовый уксус. Какое содержание уксусной кислоты в этом растворе? Какова масса уксусной кислоты в 200 г столового уксуса?
Для закрепления по теме «Кислоты и их химические свойства» предлагаю задание следующего содержания:
-
При укусе муравья в ранку попадает муравьиная кислота НСООН. Чтобы боль утихла, кислоту надо нейтрализовать, например, раствором соды. При реакции образуется безвредная соль. Напишите химическое уравнение этой реакции, изобразив формулу уксусной кислоты условно HR.
С целью формирования у учащихся первоначальных понятий о признаках и условиях протекания химических реакций, а также устойчивого познавательного интереса к химии, использую занимательные химические опыты. Перед проведением занимательного опыта ориентирую учеников на необходимость установления ими условий и признаков протекания реакций, подготавливаю их к пониманию дидактической цели химического опыта (формирование химических понятий, демонстрация техники химического эксперимента). Затем даю учащимся возможность самостоятельно сформулировать личностно значимые цели, адекватные обучающей цели учителя (овладения химическими понятиями «признаки» и «условия протекания химических реакций» и др.). Благодаря занимательности химического опыта личностно значимые цели учащихся могут постепенно перерасти в мощный мотив учения - познавательный интерес. Важную роль имеет химический демонстрационный эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи.
Задания творческого характера служат и способом подготовки учащихся к успешному выполнению части С ОГЭ, ЕГЭ и являются эффективными в плане развития творческих способностей и мотивации на успех.
Результат своей деятельности вижу в росте интереса к моему предмету, в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в умении самостоятельно мыслить, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения. Описанные приёмы формирования мотивации доказали свою эффективность и в целом могут служить основой для занятий как с одарёнными детьми, так и с обычными учениками.
Таким образом, считаю, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Данные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.