Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области

«Тульский областной центр образования»


центр дистанционного образования


Конспект урока педагога

  1. Ф.И.О. учителя Барышниковой Ольги Викторовны

  2. Дата проведения

  3. Класс 8 класс

  4. Предмет химия

  5. Тема урока «Реакции обмена. Сущность»

  6. Тип урока Комбинированный

  7. Цель урока Развитие знаний ученика о химических реакциях на примере реакций обмена

  8. Задачи урока:

1. Образовательные:

1) повторить основные определения темы «Химические реакции»;

2) закрепить и проверить знания о реакциях разложения, соединения и замещения;

3) ввести основное понятие-реакция обмена, изучить сущность и механизм этого типа реакций;

4) сформировать понятие реакции нейтрализации, как частного случая реакции обмена;

5) продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена;

6) научить сравнивать конкретные уравнения реакций и узнавать тот или иной тип реакций;

7) продолжить отработку навыков и умений в составлении формул веществ, схем химических реакций

2. Развивающие

1) продолжать развивать интеллектуальные умения составлять и описывать реакции обмена, давать определения понятиям (реакции обмена, реакция нейтрализации), формулировать условия протекания реакций обмена;

2) развивать умение выявлять различия между разными типами химических реакций, формировать выводы;

3) развивать умения применять знания на практике,

4) развивать логическое мышление, память, усилить мотивацию;

5) развивать творческое мышление у учащихся путем вовлечения их в процесс решения проблемных задач по данной теме.

6) продолжать развитие аккуратности, точности, чистоплотности.

7) продолжать развитие умения работать с аппаратно - программным комплексом и цифровыми образовательными ресурсами;

8) продолжать развитие умения ученика самостоятельно планировать и оценивать свою деятельность.

3. Воспитательные

1) воспитывать чувство ответственности за свои действия в процессе обучения;

2) Воспитывать культуру общения при работе в паре ученик-учитель;


  1. Учебно-методический комплекс:

1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.:, Дрофа, 2010 г.

2. Рабочая тетрадь ученика.

3. Таблица растворимости солей.

4. Электро - химический ряд напряжения металлов.

5. ЦОР: 1) Видео-опыт по химии «Взаимодействие кислот с солями»

2) Видео-опыт по химии «Реакции обмена»

3) Видео-опыты «Реакции ионного обмена, идущие с образованием ярко- окрашенных солей»

4) Видео-опыты «Качественные реакции на хлорид-, бромид- и йодид -ионы»

6. Ресурсы оболочки Moodle.

Ход урока:

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

ЭОР:

1. Организационный момент (1 минуты)

Приветствую ученика. Интересуюсь состоянием его здоровья, подготовкой к уроку.

Здоровается с учителем. Проверяет еще раз свою подготовку к уроку.

2. Повторение и закрепление пройденного материала (5 минут)

Предлагаю ученику вспомнить и устно ответить на вопросы (словесный метод - беседа*):

1) « Что такое химическая реакция?»

2) «В чем отличие химического явления от физического?» Прошу привести примеры.




3) « Что такое химическое уравнение?»


4) « Какова сущность реакций разложения, соединения и замещения?» Прошу привести примеры.

Ученик отвечает устно на вопросы, приводит примеры.

1) «Химическая реакция - это процесс превращения одних веществ в другие»

2) В ходе физического явления изменяется только агрегатное состояние вещества, но не его состав. Примеры физических явлений - закипание воды с образованием пара, образование льда.

Примеры химических явлений - реакция гашения уксусом соды, ржавление гвоздя.»

«Химическое уравнение - условная запись химической реакции с помощью химических символов и математических знаков»

«В реакцию разложения вступает одно вещество, а образуется несколько. В реакциях соединения из нескольких веществ образуется одно. В реакциях замещения атом простого вещества замещает атом одного их химических элементов в составе сложного вещества»

3. Изучение нового материала (15 минут)

Сообщаю, что сегодня на уроке мы будем изучать новый тип реакций. Прошу ученика внимательно посмотреть видео-опыт

«Взаимодействие солей и кислот. Реакция хлорида бария и серной кислоты и взаимодействие мрамора и соляной кислоты» (наглядный метод - иллюстрация*: аудиовизуальные средства - видеофрагмент).

Совместно с учеником записываем уравнения реакций, отмечает, что наблюдали (выделение газа, выпадение осадка).

BКонспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.aCl2+H2SO4

BaSO4 +2HCl

CКонспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.aCO3+2HCl

CКонспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.aCl2+CO2 +H2O

Прошу ученика посмотреть на уравнения реакций и предположить, о каком типе реакций мы сегодня будем говорить (частично-поисковый (эвристический) метод**, средство - рабочая тетрадь).

Прошу записать тему урока «Реакции обмена»

Предлагаю ученику дать самостоятельное определение реакции обмена и определить схему таких реакций, записать их (частично-поисковый (эвристический) метод**).

«Реакции обмена - это реакции, в ходе которых сложные вещества обмениваются своими составными частями»

(АВ+СD=AD+CB)

Предлагаю посмотреть виртуальные опыты (наглядный метод - иллюстрация*; аудиовизуальные средства - видеофрагмент):

«Реакции обмена»

Прошу написать уравнения реакций в опытах (частично-поисковый (эвристический) метод**; средства - рабочая тетрадь иаудиовизуальное средства - видеофрагмент).

Прошу записать:

«Реакция нейтрализации - реакция обмена между кислотой и щелочью, в результате которой образуется соль и вода»

По каким признакам мы судили о протекании реакции? (словесный метод - беседа*)

Отмечаю, что есть ряд условий для протекания таких реакций: 1) выделение газа, 2) выпадение осадка, 3) образование воды. (словесный метод - объяснение*, )

Прошу это записать.

Многие реакции обмена из-за образования ярко-окрашенных осадков используют как качественные реакции на ионы. Посмотрим это на примере качественных реакций на хлорид-, бромид- и йодид -ионы.

Обсуждаем реакции (словесный метод - беседа*, визуальные средства - схемы процессов)

KКонспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.I+AgNO3KNO3+AgI (жёлтый осадок)

NКонспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.aCl+AgNO3 NaNO3+AgCl (белый осадок)

NКонспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.aBr+AgNO3 NaNO3+AgBr (бледно-желтый осадок)

Записывает тему урока.

Смотрит опыт, делает заметки.





Диктует уравнения реакций, записывает их в тетради, расставляет коэффициенты.

Говорит, что вещества поменялись частями.

Определяет тему урока.


Записывает тему в тетрадь.

Самостоятельно определяет понятие «реакция обмена»


Записывает определение и схему в тетрадь




Пишет реакции:

1Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.) CuSO4+2NaOH

Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.Na2SO4+Cu(OH)2

2Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.)Na2CO3+2HCl 2NaCl+ CO2+H2O

3Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.) HCl+NaOH

H2O+NaCl



«Выделение газа, образование осадка или воды»



Записывает


Смотрит реакции и называет вещества, участвующие в них.

Видео-опыт по химии «Взаимодействие кислот с солями»(40 сек)







Видео-опыты «Реакции обмена»(2,5 мин)





Ресурс ЦОР на MoodleКонспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.
















Видео-опыт «Качественные реакции на хлорид-, бромид- и йодид -ионы» (1 мин.4 сек)





4. Закрепление материала ( 5 минут)

Предлагаю зайти на Moodle и выполнить задания устно (практический метод - упражнение*; визуальные средства - схемы процессов):

Задание 1 (ресурс ЦОР)

Заходит на оболочку Moodle и отвечает устно

5. Подведение итога урока (2 мин)

Прошу ученика подвести итог урока. Спрашиваю, что проходили на уроке, что повторили.

Отвечает, что на уроке мы повторили механизм и определение реакций разложения, соединения и обмена, изучили механизм реакций обмена, научились различать реакции по их типу.

6. Рефлексия (2 мин)

Прошу ученика оценить свою работу на уроке (метод рефлексии)

Говорю своё мнение о работе ученика на уроке, выставляю оценку.

Самостоятельно подводит итоги: «что успел, что не успел, с чем справился, с чем нет».

7. Домашнее задание (1 мин)

Параграф 32 читать, посмотреть видео - опыты, отправленные в скайпе, написать уравнения реакций, определить их тип (письменно) (сочетание методов иллюстрации, упражнения и частично-поискового; сочетание аудиовизуальных (видеофрагмент), визуальных (схемы процессов) и словесных (работа с книгой) средств).

Прощаюсь с учеником.

Записывает домашнее задание, получает видео-файл, прощается с педагогом.

Видео-опыты «Реакции ионного обмена, идущие с образованием ярко-окрашенных солей»


  1. Приложения:

Видео-опыт по химии «Взаимодействие кислот с солями»(40 сек)

Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.

Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.



Видео-опыт по химии «Реакции обмена»

Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.

Видео-опыты «Реакции ионного обмена, идущие с образованием ярко - окрашенных солей»

Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.

Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.

Видео-опыты «Качественные реакции на хлорид-, бромид- и йодид -ионы»

Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.Конспект урока по химии в 8 классе Реации обмена. Сущность.



Примечание:

* обозначены методы согласно классификации методов обучения по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский);

** обозначены методы согласно классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М.Н. Скаткин)

© 2010-2022