Рабочая программа по географии (9 класс)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


АДМИНИСТРАЦИЯ ЦИМЛЯНСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Паршиковская средняя общеобразовательная школа

Цимлянского района Ростовской области

ул.Мира - 2, х.Паршиков, 347301 , тел. (86391)44-2-43, 44-1-03, E-mail: [email protected]

ОГРН 1026101719104, ИНН 6137005987, КПП 613701001, БИК 046015001

МБОУ Паршиковская СОШ


«Утверждаю»

Директор МБОУ Паршиковской СОШ

Приказ от 31. 08. 2015 г. № 130


______________________

С.С.Усачева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по географии. Население и хозяйство России_______

Уровень общего образования (класс) базовый уровень

________________основное общее образование, 9 класс________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)


Количество часов_____66_________________________________________________

Учитель_____Поцелуева Людмила Александровна_________________________

(ФИО)

Программа разработана на основе

Примерной программы основного общего образованияпо географии. География Земли (6-7 классы), автор -Е.М.Домогацких, Программа курсов «География для 6-9 классов, Москва,Русское слово, 2010_____________________________________________________



Раздел 1

Пояснительная записка


Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) и примерной программы для основного общего образования по географии. Реализация рабочей программы обеспечивается следующими нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

  • Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 года № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

  • Приказ от 8 июня 2015г. №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 31 марта №253»)

  • Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ГОС на ФГОС)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 г.N 2643 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;

  • Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015 № 405 «Об утверждении регионального примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год»

  • Устав школы, утвержденный Приказом отдела образования Администрации Цимлянского района № 593-о от 29.11.2012 г.

  • Приказ МБОУ Паршиковской СОШ от 28.08.2015г. № 127 «Об утверждении Учебного плана МБОУ Паршиковской СОШ», «Об утверждении ООП НОО, ООО, среднего общего образования МБОУ Паршиковской СОШ», «Об утверждении Календарного учебного графика МБОУ Паршиковской СОШ на 2015-2016 уч.г.»

  • Примерная программа основного общего образованияпо географии. География Земли (6-7 классы), автор -Е.М.Домогацких, Программа курсов «География для 6-9 классов, Москва,Русское слово, 2010

Курс «География. Население и хозяйство России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение. Курс «География Ростовской области» является учебным модулем федерального компонента «География» и изучается в курсе 9 класса.

Основные цели и задачи курса:

- сформировать целостный географический образ своей Родины;

- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

- сформировать необходимые географические умения и навыки;

- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.


Раздел 2

Общая характеристика учебного предмета


Структура программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

- умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Раздел 3

Место учебного предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов в 9 классе из расчета 2 часа в неделю за счёт инвариантной части Базисного учебного плана Ростовской области и, соответственно , Учебному плану МБОУ Паршиковской СОШ на 2015-2016 учебный год, но согласно Календарному учебному графику МБОУ Паршиковской СОШ на 2015-2016 учебный год в 9 классе с учётом праздничных дней (2 урока выпадает на 23.02, 08.03.2015 г.) получается 66 часов.

Распределение часов учебного предмета

1 четверть - 18час

2 четверть - 15 час

3 четверть - 18 час

4 четверть - 15 час

Итого - 66 часов






Раздел 4

Содержание учебного предмета

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс - главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

Раздел 1. Общий раздел России (32часа)

Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России (8 часов)

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV-XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей.Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия - федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям - биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Практические работы. Географическое положение России

Тема 2. Население России (7 часов)

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Тема 3. Хозяйство России (17 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Практические работы. 1. Описание топливной базы 2.Размещение отраслей машиностроения.

Раздел 2 Экономические районы России(12 часа)

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север - самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы - основа хозяйства района. Мурманск - морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад - транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение - главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение - ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург - многофункциональный центр района.

Калининградская область - самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР - один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация - экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство - огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС - крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация - вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов. . Место России в хозяйственной системе современного мира . Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Практические работы. 1 Внешние связи Центральной России 2. Характеристика экономического района. 3. Территориально-производственный комплекс Восточной Сибири.

Раздел 3. Страны Ближнего Зарубежья (1 час)

Страны Европейского Запада. Страны Балтии - Эстония, Латвия и Литва - небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия - основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина - крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы - основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство - основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия - хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.Страны Азиатского Юга. Казахстан - страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы - база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.

Раздел 4 География Ростовской области (20 часов)

Географическое положение, природные условия, ресурсы, население,специфика хозяйственной специализации, отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Экологические проблемы .

Практические работы

Разделы

содержание

Учебные часы

Практические работы

Дата проведения

Введение

1

1

Общий раздел России

32

Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России

8

Географическое положение России

08.09

Тема 2. Население России

7

Тема 3. Хозяйство России

17

1Описание топливной базы

2.Размещение отраслей машиностроения.

17.11

01.12

2

Экономические районы России

12

1.Внешние связи Центральной России

2.Характеристика экономического района. 3. Территориально-производственный комплекс Восточной Сибири

21.01

16.02

18.02

3

Страны Ближнего Зарубежья

1

4

География Ростовской области

20

итого

66

6

Раздел 5

Тематическое планирование (66 часов, 2 часа в неделю)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Практические работы

1

Введение

1

2

Раздел 1

Общий раздел России

32

3

Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России

8

1

3

Тема 2. Население России

7

4

Тема 3. Хозяйство России

17

2

6

Раздел 2

Экономические районы России

12

3

7

Раздел 2

Страны Ближнего Зарубежья

1

8

Раздел 2

География Ростовской области

20

итого

66

6

Раздел 7

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны:

1. Знать (понимать):

- географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;

- причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;

- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;

- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;

- основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;

- крупнейшие городские агломерации нашей страны;

- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;

-географию народов, населяющих нашу страну.

2. Уметь:

- давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;

- приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;

- объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.

Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


Раздел 8

Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся

Отметка «5»

· ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

· правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

· правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

Отметка «4»

· ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Отметка «3»

· ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности;

· затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

Отметка «2»

· ответ неправильный;

· нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

Оценка практических умений учащихся

работать с картой и другими источниками географических знаний

Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве

Отметка «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

Отметка «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

Отметка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

Отметка «2» - неправильное выполнение задания, неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Оценка качества выполнения самостоятельных письменных работ.

Отметка «5» ставится, если обучающийся: - выполнил работа без ошибок и недочётов; - допустил не более одного недочёта.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: - не более одной негрубой ошибки и одного недочёта; - или не более двух недочётов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: - не более двух грубых ошибок; - или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта; - или одной негрубой ошибки и трёх недочётов; - или при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх-пяти недочётов.

Отметка «2» ставится, если ученик: - допустил число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка «3»; - или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка «1» ставится, если ученик: - не приступал к выполнению работы; - правильно выполнил не более 10% всех заданий. Примечание: учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа; - оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов: -- время выполнения работы - 10-15 мин.

-- оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов: -- время выполнения работы - 30-40 мин. -- оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.

Отметка «5». Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности.. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимися в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы потрачено много времени (можно дать возможность закончить работу дома). Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка «2». Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать верных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами.

Раздел 9


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. , Клюев Н.Н. «География: население и хозяйство России: учебник для 9 класса.-2 -е изд. - М. : ООО «ТИД «Русское слово -РС» , 2013.-280с.:ил.

  2. Алексеев А.И., О.В. Гаврилов «Атлас экономическая и социальная география 9 класс»

  3. Мишняева Е.Ю. Конртурные карты с заданиями Экономическая и социальнвая география 9 класс , 2005 г. Обновлен по современным научным материалам и спр-стат данным в 2008 г.ООО «АСТ -ПРЕССС Школа» 2008г.В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2008.

  4. В.П.Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. Ренкомендации к планированию уроков.9 класс - М.: Дрофа, 2004

  5. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.

  6. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.

  7. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.

  8. Б.Б.Пятунин «Новые контрольные и проверочные работы по географии 8-9

  9. Рабочая тетрадь Ростовской области, Ростов -на дону, 2010

  10. Атлас Ростовской области, Ростов -на дону, 2010

  11. Эртель А.Б. География ОГЭ.-2015 учебно-методическое пособие «Легион», Ростов-на -Дону, 2015

Список литературы для учащихся:

1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2008.

2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.

3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Население и хозяйство". 9 класс - М.: Дрофа, 2008.

4. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.


Материально-техническое обеспечение:

  • Глобус физический

  • Компас школьный

  • Учебная карта "Карта России" (физич.)

  • Учебная карта "Административно-территориальное устройство РФ"

  • Электронное приложение «Кирилл и Мефодий» 8 класс

  • Видеоуроки «Инфоурок»-2015

  • Компьютер-1

  • Проектор-1

  • Интерактивная доска-1

  • Телевизор -1

  • DVD - 1

Интернет - ресурсы.

  • uroki.net/docgeo.htm - Все для учителя географии

  • ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_geogr.asp - Виртуальный кабинет «География»

  • nsportal.ru/shkola/geografiya - Социальная сеть работников образования

  • window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.1.3 Единое окно доступа к образовательным ресурсам. География.

  • geo.metodist.ru/ Методическая лаборатория географии Московского института открытого образования. Журнал «Учитель географии».

  • school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  • school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=28 раздел «География».

  • school.edu.ru/default.asp Российский общеобразовательный портал

Раздел 10

Контрольно-измерительные материалы

Практические работы

Практическая работа. Географическое положение России

Цель: Дать характеристику географического положения России.

Оборудование: контурная карта России, физическая карта России, политико-административная карта России, простой карандаш, цветные карандаши, ластик.

Задание 1. план характеристики географического положения страны:

1.. Определите, на каком материке, в какой его части расположена страна. В каких частях света.

2. Определите моря и океаны, омывающие Россию.

3. Назовите страны, с которыми граничит Россия.

4.Определите, с какими странами самая протяженная граница.

5.Определите, с какими странами граница проходит по горам, рекам.

6.Определите, с какими странами Россия граничит только по морю.

Сделайте вывод о протяженности сухопутных и морских границ России.

6. Найдите крайние точки России. Определите их координаты

7. Определите протяженность России с севера на юг, с запада на восток.

Сделайте вывод, где наибольшая протяженность, где наименьшая.

8. Что такое «Российский сектор Арктики?

Задание 2. Выделите положительные и отрицательные черты географического положения России. Заполните таблицу 3.

Таблица 3.

Положительные черты географического положения России

Отрицательные черты географического положения России



Задания 3.по контурной карте

1. Отметить на контурной карте государственную границу России.

2. Подписать пограничные государства.

3. Отметить крайние точки России, подписать их координаты (мыс Челюскин, мыс Флигели, мыс Дежнева, Балтийская коса, гора Базардюзю).

Практическая работа Описание топливной базы

Характеристика угольного бассейна страны с использованием карт атласа, учебника, статистических материала.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику топливной базы по картам, учебнику и статистическим показателям.

Задание учащимся.

Используя текст учебника и тематическую карту, показывающую размещение основных энергетических баз страны, описать угольный бассейн

План

  1. Географическое положение относительно потребителей.

  2. Условия добычи.

  3. Мощность пласта.

  4. Калорийность угля.

  5. Экологические проблемы.

  6. Экономические проблемы и перспективы эксплуатации данных угольных бассейнов.

Вывод.

Практическая работа Размещение отраслей машиностроения

Определение по картам закономерностей в размещении отраслей
наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Цель работы: формирование умений анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа.

Задание учащимся.

  1. Используя текст учебника, привести примеры отраслей, относящихся к наукоемкому, трудоемкому и металлоемкому машиностроению.

  2. Используя карту атласа, определить центры размещения отраслей
    наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Группа отраслей машиностроения

Название отраслей

Крупные промышленные центры

Принципы размещения

Трудоемкое и наукоемкое

Металлоемкое

Вывод

Оценивается правильность заполнения таблицы.



Практическая работа Внешние связи Центральной России

Тема. Составление картосхемы внешних территориально-производственных
связей Центральной России.

Цель работы: углубление знаний о разделении труда; формирование умений отражать на контурной карте производственные связи между районами.

Вариант 1

Задание учащимся.

  1. Нанести на контурную карту основные транспортные магистрали и границы экономических районов, входящих в состав Центральной России.

  2. Проанализировать экономическую карту атласа и отметить стрелками разного цвета основные направления грузопотоков. Какую продукцию Центральная Россия отправляет и какую продукцию получает?

  3. Выписать в тетрадь в виде таблицы основные грузы, составляющие ввоз и вывоз; объяснить, от чего зависит их состав.

Груз, ввозимый в Центральную Россию

Груз, вывозимый из Центральной России

Общий вывод:



Вариант 2

  1. Определить, какие экономические районы входят в состав Центральной России.

  2. Из текста учебника выбрать материал, отображающий внешние территориально-производственные связи районов Центральной России.

  3. Сделать краткие записи в тетради.

  4. На контурной карте указать внешние экономические связи района:

  1. синие стрелки - ввоз;

  2. красные стрелки - вывоз.

  1. Сделать вывод о значении Центральной России в хозяйстве страны.

Практическая работа Характеристика экономического района

Тема. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану.

Цель работы: формирование знаний о последовательности экономико-географической характеристики территории, умение составлять такие характеристики.

План экономико-географической характеристики

  1. ЭГП.

  2. Природные ресурсы.

  3. Население и трудовые ресурсы.

  4. Характеристика отраслей хозяйства

  5. Крупнейшие города.

  6. Перспективы развития.

Для характеристики ЭГП используется план его описания.

Типовой план характеристики ЭГП (района) территории

  1. Положение района на территории страны (центральное, окраинное, приграничное).

  2. Экономическое окружение (соседние экономические районы, соседние государства).

  3. Положение относительно крупных (главных) топливных энергетических и сырьевых баз страны.

  4. Положение по отношению к транспортным магистралям (ж/д, водным и т.д.)

  5. Изменение ЭГП района в течение времени.

  6. Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства.

Практическая работа Характеристика НорильскогоТПК

Составление характеристики Норильского промышленного узла:

1.Географическое положение

2.Природные условия и ресурсы

3.Отрасли производств и их взаимосвязь

4.Промышленные центры

5.Проблемы и перспективы развития

Вывод.

Итоговое тестирование

Ι вариант

А1. Какой субъект не входит в состав Центрально-Чернозёмного района?

а) Липецкая область;

б) Воронежская область;

в) Псковская область;

г) Белгородская область.

А2. Укажите особенность ЭГП Центрального района:

а) столичное положение;

б) приморское положение;

в) периферийное положение;

г) слабо развитую транспортную сеть.

А3. Наиболее благоприятные природные условия для развития сельского хозяйства имеются в районе:

а) Центрально-Чернозёмном; б) Центральном; в) Волго-Вятском.

А4. Укажите полезное ископаемое, которое добывают на территории Центрально-Чернозёмного района: а) уголь; б) нефть; в) железная руда; г) медная руда.

А5. На берегах Волги расположены города:

а) Казань б) Пенза в) Самара г) Элиста

А6. Найдите ошибку в перечне регионов в составе Западно-Сибирского района:

1) Ханты-Мансийский автономный округ,

2) Республика Алтай,

3) Красноярский край,

4) Кемеровская область.

А7. Перспективы развития Восточно-Сибирского района связаны:

1) с развитием сельского хозяйства,

2) с дальнейшим развитием добывающей промышленности,

3) с дальнейшим развитием лесозаготовок,

4) с развитием перерабатывающей промышленности.

А8. Территория добычи нефти и газа в Дальневосточном районе:

1) трасса БАМа, 2) полуостров Чукотка, 3) остров Сахалин, 4) юг Приморского края.

А9. Основная масса стали и чугуна в России производится:

А) На Урале В) На Дальнем Востоке

Б) В Восточной Сибири Г) В Краснодарском крае

А10. Выберите отрасли специализации Северного Кавказа:

А) Чёрная металлургия В) Производство алюминия

Б) Сельскохозяйственное машиностроение Г) АПК.

В1. Установите соответствие:

Район

а) Центральный;

б) Центрально-Чернозёмный;

в) Волго-Вятский.

Природные ресурсы

А. Железные руды, почвы;

Б. Лес, вода;

В. Торф, бурый уголь.

В2. Установите соответствие:

А) Набережные Челны 1 - ГАЗ

Б) Нижний Новгород 2 - ПАЗ

В) Павлово-на-Оке 3 - Ижорский завод

Г) Санкт-Петербург 4 - КамАЗ

В3. Установите соответствие:

А) Поволжье 1) Саратовская область, Татарстан

Б) Урал 2) Архангельская область, Вологодская область

В) Северный район 3) Магаданская область, Приморский край

Г) Дальний Восток 4) Оренбургская область, Челябинская область

С1. Впишите в таблицу основные центры промышленности Урала:

Чёрная металлургия

Цветная металлургия

Тяжёлое машиностроение

С2. Впишите номера экономических районов, которым соответствуют характеристики:

Характеристики районов

Экономические районы

1. В состав экономического района входят Новгородская и Псковская области.

2. Не имеют выхода в океан.

3. В этом экономическом районе расположен Печорский угольный бассейн.

4. Транспортные магистрали имеют радиально-кольцевую структуру.

5. Для этого района характерен набор полезных ископаемых: фосфориты, бурый уголь, железная руда.

6. «Автомобильный цех» России.

7. Самый многонациональный регион России.

8. Отрасли специализации экономического района: топливная промышленность, лесная, цветная и чёрная металлургия, рыбная.

9. Эти экономические районы богаты железными рудами.

10. Есть выход в Балтийское море.

11. Рельеф равнинный, природные зоны: тундра, тайга, арктические пустыни.

12. В этом районе проходит «Золотое кольцо России».

13. Районы с наиболее плодородными почвами.

14. В районе проживают народы коми, карелы, ненцы.

15. Эти экономические районы имеют запасы нефти и природного газа.

16. Самый маленький по площади экономический район.

17. Основные отрасли специализации - чёрная и цветная металлургия, тяжёлое машиностроение.

18. Для каких регионов характерна нехватка пресной воды?

19. Одно из главных богатств экономического района - рекреационные ресурсы.

20. Районы, богатые разнообразными полезными ископаемыми.

1 - Северный район 7 - Поволжье

2 - Северо-Западный район 8 - Урал

3 - Центральный район 9 - Западно-Сибирский район

4 - Центрально-Чернозёмный район 10 - Восточно-Сибирский район

5 - Волго-Вятский район 11 - Дальневосточный район

6 - Северный Кавказ 12 - респ. Крым

ΙΙ вариант:

А1. Какая область не входит в состав Центрального района?

а) Ярославская; б) Тверская; в) Новгородская; г) Владимирская.

А2. На особенности формирования хозяйства Центрального района в первую очередь влияют ресурсы: а) природные; б) трудовые (квалифицированные).

А3. Укажите центры металлургии Центрально-Чернозёмного района:

а) Белгород, Курск;

б) Курск, Липецк;

в) Липецк, Старый Оскол;

г) Воронеж, Старый Оскол.

А4. Укажите основную продукцию сельского хозяйства Центрально-Чернозёмного района:

а) сахарная свёкла, подсолнечное масло;

б) сахарная свёкла, подсолнечник, пшеница;

в) пшеница, рожь, овёс;

г) яблоки, пшеница.

А5. Какой народ Поволжья подвергался депортации в Казахстан и Сибирь:

а) татары б) русские в) казахи г) немцы

А6. Найдите ошибку в перечне видов природных ресурсов, по запасам которых Восточно-Сибирский район занимает первое место в России:

1) геотермальная энергия, 3) лесные ресурсы,

2) ресурсы пресной воды, 4) гидроэнергия.

А7. Перспективы развития Дальневосточного района связаны:

1) с развитием сельского хозяйства,

2) с дальнейшим развитием добывающей промышленности,

3) с дальнейшим развитием лесозаготовок,

4) с развитием рыбоперерабатывающей промышленности.

А8. Цветная металлургия Восточно-Сибирского района лидирует в России по производству: 1) алюминия 2) олова 3) золота

А9. Выберите отрасли специализации Калининградской области:

А) Рыбопромышленный комплекс В) Лесная промышленность

Б) Точное машиностроение Г) Судостроение, судоремонт.

А10. Экономический район, на территории которого крупнейшие месторождения нефти:

А) Урал. Б) Поволжье. В) Восточная Сибирь. Г) Западная Сибирь.

В1. Установите соответствие:

А) Волгодонск 1 - «Ростсельмаш»

Б) Ростов-на-Дону 2 - АвтоВАЗ

В) Тольятти 3 - «Уралмаш»

Г) Екатеринбург 4 - «Атоммаш»

В2. Установите соответствие:

А) Северо-Западный район 1) Кабардино-Балкария, Адыгея

Б) Северный Кавказ 2) Сахалинская область, Амурская область

В) Поволжье 3) Ленинградская область, Новгородская область

Г) Дальний Восток 4) Астраханская область, Татарстан.

В3. Установите соответствие между экономическими районами и рекреационными объектами:

А) Северо-Запад 1) Минеральные воды

Б) Дальний Восток 2) Старинные русские города

В) Центральная Россия 3) Санкт-Петербург

Г) Северный Кавказ 4) Кунгурская пещера

Д) Урал 5) Долина гейзеров

С1. Запишите виды полезных ископаемых Урала:

Топливные

Рудные

Нерудные

С2. Впишите номера экономических районов, которым соответствуют представленные характеристики:

Характеристики экономических районов

Экономические районы

1. В состав района входят республики Марий Эл, Мордовия.

2. Особенностью географического положения является наличие природной оси.

3. На территории района находится Донецкий угольный бассейн.

4. Транспортные магистрали имеют полурадиальную структуру.

5. Для этого района характерен набор полезных ископаемых: нефть, газ, поваренная соль.

6. «Природные кладовые» России.

7. В каких экономических районах есть города-миллионеры?

8. Отрасли специализации района: наукоёмкое машиностроение, чёрная металлургия, химическая промышленность, ТЭК.

9. Эти экономические районы богаты лесными ресурсами.

10. Есть выход в Каспийское море.

11. Рельеф равнинный в северной части, горный - в южной, природные зоны: лесостепи, степи, субтропические леса.

12. В этом районе находятся древнейшие города Псков, Новгород, Старая Русса.

13. Основная «житница» России.

14. В районе проживают народы удмурты, башкиры.

15. Эти экономические районы имеют запасы железной руды.

16. В этих районах очень низкая плотность населения.

17. Основные отрасли специализации - нефтедобывающая, химическая, автомобилестроение, авиастроение.

18. Самые «бедные» минеральными ресурсами районы.

19. Отрасли специализации: ТЭК, агропромышленный комплекс, рекреационное хозяйство.

20. Район, который граничит с Польшей и Литвой.

1 - Северный район 7 - Поволжье

2 - Северо-Западный район 8 - Урал

3 - Центральный район 9 - Западно-Сибирский район

4 - Центрально-Чернозёмный район 10 - Восточно-Сибирский район

5 - Волго-Вятский район 11 - Дальневосточный район

6 - Северный Кавказ 12 - респ. Крым

Система оценивания:

Верное выполнение заданий базового уровня части А оценивается одним баллом. Задание повышенного уровня части В на обобщение и применение знаний - двумя баллами. Оценка задания высокого уровня части С проводится путем сопоставления работы ученика с эталоном ответа и оценивается 3 баллами. Максимальное количество 22 балла.

Оценка

Баллы, полученные за выполнение работы.

«5»

19-22 (при условии, что выполнено 1 задание из части С).

«4»

15-18

«3»

11-14

«2»

Менее 11

Инструкция по проверке:

Задания

І вариант - ответы.

Задания

ІІ вариант - ответы.

Примечания.

Макс.

балл.

А 1.

в

А 1.

в





Верный ответ -

1 балл,

Неверный -

0 баллов.

1

А 2.

а

А 2.

б



1

А 3.

а

А 3.

в



1

А 4.

в

А 4.

б



1

А 5.

а, в

А 5.

г



1

А 6.

3

А 6.

1



1

А 7.

2, 3

А 7.

2, 3, 4



1

А 8.

3

А 8.

1



1

А 9.

А

А 9.

А, Б, Г



1

А 10.

Б, Г

А 10.

Г



1

В 1.

а

В

б

А

в

Б

В 1.

А

4

Б

1

В

2

Г

3



Все верные ответы - 2 б., половина верных ответов - 1 б.

Нет ответа - 0 баллов.


2

В 2.

А

4

Б

1

В

2

Г

3

В 2.

А

3

Б

1

В

4

Г

2



2

В 3.

А

1

Б

4

В

2

Г

3

В 3.

А

3

Б

5

В

2

Г

1

Д

4



2

С 1.

Челябинск, Серов, Екатеринбург, Ижевск, Магнитогорск,

Челябинск, Каменск-Уральский, Орск, Березники, Ревда,

Верхняя Пышма.

Екатеринбург, Уфа, Челябинск, Миасс, Стерлитамак, Ижевск,

Златоуст, Воткинск.

С 1.

Газ.

Руды черных и цветных металлов.

Каменная, калийная соли, драгоценные, полудрагоценные, поделочные камни.



Полный ответ - 3 балла

Нет ответа - 0 баллов.



3

С 2.

1.

2

2.

3,4,5,7,8

3.

1

4.

3

5.

1

6.

7

7.

6

8.

11

9.

1,4,8,10,9

10.

9

11.

1

12.

3

13.

4,6,7,8,9

14.

1

15.

1,6,7,8,9,10,11

16.

2

17.

8

18.

6,7,8,12

19.

6,12

20.

1,8,9,10,11

С 2.

1.

5

2.

7,8

3.

6

4.

4

5.

7

6.

1,8,9,10,11

7.

2,3,4,5,6,7,8,9,10

8.

1,4,9

9.

1,8,9,10,11

10.

6,7

11.

6,12

12.

2

13.

6

14.

8

15.

1,4,8,9,10,11

16.

1,9,10,11

17.

7

18.

3,5,12

19.

6

20.

2





3


Согласовано: Согласовано:

Протокол заседания Заместитель директора по УВР методического совета _____________Поцелуева Л.А

МБОУ Паршиковской СОШ «28» 08.2015 года

От «28» 08.2015 г.№ 1

______________Л.А.Поцелуева

(руководитель МС)




© 2010-2022