Урок географии на тему: Мы познаем Японию-страну диспропорций

Технологическая карта урока "Социальной и экономической географии" 11 класса : "Мы познаем Японию-страну диспропорций?" по учебнику В.П.Максаковского. Технологическая карта состоит из конспекта урока , перечня используемых на уроке электронных образовательных ресурсов и методических рекомендаций по их использованию.Урок разработан с использованием технологии групповой деятельности обучающихся.
Раздел География
Класс 11 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема №3: Мы познаем Японию-страну диспропорций?


  1. Ф.И.О. - Петрова Людмила Анатольевна

  2. Место работы - Муниципальное бюджетное образовательное учреждения Средняя образовательная школа №3 г. Стрежевой.

  3. Должность -учитель.

  4. Предмет - география.

  5. Класс - 11.

  6. Раздел: Зарубежная Азия.Япония

  7. Тема - «Мы знакомимся с Японией». Урок №3.

  8. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразоват.учреждений/В.П.Максаковский.-15-е изд.-М.:Просвещение, 2007

  9. Цель урока: углубление и конкретизация знаний учащихся о неравномерности в территориальных размещениях внутри одной страны на примере Японии

  10. Задачи: Обобщить ,закрепить и проанализировать имеющиеся знания по теме: Япония;

Сформировать умение работы с учебником, картами атласа и др.печатной информацией;

Установить причинно-следственные связи неравнозначности территориальной структуры социально-экономического устройства;

Сформировать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации через

использование электронных образовательных ресурсов;

Сформировать умение коллективной работы учащихся, уважительного отношения к

истории культуре народов других стран.

  1. Формируемые УУД:

Личностные: Формирует действие смыслообразования;

Регулятивные: формирование умения организации своей учебной деятельности;

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

  • построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем
    творческого и поискового характера

Коммуникативные:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, современных средств коммуникации.

12. . Тип урока: Практический с использованием ЭОР и ЦОР, с элементами дискуссии, углубляющий знания по теме

13. Формы работы учащихся: индивидуальные, групповая и фронтальная.

14. Необходимое техническое оборудование - учебники, атласы 10 класс, компьютеры, интерактивна доска, проектор, Интернет

15. Используемые ЭОР и ЦОР :

Ресурс №1

Электронная контурная картаЯпония и Корея edu.ru/maps/kkw/?X=152&Y=96&Z=5&msz=1&bmw=590&bmh=680&L_GranER=ON&X=11&Y=43&Z=1

Ресурс расположен на сайте Федерального портала «Российское образование» edu.ru , позволяет он-лайн работать в контурной карте. Наносить условные знаки, делать подписи к ним и затем сохранять карту для проверки ее учителем.

Ресурс №2


Электронный учебник «Экономическая и социальная география мира». Ресурс позволяет освоить курс «Социально-экономической географии 11 класс», богат теоретическим материалом по изучаемой теме, картами, схемами, иллюстрациями. Также имеются разделы: Практика и Тесты, позволяющие на практике применить изученный материал, а также проверить свои знания

Ресуср №3


Видео презентация :Япония. youtube.com/watch?v=kvWX6spyI7I

Ресурс используется для вызова заинтересованности учащихся в изучении темы. Это видео альбом, где представлена Япония-современная страна с самобытными традициями и неповторимой природой. Может использоваться на различных этапах урока и с различной педагогической целью



Технологическая карта урока


Этап урока

Название

используемых

ЦОР и ЭОР (табл.2)

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Время

(мин.)

1

Организационный момент

Ресурс №3

Объявляется тема и цель урока, объясняется порядок работы учащихся и порядок оценки их работы. Во время вступительных слов учителя-демонстрация видео презентации «Япония»

Урок географии на тему:Мы познаем Японию-страну диспропорций

Настраиваются на активную деятельность

1


Актуализация знаний

Ресурс №2

В ходе фронтальной беседы актуализируют имеющиеся знания по теме

Учащиеся в ходе фронтальной беседы , работая по картам электронного учебника повторяют имеющиеся знания о Японии

5


Создание проблемной ситуации


Создает противоречие и проблемную ситуацию

Осознают выдвинутую гипотезу, попадают в проблемную ситуацию противоречия

1


Поиск путей решения проблемы

Ресурс №1,2

Предлагает подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, решить проблему в ходе самостоятельной работы

Класс делится на 3 группы, каждая группа получает свое задание в зависимости от формы работы:1) с учебником и электронной картой

2)с учебником и атласом

3)за компьютером с применением электронного учебника

2



Консультирует, следит за временем

Пытаются решить проблему

15


Решение проблемы

Ресурс №3, 1( при ответе учащихся демонстрация своей работы)

Учитель озвучивает проблемный вопрос урока и выслушивает доклад от каждой группы

Озвучивают своё мнение проблемной ситуации, подтверждают или нет выдвинутую гипотезу учителя.

10


Рефлексия

Ресурс №3

предлагает учащимся высказаться по поводу затруднений, возникших в ходе выполнения заданий( обращается внимание на работу с электронной картой); наиболее трудных заданий, наиболее понравившихся заданий.


Высказывают свое мнение о собственной работе и работе группы в целом

6


Домашнее задание


Объявляет домашнее задание : п.4, тема Зарубежная Азия.Ответить на вопросы параграфа, подготовить презентацию о достопримечательностях Японии



Перечень используемых на данном уроке ЭОР и ЦОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Электронная контурная картаЯпония и Корея

Практика

Практическое решение проблемной ситуации

edu.ru/maps/kkw/?X=152&Y=96&Z=5&msz=1&bmw=590&bmh=680&L_GranER=ON&X=11&Y=43&Z=1



2

Электронный учебник «Экономическая и социальная география мира».

Информация

Теоритический, картографический статистический и иллюстративный материал

mygeog.ru/avstraliya-fizicheskaya-karta-rekordy-avstralii/



3

Презентация «Япония»

Информация

Визуальная информация, актуализация, стимулирование к деятельности




Методические рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов

Представленный урок географии- урок обобщения изученной темы , при разработке которого учителю рекомендуется:

1. Спланировать учебный материал и систему вопросов по теме урока с использованием ЭОР и ЦОР;

2. Подготовить планы для работы с ЭОР и ЦОР;

3. Спланировать самостоятельную работу обучающихся по ЭОР и домашнее задание по теме урока с использованием ЭОР, заранее выставить ЭОР «Зарубежная Азия» на сайт электронного журнала Net-город

Конспект урока.

  1. Организационный момент: объявляется тема и цель урока, объясняется порядок работы учащихся и порядок оценки их работы.

  2. Учитель в ходе фронтальной беседы напоминает учащимся о географическом положении Японии, форме государственного устройства и особенности Японии, как о единственной стране Зарубежной Азии, входящей в « Большую восьмерку», занимающей 2 место по уровню развития экономики в мире, являющейся нашим ближайшим соседом.

  3. Учителем ставится проблемный вопрос : -Япония- совсем небольшая страна по своей территории и чтобы достичь таких высот в своем развитии, на этой территории должно быть очень компактное и практически сплошное размещение населения и различных производственных объектов( заводов, фабрик и т.д.)На самом деле, если посмотреть на карту Японии, то можно увидеть, что в территориальном размещении населения, транспортных путей, производства существует диспропорция и неравномерность. С чем они связаны? Не эти ли диспропорции и контрастность организовали Японию особым образом и сделали ее тем, что она есть сейчас?

  4. Учащимся предлагается доказать или опровергнуть поставленную проблему в ходе самостоятельной работы.

  5. Класс делится на 3 группы, каждой группе выдается задание, которое выполняется в течение 10-12 мин. Количество групп зависит от количества учащихся в классе и количества посадочных мест за ПК . В связи с этим набор заданий и время работы групп могут быть изменены учителем.

  6. Учитель следит за ходом работы учащихся, за временем, вовремя сменяя форму деятельности учащихся.

  7. В конце урока учитель опять возвращается к поставленной проблеме и предлагает учащимся высказаться, дать ответ на поставленную проблему, исходя из выводов, которые они должны были сформулировать в ходе своей работы.

  8. Рефлексия: Учитель предлагает учащимся высказаться по поводу затруднений, возникших в ходе выполнения заданий( обращается внимание на работу с электронной картой); наиболее трудных заданий, наиболее понравившихся заданий.


ТЕМА УРОКА: ЯПОНИЯ- СТРАНА ДИСПРОПОРЦИЙ?


Задание №1 : Работа с учебником- время работы 12 мин

Цель работы: Сравните отдельные районы Японии и приведите фактические доказательства различного уровня развития и размещения производства, отразить информацию на электронной карте пи помощи условных знаков

1. Рассмотрите в атласе карту «Япония» и конкретизируйте следующие положения учебника:

а) «Здесь находится большинство ТЭС и АЭС, металлургических,

нефтеперерабатывающих и химических комбинатов, машиностроительных заводов»;

б) «В его пределах находятся и многие главные районы интенсивного сельского хозяйства,

и главные транспортные магистрали, и важнейшие порты» .

2. Ответьте на вопрос письменно, подтвердите из карт:- о каком районе говорится в положениях?

- почему сложилась такая диспропорция в размещении производственных мощностей,

транспортных магистралей, с чем она связана?

- влияет ли такое территориальное размещение хозяйства Японии на уровень ее развития7

- как Япония старается сгладить диспропорции в размещении производительных сил

?

3. Отразите территориальное размещение основных мегаполисов и центров экономической и политической жизни Японии на электронной карте с помощью условных знаков. Сохраните подписанную карту для проверки на рабочем столе компьютера.

4. Сделайте вывод о наличии диспропорции в развитии и размещении

производительных сил или отсутствии такой диспропорции, запишите в тетрадь



ТЕМА УРОКА: ЯПОНИЯ- СТРАНА ДИСПРОПОРЦИЙ?

Задание №2:Работа с учебником и картами атласа.


Цель: используя учебник и карты атласа рассмотреть зависимость уровня экономического развития Японии от богатства природно - ресурсного потенциала, объяснить, как это отражается в структуре внешнеэкономических связей Японии

  1. Рассмотрите карты атласа№4-9, запишите в тетрадь, какими видами ресурсов обладает Япония?

  2. Рассмотрите карты атласа №16-23,а также рис 69 , ответьте на вопросы:

- В какие страны Япония экспортирует продукцию, а из каких стран - импортирует?

3. Ответьте на вопросы письменно:

- Используя рисунок, дайте характеристику структуры экспорта и импорта Японии. Что

преобладает в импорте и экспорте Японии?

- Как повлияла ограниченность природного и ресурсного потенциала на экономическое

развитие страны?

  1. Сделайте вывод, запишите в тетрадь: - Существует ли зависимость уровня

экономического развития Японии от богатства природно - ресурсного потенциала?

Является ли это диспропорцией? Положительно или отрицательно повлияла эта

диспропорция на уровень развития Японии?

ТЕМА УРОКА: ЯПОНИЯ- СТРАНА ДИСПРОПОРЦИЙ?

Задание №3:Работа с электронным учебником и контурной картой Internet.

Цель: продолжить обучение работе с контурной картой в режиме Internet, рассмотреть территориальные диспропорции в размещении главных городов и промышленных центров Японии, учиться анализировать карту.


  1. Рассмотрите карту атласа «Япония», нанесите на электронную контурную карту крупнейшие центры черной и цветной металлургии.

  2. Подпишите карту и сохраните в папке «11 кл.-Япония» на «Рабочем столе» для дальнейшей проверки.

  3. Ответьте на вопросы письменно в тетради: -Равномерно ли по территории Японии размещены центры черной и цветной металлургии?

- В какой части они расположены?

- Какие факторы размещения повлияли на такое их расположение?

4. Сделайте вывод: - Является ли такое расположение центров металлургии

Диспропорцией в территориальной организации производительных сил Японии?

Положительно или отрицательно влияет это на развитие Японии?


© 2010-2022