- Преподавателю
- География
- Урок географии на тему: Мы познаем Японию-страну диспропорций
Урок географии на тему: Мы познаем Японию-страну диспропорций
Раздел | География |
Класс | 11 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Петрова Л.А. |
Дата | 03.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема №3: Мы познаем Японию-страну диспропорций?
-
Ф.И.О. - Петрова Людмила Анатольевна
-
Место работы - Муниципальное бюджетное образовательное учреждения Средняя образовательная школа №3 г. Стрежевой.
-
Должность -учитель.
-
Предмет - география.
-
Класс - 11.
-
Раздел: Зарубежная Азия.Япония
-
Тема - «Мы знакомимся с Японией». Урок №3.
-
Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразоват.учреждений/В.П.Максаковский.-15-е изд.-М.:Просвещение, 2007
-
Цель урока: углубление и конкретизация знаний учащихся о неравномерности в территориальных размещениях внутри одной страны на примере Японии
-
Задачи: Обобщить ,закрепить и проанализировать имеющиеся знания по теме: Япония;
Сформировать умение работы с учебником, картами атласа и др.печатной информацией;
Установить причинно-следственные связи неравнозначности территориальной структуры социально-экономического устройства;
Сформировать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации через
использование электронных образовательных ресурсов;
Сформировать умение коллективной работы учащихся, уважительного отношения к
истории культуре народов других стран.
-
Формируемые УУД:
Личностные: Формирует действие смыслообразования;
Регулятивные: формирование умения организации своей учебной деятельности;
Познавательные:
-
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-
структурирование знаний;
-
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
-
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
-
синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
-
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
-
построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
-
доказательство;
-
выдвижение гипотез и их обоснование.
-
формулирование проблемы;
-
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера
Коммуникативные:
-
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
-
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, современных средств коммуникации.
12. . Тип урока: Практический с использованием ЭОР и ЦОР, с элементами дискуссии, углубляющий знания по теме
13. Формы работы учащихся: индивидуальные, групповая и фронтальная.
14. Необходимое техническое оборудование - учебники, атласы 10 класс, компьютеры, интерактивна доска, проектор, Интернет
15. Используемые ЭОР и ЦОР :
Ресурс №1
Электронная контурная картаЯпония и Корея edu.ru/maps/kkw/?X=152&Y=96&Z=5&msz=1&bmw=590&bmh=680&L_GranER=ON&X=11&Y=43&Z=1
Ресурс расположен на сайте Федерального портала «Российское образование» edu.ru , позволяет он-лайн работать в контурной карте. Наносить условные знаки, делать подписи к ним и затем сохранять карту для проверки ее учителем.
Ресурс №2
Электронный учебник «Экономическая и социальная география мира». Ресурс позволяет освоить курс «Социально-экономической географии 11 класс», богат теоретическим материалом по изучаемой теме, картами, схемами, иллюстрациями. Также имеются разделы: Практика и Тесты, позволяющие на практике применить изученный материал, а также проверить свои знания
Ресуср №3
Видео презентация :Япония. youtube.com/watch?v=kvWX6spyI7I
Ресурс используется для вызова заинтересованности учащихся в изучении темы. Это видео альбом, где представлена Япония-современная страна с самобытными традициями и неповторимой природой. Может использоваться на различных этапах урока и с различной педагогической целью
Технологическая карта урока
№
Этап урока
Название
используемых
ЦОР и ЭОР (табл.2)
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Время
(мин.)
1
Организационный момент
Ресурс №3
Объявляется тема и цель урока, объясняется порядок работы учащихся и порядок оценки их работы. Во время вступительных слов учителя-демонстрация видео презентации «Япония»
Настраиваются на активную деятельность
1
Актуализация знаний
Ресурс №2
В ходе фронтальной беседы актуализируют имеющиеся знания по теме
Учащиеся в ходе фронтальной беседы , работая по картам электронного учебника повторяют имеющиеся знания о Японии
5
Создание проблемной ситуации
Создает противоречие и проблемную ситуацию
Осознают выдвинутую гипотезу, попадают в проблемную ситуацию противоречия
1
Поиск путей решения проблемы
Ресурс №1,2
Предлагает подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, решить проблему в ходе самостоятельной работы
Класс делится на 3 группы, каждая группа получает свое задание в зависимости от формы работы:1) с учебником и электронной картой
2)с учебником и атласом
3)за компьютером с применением электронного учебника
2
Консультирует, следит за временем
Пытаются решить проблему
15
Решение проблемы
Ресурс №3, 1( при ответе учащихся демонстрация своей работы)
Учитель озвучивает проблемный вопрос урока и выслушивает доклад от каждой группы
Озвучивают своё мнение проблемной ситуации, подтверждают или нет выдвинутую гипотезу учителя.
10
Рефлексия
Ресурс №3
предлагает учащимся высказаться по поводу затруднений, возникших в ходе выполнения заданий( обращается внимание на работу с электронной картой); наиболее трудных заданий, наиболее понравившихся заданий.
Высказывают свое мнение о собственной работе и работе группы в целом
6
Домашнее задание
Объявляет домашнее задание : п.4, тема Зарубежная Азия.Ответить на вопросы параграфа, подготовить презентацию о достопримечательностях Японии
Перечень используемых на данном уроке ЭОР и ЦОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Электронная контурная картаЯпония и Корея
Практика
Практическое решение проблемной ситуации
edu.ru/maps/kkw/?X=152&Y=96&Z=5&msz=1&bmw=590&bmh=680&L_GranER=ON&X=11&Y=43&Z=1
2
Электронный учебник «Экономическая и социальная география мира».
Информация
Теоритический, картографический статистический и иллюстративный материал
mygeog.ru/avstraliya-fizicheskaya-karta-rekordy-avstralii/
3
Презентация «Япония»
Информация
Визуальная информация, актуализация, стимулирование к деятельности
Методические рекомендации по использованию цифровых образовательных ресурсов
Представленный урок географии- урок обобщения изученной темы , при разработке которого учителю рекомендуется:
1. Спланировать учебный материал и систему вопросов по теме урока с использованием ЭОР и ЦОР;
2. Подготовить планы для работы с ЭОР и ЦОР;
3. Спланировать самостоятельную работу обучающихся по ЭОР и домашнее задание по теме урока с использованием ЭОР, заранее выставить ЭОР «Зарубежная Азия» на сайт электронного журнала Net-город
Конспект урока.
-
Организационный момент: объявляется тема и цель урока, объясняется порядок работы учащихся и порядок оценки их работы.
-
Учитель в ходе фронтальной беседы напоминает учащимся о географическом положении Японии, форме государственного устройства и особенности Японии, как о единственной стране Зарубежной Азии, входящей в « Большую восьмерку», занимающей 2 место по уровню развития экономики в мире, являющейся нашим ближайшим соседом.
-
Учителем ставится проблемный вопрос : -Япония- совсем небольшая страна по своей территории и чтобы достичь таких высот в своем развитии, на этой территории должно быть очень компактное и практически сплошное размещение населения и различных производственных объектов( заводов, фабрик и т.д.)На самом деле, если посмотреть на карту Японии, то можно увидеть, что в территориальном размещении населения, транспортных путей, производства существует диспропорция и неравномерность. С чем они связаны? Не эти ли диспропорции и контрастность организовали Японию особым образом и сделали ее тем, что она есть сейчас?
-
Учащимся предлагается доказать или опровергнуть поставленную проблему в ходе самостоятельной работы.
-
Класс делится на 3 группы, каждой группе выдается задание, которое выполняется в течение 10-12 мин. Количество групп зависит от количества учащихся в классе и количества посадочных мест за ПК . В связи с этим набор заданий и время работы групп могут быть изменены учителем.
-
Учитель следит за ходом работы учащихся, за временем, вовремя сменяя форму деятельности учащихся.
-
В конце урока учитель опять возвращается к поставленной проблеме и предлагает учащимся высказаться, дать ответ на поставленную проблему, исходя из выводов, которые они должны были сформулировать в ходе своей работы.
-
Рефлексия: Учитель предлагает учащимся высказаться по поводу затруднений, возникших в ходе выполнения заданий( обращается внимание на работу с электронной картой); наиболее трудных заданий, наиболее понравившихся заданий.
ТЕМА УРОКА: ЯПОНИЯ- СТРАНА ДИСПРОПОРЦИЙ?
Задание №1 : Работа с учебником- время работы 12 мин
Цель работы: Сравните отдельные районы Японии и приведите фактические доказательства различного уровня развития и размещения производства, отразить информацию на электронной карте пи помощи условных знаков
1. Рассмотрите в атласе карту «Япония» и конкретизируйте следующие положения учебника:
а) «Здесь находится большинство ТЭС и АЭС, металлургических,
нефтеперерабатывающих и химических комбинатов, машиностроительных заводов»;
б) «В его пределах находятся и многие главные районы интенсивного сельского хозяйства,
и главные транспортные магистрали, и важнейшие порты» .
2. Ответьте на вопрос письменно, подтвердите из карт:- о каком районе говорится в положениях?
- почему сложилась такая диспропорция в размещении производственных мощностей,
транспортных магистралей, с чем она связана?
- влияет ли такое территориальное размещение хозяйства Японии на уровень ее развития7
- как Япония старается сгладить диспропорции в размещении производительных сил
?
3. Отразите территориальное размещение основных мегаполисов и центров экономической и политической жизни Японии на электронной карте с помощью условных знаков. Сохраните подписанную карту для проверки на рабочем столе компьютера.
4. Сделайте вывод о наличии диспропорции в развитии и размещении
производительных сил или отсутствии такой диспропорции, запишите в тетрадь
ТЕМА УРОКА: ЯПОНИЯ- СТРАНА ДИСПРОПОРЦИЙ?
Задание №2:Работа с учебником и картами атласа.
Цель: используя учебник и карты атласа рассмотреть зависимость уровня экономического развития Японии от богатства природно - ресурсного потенциала, объяснить, как это отражается в структуре внешнеэкономических связей Японии
-
Рассмотрите карты атласа№4-9, запишите в тетрадь, какими видами ресурсов обладает Япония?
-
Рассмотрите карты атласа №16-23,а также рис 69 , ответьте на вопросы:
- В какие страны Япония экспортирует продукцию, а из каких стран - импортирует?
3. Ответьте на вопросы письменно:
- Используя рисунок, дайте характеристику структуры экспорта и импорта Японии. Что
преобладает в импорте и экспорте Японии?
- Как повлияла ограниченность природного и ресурсного потенциала на экономическое
развитие страны?
-
Сделайте вывод, запишите в тетрадь: - Существует ли зависимость уровня
экономического развития Японии от богатства природно - ресурсного потенциала?
Является ли это диспропорцией? Положительно или отрицательно повлияла эта
диспропорция на уровень развития Японии?
ТЕМА УРОКА: ЯПОНИЯ- СТРАНА ДИСПРОПОРЦИЙ?
Задание №3:Работа с электронным учебником и контурной картой Internet.
Цель: продолжить обучение работе с контурной картой в режиме Internet, рассмотреть территориальные диспропорции в размещении главных городов и промышленных центров Японии, учиться анализировать карту.
-
Рассмотрите карту атласа «Япония», нанесите на электронную контурную карту крупнейшие центры черной и цветной металлургии.
-
Подпишите карту и сохраните в папке «11 кл.-Япония» на «Рабочем столе» для дальнейшей проверки.
-
Ответьте на вопросы письменно в тетради: -Равномерно ли по территории Японии размещены центры черной и цветной металлургии?
- В какой части они расположены?
- Какие факторы размещения повлияли на такое их расположение?
4. Сделайте вывод: - Является ли такое расположение центров металлургии
Диспропорцией в территориальной организации производительных сил Японии?
Положительно или отрицательно влияет это на развитие Японии?