Великий шелковый путь. Практическая работа

В сложный для торговли период VIII—X веков вместо шёлкового стали использоваться речные пути и волоки Восточно-Европейской равнины, основными «операторами» которых выступали хазары и скандинавы-варяги (см.: Волжский торговый путь). Наплыв богатств с Востока ускорил расслоение в этих землях и привёл к формированию государственных образований, первоначально состоявших из цепочки торгово-военных факторий вдоль основных торговых путей (Волжская Булгария, Хазарский каганат, Русский каганат). В резуль...   Маршрут странствий Марко Поло После создания в XIII веке Монгольской империи, в пределах которой оказалась почти вся протяжённость Шёлкового пути, возникли предпосылки для оживления сухопутной торговли по древним маршрутам. Такие европейские путешественники, как Марко Поло, Карпини, Рубрук, при содействии монголов беспрепятственно проделывали путь до Восточного Туркестана и обратно. Теми же самыми путями распространялась в XIV веке и «чёрная смерть». Западный участок пути в XIV—XV веках контролировали венецианцы и генуэзцы,...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.

Урок № 4: Великий шелковый путь

Практическая работа

Цель урока: 1) Сформировать знания о Великом шелковом пути, его историческом, географическом и экономическом значении; 2) Развивать знания об истории Казахстана; 3) Патриотическое воспитание.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта Казахстана. 2. Карта-схема Великого Шелкового пути. 3. Иллюстрации

I.Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

1. Доказательства обитания человека на территории Казахстана с доисторических времен (стоянки эпохи палеолита вблизи Каратау, устье Волги, в Бетпакдале, на Бухтарме; в бронзовом веке обрабатывали металл; сакские племена)

2. Сведения античных историков о Казахстане (Геродот в «Истории» описывает Каспийское море и реки: Сар - Волга, Лик - Урал, Сергис - Эмба; Страбон жил в 63 г. до н.э.-24г. н.э., считал Каспий заливом Северного моря, а Арал - заливом Каспия «Скифским заливом», дал достоверную информацию о Сырдарье (Яксарт) и Амударье (Окс); Птолемей - 1 век н. э. написал труд «География», обозначил на карте Каспий вытянутым с запада на восток, считал, что Амударья и Сырдарья впадают в Каспий; в конце II - начале I в. до н. э. китайцы Чжан Цянь и Сюань-Цзань описали Жетысу, усуней, реки Аксу, Чу, Талас, составили карту)

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Высота массива Винсона в Антарктиде (5140м)

2. В скольких агрегатных состояниях может находиться вода в природе? (3)

3. Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)
4. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)

5. Почва плодородная в (степи)

6. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)

IV.Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какую роль сыграл Великий Шелковый путь в развитии экономики Государств?



V.Объяснение новой темы.

1. Великий шелковый путь (открыт во II в. до н. э.; с VI века развивался в двух направлениях - сырдарьинское и тяньшанское)

2. Сарайчик (50 км от Атырау на реке Жайык, основан в XIII веке Батыем)

3. Тараз (впервые упоминается византийским послом Земархом Килийским в 568 г. и буддийским паломником Сюань-Цзанем в 630 г.; в VI - IX вв. принадлежал карлукам, а X -XI вв. - столица Караханидов; месторасположение древнего Тараза определил востоковед В. В. Бартольд; археологи Масон, Бернштам, Агеева, Пацевич и Сенегова раскопали городище древнего Тараза)

4. Отрар (устье реки Арысь, принадлежал Саманидам, родина Аль-Фараби; в 1219 году после 6-ти месячной осады захватили монголо-татары)

5. Кулан (V-XII вв.; первыми описали арабы Ибн Хордадбек и Кудама ибн Джагифар; раскопки в 1963 - 1965 гг. под руководством К. Акишева)

6. Койлык (IX - XIII вв., Илийская долина, столица карлукских жабгу, описал французский посол Виллем де Рубрук в 1253 г. в книге «Путешествие в восточные страны»; с. Антоновка Алматинской области Саркандского района)

7. Саудакент (недалеко от поселка Байкадам, X в.)

8. Кумбез Алаша хана (архитектурный памятник X-XI вв. в Центральном Казахстане на реке Каракенгир)

9. Комплексный мавзолей Ходжи Ахмета Ясави (Туркестан, XII в; казан отлит в 1399 г. весом в 2 тонны на 60 ведер воды; терракотовая плитка)

10. Памятник Коркыт ата (на берегу Сырдарьи село Жусалы Кызылординской области; создатель кобыза)

11. Значение шелкового пути (в 1987 г. на сессии ЮНЕСКО одобрен проект исследования, в котором приняли участие Греция, Шри-Ланка, СНГ, Португалия, Египет, Италия, Китай, Индонезия, Монголия, Оман; в 1991 г. в Казахстане создан Национальный комитет «Жибек жолы»)

VI.Усвоение новой темы.

1 Город Туркестан в 2000 году отметил (1500 лет)

2. Укажите 7 рек, образующих местное название «Жетысу» (Или, Каратал, Лепсы, Аксу, Коксу, Аякоз, Тентек)

3 Древние города Казахстана (Тараз, Туркестан, Чимкент)

4. Нанести на контурную карту ВШП

VII.Домашнее задание. § 6, контурная карта

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Для народов Евразии Великий Шелковый путь всегда был местом диалога, культурного взаимообмена, взаимообогащения духовными и культурными ценностями, дорогой от прошлого к будущему


© 2010-2022