Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Изменение вод суши под влиянием хозяйственной деятельности

Цели урока: раскрыть роль воды в жизни и хозяйственной деятельности людей; познакомить с изменениями количества и качества вод суши; расширить знания об искусственных водных объектах на материках.

Средства обучения: физическая карта мира, атласы, презентация.

Основные понятия: водохранилища, каналы, орошение, осушение.

Межпредметные связи: великие цивилизации Древнего мира (история); источники загрязнения вод (природоведение)

План урока

  1. Организационный момент. Здравствуй те, дорогие ученики!

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (сл.1) Не так давно закончилось солнечное лето. Вы отдыхали, играли, купались, загорали. Кто-то купался в реке, кто-то в пруду или озере. А где отдыхали вы? (дети отвечают). Любите ли вы путешествовать? Мы попробуем вместе отправиться в путь по великим и крупным водным объектам.

  3. Актуализация знаний. Но для начала мы проведем конкурс «Самый эрудированный». Условия конкурса: поднимать руку, зная правильный ответ; быть бдительным и внимательным.

1)Давай-ка слово назовём: Большой природный водоём, Что заперт прочно берегами. Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро)

2)Я не маленький ручей, Я и шире, и длинней! А ещё я глубока, Потому что я… (Река)

3)Есть в тайге сибирской нашей Больше моря чудо-чаша. В окруженье диких скал, Это - озеро … (Байкал)

4)Покажите на карте самую длинную реку Земли (Нил), Европы (Волга), самую полноводную реку (Амазонка), реки муссонного типа (Янцзы, Хуанхэ);

5)самое глубокое озеро мира (Байкал), самое высокогорное озеро (Титикака), самое большое озеро по площади водного зеркала (Каспийское)

Ребят, а какие же вы объекты сейчас назвали? (воды суши). Можем ли мы обойтись без воды? (нет). О чем же мы будем с вами говорить на уроке? (о том как человек изменяет воды суши). (сл.2) Итак, тема урока «Изменение вод суши под влияние хозяйственной деятельности человека».

  1. Первичное усвоение новых знаний. Вода в жизни людей в разные исторические периоды. Ребят, скажите использует ли человек воду в своей жизнедеятельности? (сл.3) Конечно, ведь без воды - нет жизни. Смотрите что про нее говорили писатели (Антуан де Сент-Экзюпери.) Вспомните из курса истории, где зародились великие цивилизации? (сл.4) (Нил, Тигр, Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы и Хуанхэ). Именно в долинах крупных рек и в мягком субтропическом климате сложились лучшие условия для земледелия. А их разливы удобряли почву. Уже тогда создавали водоемы и резервуары для хранения воды на период засухи. А каким образом вода сейчас поступает к нам в дома? (через водопровод). Конечно, пройдя через фильтры она поступает к нам и мы смело можем ее употреблять. Можно ли пить воду прямо из реки? (нет) Почему?

Воздействие человека на воды суши.(сл.5) В настоящее время человек изменяет качество воды прямым и косвенным путем (распашка, вырубка лесов, застройка). Что же является источником загрязнения вод суши?

Настя для нас подготовила сообщение, а пока она его зачитывает вам необходимо записать все источники загрязнения вод в тетрадь.

Сообщение: Воздействие человека на водоемы можно сравнить со стихийным бедствием вселенского масштаба. Антропогенное загрязнение может быть первичным и вторичным. Первичное загрязнение связано с ухудшением качества водной среды за счет поступлений загрязняющих веществ из антропогенных источников. Вторичное загрязнение вызывается появлением избыточных концентраций продуктов жизнедеятельности и остатков водных животных. Основными источниками загрязнения водоемов являются: промышленные бытовые сточные воды; дренажные воды с орошаемых земель; сточные воды животноводческих комплексов; сток с сельскохозяйственных полей; водный транспорт.

Сейчас мы проверим сколько источников загрязнения вод было озвучено? (пять)

(сл.6) Помимо этого человек научился изменять количество воды путем перераспределения вод между бассейнами, создает каналы и водохранилища (презентация)

  1. Первичная проверка понимания. Сейчас я предлагаю вам выполнить задание в тетрадях. Нужно заполнить таблицу, пользуясь картой атласа. На каких материках созданы каналы, какие водные объекты они соединяют? По окончанию выполнения задания, я приглашу вас к доске показать все записанные водные объекты на карте.(сл.7-10)

Материк

Водные объекты

Название канала

Африка

Средиземное и Красное моря

Суэцкий

Евразия

Белое Балтийское моря

Беломоро-Балтийский

Америка

Тихий и Атлантический океаны

Панамский

Итак, вы достаточно быстро ориентируетесь на карте. Хорошо.

Физкультминутка. Рисование носом. Посмотреть на контур материка, острова, моря. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.

Вернемся опять в лето. Вы, наверняка, помогали своим мамам или бабушкам поливать урожай. А для чего вы это делаете?

(сл.11) Сейчас в районах с большим количеством тепла и малым количеством осадков используют орошение. Орошение - подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, в целях увеличения плодородия почвы. И правда. В некоторых регионах ощутимо не хватает воды.

(сл.12) Например, в Африке южнее Сахары почти 340 миллионов человек лишены доступа к питьевой воде. В поселениях, где живет полмиллиарда африканцев, нет нормальных очистных сооружений. Почти 80% заболеваний в развивающихся странах вызваны употреблением некачественной воды. Каждый день от "болезней немытых рук" умирает пять тысяч детей.

(сл.13) Изменение природы озер и болот под влиянием человека. Конечно, любое вмешательство в природу приносит свои последствия. Еще совсем недавно человек осушал болота и не думал к чему это может привести. В учебниках на странице 65 я попрошу вас найти проблему, возникающую при осушении болот (развеивание и непригодность земель, нужно соблюдать режим: во влажный сезон осушать, а в сухой - поддерживать уровень грунтовых вод). Осушение болот дает нам хорошее топливо, плодородные земли, но вместе с тем мы получаем и огромные экологические последствия. Через несколько лет после осушения, вся, присущая болоту, растительность погибает, и на месте бывшего болота образуется негодная пустошь.

Ребят, а зачем мы об этом обо всем говорим? К чему это приведет?

Будь на месте вашего любимого супер героя, что бы вы предложили для сохранения вод суши?

Многие водные объекты сейчас находятся под охраной и занесены в список природных памятников Всемирного наследия ЮНЭСКО (презентация)

  1. Закрепление изученного материала.

Вопросы: как и где человек использует воды суши?

На каких реках человек создал большие водохранилища?

Пользу или вред она наносят природе?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: п.16, что такое кислотные дожди и последствия(сообщение, презентация, рисунок).

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия): что я узнал?

Что я не понял?(сл.14)

© 2010-2022