Конспект урока по теме Урал

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Природные уникумы Урала. Экологические проблемы».

Цели:

Образовательная: способствовать формированию представлений у учащихся об уникальности Урала, его острых экологических проблемах и возможных путях их решения;

Развивающая: развитие творческих способностей учащихся;

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  1. показать природную уникальность Урала на примере отдельных природных объектов;

  2. раскрыть современные экологические проблемы региона;

  3. совершенствовать умения учащихся самостоятельно искать пути решения экологических проблем

  4. совершенствование навыков работы с картами;

  5. отрабатывать навыки самостоятельного отбора информации:

  6. совершенствовать коммуникативные навыки посредством создания презентаций;

Оборудование: атлас, маршрутный лист, физическая карта России, физическая карта Урала, коллекция горных пород и минералов, презентация

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок - путешествие.

Ход урока:

Организация на урок.

- Сегодня мы с вами совершим интересное путешествие по уникальному природному объекту нашей страны - Уралу, вспомним, закрепим, а возможно и заполним пробелы в знаниях об удивительном регионе нашей необъятной страны. Я надеюсь, что у вас всё готово для того, чтобы отправиться в путешествие. А начнем мы его с красивой легенды.

(На фоне музыки звучит магнитофонная запись.)


«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги», - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножья горы». Второму, принесшему серебристому ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия горы». Третьему, принесшему серебристому ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не попытался начать восхождение». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Последний юноша пришел с пустыми руками. Но лицо светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка - символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии»

- Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. Перед вами маршрутные листы, которые будут нам помогать совершать путешествие по Уралу.

Если вы справитесь со всеми заданиями, то окажитесь на вершине горы успеха, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет вами преодолена.


  1. Первая вершина «Географическая».

1. Горы находятся на границе между Европой и Азией.

2. Границы Урала:

- на севере граничит с__Карским морем_

- на юге с Казахстаном

- на западе с Русской равниной

- на востоке с Западно-Сибирской равниной

3. Протяжённость Уральских гор с севера на юг 2000 км.

4. Горы находятся на границе двух рек - Волги и Оби.

5. Самая высокая точка Урала - гора Народная.

6. Уральские горы по высоте являются низкими.

7. По возрасту горы относятся к герцинской складчатости.

8. По строению складчато-глыбовые.


  1. Вторая вершина - «Узнай меня».

  1. Эта часть Урала очень красива. Особую прелесть придают ей долины быстрых рек западного склона: Уфы, Белой, Юрюзани, Инзера, Сима, Ая и верховьев реки Урал на восточном склоне. Озера блестками рассыпаны в горах и на зауральской равнине. Горное озеро Тургояк - жемчужина Урала - по красоте своей не уступает многим прославленным озерам западной Европы. (Южный Урал).

  2. В этой части Урала зима тянется 8 месяцев, а короткое пасмурное лето с не заходящим за горизонт солнцем - всего лишь немногим более 2 месяцев. Здесь царство тундры: и в горах, и на равнинах. (Полярный Урал).

  3. Природа этой части Урала наиболее изменена трудом человека. Здесь находятся крупные центры металлургии. Эта часть Урала наиболее пониженная. Вершины едва достигают 900 метров. Горы покрыты темнохвойными, преимущественно еловыми лесами. (Средний Урал).

  4. Безмолвна и мрачна тайга этой части Урала. Высокие сосны, лиственницы, замшелые стволы елей и пихт покрывают склоны гор на пространстве сотен тысяч квадратных километров. В западных предгорьях располагается Печоро-илычский заповедник. Здесь встречаются феноменальные природные изваяния - обелиски и столбы - и не уступающие им по причудливости высокие колонны из сцементированных конгломератов и других стойких пород. (Северный Урал).

  5. Эта часть Урала особенно дика и сурова. Горы подразделяются здесь на Большой и Малый Урал. Глубокие ущелья разрезают горне массивы. Дикий северный олень, песец, росомаха, белая куропатка, летом на болотах утки и кулики - вот обитатели этих мест. Высочайшая вершина Урала находится именно здесь. Это гора Народная. Она сторожит месторождение горного хрусталя. (Приполярный Урал).

III. Третья вершина - «Выше - выше».

  1. На какой реке расположен город Соликамск? (Кама).

  2. По какому меридиану протянулись горы? (60 в.д.)

  3. Эта река берет начало в безлюдных тундрах Северного Урала и оканчивается губой Баренцева моря. (Печора).

  4. Наивысшая точка Полярного Урала. (Пайер).

  5. Река, в которой утонул Чапаев. (Урал),

  6. Наивысшая точка Северного Урала. (Тельпосиз).

  7. Наивысшая точка Среднего Урала. (Юрма),

  8. Какое полезное ископаемое найдено на западном склоне Урала, в бассейне реки Вишеры? (Алмазы).

  9. Наивысшая точка Южного Урала. (Ямантау).

IV. Четвертая вершина - «Эрудит»

- Обратите внимание на карту полезные ископаемые и скажите, какими видами горных пород по происхождению сложены горы Урал?
(осадочными - нефть и газ, магматические - руды)

Какой вы можете сделать вывод об обеспеченности данной территории полезными ископаемыми? (Урал богат минеральными ресурсами)

Да, здесь сосредоточены почти все элементы таблицы Менделеева.

Чем объяснить такое разнообразие рудных и не рудных п/и Урала?
(Это связанно с рельефом и геологией).

Минеральные ресурсы используются очень давно, а некоторые находятся на большой глубине. Поэтому их необходимо охранять и рационально использовать.

А кто же нам поведал об этих уникальных богатствах?

Вам нужно расшифровать ребус и назвать фамилию уральского писателя. ,,,,, ,,

Конспект урока по теме УралКонспект урока по теме Урал+ Конспект урока по теме Урал + ов

Павел Петрович Бажов написал интересные уральские сказы «Малахитовая шкатулка», «Медной горы хозяйка» (учитель показывает книгу П.П. Баженова).

А кто же является хозяйкой этих богатств?

А вот и она - Хозяйка Медной горы.

Хозяйка Медной горы:

Кто это ко мне в гору пожаловал?.. А, это вы, люди добрые! Что ж, здравствуйте!

Умельцам я завсегда рада! А вы меня узнали? Я - Хозяйка Медной горы, поставлена оберегать богатства моего края. А край мой очень знаменит природными красотами, полезными ископаемыми, людьми мастеровыми.

Дороже жемчуга, коралла

Любимый сердцу уголок -

Частичка моего Урала -

Здесь мои корни, мой исток.

Чтец:

Прославлены умельцы - камнерезы,

Хранители волшебного огня,

Чеканщики по стали и железу -

Уральцев знаменитая семья.

Да славятся седые рудознатцы, -

Пытливый, неуступчивый народ,

Умеющих без карты разобраться

В подземных дебрях каменных пород.

Почет и слава вам, мастеровые:

Горняк, строитель, токарь, сталевар,

Сыны труда, чьи руки золотые

Подняли и прославили Урал.

Хозяйка Медной горы:

Урал наш батюшка богат и могуч, богатства его неисчислимы. А открываются они только смелым, да умелым, да чистой душе. Я вижу, что сегодня ко мне пожаловали именно такие гости. И я рада встречи с вами.

Мы живём в горнозаводской зоне, которая входит в состав Урала. Славится наша земля талантами.

Данила-мастер, чтобы обучиться своему мастерству очень много путешествовал.

Появляется Данила-мастер.

Я действительно много путешествовал, но не только, для того, чтобы чему-то научиться.

Мне было интересно узнать все достопримечательности Урала, традиции и культуру людей, которые проживают в данной местности.

О природных уникумах Урала расскажут вам ребята, а я отправляюсь дальше на поиски нового, ещё не изведанного.


  1. Пятая вершина - «Долина чудес».

1. Ильменский государственный минералогический заповедник.

Сообщение учащегося и презентация.

2. Кунгурская пещера.

Сообщение учащегося и презентация.

3. Река Чусовая.

Сообщение учащегося и презентация.

VI. Шестая вершина, которую нам осталось преодолеть - «Экологическая».

Хозяйка Медной горы всегда стоит на защите своих рубежей и не даст никому бездумно растрачивать свои богатства. Создание уральских заповедников во многом оправдано, но, несмотря на их значительное количество, экологическая проблема на Урале звучит достаточно остро.

Как вы думаете, что является основным источником загрязнения?

Экологические проблемы:


  • Уменьшение площади таежных и тундровых ландшафтов, преобладание антропогенных.

  • Ухудшение состояния природы в промышленной части Урала (в промышленных городах).

  • Некомплексное использование минерального сырья.

  • Загрязнение промышленными отходами почвы, атмосферы, водоемов.

  • Многолетняя вырубка лесов.

Трудно поверить, но в один миг все может измениться. Нам кажется, что нет ничего страшного в том, что на Новый год в нашем доме появляется настоящая ель или сосна, которая выбрасывается через неделю. После пикника выбрасывается грязный пакет в ближайший водоем. Забываем, что каждый из нас в ответе за природу, которой мы не перестаем любоваться; в ответе за тех, кого мы приручили. А природа Урала нуждается в нашей защите, в охране не менее чем другие природные зоны России.

А теперь давайте подумаем, каковы пути решения этих проблем?

Основные направления улучшения экологической ситуации:


  • совершенствование технологий эксплуатации природных богатств;

  • строительство очистных сооружений на заводах и фабриках;

  • создание заповедников и заказников.

Итак, мы закончили наше путешествие по Уралу. Может быть, не на все вопросы получены ответы. Это и хорошо, потому что знание бесконечно. Я надеюсь, что на этом уроке вы почувствовали, насколько богата наша страна, сколько много в ней интересного и необычного, сколько вам предстоит еще узнать. Сегодня мы с вами покорили одну из вершин географии, в ваших глазах сияет радость, это значит что вам было интересно

А теперь дайте оценку своей работе на уроке. На обратной стороне маршрутного листа написано:

!!! - Я все задания успешно выполнил;

?! - Я испытываю некоторые затруднения;

? - У меня сегодня ничего не получилось. Нужно срочно обратиться за помощью к учителю.


Задание на дом .


Для лучшего изучения Урала предлагаю посетить библиотеку, поинтересоваться ресурсами ИНТЕРНЕТ и составить:

1) рекламный проект для посещения Урала.

Используемые ресурсы:

*uchportal.ru/load/232 учительский портал (уроки, презентации)

*it-n.ru/materials.aspx?cat_no=233 сеть творческих учителей

*pedsovet.su педсовет (уроки, презентации, факультативы, кружки )

*uroki.net/send.htm материалы к урокам

*uroki.net/docgeo.htm к уроку географии

narodstory.net/pesenki.php детские песни

© 2010-2022