- Преподавателю
- Физкультура
- На тему История возникновения подвижных игр
На тему История возникновения подвижных игр
Раздел | Физкультура |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Усманов А.Р. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1. Основы теории подвижных игр.
Игра - это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Подвижные игры - игры, основное содержание которых составляют разнообразные виды бега, прыжков и другие движения. Простота правил, несложность и естественность физических упражнений, составляющих игровое действие, возможность проявить инициативу, волю, воображение: издавна способствовали широкой популярности подвижных игр как средства физического воспитания молодежи.
На Руси подвижные игры на протяжении многих веков также использовались в народной педагогике, как эффективное средство физического воспитания и совершенствования.
Анализ истории развития системы физического воспитания подрастающего поколения свидетельствует о том, что подвижные игры издавна широко использовались в подготовке молодежи к труду и успешному выполнению военных обязанностей.
Содержание игры составляют: сюжет, правила, двигательные действия, входящие в игру, форма игры - организация действий учеников - индивидуальная, групповая, коллективная.
Методические особенности зависят от ее содержания и формы, им свойственны образность, самостоятельность действий, элементы соревнования.
2. Возникновение игры.
Игра отличается от труда тем, что в процессе ее не создаются какие-нибудь ценности, но она отражает его основные признаки. Игра является активным средством идеологического воздействия, определяет значимую роль и место игры в воспитательном процессе. В играх отражается особенность психического склада народностей, идеология, воспитания, уровень культуры. Некоторые игры приобретаю определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
3. Отличие подвижных игр от спортивных игр.
-
Отсутствие правил, утвержденных федерацией по виду спорта.
-
Для судейства игры не требуется категория судейства.
-
Отличие по рангам соревнований.
-
Не требуется специальной техники.
4. Место подвижных игр в различных звеньях системы физического воспитания.
Присущий играм коллективизм действий приучает занимающихся к подчинению личных интересов интересам всего коллектива.
5. Анализ основных типов подвижных игр с различным двигательным содержанием.
Различают основные группы игр: «не командные» - игры, в которых отсутствует коллективность действий в достижении цели и каждый играющий действует независимо от других.
«Пятнашки» (с различными заданиями) - развивает быстроту в беге, используя такие приемы, как ловля и увертывания.
«Переходные игры» - игры, в которых появляются элементы согласованных действий внутри отдельных групп. В начале участники действуют самостоятельно, но в дальнейшем образуют группы.
«Ловля парами, цепочками» - развивают ловкость, обучаем согласованным действиям между участниками.
«Командные» - игры в которых соревнования проходят между целыми игровыми коллективами.
«Пятнашки мячом», «эстафеты навстречу друг другу» - развивают быстроту.
Для детей 7-11 лет характерно - плавное развитие морфофункциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. Система кровообращения заключается в увеличении объема сердца. Частота дыхания становится с 23 вздохов в минуту до 19.
Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр в младшем возрасте:
-
Развитие ловкости, быстроты и гибкости.
-
Закрепление и совершенствование двигательных навыков.
-
Обучение согласованным действиям в паре, тройке.
Игры для подготовительной части занятий:
-
Шишки.
-
Желуди.
-
Орехи.
-
Птица.
-
Рыба.
-
Зверь.
6. Подвижные игры в среднем возрасте.
В связи с процессом полового созревания в этом возрасте происходят неодновременное формирование отдельных систем и органов подростка. Интенсивно идет процесс развития дыхательной системы. Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе, интенсивно растет масса и объем сердца.
Педагогические задачи, решаемые с помощью подвижных игр в среднем возрасте:
-
Развитие быстроты, скоростно-силовых качеств, силы.
-
Закрепить и совершенствовать спортивные элементы.
-
Воспитать смелость, волю, упорство.
-
Развитие функциональных систем организма
Игры для данной возрастной группы усложняются по содержанию:
-
Воробеи и вороны.
-
День и ночь.
-
Салки с передачей эстафеты.
-
Паровозы.
-
Переправа.
-
Гонка мячей.
7. Подвижные игры на занятиях по различным видам спорта.
Легкая атлетика (Приложение 1):
-
«Колесо» - совершенствовать технику бега по виражу.
-
«Собака и лис» - развивать быстроту реакции.
-
«Челнок» - совершенствовать прыжок с места в длину.
Баскетбол (Приложение 2):
-
«Борьба за мяч» - совершенствовать технику ловли и передачи.
Футбол (Приложение 3):
-
«Квадрат» - совершенствовать технику передачи.
Гимнастика (Приложение 4):
-
«Мосты и колена» - совершенствовать мост в сочетании с другими двигательными действиями
8. Организация и проведение подвижной игры.
Строить процесс обучения следует при активном участие в нем учеников, на базе осознания ими ценности занятия играми для их всестороннего развития (принцип сознательности и активности).
Использовать разнообразные формы наглядности для лучшего восприятия изучаемых упражнений (принцип наглядности).
Обеспечить доступность физической координации и психологических нагрузок (принцип доступности).
Принцип систематичности.
Принцип прочности.
Практическая деятельность руководителя игры складывается из следующих элементов:
-
Выбор игры - определяется педагогическими задачами, которые надо решить в процессе занятий. Важен также учет возрастных особенностей занимающихся, их физическая подготовка.
-
Подготовка места и инвентарь. Надо предусмотреть, чтобы в зоне игры не было посторонних предметов, мешающих движению занимающихся.
-
Инвентарь и его количество необходимо проверить и предусмотреть заранее. Он раздается участникам или расставляется только после объяснения игры.
-
Организация желающих. Прежде чем объяснить игру, необходимо так расставить участников, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ.
-
Объяснение игры. Рассказ должен не только создавать полное представление об игре, но и заинтересовать ею, вызвать стремление к активному действию.
Руководство игрой:
-
Наблюдение за действиями участников.
-
Исправление ошибок.
-
Пресечение проявлений грубости.
-
Регулирование нагрузки.
Подведение итогов.
По окончанию игры руководитель должен объявить ее результаты, решение судьи обязательны для всех.
Список литературы:
-
Былеева Л.В. Коротков И.М. Подвижные игры. - М.: ФиС, 2002.
-
Жуков М.Н. Подвижные игры. Издат. центр академия, 2000.
-
Геллер Е.М. На старт вызывает Спортландия. - Мн. 1988.
-
Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: ФиС, 2001.
-
Подвижные игры в школе. - М.: ФиС, 2001.
-
Яхонтов Е.Р. Мяч летит в кольцо. Лениздат, 1984.