- Преподавателю
- Физика
- Методическая разработка открытого урока по электротехнике «Понятие электрической цепи»
Методическая разработка открытого урока по электротехнике «Понятие электрической цепи»
Раздел | Физика |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пущаев А.А. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский строительный техникум»
(ГБПОУ «СахСТ»)
ул. Деповская, 42, г. Южно-Сахалинск, 693005, тел/такс: 42-48-29, e-mail: [email protected]
Методическая разработка открытого урока по электротехнике
Тема урока: «Понятие электрической цепи»
Пущаев Андрей Анатольевич- преподаватель физики и электротехники
Южно-Сахалинск-2015 год.
Тема программы «Электрические цепи постоянного тока»
Тема урока «Понятие электрической цепи»
Дидактическая цель: «Способность закрепления нового материала».
Цель урока:
Обучающая:
1. Научить строить электрические схемы.
2. Актуализировать знания по теме виды источников электроэнергии .
Развивающая: продолжить формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Развивать техническое мышление студентов, память, аккуратность в построениях чертежей.
Воспитывающая цель: формирование профессиональной аккуратности, добросовестное отношение к документации.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Вид урока: Интегрированный ( опрос, изучение нового материала, самостоятельная работа)
Методы обучения:
-
Словесные методы: объяснение, беседа, элементы лекции.
-
Наглядно-демонстрационные методы: демонстрационное оборудование с использованием презентации
-
Методы развития самостоятельной активности обучающихся: выполнение самостоятельной работы, использование текста учебника.
-
Выполнение практической работы; сборка простейшей электрической цепи.
Межпредметные связи:
-
Физика «Источники и потребители электрической энергии»
-
Строительство «Использование полученных навыков чтения электротехнических схем на стройке »
-
Графика «Построение электрических схем»
Сценарий урока:
Вступление: Приветствие. Мы с вами на предыдущем уроке познакомились с потребителями электрической энергии и источниками электрической энергии.
Начнём наш урок с демонстрации простейшего устройства «фонарик»
Формирование темы урока: «понятие электрической цепи»
(Слайд №5)
Открыли тетради и записали тему урока.
План урока:
1.Сформировать понятие электрической цепи;
2.Основные элементы электрической цепи:
-
Источник электрического тока
-
Потребитель электрического тока
-
Соединительные провода
3.Построение схем электрической цепи постоянного тока
4.Техника безопасности при прокладки электропроводки.
Как сформировать цель урока?
Найдите правильное определение электрической цепи
-
Карточки с определениями раздать по группам
-
Проверка слайдом №6
-
Запись определения в тетрадь
Вспомните, какие устройства входят в состав электрической цепи?
- источник, потребитель и соединительные провода. (Записать в тетрадь)
Как вы думаете, какая ещё важная техническая информация, должна содержаться в комплекте с приобретаемым электрооборудованием.
- электрическая схема данного оборудования.
Цель: научиться строить и читать схемы электрической цепи постоянного тока. (Слайд №7)
А что необходимо для достижения данной цели?
Электрическая цепь строится на чертеже в виде схемы, каждый электро-элемент имеет своё условное обозначение в схеме.
-
Вопрос:
Какие электро-элементы вы можете назвать по данным условным обозначениям?(Слайд №8)
(Работа с карточками- схемами)
Проверка на доске (Слайд №9)
-
Для построения электрической цепи постоянного тока на сегодняшнем уроке нам понадобятся элементы под номером 1, 6, 7. (Зарисуйте их в тетрадях и подпишите) (Слайд №10)
Итог: мы с вами познакомились с условными обозначениями основных элементов в электрической цепи.
-
Первичное закрепление учебного материала:
Пример: итак, мы сейчас вместе с вами построим схему электрической цепи постоянного тока, для этого нам необходимы составляющие элементы схемы: ключ, гальванический элемент, электролампочка.
Строим схему карманного фонаря (несколько вариантов).
Сначала самостоятельно на местах, а затем я показываю на доске.
-
Самостоятельная работа- построить электрические схемы постоянного тока в соответствии с условием.
(критерии оценивания2-задачи, на тройку, 3-задачи, на хорошо, 4-задачи, отлично).
В течение 5-8 минут провести анализ самостоятельной работы, для этого:
-
Провести ознакомление с последовательностью выполнения работы
-
Предлагайте каждый своё решение, прислушивайтесь к мнению других, уважайте друг друга.
-
Придите к единому мнению
-
По окончанию работы сообщите о выполненной работе, подняв правую руку.
Проверка самостоятельной работы:
-
Группы меняются своими работами и выявляют ошибки, оценивают друг друга, информируют преподавателя об оценке.
-
Каждая группа озвучивает количество набранных баллов.
----------
Техника безопасности при прокладке электропроводки:
-
Не выполнять работу под напряжением сети.
-
Не прокладывать кабель на сырую поверхность.
-
Вызвать квалифицированного специалиста.
-
Проверить качество подводящей проводки, и места соединения.
-
Проверить качество розеток.
Итак, какая цель стояла перед нами на данном уроке?
----------
Вопрос: Что собой представляет электрическая цепь и из каких основных элементов она состоит?
----------
Итоги урока (оценки).
Ход урока
Группа разбивается на подгруппы по 4 человека, всего 4 подгруппы.
Каждой подгруппе выдаём оценочный лист, куда студенты вносят свои результаты.
Вопросы
Предполагаемые ответы
Актуализация (Повторение пройденного)
-
Что такое электрический ток?
Направленное движение заряженных частиц.
-
Как называются частицы переносимые эл. Ток в металлах?
Электроны.
-
В каком направлении принято считать движение эл. тока?
От +полюса, к -отрицательному.
-
Назовите электроприборы которые являются потребителями эл.тока.
Телевизор, холодильник, утюг, пылесос и т.д.
-
Назовите источники электрической энергии.
Батарейка, аккумулятор, генератор, солнечная батарея, термопара, и т.д.
-
Какого звена не достаёт в системе источник-потребитель.
Ключ (Вкл.-Выкл.), соединительные провода.
Тема урока, цель урока.
-
Какие обозначения в схеме вам известны?
-
-
Какие элементы входят в состав карманного фонарика?
Источник питания, лампочка, ключ, соединительные провода.
Начертите схему простого карманного фонарика, удобным для вас способом.
Работа на доске
Начертите ту же самую схему,
Самостоятельная работа:
Задача по вариантам, построить схему приёмников электроэнергии.
1-вариант:
-
В вашем распоряжении есть гальванический элемент, лампочка, два ключа и соединительные провода. Нарисуйте принципиальную схему электрической цепи, в которой лампочка загорается только тогда, когда включены оба ключа.
-
Нарисуйте схему включения двух ламп и двух ключей, где каждый ключ включает свою лампу.
2-вариант:
-
Нарисуйте схему соединения источника тока, двух ламп и одного ключа, который поочерёдно включает каждую из ламп.
-
Нарисуйте схему включения двух ламп и двух ключей, где каждый ключ включает свою лампу.
3-вариант:
-
Нарисуйте схему соединения источника тока, двух ламп и одного ключа, который поочерёдно включает каждую из ламп.
-
Нарисуйте схему соединения источника тока, одной лампы и двух ключей, в которой лампу можно включить от любого ключа.
-
Какие меры предосторожности нужно принимать при прокладке электропроводки.
-
Не выполнять работу под напряжением сети.
-
Не прокладывать кабель на сырую поверхность.
-
Вызвать квалифицированного специалиста.
-
Проверить качество подводящей проводки, и места соединения.
-
Проверить качество розеток.
На следующем уроке нашей темой будет «Способы соединения потребителей электрической энергии» Итак, сегодня вы познакомились с понятиями электрический ток, источники тока, потребители тока и нашли ответы на поставленные в начале урока вопросы. Но это не значит, что мы узнали об электричестве все, эта тема хранит в себе много интересного и любопытного.
Домашняя работа (Учебник п.1.2.2. стр.18-19)
Задача. С потолка в месте крепления люстры свисают три провода, по которым после подключения люстры идет ток. Если люстру подключить правильно, два выключателя работают таким образом, что один из них включает и выключает одну лампу, а другой - остальные три. Нарисуйте схему соединения ламп в люстре, выключателей и источника тока.
-
Какие вы знаете способы экономии электроэнергии в быту?
-
Следить за расходом электроэнергии.
-
Использовать энергосберегающие лампы освещения.
-
Подводящие провода должны быть одного диаметра и материала.
-
Не использовать приборы с плохими соединениями.
Материально - техническое оснащение.
-
Наглядные материалы «Лампочка, соединительные провода, источник питания, ключ»
-
Интерактивная доска
-
Чертёжные принадлежности
-
Меловая доска
Литература:
-
В.М.Прошин Г.В.Ярочкина «Сборник задач по электротехнике».Учебное пособие НПО (Соответствует ФГОС)
-
В.М.Прошин «Электротехника». Учебник НПО. (Соответствует ФГОС)
-
В.Е.Зайцев, Т.А. Нестерова «Электротехника. Электроснабжение, электротехнология и электрооборудование строительных площадок» Учебное пособие СПО. Изд. «Академия»-2010 год.(Соответствует ФГОС).