• Преподавателю
  • Другое
  • Исследовательская работа по литературе «Читательский интерес современного подростка

Исследовательская работа по литературе «Читательский интерес современного подростка

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Исследовательская работа на тему:


«Читательский интерес

современного подростка»



Выполнила: ученица 7 «а» класса

Галеева Анастасия

Учитель: Шнайдер Ольга Валерьевна









ОГЛАВЛЕНИЕ




1.

Введение.

2

2.

Основная часть:

3.

Читательская деятельность как фундаментальная основа понятия грамотности.

3

4.

Изучение читательского интереса детей.

4-7

5.

Роль библиотеки в привитии читательского интереса.

8-10

6.

Заключение.

11

7.

Библиография.

12










ВВЕДЕНИЕ:


Мы считаем, что взятая нами тема для исследования «Изучение читательского интереса подростков» является актуальной в наше время.

Изучив круг читательских интересов подростков, узнав, насколько они владеют навыком работы с книгой, мы сможем проверить выдвинутую нами

гипотезу:

«Действительно ли современный подросток сегодня отводит меньше времени на чтение, что приводит к снижению читательского интереса. Действительно ли в развивающейся медиасреде нет места книге?»

Объект исследования:

Подростки 12-14 лет

Предмет исследования:

- данные анкетирования;

- школьные формуляры;

- изучение статей журнала «Школьная библиотека».

Поставленные задачи:

  1. Изучить читательский интерес взрослого населения и подростков 12 - 14 лет;

  2. Определить роль библиотеки и современной медиасреды в формировании читательского интереса;

  3. Определить, какую литературу читает современный подросток.

Для решения поставленных задач в процессе исследования использованы следующие

методы:

- анкетирование;

- наблюдение за подростками, приходящими в школьную библиотеку;

- анализ данных школьной библиотеки;

- математические методы обработки результатов исследований;

- работа с печатными изданиями журнала «Школьная библиотека».

Практическая значимость заключается в следующем:

- материалы исследования помогут определить круг чтения современного подростка;

- данные исследования могут быть использованы на уроках для организации дискуссий, позволят корректировать работу по воспитанию подрастающего поколения и привитию им художественного вкуса;

- помогут в написании творческих работ.





Понятие грамотности в последние десятилетия претерпело ряд изменений и воспринимается более широко, совершенно иначе, чем десятилетие назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умения работать с информацией, но и многое другое. Однако и сегодня в основе грамотности, как и её фундаментальная основа, лежит читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах.

В 2004 году в США прошла Неделя юношеского чтения. Результатом работы стало подписание «Заявления Международной ассоциации» чтения, в котором сказано:

«Подростки, вступающие в мир взрослых в ХХI веке, будут читать и писать больше, чем в любое другое время в истории человечества. Им потребуется более высокий уровень грамотности для работы, организации домашнего хозяйства, выполнения грандиозного долга и ведения личных дел. Им нужна грамотность, чтобы совладать с потоком информации повсеместно, где бы они ни находились. Они должны быть грамотными, чтобы подпитывать свое воображение и иметь возможность участвовать в строительстве будущего. В сложном, а иногда и опасном мире, для молодого человека очень важна способность читать. Поэтому необходима постоянная поддержка и помощь в обучении чтению, начиная с самых ранних стадий развития».

В благополучной Европе, например, Великобритании, проведено исследование детского чтения в 1994 году сразу после того, как британцы обнаружили что у них идет падение навыков чтения детей и подростков. Полученные данные стали основой для принятия ряда государственных мер.

В последние годы Германия была в состоянии шока (по выражению самих немцев) от результатов, свидетельствующих о снижении уровня чтения немцев.

Швеция озабочена качеством создаваемой литературы, её художественными достоинствами.

Норвегия создаёт программы типа «Читающий колледж». Колумбия создала национальную программу поддержки чтения, где главное место уделяется чтению детей и подростков.

Мы, тем не менее, в состоянии шока пока не находимся хотя бы потому, что в последние десятилетия проведено только одно международное исследование, в котором Россия впервые приняла участие, но результаты так и не стали достоянием широкой общественности. В нём оценивались грамотность учащихся в чтении, математике и естественных науках. Акцент был сделан на навыках чтения. Среди 32 индустриально развитых стран Россия заняла 28 место. Конечно, мы можем говорить, что эти тесты недостаточно адаптированы к нашим особенностям, но, тем не менее, сегодня мы, как и ранее англичане и немцы, стоим перед острой необходимостью понять, что же сегодня происходит в чтении подрастающего поколения. Понять для того, чтобы срочно принять меры.

В начале ХХI века дети, действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения.

У современного подростка интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге ), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения, мотивы и стимулы , предпочитаемые произведения.



Мы задали вопрос подросткам : «Сколько времени отводите на чтение в день?»

(Таблица № 1 )

Исследовательская работа по литературе «Читательский интерес современного подростка

12 - 14 лет

В зависимости от настроения

18

20%

Не меньше часа

15

16,6%

30 минут в день

10

11,1%

В день 1 - 2 часа

10

11,1%

3 раза в день по 20 минут

8

8,8%

По желанию 1 - 1,5 часа

7

7,7%

Только в субботу и воскресенье

6

6,6%

Нисколько

2 - 3 часа

Ответы различны.

Из 90 опрошенных читателей 12 - 14 -летнего возраста все отводят время на чтение в течение дня , только 3 старшеклассника вообще не читают , говоря , что им это не интересно.

Мы отмечаем тот факт, что любят читать дети младшего возраста.

Пользуясь данными школьной библиотеки, мы провели следующую оценку чтению, изучив при этом формуляры читателей и получив следующие результаты:

За 2004-2005 учебный год наибольшую активность проявили учащиеся 1,2,4,5,6 и 10 классов. Одиннадцатиклассники не посещали школьную библиотеку совсем. Выяснить, по какой причине они не посещали библиотеку, сейчас нет возможности, т.к они уже закончили школу.

Бытует мнение, что чем старше ребенок, тем меньше времени занимает у него чтение на досуге и тем меньше они любят читать. Мы попытались выяснить, так ли это, и провели опрос школьников, задав при этом вопрос:

«Любите ли Вы читать?»

ТАБЛИЦА № 2

12 - 14 лет

Да

24

26,6%

Нет

31

34,4%

Если интересно

10

11,1%

Не очень

7

7,7%

Иногда

7

7,7%

Смотря что

6

6,6%

Очень

5

5,5%

Из 90 опрошенных детей 12 - 14 лет любят читать 24.

«Не любят читать» 31 школьник 12 - 14 -лет. Чтение учащихся зависит также от того, заинтересует их книга или нет. Ответы были «не очень», «иногда», «смотря что», что позволяет сделать вывод, что дети всё-таки читают и уделяют этому процессу определенное время.

Отношение к чтению - важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется, так же, как и о том, что учебные нагрузки вкупе с другими факторами приводят к тому, что чем старше школьник, тем больше занимает у него деловое чтение, чтение по школьной программе теснит досуговое.

(таблицы 3, 4, 5,6)

Таблица № 3

Исследовательская работа по литературе «Читательский интерес современного подростка


12 - 14 лет

Взять дополнительную литературу

17

18,8%

Для сообщений

15

16,7%

Специальная

9

10%

Иногда за художественной литературой

8

8,8%

Почитать

8

8,8%

Т.к. задают

8

8,8%

Сочинение писать

5

5,6%

Узнать что-то новое

5

5,6%

Провести время

4

4,4%

Полистать журналы

1

3,3%

Интересные книги

2

2,2%

Биографии авторов

2

2,2%

За информацией

2

2,2%

Для себя

2

2,2%

По школьной программе

-


Не хожу

-


Таблица № 4

Исследовательская работа по литературе «Читательский интерес современного подростка


12 - 14 лет

Журналы, газеты

27

30%

Фантастика, фэнтези

22

24,4%

Художественную литературу

11

12,2%

Ужасы

10

11,1%

Библейскую литературу

3

3,3%

Стихи

2

2,2%

Научную литературу

2

2,2%

Историю

2

2,2%

Полезные советы

1

1,1%

Что под руку попадет

2

2,2%

Сказки

1

1,1%

Ничего

2

2,2%

Детективы



Современную литературу



Романы







Таблица 5

Исследовательская работа по литературе «Читательский интерес современного подростка


12 - 14 лет

А.С. Пушкин

22

24,4%

Нет

20

22,2%

Не помню

17

18,9%

Лермонтов

6

6,7%

Есенин

15

16,7%

Михалков

5

5,6%

Тютчев

10

11,1%

Д.Донцова

6

6,7%

В. Катаев

5

5,6%

Стайн

3

3,3%

Бианки

2

2,2%



Таблица № 6

Исследовательская работа по литературе «Читательский интерес современного подростка


12 - 14 лет

Нет

20

22,2%

Тарас Бульба

16

17,8%

Читаю много, поэтому и нравится много

14

15,6%

Всё нравится

12

13,3%

Денискины рассказы


10


11,1%

Зачарованные

7

7,7%

Кладовая солнца

5

5,6%

Мальчик с гитарой

4

4,4%

«Чук и Гек», Ночь белых вампиров», Капитанская дочка», «Генуэзская темница», «Метель», «Юшка», «Он и она», «Белый Бим Черное ухо», «В стране невыученных уроков»

Данные нашего исследования подтверждают это мнение.

Ребятам были предложены вопросы:

-«Цель посещения библиотеки?» Какую литературу берёте ?»

  • «Что читаете в свободное время ?»

  • «Любимый автор ? Произведение?»

- «за специальной», «сочинение написать», «узнать что-то новое», «провести время»,

  • «полистать журналы», «за информацией», «для себя, своего развития».

Ответа «не хожу» - не было.

Мы также проанализировали, что любят читать ребята.

Большая часть отдает предпочтение газетам и журналам , о чем мы говорили раньше . У среднего звена на 2 месте - фантастика (фэнтези).

12 - 14 летние ребята читают:

- ужасы

- библейскую литературу

- научную, историческую, стихи

- или «что под руку попадет»

- «ничего», т.е. «не любят читать» 5 чел.

Круг чтения ребят разный. Из любимых авторов 12 - 14 летние читатели, называют А.С. Пушкина, С. Есенина ( т.к. вдохновляет писать свои стихи), Лермонтов, сестер Воробей, Д. Донцову, В. Катаева, Стайн, Олди.

У 20 - учащихся среднего звена нет любимых авторов. Надеемся, что они ещё не определились со вкусами и сделают правильным свой выбор.

Примерно такое же и количество отрицательных ответов было на вопрос о «любимом произведении».

Но все же в разном количестве школьники 12 - 14 лет назвали произведения «Тарас Бульба», «Капитанская дочка», «Метель»,«Юшка» . Это скорее всего после того, как эти произведения были изучены в классе и оставили приятные впечатления. «Зачарованные», «Мальчик с гитарой», «Чук и Гек», «Белый Бим Черное ухо», «Он и она».

Таблица № 7

На вопрос :

Исследовательская работа по литературе «Читательский интерес современного подростка


12 - 14 лет

Да

23

25,6%

Нет

18

20%

Редко

16

17,8%

Не хожу

14

15,6%

Иногда

12

13,3%

Когда нужно( по необходимости)

5

5,6%

В основном домашней

5

5,6%

Школьники 12 - 14 лет ответили « ЧАСТО» -23 ч.

«НЕТ» - соответственно 18 ч.

ХОДЯТ В БИБЛИОТЕКУ ПО НЕОБХОДИМОСТИ - 5,6 % опрошенных детей , что говорит , в целом , о положительном отношении детей к услугам библиотек.

Наши данные, по большому счету ,совпадают с данными, предоставленными школьной библиотекой.

АНАЛИЗ КАРТ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

А именно:

Учащиеся средней школы проявляют примерно одинаковый интерес как к периодическим изданиям, так и к познавательным книгам.

В 2004-2005 учебном году наиболее спрашиваемой среди читателей является литература универсального содержания, художественная литература. По анализу читательских формуляров можно сказать о большем интересе ребят среднего звена к таким периодическим изданиям, как «Мурзилка», «Клепа», «Маруся», «Отчего и Почему».

Учащиеся же 7-8 классов услугами библиотеки пользуются меньше.

Читатели 12 -14 лет остро нуждаются в современных книгах о своих сверстниках , специально написанной , так называемой « социально - критической» литературе, которая помогает познавать окружающий мир , учит адаптироваться к проблемам современной жизни . Эту возможность предоставляет школьная библиотека: библиотечный фонд постоянно пополняется такими книгами.

Мы решили узнать, какие книги есть в библиотеке наших читателей .


ТАБЛИЦА № 8

Исследовательская работа по литературе «Читательский интерес современного подростка


12 - 14 лет

Школьная

23

25,6%

Научная

15

16,7%

Детская

10

11,1%

Познавательная



Справочники, энциклопедии, словари

7

7,8%

Классика

6

6,7%

Журналы

6

6,7%

Домоводство

5

5,6%

Гарри Поттер

3

3,3%

Детективы, библия



Фантастика, кулинария



нет



О наличии домашних библиотек сказали 90 опрошенных 12-14 летнего возраста.

Мы видим разнообразные книги: как классика, так и кулинария, библия, домоводство, также называют справочную литературу и энциклопедии.



Подводя итог нашему исследованию, мы хотели узнать, какую роль книге отводит современный читатель в интенсивно развивающейся медиасреде .

ТАБЛИЦА 13

Исследовательская работа по литературе «Читательский интерес современного подростка


12 - 14 лет

Книга нужнее чем компьютер

35

38,9%

Книга не нужна

28

31,1%

Аргументы в пользу книги



Более подробно описано

12

13,3%

Книга лучше

10

11,1%

Без книг нет знаний

8

8,9%

В книге есть то, чего нет в фильме

5

5,6%

Книгу найти легче, чем посмотреть фильм

3

3,3%

В пользу компьютера



В интернете все можно найти

12

13,3%

Книги дорогие

7

7,8%

Книги устарели

5

5,6%

Второстепенную

-


Большее число опрошенных высказываются о важной роли книги. В разной степени значимости они отмечают , что в книгах :

- подробнее все описано ;

- книга лучше;

- без книг нет знаний;

- в ней есть , то , чего нет в фильме;

- ее легче найти , чем посмотреть фильм;

- нужна для духовного роста, развития;

- помогает предугадать будущее, пополнить знания, разобраться в собственных поступках.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Мы изучили читательский интерес подростков в возрасте 12-14лет и пришли к следующим выводам :

Наша гипотеза , что « современный подросток отводит мало времени на чтение, вследствие развития медиасреды, что приводит к снижению читательского интереса» не подтвердилась. Наряду с тем , что современному подростку , в силу ряда причин, приходится чаще обращаться к справочной литературе , художественная литература занимает определенное место в их жизни , будь это даже программные произведения ,которые помогают привитию читательского вкуса.

Ребята познают этот мир в интенсивно развивающейся медиасреде, но ничто не заменит общение с доброй книгой, которая помогает разобраться в огромном потоке информации, определиться в жизни, сделать, порой , правильный выбор , найти правильное решение.

Помогает формировать читательский вкус и школьная библиотека. Ее фонд постоянно пополняется книгами, которые имеют интерес среди подростков. Они приходят сюда просто полистать журналы или познакомиться с новинками.

Конечно, старая модель чтения и новая различны, но цель их одна: помочь подростку найти ответы на интересующие вопросы, предоставить информацию да и просто найти себе друга в интенсивно развивающемся обществе.













БИБЛИОГРАФИЯ:


  1. Новикова Т.А. «Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе». Журнал «Школьная библиотека» № 2 - 1995 г.

  2. Иванова Г.И., Чудинова В.А. «Чтение, грамотность и библиотеки: функциональная неграмотность в развитых странах». Журнал «Школьная библиотека» № 6 - 2005 г.

  3. Соловьев Е.Н. «Книга в моем доме: моя семья и моя семейная библиотека». Журнал «Школьная библиотека» № 9 - 2002 г.

  4. Чарина И.Т. «Если мы однажды научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись». Журнал «Школьная библиотека» № 7 - 2002 г.

12

© 2010-2022