- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по крымскотатарскому языку 8 класс
Рабочая программа по крымскотатарскому языку 8 класс
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Люманова М.С. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
15
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чайкинская школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
филологического цикла
________ Фролова А.В.
Протокол№___
_____________________
СОГЛАСОВАНО
«____» __________ 2015г.
Зам.директора по УВР
__________ Н. Д. Рыбка
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________ Е. В. Кравец
«____» __________ 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО
КРЫМСКОТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ
КЛАСС: 8
УЧЕБНЫЙ ГОД: 2015/2016
Фамилия____Люманова______________
Имя________Мевиде_________________ Отчество____Ситметвлутовна________
Категория____специалист_____________
Стаж работы___1год_________________
с. Чайкино
2015 г.
Пояснительная записка
Социально-экономические и социально-политические изменения, проходящие в России с начала ХХI века, существенно повлияли на расширение социального круга групп людей, вовлечённых в межкультурные контакты с представителями других народов и культур.
В свете происходящих изменений в коммуникации (всё более актуальными становятся такие виды речевой деятельности, как письмо, чтение) следует отметить, что большую актуальность приобретает обучение именно этим видам речевой деятельности.
В процессе обучения крымскотатарскому языку решаются не только задачи практического владения языком, но и воспитательные и общеобразовательные, поскольку они самым тесным образом связаны с практическим владением языком. Владение крымскотатарским языком обеспечивает возможность выражать одну и ту же мысль посредством разных лексических и грамматических единиц не только на не родном, но и на родном языке, делает мыслительные процессы более гибкими, развивает речевые способности учащихся, привлекает внимание учащихся к различным языковым формам выражения мысли
В свете современных тенденций обучение неродным языкам предполагает интегративный подход в обучении, соответственно в образовательном процессе необходимо не только развивать умения иноязычного речевого общения, но и решать задачи воспитательного, культурного, межкультурного и прагматического характера.
Предлагаемая рабочая программа предназначена для 8 классов общеобразовательных организаций и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Цели
Изучение языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо);
- языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и не родном языках;
- социокультурная/межкультурная компетенция - приобщение к культуре, традициям региона изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свой народ, ее культуру в условиях межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала не родного языка:
- формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своейсобственной культуры;
- осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Общая характеристика
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению крымскотатарского языка позволяют учитывать изменения школьника основной школы, которые обусловлены переходом от детства к взрослению. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные учащимся этой возрастной группы, даёт возможности интегрировать знания из разных предметных областей и формировать межпредметные учебные умения и навыки. При формировании и развитии речевых, языковых, социо- или межкультурных умений и навыков следует учитывать новый уровень мотивации учащихся, которая характеризуется самостоятельностью при постановке целей, поиске информации, овладении учебными действиями, осуществлении самостоятельного контроля и оценки деятельности. При обсуждении специально отобранных текстов формируется умение рассуждать, оперировать гипотезами, анализировать, сравнивать, оценивать социокультурные, языковые явления.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами являются:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и правил поведения на дорогах;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
осознание возможностей самореализации средствами не родного языка;
-
стремление к совершенствованию речевой культуры в целом;
-
формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
-
развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
-
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
-
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
-
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
Метапредметными результатами являются:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
умение адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации: для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
-
развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
-
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
Предметными результатами являются:
А. В коммуникативной сфере (т.е. владении крымскотатарским языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
В аудировании:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
- воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
В чтении:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;
- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
В письменной речи:
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в крымскотатарском языке;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности.
Языковая компетенция:
- применение правил написания слов, изученных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков крымскотатарского языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц знание основных способов словообразования
- понимание и использование явлений многозначности слов крымскотатарского языка: синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого языка;
Социокультурная компетенция:
- знание употребительной фоновой лексики и реалий крымскотатарского языка, некоторых распространённых образцов фольклора (скороговорок, поговорок, пословиц);
- знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры крымскотатарского народа (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- представление о сходстве и различиях в традициях русского и крымскотатарского языка;
- понимание роли владения не родным языком в современном мире.
Компенсаторная компетенция - умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств, при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и неродного языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приёмами работы с текстом: умение пользоваться определённой стратегией чтения/аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать/слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями крымскотатарского языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и не родного языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
Г. В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на крымскотатарском языке;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
Д. В трудовой сфере:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Содержание
Предметное содержание речи
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музеи, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодёжная мода. Покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, сбалансированное питание, отказ от вредных привычек.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы в различное время года.
5. Мир профессии. Проблемы выбора профессии. 6. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Условия проживания в городской/сельской местности. Транспорт.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет).
8. Россия и Крым их географическое положение, столицы и крупные города, регионы, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи), страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение
1. Диалогическая речь:
Уметь вести:
- диалоги этикетного характера,
- диалог-расспрос,
- диалог-побуждение к действию,
- диалог - обмен мнениями,
- комбинированные диалоги.
Объём диалога - от 8-10 реплик (5-7 классы) до 10 реплик (8-9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога - 2,5-3 мин
(9 класс).
2. Монологическая речь
Уметь пользоваться:
- основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст либо заданную коммуникативную ситуацию.
Объем монологического высказывания - от 10-14 фраз (5-7 классы) от 16 -18 фраз (8-9 классы). Продолжительность монолога - 1,5-2 мин (9 класс).
Аудирование
Дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио- и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: объявление, реклама, сообщение, рассказ, диалог-интервью, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования - до 1 мин.
Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на аутентичном материале, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов для аудирования - до 2 мин.
Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования - до 1,5 мин.
Чтение
Уметь:
- читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).
Языковые средства и навыки пользования ими
Орфография
Знание правил чтения и орфографии и навыки их применения на основе изучаемого лексико-грамматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков крымскотатарского языка в потоке речи, соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Социокультурная осведомлённость
предполагает овладение:
- знаниями о значении родного и не родного языка в современном мире;
- употребительной фоновой лексикой и реалиями изучаемого крымскотарского языка: традициями (в проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора (скороговорками, поговорками, пословицами);
- представлением о сходстве и различиях в традициях русского крымскотатарского языка; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в крымскотатарском языке
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
- использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
- находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
- осуществлять словообразовательный анализ;
- выборочно использовать перевод;
- пользоваться двуязычным и толковым словарями;
- участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Главная цель изучения крымскотатарского языка в общеобразовательных учреждениях заключается в формировании у учеников коммуникативной компетенции, базой для которой являются коммуникативные умения, сформированные на основе языковых знаний и навыков. Развитие коммуникативной компетенции зависит от социокультурных и социолингвистических знаний, умений и навыков, которые обеспечивают вхождение личности в другой социум и способствуют ее социализации в новом для нее обществе.
Основными коммуникативными умениями являются:
умение осуществлять общение (в монологической и диалогической формах);
умение понищать из услышанного содержание аутентичних текстов;
умение читать и понищать аутентичне тексты разных жанров и видов с разным уровнем понимания содержания, рассматривая их как источник разнообразной информации и как средство овладения ею;
умение осуществлять общение в письменной форме в соответствии с поставленнями заданиями;
умение адекватно использовать опыт, приобретенный в изучении родного языка, рассматривая его как средство осознанного овладения крымскотатарским языком;
умение использовать в случае необходимости невербальне средства общения при условии дефицита имеющихся языковых средств.
Развитие коммуникативных умений невозможно без овладения языковыми средствами реализации устной и письменной речи. Однако знание лексического и грамматического материала еще не обеспечивает становлення коммуникативных умений. Необходимы умение оперирования этим материалом, а так же использования его для восприятия информации в определенных сферах общения.
Коммуникативные языковые компетенции формируются на основе взаимосвязанного речевого, социокультурного, социолингвистического и язикового развития учеников в соответствии с их возрастными особенностями и интересами на каждому этапе овладения крымскотатарским языком и состоят из:
Языковой (лингвистической) компетенции, которая обеспечивает овладение учениками языковым материалом с целью использования его в устной и письменной речи;
социолингвистической компетенции, которая обеспечивает формирование умений пользоваться в процес се общение речевыми реалиями (образцами), особенными правилами речового поведения, характерными для Крыма, язык котрого изучается;
прагматичной компетенции, которая связана сознаниями принципов, по которым высказывания организуются, структурируются, используются для осуществления коммуникативных функций и согласуются согласно интерактивным и трансактивными схемами.
В процессе учебы крымскотатарского языка формируются общин компетенции, которые состоят из:
декларативных знаний, которые включают знание мира, социокультурные знания и межкультурное осознание; социокультурная компетенция предусматривает усвоение учениками знаний социокультурные особенностей Крыма, язык котрого изучается, культурних ценностей и морально-этических норм своего и тюркських народов, а так же формирование умений их использовать в практической деятельности; практических и межкультурных умений и навыков, таких как социальные умения, навыки повседневной жизни и тому подобное; "компетенция существования", которая связана с индивидуальными особенностями поведения, мотиваций, ценностей, идеалов и типа личности; общеучебных компетенции (умение учиться), которые способствуют овладению учениками стратегиями речевои деятельности, направленной на решения учебных заданий и жизненные проблемы.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
-
Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-
Примерная программа «Крымскотатарский язык )» для общеобразоательных организаций Республики Крым под редакцией А.С. Аблятипова, Симферополь, 2015г.
-
Учебный план МОУ «Чайкинская школа» на 2015 -2016 учебный год.
Таблица тематического распределения количества часов
Крымскотатарский язык
8 класс
В году - 35 ч
В неделю - 1 час
1,2 четверть
3,4 четверть
год
Количество часов в
неделю
1
1
2
Развитие речи
2
2
4
Контрольная работа
2
2
4
Диктант
1
1
2
Письменное изложение
1
-
1
Письменное сочинение
-
1
1
Крымскотатарский язык 8 класс
Введение
Современный крымскотатарский язык.
Связная речь
Сведения о речи
Устная и письменная речь.
Повторение сведений о тексте, стилях и типах речи.
Описание местности, памятников истории и культуры.
Рассказ на основе услышанного.
Виды работ
Изложения (по сложному плану).
Подробное, сжатое и выборочное изложение (устное и письменное) повествовательных текстов с элементами описания местности, памятников истории и культуры. Сжатое изложение на основе прослушанных радио - и телепередач.
Сочинение (по простому и сложному плану с вступлением, основной частью и заключением). Сочинение-описание местности (улицы, села, города), памятников истории и культуры на основе личных наблюдений и впечатлений, по картине (письменное и устное). Сочинение рассуждение (письменное и устное) на морально-этическую тему (в публицистическом стиле).
Деловые бумаги. Протокол.
Обучающиеся должны уметь: делать краткие записи в процессе слушания и чтения: пересказывать тексты по самостоятельно составленному простому и сложному плану; создавать устные и письменные сочинения. Составлять к ним простой и сложный план; избирать соответствующий ситуации общения стиль речи, использовать разные типы речи (в том числе описание местности, памятников истории и культуры); составлять протоколы; правильно использовать цитаты; совершенствовать написанное; соблюдать основные правила этики общения.
Систематизация и обобщение изученного
Части речи, их значения, грамматические признаки.
Синтаксис. Пунктуация
Словосочетание и предложение
Словосочетание. Строение и типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании. Предложение. Виды предложений по цели высказывания.
Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Обучающиеся должны знать: общие сведения о типах и строении предложения и словосочетания.
Обучающиеся должны уметь: определять главное и зависимое слово в словосочетании; различать предложения разных видов (по цели высказывания, интонации, по характеру грамматической основы, по количеству грамматических основ); правильно строить и использовать в речи словосочетания изученных видов.
Главные и второстепенные члены предложения
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Простое и составное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Определение, дополнение, обстоятельство как второстепенные члены предложения (повторение). Способы их выражения. Приложение как разновидность определения, написание одиночных приложений через дефис; приложения, выделяемые кавычками.
Виды обстоятельств
Обучающиеся должны знать: строение простого двусоставного предложения.
Обучающиеся должны уметь: определять структуру простого двусоставного предложения (находить его главные и второстепенные члены); использовать в речи предложения с разными видами сказуемых; обосновывать постановку знаков препинания с помощью правил, правильно ставить знаки препинания при одиночном приложении, сравнительном обороте. Находить и исправлять в своем и чужом текстах ошибки на изученные правила.
Односоставные простые предложения
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого, подлежащего.
Обучающиеся должны уметь: изученные виды односоставных предложений.
Обучающиеся должны знать: определять виды односоставных предложений, правильно и уместно использовать их в речи.
Неполные предложения
Полные и не полные предложения, их различие.
Обучающиеся должны знать: общие сведения о неполных предложениях.
Обучающиеся должны уметь: находить неполные предложения, правильно использовать их в речи.
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения с союзной, бессоюзной и смешанной связью.
Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Обучающиеся должны знать: признаки однородных членов предложения, правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Обучающиеся должны уметь: находить однородные члены предложения (нераспространенные и распространенные ), разные ряды однородных членов в одном предложении, обобщающие слова при однородных членах; использовать в речи и выразительно читать предложения с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания с помощью правил, правильно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Предложения с обращениями, вводными словами
Обращение нераспространенное и распространенное.
Знаки препинания при обращении.
Вводные слова, знаки препинания при них.
Обучающиеся должны знать: сведения об обращениях, вводных словах; наиболее употребительные вводные слова и словосочетания; изученные пунктуационные правила.
Обучающиеся должны уметь: находить обращения, вводные слова ; правильно и уместно использовать в речи и выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами; обосновать постановку знаков препинания с помощью правил; правильно ставить знаки препинания при обращении, вводных словах.
Предложения с обособленными членами
Понятие об обособлении. Обособленные второстепенные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.
Обучающиеся должны знать: особенности обособленных и уточняющих членов предложения; правило постановки знаков препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.
Обучающиеся должны уметь: находить обособленные и уточняющие члены предложения; использовать в речи и выразительно читать предложения с обособленными и уточняющими членами предложения; обосновывать постановку знаков препинания с помощью правил, правильно ставить знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения.
Календарно-тематическое планирование по крымскотатарскому языку
№ Дата факт Содержание урока час примеч
1
03.09
Введение .Развитие речи№1.Устное сочинение:«Современный крымскотатарский язик»
1
2
10.09
Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи.
1
3
17.09
Главные и второстепенные члены предложения.
1
4
25.09
Строение и типы словосочетаний. Виды связи словосочетаний
1
5
01.10
Контрольная работа№1.Тестирование(Словосочетание)
1
6
08.10
Предложение.Виды предложений по цели высказывания. Простое и сложное предложение
1
7
15.10
Письменное изложение: «Къарынджалар»
1
8
22.10
Подлежащее.сказуемое . Тире между подлежащим и сказуемым
1
9
05.11
Второстепенные члены предложения(Повторение)
1
10
12.11
Контрольная работа№2. Диктант: «Амет-хан авада»
1
11
19.11
Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.
1
12
26.11
Развитие речи№2. «Къырымтатарларнынъ медениети»
1
13
03.12
Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего
1
14
10.12
Повторение
1
15
17.12
Диктант№1. «Боран»
1
16
24.12
Полные и неполные предложения,их различия.
1
17
14.01
Предложения с однородными членами
1
18
21.01
Виды однородных членов предложения
1
19
28.01
Знаки препинания в однородных членах предложения
1
20
04.02
Письменное сочинение: «Меним Ватаным-Къырым»
1
21
11.02
Повторение пройденого материала
1
22
18.02
Контрольная работа№3.Диктант: «Алим ким эди?»
1
23
25.02
Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами
1
24
03.03
Предложения с обособленными членами
1
25
10.03
Развитие речи№3 Чтение молча: «Гъайып аскернинъ анасы»
1
26
17.03
Виды обособленных членов предложения
1
27
24.03
Знаки препинания при обособленных членах предложения
1
28
07.04
Повторение
1
29
14.04
Контрольная работа №4. Диктант: «Ашыкъ Умер»
1
30
21.04
Словосочетание и предложение.(Повтор)
1
31
28.04
Развитие речи№4. Чтение в слух
1
32
05.05
Повторение
1
33
12.05
Повторение
34
19.05
Диктант «Аскер дженктен къайта»
35
26.05
Повторение
Наименование учебно-методического обеспечения и списка литературы
Для осуществления преподавания крымскотатарского языка и крымскотатарской литературы рекомендуется использовать учебные пособия:
-
А.М. Меметов, Э. Акъмоллаев, Л.А. Алиева «Къырымтатар тили». 8 сыныф ичюн дерслик. - Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты, 2003. - 136с.
-
А. Кокиева, К.У. Салядинов, П.Э. Межмединова, А.М. Харахады. «Къырымтатар эдебияты». Умумтасиль мектебининъ 8 сыныфы ичюн. - Симферополь: Къырым девлет окъув-педагогика нешрияты, 2005. -264с.
Программа, по которой составлено календарно-тематическое планирование:
- М.И. Алидинова. «Къырымтатар тили. 5-12 сыныфлар» - Симферополь: Къырым девлет окъув - педагогика нешрияты, 2005. - 40с.
- С.М. Акимова «Интеграция курсу боюнджа къырымтатар ве четэль эдебияты. 5-12 сыныфлар» - Симферополь: Къырым девлет окъув -педагогика нешрияты , 2005. - 64с.