• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему Развитие монологической и диалогической речи учащихся как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках казахского языка и литературы

Доклад на тему Развитие монологической и диалогической речи учащихся как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках казахского языка и литературы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ЖІТІҚАРА ПОЛИТЕХНИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ» КМҚК

КГКП «ЖИТИКАРИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


Гуманитарлық пәндердің циклдық комиссиясы

Цикловая комиссия гуманитарных дисциплин

циклдық комиссиясында БЕКІТЕМІН БЕКІТЕМІН

ҚАРАЛДЫ директордың оқу әдістемелік директордың оқу ісі жөніндегі

______________________ ісі жөніндегі орынбасары орынбасары ______________

Хаттама № ______ ___________________ «___» _______________ 2016 ж. "____"___________2016ж.

Доклад на тему Развитие монологической и диалогической речи учащихся как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках казахского языка и литературы



Баяндама


«Развитие монологической и диалогической речи учащихся как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках казахского языка и литературы»

Оқытушы:Смаилова Н.С.






2015-2016 оқу жылы

Жітіқара қаласы


Развитие монологической и диалогической речи учащихся как средство формирования коммуникативных компетенций на уроках казахского языка и литературы

Одним из важных ключевых вопросов современной методики преподавания казахского языка является создание коммуникативного общения в процессе обучения казахскому языку. Особенную роль здесь играет монологическая и диалогическая речь.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного учащегося.

Цель данной работы - рассмотреть современные инновационные методики формирования речевых умений (монолога и диалога) учащихся колледжей с точки зрения их эффективности.

Объектом данной работы является обучение казахскому языку в колледже, предусматривающее формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции учащихся, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Понятие о диалогической речи.

Диалогическая речь - жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

Диалогическая речь создается в процессе общения двух или более партнеров. Речевое поведение одного собеседника в диалоге зависит от речевого поведения другого. Каждый из партнеров преследует свою цель в диалогическом общении. Особенностью диалогической речи является то, что она проходит, как правило, в непосредственном контакте участников диалога, хорошо знающих обстановку, в которой происходит общение.

Формы общения между собеседниками могут быть самыми разнообразными. Основными разновидностями диалогической речи являются:
- бытовой разговор,

- деловая беседа,

- переговоры.

Для бытового диалога характерны:

- незапланированность;

- большое разнообразие обсуждаемых тем (личные, социальные, политические и т.д.) и языковых средств;

- частые отклонения от темы, перескакивание с одной темы на другую;

- отсутствие, как правило, целевых установок и необходимости принятия решения;

- самопрезентация личности;

- разговорный стиль речи.

Деловая беседа имеет следующие характерные особенности:

- дифференцированный подход к предмету обсуждения с учетом коммуникативной цели и партнеров и в интересах понятного и убедительного изложения мнения;

- быстрота реагирования на высказывания партнеров;

- критическая оценка мнений, предложений и возражений партнеров;

- аналитический подход к учету и оценке всех факторов проблемы;

- ощущение собственной значимости и повышение компетентности партнеров в результате разбора других точек зрения по данной проблеме;

- ощущение сопричастности и ответственности в решении затронутой в беседе проблемы.

Переговоры по многим характеристикам сходны с деловой беседой. Дополнительными признаками переговоров являются различия в исходных знаниях и установках при необходимости принятия совместного решения и равноправии сторон.

Понятие монологической речи.

Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos - слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.
Выделяются следующие требования для монологической речи:

· кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи, как описание/ характеристика, повествование/ сообщение, эмоциональные и оценочные суждения;

· передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст;

· делать сообщения по прочитанному/ услышанному тексту;

· выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному.

Методически важными являются:

· Характер опор, с помощью которых выполняются упражнения

· Цель высказывания

Опорами могут быть:

· наглядность,

· текст,

· ситуация

· тема, проблема

На начальном этапе на первом месте стоит развитие монологических высказываний по картинкам, серии картинок после усвоения языкового материала в диалогической речи. Эти высказывания не имеют коммуникативной ценности, они преследуют учебную цель: употребить ранее изученный материал (лексику, грамматику) в самостоятельной связной речи с опорой на наглядно представленные предметы или лица, речевые ситуации. Овладев речевыми образцами: Ответы на вопросы, диалогах-переспросах, диалогах - расспросах учащиеся описывают свой класс. Аналогичным образом строится элементарное монологическое высказывание-описание с опорой на картинку. Этот вид опоры (наглядность) часто сочетается с другим видом опоры письменным или устным текстом. Аудирование связных элементарных текстов, содержащих полностью знакомый материал, может стать опорой для монологического высказывания учащихся. Также могут использоваться те же опоры - наглядность, текст, ситуация, но уровень монологической речи может и должен быть высоким. Текст может быть темой для дискуссий. При этом возможны различные трансформации текста:

Пересказ близко к тексту,

Пересказ своими словами

Комментарий

На этом этапе особую роль приобретает работа с (Прочитанным) текстом. Проводятся творческие упражнения, высказывания об идее текста, о поступках героев.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными.

В педагогической работе мною используются различные упражнения по формированию монологической речи. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи.

В соответствии с этим внедряемые в последнее время методики включают следующие виды работ на уроках по развитию коммуникативных умений:

Работа со зрительной опорой. В качестве зрительной опоры используются картины, фотографии. Изображения должны быть тематически разнообразны, включать самые разные - наиболее распространенные в жизни - темы и сюжеты.

Предлагаемые виды работ:

  • Устный диалог, в котором ученик играет роль одного из персонажей картинки. При этом работа может оцениваться в соответствии со следующими критериями: сумел ли ученик индивидуализировать речь героя, показать речевыми средствами его характер; являются ли его реплики психологически достоверными: может ли человек так мыслить и говорить в подобной ситуации; насколько хорошо ученик слышит своих одноклассников, являются ли его реплики действительно ответами на то, что он слышит, или они содержательно не связаны с услышанным; насколько интересно, ярко, остроумно, лаконично он говорит; насколько разнообразную лексику использует; литературна ли, грамотна ли его речь.

  • Устный рассказ. Это монологическая работа, поэтому она должна следовать за устным диалогом: кто-то из детей рассказывает (но не читает), остальные слушают его рассказ.

Первый этап, выделенный в работе с устным диалогом (совместное рассматривание), исключается: каждый сам придумывает свой рассказ, рассматривая рисунки самостоятельно.

Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.

Ученик не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать. Личные впечатления могут быть разными:

  • Музыкальные впечатления. Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, а затем пишут сочинение или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?».

  • Читательские впечатления. Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке казахского языка.

  • Жизненные впечатления. Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Традиции моей семьи», «Памятный день в моей жизни» и т.п.

  • Устные дискуссии. Основная цель этого вида работы - научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их. Темы дискуссий должны быть интересны и в то же время хорошо знакомы детям, это может быть, например, то художественное произведение, которое они вместе читали, или какое-то волнующее их событие.

  • Языковые игры. Использование различных игр позволяет сделать уроки живыми, веселыми, отдохнуть от тяжелых для детей видов работы.

  • Доклады и сообщения. Сегодня это одна из наиболее распространенных форм работы, однако, ее не рассматривают как работу по развитию речи. Ученики готовят доклады и сообщения на разные темы на любом уроке. Учитель-филолог обязан научить студента готовить и оформлять сообщение: отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей.

  • Пересказ художественного текста с различными заданиями: от имени героя, участника какого-либо события и т.п.

Все эти виды работ могут использоваться на каждом уроке казахского языка наряду с обычным тренингом орфографических и пунктуационных навыков, однако развитие речи не должно восприниматься детьми только как довесок к обычной работе и не должно отделяться от других видов учебной работы.

Использование перечисленных видов работ на уроках казахского языка показало, что меняется отношение учащихся к предмету, ребята не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями.

Таким образом, использование инновационных методик на уроках казахского языка позволяет учащимся получать новые знания, создавать речевые произведения различных жанров, чувствовать собственную ответственность за результат.

Литература:

Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. - 2006. - №3. - С. 4-6.

Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1991. - 166 с.

Львов, М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. - 232 с.

Никитина, Е.И. Русская речь. Пособие по развитию связной речи. М.Просвещение, 1991.- 130 с.

Филичева, Т.Б, Т.В.Туманова. Совершенствование связной речи - М., 1994. - 154 с.

Федеральная целевая программа «Русский язык» // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 1996. 8 августа.

Саломатова К.И Проблемы обучения диалогической речи ИЯШ, 1967, С.29

Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи на материале англ. языка. Киев: Рад. -Шк., 1989. -156с.

Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога // Вопросы языкознания, 1965.-С 104-110.

Мешимбаева Б.Ш. Диалогтың ғылыми және методологиялық негіздері. Усть-Каменогорск, 2009. -162с.

© 2010-2022