Библиотечный урок на тему Правила обращения с книгой

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Библиотечный урок на тему Правила обращения с книгой

Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №144

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики

Библиотечный урок на тему Правила обращения с книгой

Библиотечный урок на тему Правила обращения с книгой


Зав. библиотекой

Панфилова Т.А.








г. Донецк



«ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ»


(1-4 классы)

Ц е л и : формировать у детей бережное отношение к книге; ознакомить с правилами общения и обращения с книгой; обучать навыкам простейшего ремонта книг, сформировать знания об элементах и структуре книги; познакомить ребят с такими понятиями, как суперобложка, форзац, фронтиспис, шмуцтитул, со сведениями, которые помещаются на титуле (название серии, сведения о переиздании, переводчике)

Оборудование:

Выставка книг, находящихся в разном состоянии: «Книги просят защиты», «Книга благодарит», «Книга жалуется», выставка книг с иллюстрациями разных художников.

Оформление доски :

Внешнее оформление книги:

- обложка;

- суперобложка;

- автор, название книги;

- издательство, место и год издания книги.

Внутреннее оформление книги:

- форзац;

- фронтиспис;

- титул;

- шмуцтитул;

- заставка, концовка.


Ход занятия

1. Разговор о первом посещении библиотеки, о понравившихся книгах.

2. Беседа о выставке.

3. Знакомство с оформлением книги (внешним и внутренним)

Внешнее оформление книги.

1. Обложка бывает мягкой, сделанной из бумаги, или твердой, из картона, - тогда ее называют переплетом. В старину переплеты делались из кожи, которая украшалась тисненым рисунком с золотом.

Для особо ценных книг на переплете укреплялись металлические застежки.

2. Суперобложка - поверх твердого переплета иногда надевается еще одна бумажная обложка. На ней помещен какой-нибудь рисунок и написаны имя автора и название книги.

3. Ф. И. О. автора, название книги, место и год издания, издательство.

4. Иллюстрации. Каково назначение иллюстраций? Они помогают лучше понять содержание книги, характер героев. По рисункам можно представить сюжет произведения. В рисунках передаются не только движения героев, но и богатство мимики.

Задание: сравнить иллюстрации нескольких художников.

Внутреннее оформление книги.

1. Откроем книгу. Слева - изнанка переплета, справа - первая страница книги. Эти два листа, образующие разворот, называются форзац. Такой же форзац есть и в конце книги. Он может быть просто гладким - белым или цветным, а иногда на нем бывает рисунок.

2. Перевернем еще страницу. Новый разворот. На левой стороне помещен фронтиспис, на правой - титул.

Вот еще два незнакомых слова. Что же это такое?

а) Фронтиспис - иллюстрация, говорящая о самом главном, что есть в книге. На нем может быть также портрет писателя - автора книги.

б) На титуле напечатаны название книги, фамилия автора, а внизу - название издательства, обозначено место, где книга напечатана, и указан год издания.

3. Если книга состоит из нескольких разделов, то перед каждым может быть свой титул - тогда он называется шмуцтитулом. На нем изображаются название или номер главы и рисунок.

4. Часто в начале каждой главы делается небольшой рисунок - он называется заставкой, а рисунок в конце главы называется концовкой.

Ведущий: Все эти книги поступили в библиотеку в один и тот же день. Посмотрите, какие они разные. Какая же странная история приключилась с ними! Кто испортил нарядные переплеты?

1 - я к н и г а . Я расскажу, что случилось с бедными книжками. (Выходят два ученика с книгами.)

1 - й ч т е ц . У Скворцова Гришки

Жили-были книжки -

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые,

Без конца и без начала,

Переплеты как мочала,

На листах каракули.

Книжки горько плакали.

2 - й ч т е ц . Дрался Гришка с Мишкой,

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове -

Вместо книжки стало две.

1 - й ч т е ц . Горько жаловался Гоголь:

Был он в молодости щеголь,

А теперь, на склоне лет,

Он растрепан и раздет.

2 - й ч т е ц . У бедняги Робинзона

Нарисована корона.

1 - й ч т е ц . У Крылова вырван лист.

2 - й ч т е ц . А в грамматике измятой

На странице тридцать пятой

Нарисован трубочист.

1 - й ч т е ц . В географии Петрова

Кожа содрана с картона

И написано: «Сия

География моя.

Кто возьмет ее без спросу,

Тот останется без носу!»

1 - я к н и г а . Как нам быть? - спросили книжки -

Как избавиться от Гришки?

2 - я к н и г а . И сказали братья Гримм:

- Вот что, книжки, убежим.

1 - я к н и г а . Растрепанный задачник,

Ворчун и неудачник,

Прошамкал им в ответ:

- Девчонки и мальчишки

Везде калечат книжки.

Куда бежать от Гришки?

Нигде спасенья нет!

2 - я к н и г а . Бежим в библиотеку.

В центральный наш приют, -

Там книжку человеку

В обиду не дают.

1 - й ч т е ц . Беспризорные калеки

Входят в зал библиотеки.

Светят лампы над столом.

Блещут полки за стеклом.

2 - й ч т е ц . В перелетах темной кожи

Разместившись вдоль стены,

Словно зрители из ложи

Книжки смотрят с вышины.

1 - й ч т е ц . Бесприютные вы книжки,

Истрепали вас мальчишки!

Отнесем мы вас к врачу -

К Митрофану Кузьмичу.

2 - й ч т е ц . Он вас, бедных, пожалеет,

И подчистит, и подклеит,

И обрежет, и сошьет,

И оденет в переплет.

Б и б л и о т е к а р ь . Послушайте, что же произошло дальше.

1 и 2 - й ч т е ц ы . А у Гришки неудача -

Гришке задана задача.

Стал задачник он искать.

Заглянул он под кровать,

Под столы, под табуретки,

Под диваны и кушетки.

Ищет в печке и в ведре,

И в собачьей конуре.

Гришке горько и обидно,

А задачника не видно.

Г р и ш к а . Что тут делать? Как тут быть?

Где задачник раздобыть?

Остается - с моста в реку

Иль бежать в библиотеку!

2 - й ч т е ц . Говорят, в читальный зал

Мальчик маленький вбежал

И спросил у строгой тети:

Г р и ш к а . Вы тут книжки выдаете?

2 - й ч т е ц . А в ответ со всех сторон

Закричали книжки:

- Вон! (Все вместе.)

Б и б л и о т е к а р ь . Вот что случается, если книги попадают к читателю, не знающему правил обращения с ними. Что же это за правила?

Ответы детей:

1. С книгой надо обращаться аккуратно, на ней не рисуют, не раскрашивают.

2. Берут книги чистыми руками.

3. Не читают во время еды и т. д.

Книги задают вопросы детям:

1. Что делать, если на улице дождь, снег, а книжку надо отнести в библиотеку?

2. Для чего нужно пользоваться закладкой?

3. Где должны храниться книги дома?

Библиотекарь. Для пострадавших книг у нас есть «книжкина больница», в которой работают добрые и внимательные врачи. Сегодня в ее адрес пришла посылка. Давайте посмотрим, что там внутри.

Читает письмо от Айболита.

«Я умею лечить зверей, а у вас, я слышал, лечат книги. Прошу помочь».

В посылке упакованы книги, нуждающиеся в ремонте.

Материал для ремонта: полоски бумаги шириной 1,5-2 см, 2-4 см, клей.

Игра «Сегодня мы врачи» (Дети «лечат» книги)

Домашнее задание: (по выбору детей)

1)сделать закладки для книг, написать рассказ, сказку, стихотворение, подобрать стихи на какую-либо тему.

2) Подготовиться к созданию рукописной книги:

а) скрепить (склеить) альбомные листы;

б) оформить обложку;

в) подготовить иллюстрации

© 2010-2022