- Преподавателю
- Другое
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бородина В.И. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ»
(гбоу спо натт)
рАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
финансы, денежное обращение и кредит
для специальности 38.02.03 (080214)
Операционная деятельность в логистике
Нижний Новгород
ОДОБРЕНА
предметной (цикловой) комиссией
Протокол № _______
от « ___ » _______________ 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по заочной (очной) форме обучения
_________________ М.В.Краснова
(подпись)
Председатель
_________________/______________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.
Разработчик:
Бородина В.И., преподаватель ГБОУ СПО НАТТ
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
-
условия реализации учебной дисциплины
10
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: П.00. Профессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка:
-
анализировать показатели, связанные с денежным обращением;
-
анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования бюджета;
-
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
сущность финансов, их функции и роль в экономике;
-
принципы финансовой политики и финансового контроля;
-
законы денежного обращения;
-
сущность, виды и функции денег;
-
основные типы и элементы денежных систем;
-
структуру кредитной и банковской системы;
-
функции банков и классификация банковских операций;
-
цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
-
структуру финансовой системы;
-
принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
-
виды и классификация ценных бумаг;
-
особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг;
-
характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
-
кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики;
-
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 106 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 34 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
106
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
практические занятия
36
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
34
Промежуточная аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Деньги и денежное обращение
Тема 1.1 Сущность, функции и виды денег
Сущность и происхождение денег. Эволюция форм стоимости. Функции денег. Виды денег. Денежная масса. Денежные агрегаты. Скорость обращения денег.
4
2
Самостоятельная работа. Изучение темы «Основные этапы в истории развития денежных знаков»
2
Тема 1.2. Денежное обращение и денежная система
Сущность денежного оборота, принципы его организации. Закон денежного обращения, его модификации. Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России. Денежная система и ее элементы.
2
2
Самостоятельная работа. Изучение темы «Налично-денежный оборот и безналичный денежный оборот, сфера их применения».
1
Раздел 2. Финансы и финансовая система.
Тема 2.1. Сущность финансов, их роль в экономике. Финансовая политика
Сущность финансов. Основные функции финансов, их краткая характеристика. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.
Сущность и содержание финансовой политики.
4
3
Самостоятельная работа. Изучение темы «Современная финансовая политика РФ».
2
Тема 2.2. Управление финансами
Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами. Принципы управления. Финансовое планирование и прогнозирование. Характеристика финансовых планов и прогнозов. Финансовый контроль
4
3
Практические занятия 1,2
4
Составление сметы доходов и расходов предприятия.
Составление схемы финансового плана.
Самостоятельная работа. Изучение темы «Управление финансами»
4
Тема 2.3. Финансовая система
Характеристика финансовой системы. Понятие «финансовая система». Основные звенья финансовой системы РФ.
2
3
Самостоятельная работа. Изучение темы «Роль государственного кредита в покрытии дефицита государственного бюджете в РФ».
1
Тема 2.4. Бюджет и бюджетная система.
Государственный бюджет, его сущность и роль в социально-экономических процессах. Основные функции государственного бюджета, как экономической категории. Бюджетный дефицит и управление им. Бюджетная система и бюджетное устройство. Бюджетный процесс в РФ.
2
3
Практические занятия 3,4
4
Анализ структуры расходов государственного бюджета
Анализ источников финансирования государственного бюджета.
Самостоятельная работа. Изучение темы «Бюджет РФ».
3
Тема 2.5. Внебюджетные фонды.
Сущность и назначение внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды. Источники их формирования, направления использования, пути совершенствования.
2
3
Практические занятия 5,6
4
Произвести расчет отчислений в социальные внебюджетные фонды.
Самостоятельная работа. Изучение темы «Сущность внебюджетных фондов»
2
Тема 2.6. Страхование.
Экономическая сущность и роль страхования на современном этапе. Классификация и виды страхования. Организация страхования в РФ. Инвестиционная политика страхования. Проблемы развития страхового рынка в России.
2
3
Практические занятия 7,8
4
Определение размера страхового платежа.
Определение размера страхового возмещения.
Самостоятельная работа. Изучение темы «Страхование».
3
Тема 2.7.Финансы хозяйствующих субъектов.
Состав и организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов. Содержание и организация финансов предприятий. Формирование финансовых ресурсов предприятия и направление их использования. Формирование и распределение прибыли.
4
3
Основной и оборотный капитал. Финансовая база их воспроизводства, источники финансирования, показатели использования. Оценка финансового состояния предприятия. Финансовое планирование на предприятии.
Практические занятия 9,10
4
Определить сумму выручки от реализации отдельных видов продукции, работ, услуг.
Определить финансовый результат от реализации отдельных видов продукции, работ, услуг.
Самостоятельная работа: Изучение темы «Финансовые ресурсы предприятия».
4
Раздел 3. Кредит и кредитная система РФ.
Тема 3.1. Ссудный капитал и кредит.
Кредит как форма движения судного капитала.
Виды кредитных отношений в условиях рынка.
Источники ссудных капиталов в России. Функции кредита.
Классификация форм кредита и их место в кредитных отношениях рыночного типа.
Виды банковского кредита.
Принципы и организация банковского кредитования.
2
2
Самостоятельная работа. Изучение темы «Кредитная система РФ»
1
Тема 3.2. Банковская система.
Банковская система РФ, ее структура и функции отдельных звеньев. Задачи и функции Центрального банка России. Пассивные и активные операции Центрального банка России.
Роль ЦБ в регулировании денежно-кредитной системы.Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения. Функции коммерческих банков. Кредитная политика коммерческих банков.
2
3
Практические занятия 11,12
4
Оформление документов по кредитованию предприятий (кредитный договор).
Определение процентов по вкладам
Самостоятельная работа. Изучение темы «Банковская система РФ».
3
Тема 3.3. Организация безналичных расчетов.
Принципы организации безналичных расчетов. Особенности организации безналичных расчетов в условиях рыночных отношений. Формы безналичных расчетов. Современные технологии и инструменты безналичных расчетов. Расчеты пластиковыми карточками.
2
3
Практические занятия 13,14
4
Оформление платежных документов по безналичным расчетам (платежное поручение).
Оформление платежных документов по безналичным расчетам (платежное требование-поручение).
Самостоятельная работа. Изучение темы «Современные технологии безналичных расчетов».
3
Тема 3.4. Рынок ценных бумаг в РФ.
Ценные бумаги, их виды. Эмитенты ценных бумаг. Формирование и развитие рынка ценных бумаг в РФ. Участники рынка ценных бумаг. Структура первичного и вторичного рынков ценных бумаг. Операции рынка ценных бумаг.
2
3
Практические занятия 15,16,17
6
Определение курса акций, балансовой стоимости акций.
Определение дивидендов по акциям.
Определение процентного дохода по облигациям.
Самостоятельная работа. Изучение темы «Рынок ценных бумаг в РФ».
4
Тема 3.5. Валютная система РФ.
Мировая валютная система и ее модификация. Валютная система РФ. Валютный курс, порядок его определения и регулирования. Конвертируемость валюты.
Международные кредитные отношения. Внешняя задолженность Российской Федерации.
2
3
Практические занятия 18
2
Определение курса валют и курсовой разницы.
ВСЕГО: 106 часов
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежное обращение и кредит».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Финансы, денежное обращение и кредит»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. В.П. Климович Финансы, денежное обращение и кредитование. - М.: Форум-Инфра-
М, 2010
2. Л.В. Перекрестова Финансы и кредит. - М.: Академия, 2012
3. Конституция Российской Федерации.
Дополнительная литература
1. Гражданский кодекс (ч. 1,2,3 с последующими изменениями и дополнениями).
2. Налоговый кодекс (ч. 1,2 с последующими изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон от 23 декабря 2003г. № 181-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законе РСФСР», «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки: учебник - М.: ЮНИТИ, 2010.
5. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки. - М.: ЮНИТИ, 2011.
6. Леснова О.П. Деньги, кредит, банки. Курс лекций. М.: МГУП, 2009.
7. Нешитой А.С. Финансовый практикум. Учебное пособие. М, 2009.
8. Журнал «Финансы и кредит»
9. Журнал "Главбух"
Интернет-ресурсы:
-
fin-izdat.ru
-
action-press.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка
анализировать показатели, связанные с денежным обращением.
Анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования бюджета
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска
Знания:
сущность финансов, их функции и роль в экономике
принципы финансовой политики и финансового контроля
законы денежного обращения
сущность, виды и функции денег
основные типы и элементы денежных систем
структуру кредитной и банковской системы
функции банков и классификация банковских операций
цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; структуру финансовой системы
принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства
виды и классификация ценных бумаг.
особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг
характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг
характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.
Опрос
Составление макета документа
Заполнение документа по образцу
Реферат
Проверка выполнения самостоятельной работы
экзамен