РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«НИЖЕГОРОДСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ»

(гбоу спо натт)










рАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины



финансы, денежное обращение и кредит



для специальности 38.02.03 (080214)

Операционная деятельность в логистике

















Нижний Новгород

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой) комиссией

Протокол № _______

от « ___ » _______________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора

по заочной (очной) форме обучения

_________________ М.В.Краснова

(подпись)

Председатель

_________________/______________________/

(подпись) (Ф.И.О.)






Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.


Разработчик:

Бородина В.И., преподаватель ГБОУ СПО НАТТ

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.03 Операционная деятельность в логистике.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: П.00. Профессиональный цикл

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка:

  • анализировать показатели, связанные с денежным обращением;

  • анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования бюджета;

  • составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность финансов, их функции и роль в экономике;

  • принципы финансовой политики и финансового контроля;

  • законы денежного обращения;

  • сущность, виды и функции денег;

  • основные типы и элементы денежных систем;

  • структуру кредитной и банковской системы;

  • функции банков и классификация банковских операций;

  • цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;

  • структуру финансовой системы;

  • принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;

  • виды и классификация ценных бумаг;

  • особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг;

  • характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;

  • кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики;

  • особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

1.4. Количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 106 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа;

самостоятельной работы обучающегося - 34 часа.




2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

106

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

практические занятия

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

34

Промежуточная аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Деньги и денежное обращение




Тема 1.1 Сущность, функции и виды денег

Сущность и происхождение денег. Эволюция форм стоимости. Функции денег. Виды денег. Денежная масса. Денежные агрегаты. Скорость обращения денег.

4

2

Самостоятельная работа. Изучение темы «Основные этапы в истории развития денежных знаков»

2

Тема 1.2. Денежное обращение и денежная система

Сущность денежного оборота, принципы его организации. Закон денежного обращения, его модификации. Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России. Денежная система и ее элементы.

2

2

Самостоятельная работа. Изучение темы «Налично-денежный оборот и безналичный денежный оборот, сфера их применения».

1

Раздел 2. Финансы и финансовая система.




Тема 2.1. Сущность финансов, их роль в экономике. Финансовая политика

Сущность финансов. Основные функции финансов, их краткая характеристика. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.

Сущность и содержание финансовой политики.

4

3

Самостоятельная работа. Изучение темы «Современная финансовая политика РФ».

2

Тема 2.2. Управление финансами

Общее понятие об управлении финансами. Органы управления финансами. Принципы управления. Финансовое планирование и прогнозирование. Характеристика финансовых планов и прогнозов. Финансовый контроль

4

3

Практические занятия 1,2

4

Составление сметы доходов и расходов предприятия.

Составление схемы финансового плана.

Самостоятельная работа. Изучение темы «Управление финансами»

4

Тема 2.3. Финансовая система

Характеристика финансовой системы. Понятие «финансовая система». Основные звенья финансовой системы РФ.

2

3

Самостоятельная работа. Изучение темы «Роль государственного кредита в покрытии дефицита государственного бюджете в РФ».

1

Тема 2.4. Бюджет и бюджетная система.

Государственный бюджет, его сущность и роль в социально-экономических процессах. Основные функции государственного бюджета, как экономической категории. Бюджетный дефицит и управление им. Бюджетная система и бюджетное устройство. Бюджетный процесс в РФ.

2

3

Практические занятия 3,4

4

Анализ структуры расходов государственного бюджета

Анализ источников финансирования государственного бюджета.

Самостоятельная работа. Изучение темы «Бюджет РФ».

3

Тема 2.5. Внебюджетные фонды.

Сущность и назначение внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды. Источники их формирования, направления использования, пути совершенствования.

2

3

Практические занятия 5,6

4

Произвести расчет отчислений в социальные внебюджетные фонды.

Самостоятельная работа. Изучение темы «Сущность внебюджетных фондов»

2

Тема 2.6. Страхование.

Экономическая сущность и роль страхования на современном этапе. Классификация и виды страхования. Организация страхования в РФ. Инвестиционная политика страхования. Проблемы развития страхового рынка в России.

2

3

Практические занятия 7,8

4

Определение размера страхового платежа.

Определение размера страхового возмещения.

Самостоятельная работа. Изучение темы «Страхование».

3

Тема 2.7.Финансы хозяйствующих субъектов.

Состав и организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов. Содержание и организация финансов предприятий. Формирование финансовых ресурсов предприятия и направление их использования. Формирование и распределение прибыли.

4

3

Основной и оборотный капитал. Финансовая база их воспроизводства, источники финансирования, показатели использования. Оценка финансового состояния предприятия. Финансовое планирование на предприятии.

Практические занятия 9,10

4

Определить сумму выручки от реализации отдельных видов продукции, работ, услуг.

Определить финансовый результат от реализации отдельных видов продукции, работ, услуг.

Самостоятельная работа: Изучение темы «Финансовые ресурсы предприятия».

4

Раздел 3. Кредит и кредитная система РФ.




Тема 3.1. Ссудный капитал и кредит.

Кредит как форма движения судного капитала.

Виды кредитных отношений в условиях рынка.

Источники ссудных капиталов в России. Функции кредита.

Классификация форм кредита и их место в кредитных отношениях рыночного типа.

Виды банковского кредита.

Принципы и организация банковского кредитования.

2

2

Самостоятельная работа. Изучение темы «Кредитная система РФ»

1

Тема 3.2. Банковская система.

Банковская система РФ, ее структура и функции отдельных звеньев. Задачи и функции Центрального банка России. Пассивные и активные операции Центрального банка России.

Роль ЦБ в регулировании денежно-кредитной системы.Коммерческие банки России в условиях перехода на рыночные отношения. Функции коммерческих банков. Кредитная политика коммерческих банков.

2

3

Практические занятия 11,12

4

Оформление документов по кредитованию предприятий (кредитный договор).

Определение процентов по вкладам

Самостоятельная работа. Изучение темы «Банковская система РФ».

3

Тема 3.3. Организация безналичных расчетов.

Принципы организации безналичных расчетов. Особенности организации безналичных расчетов в условиях рыночных отношений. Формы безналичных расчетов. Современные технологии и инструменты безналичных расчетов. Расчеты пластиковыми карточками.

2

3

Практические занятия 13,14

4

Оформление платежных документов по безналичным расчетам (платежное поручение).

Оформление платежных документов по безналичным расчетам (платежное требование-поручение).

Самостоятельная работа. Изучение темы «Современные технологии безналичных расчетов».

3

Тема 3.4. Рынок ценных бумаг в РФ.

Ценные бумаги, их виды. Эмитенты ценных бумаг. Формирование и развитие рынка ценных бумаг в РФ. Участники рынка ценных бумаг. Структура первичного и вторичного рынков ценных бумаг. Операции рынка ценных бумаг.

2

3

Практические занятия 15,16,17

6

Определение курса акций, балансовой стоимости акций.

Определение дивидендов по акциям.

Определение процентного дохода по облигациям.

Самостоятельная работа. Изучение темы «Рынок ценных бумаг в РФ».

4

Тема 3.5. Валютная система РФ.

Мировая валютная система и ее модификация. Валютная система РФ. Валютный курс, порядок его определения и регулирования. Конвертируемость валюты.

Международные кредитные отношения. Внешняя задолженность Российской Федерации.

2

3

Практические занятия 18

2

Определение курса валют и курсовой разницы.

ВСЕГО: 106 часов


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Финансы, денежное обращение и кредит».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Финансы, денежное обращение и кредит»;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. В.П. Климович Финансы, денежное обращение и кредитование. - М.: Форум-Инфра-

М, 2010

2. Л.В. Перекрестова Финансы и кредит. - М.: Академия, 2012

3. Конституция Российской Федерации.

Дополнительная литература

1. Гражданский кодекс (ч. 1,2,3 с последующими изменениями и дополнениями).

2. Налоговый кодекс (ч. 1,2 с последующими изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон от 23 декабря 2003г. № 181-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законе РСФСР», «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки: учебник - М.: ЮНИТИ, 2010.

5. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки. - М.: ЮНИТИ, 2011.

6. Леснова О.П. Деньги, кредит, банки. Курс лекций. М.: МГУП, 2009.

7. Нешитой А.С. Финансовый практикум. Учебное пособие. М, 2009.

8. Журнал «Финансы и кредит»

9. Журнал "Главбух"

Интернет-ресурсы:

  1. fin-izdat.ru

  2. action-press.ru




4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка

анализировать показатели, связанные с денежным обращением.

Анализировать структуру государственного бюджета, источники финансирования бюджета

составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска

Знания:

сущность финансов, их функции и роль в экономике

принципы финансовой политики и финансового контроля

законы денежного обращения

сущность, виды и функции денег

основные типы и элементы денежных систем

структуру кредитной и банковской системы

функции банков и классификация банковских операций

цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики; структуру финансовой системы

принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства

виды и классификация ценных бумаг.

особенности функционирования первичного и вторичного рынка ценных бумаг

характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг

характеристика кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики

особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования ее экономической системы.

Опрос

Составление макета документа

Заполнение документа по образцу

Реферат

Проверка выполнения самостоятельной работы

экзамен


© 2010-2022