Информационный урок Ефросинья Полоцкая

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационный урок Ефросинья Полоцкая

МКОУ «Общеобразовательная средняя школа п. Коршуновский»







Интегрированный историко-библиографический урок о возникновении школ и школьных библиотек на Руси

и создательнице первой школьной библиотеки

святой Евфросинии Полоцкой.

Информационный урок Ефросинья Полоцкая

Составила: Павлова Н.Л., библиотекарь

2014 год



Святая Евфросиния Полоцкая -

первый школьный библиотекарь


Историко-библиографический урок о возникновения школ и школьных библиотек на Руси и создательнице первой школьной библиотеки Евфросинии Полоцкой.


Учебно-познавательные задачи: развитие познавательного интереса к истории создания русских школ при монастырях и школьных библиотек на Руси.

1.Что было, когда школ не было?

Библиотекарь: было время, когда еще некому было учить детей грамоте, потому что учителей в современном понимании, не было. Их никто не готовил. Откуда же взялись учителя изначально? Ответ таков: за несколько тысяч лет до появления учительской профессии были люди, приобщенные к таинству грамоты и толкованию текстов различного содержания. Это были жрецы, служители храмов, которых в Ветхом и Новом Завете называют просто книжниками. Они же одновременно исполняли обязанности библиотекарей, собирали и систематизировали и хранили книги, а так же писали сами и переписывали необходимые тексты, сочиненные другими авторами. Помещение библиотеки одновременно рассматривалось как учебное заведение. Именно библиотеке принадлежит приоритет в организации первоначального этапа обучения детей. Самое раннее историческое свидетельство гласит, что еще в 988 году князь Владимир собрал в Киеве детей знатных родов и отдавал их «на учение книжное». А куда отдал? В книгохранительницу (так называли библиотеки на Руси) конечно, потому что книги находились только там.

2. Что было, когда учебников не было?

Учитель: учебников действительно в 10 -11 веках еще не было. Детей учили по священным книгам - Евангелию, Часослову, объясняли буквы, учили понимать смысл слов и предложений

Князь Ярослав Мудрый, получивший свое прозвание за книголюбие и почитание книжное, призвал в Новгороде около трехсот детей чтобы учите книгам, как сообщает повесть Временных лет 1037, Ярослав «собрал книгописцев множество … и написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным». Выражение «Учение книжное» самое повторяющее в тексте «Повести временных лет», ибо это естественный способ быть образованным в те времена. «Велика ведь бывает польза от учения книжного, книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они узда воздержания… Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей. Кто ведь книги часто считает, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Читая пророческие беседы и евангельские и апостольские поучения и Жития Святых отцов, получаем для души великую пользу».

3. Что было, когда школьных библиотек не было?

Библиотекарь: Но ведь чтению, грамоте надо было где - то учиться. Эту задачу первыми стали решать библиотеки при монастырях, скрипториях. Первыми библиотеками , которые с полным основанием можно считать учебными, школьными создала княгиня Евфросиния Полоцкая в начале 12 века. Созданные Евфросинией библиотеки были одновременно и школами, а сама она была и настоятельницей двух монастырей и библиотекарем, и учительницей в одном лице. Родилась она 1101 или 1110 году. Точный год рождения первой святой женщины неизвестен, ведь в те времена важней считалась дата не рождения, а смерти - момент, когда Господь Бог призвал раба Своего для вечной жизни.

Ведущий 1: Предслава - так назвали при крещении будущую святую Ефросинью - родилась в городе Полоцке в семье полоцкого князя Георгия и княгини Рогнеды, приходилась праправнучкой князю Владимиру. Основные сведения о её жизни и деятельности взяты из дошедшего до нас повествования XIV в. "Житие Ефросиньи Полоцкой". Этот литературный памятник предположительно был написан вскоре после кончины Ефросиньи.

4. Что было, когда в библиотеках не было библиотекарей?

Во второй половине XI-первой половине XII в. Полоцкое княжество как самостоятельное и крепкое государство достигло высокого уровня культуры. Торговые и культурные связи Полоцкого княжества со странами Востока и Запада были устойчивыми довольно длительный период времени. а с Византией существовали родственные отношения полоцких князей с византийским императорским домом. В период княжения Всеслава Чародея в городе Полоцке был построен Софийский собор и другие монументальные храмовые постройки. Велась летопись Полоцкого княжества. В духовной и культурной жизни укреплялась христианская религия, хотя и язычество было ещё достаточно сильно даже среди княжеского окружения. Постепенно христианство завоёвывало всё больше сторонников, которые стремились утвердить идеи подвижничества и образования. Особую роль в этом процессе сыграла преподобная Евфросиния Полоцкая.
Ведущий 2. Училась Предслава в школе при Софийском соборе и дома, при княжьем дворе. Учителями были священники, в первую очередь монахи. В качестве учебников использовались Святое Писание, житийную литературу. От своих учителей и из жития святых, Предслава узнала о жизни в монастырях их уставах и обычаях. Обучение наукам давалась ей значительно легче, чем её ровесникам. "Житие" отмечает её любовь к учению, прилежание и большие способности.
Предслава имела неограниченный доступ к книгам. В отцовском доме, кроме богослужебной литературы, Предслава могла читать "Изборники" с изречениями и афоризмами, романы и повести о подвигах Александра Македонского, переведённые с греческого, об Акире Премудром и др. Позднее их сменили сочинения о природе, и античной истории.
Родители Предславы планировали выдать её замуж за князя в 12 лет, но она решительно воспротивилась родительской воле и заявила: "Что содеяли наши роды, бывшие прежде нас? Женились и выходили замуж, и княжили, но не вечно жили, жизнь их прошла и погибла их слава, словно прах, хуже паутины. Но древние жёны, взяв мужескую крепость, пошли за Христом, Женихом своим, … - и они памятны на земле, и имена их записаны на небесах, где они вместе с ангелами непрестанно Бога славят". Она оставила родительский дом, и ушла в Борисо-Глебский монастырь, где служила игуменьей ее родная тетка в миру княгиня Романова, приняла постриг и получила имя Евфросиния, что с греч. Означает «радость».

Ведущий 3: случилось это 25 сентября, в день св. Ефросиньи Александрийской. Спустя несколько лет Евфросиния, стремясь быть как можно ближе быть к библиотеке, получила разрешение Полоцкого епископа Ильи поселиться при княжеской церкви святой Софии в чердачной пристройке, где находилась голубница (помещение для хранения книг) и занималась переписыванием книг: "нача книгы писати своими руками". При соборе работали талантливые мастера-книжники, так как большая библиотека все более увеличивалась, а для создания одной книги необходима была работа целой мастерской.
Процесс написания книг был очень сложным и медленным. Книги писали уставом - крупным и прямым, без наклона, почерком, где каждая буква отделялась друг от друга и скорее не писалась, а рисовалась (слитное письмо появилось только в XV в.). Переписчику надо было знать не только грамоту - но и иметь художественные способности, так как начальная букв (буквица) и названия глав украшались растительным орнаментом. Переписка книг была ещё и тяжёлый физический труд. Монахи - переписчики в 12 веке писали не на столе, а на ладони левой руки, которая опиралась локтем о колено. В скрипториях того времени переписывались Евангелие, Византийские хроники, Полоцкая летопись, афоризмов.
Ведущий 4: Перепиской книг занимались исключительно мужчины и уже одно то, что за такой нелёгкий труд взялась молодая девушка, было подвигом. Часть переписанных Евфросинией книг шла на продажу богатым церквям, а вырученные деньги Евфросиния раздавались нищим прихожанам. При всей ее самоотверженности результаты ее трудов были скромны. Она мечтала занять перепиской книг десятки грамотных людей. Эта мечта могла осуществиться, когда Евфросиния основала в 1128 году близ Полоцка женский монастырь, а после и мужской. Она готовила будущих переписчиков книг, обучая их грамоте. В монастырях организовала мастерские - скриптории (от лат. - scrptum - писать) Ефросинья писала и собственные книги, в которых содержались молитвы, поучения, занималась переводами с греческого и латыни, вела переписку с Византией и со своими соотечественниками и братьями по духу, в частности, с Кириллом Туровским, которого называли вторым Иоанном Златоустом. Кроме скриптория она организовала иконописную мастерскую. Ведь икона для неграмотного - книга для чтения, передней молились, она украшала кельи.
Все предметы, по которым обучались дети - чтение, письмо, цифирь и церковное пение - преподавались по церковным книгам - Псалтыри, Часослову, Апостолу. А все эти книги хранились, в книгохранительнице. Оттуда их не выдавали, так как они были очень дорогие и, как правило в единственном экземпляре и поэтому обучение проходило в стенах библиотеки.

Ведущий 5: Ученики школ были детьми простых людей. Они обучались чтению, письму, "цифири" и церковному песнопению. Буквы выводили писалом - острой костью или железной иглой на бересте, на вощеной дощечке, старые надписи стирали заглаживанием и использовали снова. Береста шла на разжигание печей, так что ничего не пропадало.

Первый цикл обучения включал в себя умение читать, писать и считать (цифры в то время в Киевской Руси не были известны, их заменяли буквы), читать наизусть или петь молитвы. На первый курс обучения требовалось 2-3 года. Второй цикл обучения помимо церковно-славянского языка изучали греческий, латинский языки, природоведению, риторике, медицине, истории(особенно прошлому Полоцкой земли и славян)

Помимо этого, она обучала своих подопечных терпению и воздержанию от пороков, чистоте душевной и телесной, «ступанию кротку, гласу смирену, слову благочесну, ядению и питию безмолвну, при старейших молчати, мудрейших слушати к старейшим покорением, к точным (равным себе.) и меньшим любовь без лицемерия, мало вещати, а много разумети». Евфросиния обучала красноречию, а наиболее способных к поэтике. Основой в ее работе была богатая личная библиотека.

Ведущий 6: Для тех времен, когда и в княжеском роду не все женщины получали образование, это был поступок, достойный святой. Преподобная Ефросинья ввела в учебные программы изучение латыни и греческого языка, природоведения и медицины, риторики. Интересен стиль обращения ее с учениками: "Вот, собрала вас, как наседка птенцов своих под крылья свои, в паствину, словно овец, дабы паслись в заповедях Божиих, дабы и я сердцем учила вас, видя плоды труда вашего, и таков дождь учения к вам проливала; но нивы ваши в той же мере стоят, не возрастая, не поднимаясь вверх. А уж год подходит к концу, и лопата лежит на гумне! Боюсь, что будут в вас тернии, и отданы будете огню неугасимому! Постарайтесь же, чада мои, избежать его, соделайтесь чистой пшеницей, смелитесь в жерновах смирением, молитвой и постом, чтобы хлебом чистым принестись на трапезу Христову!". Знакомая с сочинениями отцов Церкви, Ефросинья ссылалась на их авторитет: " ...старых учила терпению и воздержанию, юных учила душевной чистоте и бесстрастию телесному, говению благообразну, ступанию кротку, гласу смирену, слову благочинну, ядению и питию безмолвну; при старших молчать, мудрейших послушать, к старейшим покорению, к равным и меньшим любови нелицемерной, мало вещеть, больше же разуметь".
Она не только учила, но и строила церкви и монастыри.

Ведущий7: Как гласит предание, однажды в сонном видении Ефросинье явился Ангел Господень, который внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка. Это видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии. Через некоторое время, епископ Илия торжественно передал игуменье Евфросинии Спасо-Преображенскую церковь для основания при ней женского монастыря. Отправляясь туда, преподобная Ефросинья взяла с собой только свои книги - "все свое имение".
Ведущий 8:Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, со временем здесь были пострижены в монахини сестры Евфросинии: Евдокия (в миру Градислава), Евпраксия (в миру Звенислава). Ефросинья учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, закону Божию и трудолюбию. Школа при монастыре способствовала быстрому росту обители. Постепенно Спасо-Преображенский монастырь получил широкую известность в полоцких землях. В обители Ефросинья начала строительство каменной Спасо-Преображенской церкви. Строительство было закончено в 1161 году, она сохранилась до нашего времени. Неподалеку игуменья Ефросинья возвела еще одну церковь - Богородицкую, при которой открыла мужской Богородицкий монастырь. Спасо-Преображенская церковь - единственная в Беларусии, где фресковые росписи XII в. сохранились почти полностью и среди них - фреска с изображением святой Ефросиньи Полоцкой.
Ведущий 9: Незадолго до смерти преподобная Ефросинья отправилась в паломничество к Святым Местам. Паломничество было пешим. Ефросинью сопровождали троюродные сестра Евпраксия и брат Давид. Обоз проходил 30-40 километров в сутки, останавливаясь у властителей соседних земель, воздававших преподобной "честь великую".
Во время путешествия Ефросинья побывала в Царьграде. Там паломники посетили собор святой Софии и поехали дальше. Поклонившись святыням Константинополя, она добралась до Иерусалима, где в русском монастыре Пресвятой Богородицы она провела несколько дней в молитвах. Вскоре Ефросинья заболела и 23 (25) мая 1173 года она умерла.
Ефросинья Полоцкая похоронена в Иерусалиме. В 1187 г. из- за угрозы захвата города мусульманами, и останки святой было перевезены в Киево-Печерскую лавру, а в 1910 г. мощи святой торжественно перевезли в Полоцк, в основанный ею монастырь. Перевозились они по Днепру при огромных стечениях народа.

Заключение: Педагогическая деятельность великой подвижницы Евфросинии внесла значительный вклад в дело народного образования. Школы Ефросиньи Полоцкой являлись передовыми для своего времени и по программам обучения и по культуре воспитания. Ежегодно 5 июня в Полоцке традиционно широко празднуется День памяти Преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. В 1998 году Русской православной церковью был учрежден Орден Креста преподобной Евфросинии 2 степени. 28 сентября 2000 года в Полоцке был поставлен памятник Евфросинии Полоцкой. Два памятника преподобной Евфросинии установлены, также в Минске, на проспекте Независимости (в 2002 году перед Белорусским государственным университетом . Имя святой Евфросинии Полоцкой носят улицы городов Полоцка и Минска. Ее имя также носит средняя школа №18 города Полоцка.

Словарь:

Буквица - начальная буква в книжном тексте

Книгохранительница, голубница - так называли библиотеку на Руси.

Святое Писание, житие, Изборники, Псалтыри, Часослову, Апостолу, Повести временных лет - памятники литературы Древней Руси

Кельи - комната монаха

скриптории от лат. - scrptum - писать

фреска - изображение на стенах храма








Информационный урок Ефросинья Полоцкая

Икона святой преподобной

Евфросинии Полоцкой

© 2010-2022