«Практическая реализация программы «Радиоэлектроника»

Программа «Радиоэлектроника» технической направленности реализуется в МАУДО «Центр технического творчества Орехово - Зуевского муниципального района». Программа для детей 8 - 18 лет. Цели и задачи творческого объединения: занять досуг детей интересующихся радиотехникой и электроникой, радиотехническим конструированием и автоматикой. Помочь закрепить на практике знания, получаемые на теоретических занятиях. Приобщить к общественно-полезному труду. Расширить кругозор детей.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Управление образования администрации Орехово-Зуевского муниципального района

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр технического творчества Орехово-Зуевского муниципального района»




«Практическая реализация программы «Радиоэлектроника»




Тема «ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

«РАДИОЭЛЕКТРОНИКА»







Составитель Демченков Денис Сергеевич

педагог дополнительного образования













г. Ликино - Дулёво, 2015


Работа по программе для детей 8 - 18 лет «Радиоэлектроника» технической направленности реализуется в МАУДО «Центр технического творчества Орехово - Зуевского муниципального района».

Цели и задачи творческого объединения

Занять досуг детей интересующихся радиотехникой и электроникой, радиотехническим конструированием и автоматикой. Помочь закрепить на практике знания, получаемые на занятиях. Приобщить к общественно-полезному труду. Расширить кругозор детей.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать развитию творческого потенциала воспитанников средствами радиотехнического моделирования;

  • Знакомство с современной электронной базой.

Воспитательные:

  • Воспитание профессионального интереса к профилю объединения;

  • Воспитание современного конструктивно-технического мышления.

Развивающие:

  • Расширение информационного поля;

  • Формирование активной творческой позиции;

  • Развитие самостоятельности, аккуратности и ответственности.

Отличительные особенности программы

Занятия в творческом объединении «Радиоэлектроника» предполагают изучение аппаратуры и работу с ней. Именно состав аппаратуры, которой оснащена мастерская, ее технические характеристики и возможности определяют общий подход к построению программы занятий.

Методической основой занятий по радиоэлектронике следует считать оптимальное чередование групповых занятий с индивидуальной работой. Если теоретические занятия рационально проводить со всей группой, то практические обычно целесообразно проводить индивидуально. Этого напрямую требуют правила техники безопасности и особенности эксплуатации связной аппаратуры.

Приоритетные принципы данной программы:

  • Личностная ориентация образовательного процесса;

  • Оптимальное сочетание теоретических и практических занятий;

  • Закрепление изученного материала повторением на более высоком уровне;

  • Широкое использование технических средств обучения при проведении как теоретических, так и практических занятий;

  • Привлечение к участию в образовательном процессе родителей, спортсменов, специалистов;

  • Чередование групповых занятий с индивидуальными;

  • Участие в днях активности, соревнованиях и других массовых мероприятиях с элементами соревновательности;

  • Участие в повседневной жизни любителей радиоэлектроники: установление дружественных связей со школьниками и взрослыми радиолюбителями своего города, области, России, ближнего и дальнего зарубежья.

Особенности возрастной группы

Вид детской группы соответствует профилю объединения.

Периодичность 8-18 лет - 2 раза в неделю по 2 часа.

На основе опыта работы объединения «Радиоэлектроника» в программу включены разделы, удовлетворяющие современным интересам и увлечениям учащихся.

На занятиях объединения используется специальное оборудование, изготовленное для объединений радиоэлектроники.

При реализации программы соблюдаются условия сохранения психического и психологического здоровья детей. В процессе обучения у ребенка формируются:

- уверенность в достижении поставленной цели;

- положительные эмоции в ходе выполнения работы;

- стремление добиться успеха.

Учащимся даются посильные задания, которые дают им возможность поверить в свои силы и снять чувство боязни и страха.

Психологический климат в группе позволяет каждому ребенку раскрыть свои способности, получить удовлетворение от занятий, почувствовать поддержку и помощь товарищей.

Все это дает возможность почувствовать детям свою успешность и поверить в себя, испытывая удовольствие от деятельности и получая положительные эмоциональные переживания.

Предполагаемый результат:

- Получение прочных знаний основ электронной автоматики и радиотехники у детей.

- Овладение навыками пользования контрольно-измерительными приборами.

- Конструирование своих первых действующих моделей радиоэлектроники и автоматики.

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

- Обращаться с инструментами;

- Комплектовать радиосхемы;

- Свободно собирать простую радиосхему;

- Научиться трассировке печатных плат простых электронных схем.

Должны знать:

- Все радиоэлементы, их обозначения на схеме;

- Все физические величины (ток, напряжение, сопротивление и т. д.) и способы их измерения;

- Анализировать результаты опытов.

Способы проверки умений и навыков:

- Самостоятельная сборка электрических цепей, пайка, трассировка и демонстрация результатов работы группе учащихся;

- Защита работ на конференциях и выставках, обсуждение результатов.

Методическое обеспечение программы

Основной формой занятий в объединении является занятие. Подведение итогов по каждой теме проводится в форме зачета.

В организации учебно-воспитательного процесса рекомендуется использовать следую­щие методы обучения:

  • метод наблюдений;

  • проектные методы;

  • метод упражнения;

  • словесный метод;

  • метод показа;

  • метод мотивации и стимулирования.

Условия реализации программы:

Помещение для занятий должно быть сухим, теплым и светлым; стены должны быть окрашены в светлые, теплые тона, коммуникационные трубы и отопительные батареи закрыты электроизолирующими ограждениями.

Для занятий в объединении необходимо иметь:

Инструменты:

Слесарный набор инструментов:

ножовка по металлу, щлицовка, зубило, слесарный молоток, напильники и надфили разной формы и номеров насечки, ручная дрель, комплект сверл диаметром 1-10мм, пассатижи, ножницы по металлу, кернер, металлическая линейка, металлический угольник, чертилка по металлу, ручные тиски, штангенциркуль, микрометр, резак для пластмасс и листового металла, крейсмессель, гаечные ключи (№4-16).

Столярный комплект инструментов:

ножовки по дереву, лобзика с комплектом пилочек, наборов стамесок и долот, рубанка, фуганка (полуфуганка), коловорота с набором перок, деревянного угольника, киянки, струбцин.

Кроме того, необходимо иметь достаточное число сверл малого диаметра (от 0,6 до 1,0 мм), используемых при изготовлении печатных плат.

Контрольно - измерительные приборы.

  • тестеры - 8-10 шт.;

  • осциллограф;

  • источники питания;

  • прибор для измерения параметров транзисторов;

  • генератор низкочастотный;

  • генератор высокочастотный;

  • генератор прямоугольных импульсов;

  • осциллограф;

  • осциллограф двухлучевой

  • измеритель параметров индуктивностей и емкостей;

  • мост для измерения величин сопротивлений;

  • частотомер;

  • цифровой вольтметр;

  • универсальный источник питания;

  • источник питания типа ВС-ЗО;

  • автотрансформатор типа ЛАТР, РНО;

  • трансформатор с плавной регулировкой выходного напряжения.

Расходуемые материалы.

В объединении желательно иметь:

  • стеклотекстолит, текстолит, гетинакс листовой толщиной 0,5-2,5 мм;

  • стеклотекстолит, (гетинакс) фольгированный толщиной 1-2,5 мм;

  • полистирол листовой разных цветов толщиной 0,5-3 мм;

  • органическое стекло листовое толщиной 4 мм;

  • прессшпан толщиной 1-2 мм;

  • пластилин твердый для макетных работ;

  • алюминий листовой толщиной 1-2 мм;

  • дюралюминий листовой толщиной 1,5-2,5мм;

  • дюралюминиевый профиль (уголок, тавр, двутавр);

  • эбонит, полистирол, текстолит, алюминий, дюралюминий, латунь, медь в прутках и болванках диаметром до 60 мм;

  • припой ПОС-60 в прутках и проволоке;

  • канифоль светлая, спирто-канифольный флюс;

  • клеи разные (ПВА, БФ-2, «Уникум», «Момент», «Феникс» и др.);

  • лакоткань, трубки ПВХ и ПЭ разных размеров;

  • лента изоляционная хлопчатобумажная и ПВХ;

  • провода монтажные и обмоточные;

  • нитрошпатлевка, нитрокраски, растворители разные, метизы;

  • сердечники для силовых трансформаторов мощностью 5-50 Вт,

  • кассы резисторов мощностью 0,125-1 Вт, ряд Е-24;

  • кассы низкочастотных и высокочастотных конденсаторов, ряд Е-24;

  • электролитические конденсаторы 1-4000 мкФ;

  • низкочастотные согласующие и выходные трансформаторы типа ТОТ или аналогичные;

  • элементы индекации (лампы накаливания, светоизлучающие диоды, цифровые и знаковые индикаторы т. п.);

  • полупроводниковые диоды, триоды, интегральные микросхемы, тиристоры;

  • электродинамические головки прямого излучения;

  • ушные или головные телефоны, капсюли, (ТМ-2, ТМ-4, ВТМ, ТОН и т.д.);

  • электромагнитные реле с рабочим напряжением до 48 В;

  • измерительные головки магнитоэлектрической системы с силой тока полного отклонения до 1 мА;

  • коммутационные изделия;

  • круглые и плоские стержни из феррита марок 100 НН - 600 НН;

  • кольца из феррита марок 600НН - 2000 НН;

  • держатели предохранителей с плавкими вставками;

  • электротехническая арматура и т.д.

«Практическая реализация программы «Радиоэлектроника»«Практическая реализация программы «Радиоэлектроника»

«Практическая реализация программы «Радиоэлектроника»«Практическая реализация программы «Радиоэлектроника»

«Практическая реализация программы «Радиоэлектроника»«Практическая реализация программы «Радиоэлектроника»

«Практическая реализация программы «Радиоэлектроника»

Победители районных соревнований по радиоэлектронике.

Список литературы:

  1. Алгинин Б.Е. «Кружок электронной автоматики». - М.: «Просвещение», 1991.

  2. Алексеев Ю.П. «Бытовая радиоаппаратура и её ремонт». Учебное пособие для средних ПТУ. - М.: «Радио и связь», 1984.

  3. Борисов В.Г. «Юный радиолюбитель». - М.: «Радио и связь», 1986.

  4. Галагузова М.А., Комский Д.М. «Первые шаги в электротехнику». - М.: «Просвещение», 1984.

  5. Иванов Б.С. «Электроника в самоделках». - М.: «Просвещение»,1995.

  6. Китаев В.Е. «Электротехника с основами промышленной электроники». Учебник для ПТУ. - М.: «Высшая школа», 1985.

  7. Лапина И.Я. «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики». Книга для учителей. - М.: «Просвещение», 1985.

  8. Программа. «Творчество учащихся». М.: «Просвещение», 1995.

  9. «Справочное пособие по электротехнике и основам электроники» / Под ред. Проф. А.В. Нетушила. - М.: «Высшая школа», 1986.

  10. «Справочник радиолюбителя-конструктора». - М.: «Радио и связь», 1983.



© 2010-2022