- Преподавателю
- Другое
- «Практическая реализация программы «Радиоэлектроника»
«Практическая реализация программы «Радиоэлектроника»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Демченков Д.С. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации Орехово-Зуевского муниципального района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр технического творчества Орехово-Зуевского муниципального района»
Тема «ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
«РАДИОЭЛЕКТРОНИКА»
Составитель Демченков Денис Сергеевич
педагог дополнительного образования
г. Ликино - Дулёво, 2015
Работа по программе для детей 8 - 18 лет «Радиоэлектроника» технической направленности реализуется в МАУДО «Центр технического творчества Орехово - Зуевского муниципального района».
Цели и задачи творческого объединения
Занять досуг детей интересующихся радиотехникой и электроникой, радиотехническим конструированием и автоматикой. Помочь закрепить на практике знания, получаемые на занятиях. Приобщить к общественно-полезному труду. Расширить кругозор детей.
Задачи:
Образовательные:
-
Способствовать развитию творческого потенциала воспитанников средствами радиотехнического моделирования;
-
Знакомство с современной электронной базой.
Воспитательные:
-
Воспитание профессионального интереса к профилю объединения;
-
Воспитание современного конструктивно-технического мышления.
Развивающие:
-
Расширение информационного поля;
-
Формирование активной творческой позиции;
-
Развитие самостоятельности, аккуратности и ответственности.
Отличительные особенности программы
Занятия в творческом объединении «Радиоэлектроника» предполагают изучение аппаратуры и работу с ней. Именно состав аппаратуры, которой оснащена мастерская, ее технические характеристики и возможности определяют общий подход к построению программы занятий.
Методической основой занятий по радиоэлектронике следует считать оптимальное чередование групповых занятий с индивидуальной работой. Если теоретические занятия рационально проводить со всей группой, то практические обычно целесообразно проводить индивидуально. Этого напрямую требуют правила техники безопасности и особенности эксплуатации связной аппаратуры.
Приоритетные принципы данной программы:
-
Личностная ориентация образовательного процесса;
-
Оптимальное сочетание теоретических и практических занятий;
-
Закрепление изученного материала повторением на более высоком уровне;
-
Широкое использование технических средств обучения при проведении как теоретических, так и практических занятий;
-
Привлечение к участию в образовательном процессе родителей, спортсменов, специалистов;
-
Чередование групповых занятий с индивидуальными;
-
Участие в днях активности, соревнованиях и других массовых мероприятиях с элементами соревновательности;
-
Участие в повседневной жизни любителей радиоэлектроники: установление дружественных связей со школьниками и взрослыми радиолюбителями своего города, области, России, ближнего и дальнего зарубежья.
Особенности возрастной группы
Вид детской группы соответствует профилю объединения.
Периодичность 8-18 лет - 2 раза в неделю по 2 часа.
На основе опыта работы объединения «Радиоэлектроника» в программу включены разделы, удовлетворяющие современным интересам и увлечениям учащихся.
На занятиях объединения используется специальное оборудование, изготовленное для объединений радиоэлектроники.
При реализации программы соблюдаются условия сохранения психического и психологического здоровья детей. В процессе обучения у ребенка формируются:
- уверенность в достижении поставленной цели;
- положительные эмоции в ходе выполнения работы;
- стремление добиться успеха.
Учащимся даются посильные задания, которые дают им возможность поверить в свои силы и снять чувство боязни и страха.
Психологический климат в группе позволяет каждому ребенку раскрыть свои способности, получить удовлетворение от занятий, почувствовать поддержку и помощь товарищей.
Все это дает возможность почувствовать детям свою успешность и поверить в себя, испытывая удовольствие от деятельности и получая положительные эмоциональные переживания.
Предполагаемый результат:
- Получение прочных знаний основ электронной автоматики и радиотехники у детей.
- Овладение навыками пользования контрольно-измерительными приборами.
- Конструирование своих первых действующих моделей радиоэлектроники и автоматики.
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- Обращаться с инструментами;
- Комплектовать радиосхемы;
- Свободно собирать простую радиосхему;
- Научиться трассировке печатных плат простых электронных схем.
Должны знать:
- Все радиоэлементы, их обозначения на схеме;
- Все физические величины (ток, напряжение, сопротивление и т. д.) и способы их измерения;
- Анализировать результаты опытов.
Способы проверки умений и навыков:
- Самостоятельная сборка электрических цепей, пайка, трассировка и демонстрация результатов работы группе учащихся;
- Защита работ на конференциях и выставках, обсуждение результатов.
Методическое обеспечение программы
Основной формой занятий в объединении является занятие. Подведение итогов по каждой теме проводится в форме зачета.
В организации учебно-воспитательного процесса рекомендуется использовать следующие методы обучения:
-
метод наблюдений;
-
проектные методы;
-
метод упражнения;
-
словесный метод;
-
метод показа;
-
метод мотивации и стимулирования.
Условия реализации программы:
Помещение для занятий должно быть сухим, теплым и светлым; стены должны быть окрашены в светлые, теплые тона, коммуникационные трубы и отопительные батареи закрыты электроизолирующими ограждениями.
Для занятий в объединении необходимо иметь:
Инструменты:
Слесарный набор инструментов:
ножовка по металлу, щлицовка, зубило, слесарный молоток, напильники и надфили разной формы и номеров насечки, ручная дрель, комплект сверл диаметром 1-10мм, пассатижи, ножницы по металлу, кернер, металлическая линейка, металлический угольник, чертилка по металлу, ручные тиски, штангенциркуль, микрометр, резак для пластмасс и листового металла, крейсмессель, гаечные ключи (№4-16).
Столярный комплект инструментов:
ножовки по дереву, лобзика с комплектом пилочек, наборов стамесок и долот, рубанка, фуганка (полуфуганка), коловорота с набором перок, деревянного угольника, киянки, струбцин.
Кроме того, необходимо иметь достаточное число сверл малого диаметра (от 0,6 до 1,0 мм), используемых при изготовлении печатных плат.
Контрольно - измерительные приборы.
-
тестеры - 8-10 шт.;
-
осциллограф;
-
источники питания;
-
прибор для измерения параметров транзисторов;
-
генератор низкочастотный;
-
генератор высокочастотный;
-
генератор прямоугольных импульсов;
-
осциллограф;
-
осциллограф двухлучевой
-
измеритель параметров индуктивностей и емкостей;
-
мост для измерения величин сопротивлений;
-
частотомер;
-
цифровой вольтметр;
-
универсальный источник питания;
-
источник питания типа ВС-ЗО;
-
автотрансформатор типа ЛАТР, РНО;
-
трансформатор с плавной регулировкой выходного напряжения.
Расходуемые материалы.
В объединении желательно иметь:
-
стеклотекстолит, текстолит, гетинакс листовой толщиной 0,5-2,5 мм;
-
стеклотекстолит, (гетинакс) фольгированный толщиной 1-2,5 мм;
-
полистирол листовой разных цветов толщиной 0,5-3 мм;
-
органическое стекло листовое толщиной 4 мм;
-
прессшпан толщиной 1-2 мм;
-
пластилин твердый для макетных работ;
-
алюминий листовой толщиной 1-2 мм;
-
дюралюминий листовой толщиной 1,5-2,5мм;
-
дюралюминиевый профиль (уголок, тавр, двутавр);
-
эбонит, полистирол, текстолит, алюминий, дюралюминий, латунь, медь в прутках и болванках диаметром до 60 мм;
-
припой ПОС-60 в прутках и проволоке;
-
канифоль светлая, спирто-канифольный флюс;
-
клеи разные (ПВА, БФ-2, «Уникум», «Момент», «Феникс» и др.);
-
лакоткань, трубки ПВХ и ПЭ разных размеров;
-
лента изоляционная хлопчатобумажная и ПВХ;
-
провода монтажные и обмоточные;
-
нитрошпатлевка, нитрокраски, растворители разные, метизы;
-
сердечники для силовых трансформаторов мощностью 5-50 Вт,
-
кассы резисторов мощностью 0,125-1 Вт, ряд Е-24;
-
кассы низкочастотных и высокочастотных конденсаторов, ряд Е-24;
-
электролитические конденсаторы 1-4000 мкФ;
-
низкочастотные согласующие и выходные трансформаторы типа ТОТ или аналогичные;
-
элементы индекации (лампы накаливания, светоизлучающие диоды, цифровые и знаковые индикаторы т. п.);
-
полупроводниковые диоды, триоды, интегральные микросхемы, тиристоры;
-
электродинамические головки прямого излучения;
-
ушные или головные телефоны, капсюли, (ТМ-2, ТМ-4, ВТМ, ТОН и т.д.);
-
электромагнитные реле с рабочим напряжением до 48 В;
-
измерительные головки магнитоэлектрической системы с силой тока полного отклонения до 1 мА;
-
коммутационные изделия;
-
круглые и плоские стержни из феррита марок 100 НН - 600 НН;
-
кольца из феррита марок 600НН - 2000 НН;
-
держатели предохранителей с плавкими вставками;
-
электротехническая арматура и т.д.
Победители районных соревнований по радиоэлектронике.
Список литературы:
-
Алгинин Б.Е. «Кружок электронной автоматики». - М.: «Просвещение», 1991.
-
Алексеев Ю.П. «Бытовая радиоаппаратура и её ремонт». Учебное пособие для средних ПТУ. - М.: «Радио и связь», 1984.
-
Борисов В.Г. «Юный радиолюбитель». - М.: «Радио и связь», 1986.
-
Галагузова М.А., Комский Д.М. «Первые шаги в электротехнику». - М.: «Просвещение», 1984.
-
Иванов Б.С. «Электроника в самоделках». - М.: «Просвещение»,1995.
-
Китаев В.Е. «Электротехника с основами промышленной электроники». Учебник для ПТУ. - М.: «Высшая школа», 1985.
-
Лапина И.Я. «Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики». Книга для учителей. - М.: «Просвещение», 1985.
-
Программа. «Творчество учащихся». М.: «Просвещение», 1995.
-
«Справочное пособие по электротехнике и основам электроники» / Под ред. Проф. А.В. Нетушила. - М.: «Высшая школа», 1986.
-
«Справочник радиолюбителя-конструктора». - М.: «Радио и связь», 1983.